Психологический анализ урока
Психологический анализ урока проводится с целью получить ответ на вопрос: все ли возможности использовал учитель для развития личности каждого ученика? Урок проводится не ради самого урока, а с целью воздействия на личность учащегося, т.е. на учебном содержании средствами предмета формируются интеллектуальные, моральные, волевые качества. Изменение в структуре личности происходит лишь в том случае, если ученик действует по внутреннему побуждению (не ругать за лень, а стимулировать познавательную активность и интерес, не наказывать за невыполнение требований, а организовывать деятельность так, чтобы требования учителя стали внутренним побуждением самих учащихся). Обращается внимание на организацию познавательной деятельности учащихся. Ведущими процессами познавательной деятельности являются мышление и воображение. Необходимые условия продуктивной работы мышления и воображения: а) организация восприятия и памяти; б) создание установки на учение и организацию внимания.
План психологического анализа урока Анализ деятельности педагога. 1.1. Информационная функция преподавателя. 1.1.1. Объяснение нового материала (точность, логичность, умение выделить главное, доступность, опора на прежний опыт учащихся, связь с другими предметами, с практикой). 1.1.2. Умение прогнозировать усвоение информации учащимися. 1. 2. Перцептивная функция преподавателя. Умение воспринимать психическое состояние учащихся (активное состояние, утомление, тревогу, неуверенность, раздражительность, апатию). 1.3. Коммуникативная функция преподавателя. Проявление общения (педагогический такт, выразительность речи, мимика, умение устанавливать контакт).
1.4. Организаторская функция преподавателя. 1.4.1. Организация преподавателем собственной деятельности на протяжении всего урока. 1.4.2. Организация индивидуальной и коллективной познавательной деятельности учащихся, поддержание дисциплины на всех этапах занятия. 1.5. Функция контроля. 1.5.1. Способы контроля усвоенной информации. 1.5.2. Объективность оценок, даваемых учителем. 1.5.3. Своевременность оценок, даваемых учителем. 1.5.4. Разнообразие форм оценок. 1.5.5. Особенности самоконтроля учителя. 2. Анализ деятельности учащихся. 2.1. Организация внимания учащихся. 2.1.1. Достаточно ли быстро (1 – 2 мин, до 5 мин) учитель овладел вниманием класса? 2.1.2. Какие приёмы и средства использовал учитель для привлечения и сосредоточения внимания учащихся? 2.1.3. Были ли на уроке невнимательные ученики (процент невнимательных учащихся)? 2.1.4. Причины невнимательности. 2.1.5. На какой минуте урока наступает понижение уровня внимательности? 2.2. Организация учителем восприятия учебного материала. Какими средствами и приёмами учитель активизировал восприятие (логическая структура изложения, смысловое расчленение, выделение основных положений, практическая значимость, наглядность)? 2.3. Активизация памяти учащихся. 2.3.1.Чем стимулировалось запоминание материала (наглядные средства, опорные сигналы, использование образов, сравнений, последовательность, логичность изложения, эмоциональность)? 2.3.2. Что сделал педагог, чтобы учебный материал был удобен для восприятия? 2.4. Активизация мышления учащихся. 2.4.1. Как педагог организовывал мышление учащихся и чем стимулировал его творческий характер (проблемное изложение, постановка вопросов учащимися, поиск учащимися противоречий в изложенном материале и т.д.)? 2.4.2. Какие приёмы умственной деятельности использовали учащиеся на уроке (анализ, сравнение, выделение существенных признаков, обобщение, классификация, вывод и др.)?
2.4.3. Какие качества ума формировались на уроке (самостоятельность, критичность, гибкость, быстрота мысли, глубина ума, широта ума)? 2.4.4. Какие качества ума проявились на уроке (самостоятельность, критичность, гибкость, быстрота мысли, глубина ума, широта ума)? 2.5. Организация воображения учащихся. 2.5.1. Были ли на уроке ситуации, требовавшие активизации воображения? 2.5.2. Какой вид воображения проявлялся на уроке (воссоздающее, творческое)? 2.5.3. Как учитель стимулировал проявление творческого воображения? 2.6. Отношение учащихся к уроку. 2.6.1. Характер отношений (положительный, отрицательный, безразличный, заинтересованный). 2.6.2. Устойчивость отношения учеников к уроку (к разным этапам урока). Тема 5 Методика планирования учебно – воспитательного процесса по ОБЖ Цель: изучить цели планирования; требования, предъявляемые к планированию учебно – воспитательного процесса по ОБЖ; научиться анализировать учебные планы разных видов, осуществлять календарно-тематическое планирование. Раздаточный дидактический материал: таблица «Календарное планирование по ОБЖ», тематические планы, конспекты уроков различных видов.
Литература 1. Основы безопасности жизнедеятельности. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 128 с. 2. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 106 с. 3. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5 -11 классы: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004. – 89 с. 4. Учебники по ОБЖ для средней школы. 5. Методические пособия. Глоссарий Календарный план – документ, определяющий оптимальные сроки и последовательность изучения разделов программы по ОБЖ в течение учебного года. Тематический план – документ, определяющий систему работы учителя и учащихся при изучении раздела (темы) программы. Содержит количество часов отводимых на изучение темы, формы организации учебного процесса, средства обучения. Тематический план помогает учителю следить за своевременным и полным выполнением программы.
Поурочный план – документ, определяющий основное содержание и методику проведения конкретного урока; характеризует систему работы учителя и учащихся в ходе урока; способствует реализации учебно-воспитательных задач урока. Теоретическая информация Управление процессом обучения, контроль и анализ эффективности работы учителя невозможны без планирования. Учителю необходимо планировать и тщательно продумывать каждый элемент предстоящего урока, своей деятельности на нём. Помимо этого необходимо также планировать деятельность учащихся при обучении. Планирование работы учителя – это основа научной организации процесса обучения. Учитель разрабатывает следующие виды планов: календарный (календарно – тематический, перспективно – календарный), тематический, поурочный. Процесс обучения состоит из следующих взаимосвязанных этапов:
Планирование учителем работы – основа научной организации процесса обучения. При планировании достигаются следующие цели:
Самостоятельная работа
Таблица 9
Комплексное календарно - тематическое планирование на _________ уч.год (по В.Н.Латчуку, 2004, с изменениями)
При составлении тематического плана определяются требования к знаниям и умениям учащихся по указанной теме, согласованные с содержанием образовательного стандарта и с требованиями программы. Работа над составлением тематического плана включает следующие этапы: 1) выявление учебно – воспитательных задач темы; 2) определение содержания учебного материала по программе и учебнику; 3) подбор методической и специальной литературы по теме, составление библиографического списка; 4) выделение связей материала темы с другими темами и предметами; 5) распределение учебного материала по урокам согласно учебным часам, отведённым программой на изучение темы;
6) определение вида учебного занятия; 7) постановка дидактических задач к каждому уроку, конкретизация формируемых знаний, умений и навыков; 8) конкретизация методов и методических приёмов обучения 9) составление списка учебного оборудования; 10) определение домашнего задания; 11) определение форм и методов контроля. Таблица 10
Перспективное календарное планирование по ОБЖ (5 класс)
*В колонке «Примечания» указывают изменения в перспективном календарном планировании (порядок изучения тем, количество часов на изучение разделов и тем). План работы 1. Виды планирования образовательной области ОБЖ. 1.1. Анализ и обсуждение вариантов планирования учебно-воспитательного процесса по обучению ОБЖ: календарного, комплексного тематического, перспективного календарного. 1.2. Изучение структуры и содержания поурочных планов. 1.3. Формулировка вывода о роли планирования в организационной работе учителя. 2. Методика преподавания. Составление тематического плана учебной темы (определяет преподаватель).
Таблица 11
Календарно – тематический план раздела «_________» (___ класс)
Отчётное задание. Тематический план (выполняется на листе А-4 в альбомном варианте). Тема 6 - 7 Методика поурочного планирования Цель: изучить требования, предъявляемые к планированию урока; проанализировать структуру различных видов поурочных планов. Раздаточный дидактический материал: образцы конспектов уроков по ОБЖ.
Литература 1. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 106 с. 2. Латчук В.Н., В.В.Марков, А.Г.Маслов. Методические пособия (5 – 9 класс): Поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2004. 3. Попова Л.П. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 5 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с. 4. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 класс: поурочные планы. Волгоград: Учитель, 2006. – 133 с. 5. Учебники по ОБЖ для средней школы.
Глоссарий Учебный метод – способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися. Учебное задание – установленный учителем объём работы по самостоятельному изучению какого – либо вопроса; может быть индивидуальным и групповым. Целеполагание в образовании - сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от педагогической ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с обучаемыми. Цель – результат взаимодействия учителя и обучаемых, формируемый в сознании педагога в виде обобщённых мысленных представлений, в соответствии с которыми затем отбираются и соотносятся между собой все остальные компоненты педагогического процесса. Задача урока – модель жизненной конкретной практической ситуации, создаваемая учащемуся с целью формирования у него умений использовать теоретические знания в практической деятельности. Структурно – логическая схема урока – план хода урока, записанный в виде таблицы, отражающий перечень и очерёдность этапов урока, основные вопросы содержания, расположенные в логической последовательности, методы и средства обучения.
Теоретическая информация Конспект урока составляется на основе тематического планирования и представляет конкретную программу организации деятельности учителя и учащихся. Планирование урока – проявление творческой деятельности учителя, в которой реализуются его научно-методические взгляды, мастерство, оригинальность в структурировании учебного процесса. Существует несколько вариантов учебных планов (Приложение 2, таблица 12). Тем не менее, в поурочном плане учитываются: конкретные условия работы в данном классе, вопросы и задания, которые будут предложены учащимся при проверке и закреплении знаний и умений; краткое содержание нового материала; перечень демонстраций с указанием их места в структуре уроке; методы работы учителя и учащихся по достижению комплекса учебно – воспитательных задач урока. Задачи урока обязательно планируются, исходя из системы долгосрочных целей обучения ОБЖ, и реализуются на определённом этапе урока. Необходимо стремиться к тому, чтобы учебные задачи совпадали с интересами учащихся, органично вплетались в канву урока и ненавязчиво формировали у учащихся требуемые качества, нравственные критерии, отношение к жизненным ценностям. Необходимо помнить, что в этих вопросах главное – постепенность. Каждый урок должен укладывать свой «кирпичик» в фундамент интеллекта, кругозора, знаний и умений учащихся. Только систематическое, целенаправленное воздействие, личный пример учителя приводят к достижению цели. Образовательные задачи Словесные клише формулировок образовательных задач: сформировать первичное (начальное) представление о …; расширить представление о …; обеспечить усвоение …; сформировать понятие …; развить понятие …; обобщить (систематизировать) знания …; углубить знания о …; создать условия для формирования специальных предметных умений и др. Развивающие задачи предполагают общее интеллектуальное развитие обучаемых, формирование свойств личности, адекватных процессу обучения. Образцы словесных клише формулировок развивающих задач. 1. Развивать умения: · выделять главное; · анализировать; · делать обобщение и выводы; · формулировать задачи деятельности, вопросы, ответы; · принимать самостоятельные решения; · контролировать свои действия; · применять полученные знания на практике. 2. Формировать профессиональный интерес к … 3. Содействовать развитию личностных качеств учащихся (воли, целеустремлённости, аккуратности, ответственности). 4. Содействовать развитию специальных способностей. Воспитательные задачи призваны формировать у учащихся нравственные, личностные качества. На занятиях по ОБЖ создаются условия для повышения уровня общей культуры обучаемых. Примеры формулировок воспитательных задач: · продолжить формирование научного мировоззрения; · осуществлять патриотическое, правовое, экологическое, гигиеническое, физическое, нравственное, эстетическое воспитание; · продолжить формирование активной жизненной позиции, воспитывать инициативу и самостоятельность.
Самостоятельная работа 1. Проанализируйте методические пособия по проведению уроков ОБЖ. 2. Приведите и запишите примеры рекомендаций по проведению различных этапов урока (таблица 12). Таблица 12
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|