Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие понятия «здоровый образ жизни» на разных этапах обучения ОБЖ




 

Основная средняя общеобразовательная школа Средняя (полная) общеобразовательная школа
5кл 6кл 7кл 8кл 9кл 10кл 11кл
             

 

2. Определите систему гигиенических понятий и умений, формируемых в 8 классе на уроках биологии. Данные анализа оформите в таблицу 19.

Таблица 19

Гигиенические знания и умения программы по биологии

(раздел «Человек», 8 класс)

№ п/п Тема раздела Гигиенические Воспитательный эффект (ценностные психологические установки)
знания (понятия) умения
         

 

3. Сравните содержание и объем знаний о здоровом образе жизни, формируемых на уроках ОБЖ и в 8 классе на уроках биологии. В чем вы видите качественное отличие в подходах к формированию у учащихся основ здорового образа жизни при изучении разных школьных предметов?

4. Докажите, что при формировании знаний о здоровом образе жизни реализуются развивающие и воспитывающие функции обучения.

5. В чём вы видите особенности методики формирования знаний о здоровом образе жизни на уроках ОБЖ?

Примечание: к занятию из числа студентов выбирается «учитель», который будет проводить тренировочный фрагмент урока.

 

План работы

1. Обсуждение теоретических вопросов.

1.1. Характеристика содержания понятия «здоровый образ жизни» ОО ОБЖ (5 – 11 класс).

1.2. Определение обучающих, развивающих, воспитывающих задач раздела «Здоровый образ жизни» программы ОО ОБЖ.

1.3. Установление межпредметных связей между предметами ОБЖ и «Биология» (8 класс).

1.3. Определение на основе содержания понятия «здоровый образ жизни» основных специальных (предметных) и интеллектуальных умений, которыми должны овладеть обучаемые.

2. Методика преподавания.

2.1. Разнообразие средств обучения валеологического содержания. Анализ таблиц, санитарно-гигиенических листовок и брошюр. Обсуждение возможности использования художественных произведений, репродукций картин, фотографий при формировании убеждения в необходимости соблюдения гигиенических требований. Моделирование содержания таблиц гигиенического содержания.

2.2. Характеристика интеллектуальных умений и определение способов их формирования на уроках ОБЖ.

Дедуктивное объяснение. Какого рода задания потребуют от школьников дедуктивного объяснения гигиенических норм поведения?

Индуктивное объяснение: характеристика фактора, оказывающего воздействие на организм человека (его признаки, свойства и другие особенности); установление механизма воздействия на органы; определение изменений, происходящих в строении органа (в органах); характеристика функционального состояния измененного органа; определение категории фактора (укрепляющий или ослабляющий здоровье); формулировка гигиенических требований. Составьте для школьников задания, требующие индуктивного объяснения гигиенических норм поведения.

2.3. Обсуждение вариантов включения в урок гигиенических правил (требований), задач, других заданий (приложения 9,10).

2.4. Обоснование возможности организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся при изучении ими основ гигиены человека. Организация индивидуальной работы, работы в группах. Осуществление дифференцированного подхода при организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ.

3. Внеурочная и внеклассная работа при изучении основ здорового образа жизни.

4. Разработка конспектов уроков по формированию понятий «факторы, укрепляющие здоровье», «факторы, ослабляющие здоровье».

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

В. В. Маяковский

Я счастлив

Граждане, у меня

огромная радость.

Разулыбьте

сочувственные лица,

Мне обязательно

поделиться надо,

Стихами хотя бы

поделиться.

Я сегодня дышу, как слон,

походка моя легка.

Стал вынослив и работоспособен,

как лошадь

или даже трактор.

Голова снаружи всегда чиста,

а теперь чиста и изнутри.

Сообщаю, граждане, я

сегодня - бросил курить.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Пословицы и поговорки о здоровье

- Здоровье не купишь, его разум дарит

- Здоровье всему голова, всего дороже

- Здоровье входит золотниками, а выходит пудами

- Здоровый человек смотрит обоими глазами, работает обоими руками

О болезни

- Горьким лечат, а сладким калечат

- Застарелую болезнь трудно лечить

- И собака знает, что травой лечатся

- Не поддавайся, не ложись, а сляжешь – не встанешь

- Нездоровому всё немило

- Самого себя лечить - только портить

О вреде алкоголя

- Тот себе вредит, кто в рюмку глядит

- Где больше пьют, там больше и болеют

- Выпьешь вина, так убавишь ума

- Где опьянение, там и преступление

О вреде никотина

- Табак – человеку злейший враг

- Кто сигарету берет, того рак не обойдет

- Матери курить – дитя губить

- Закуривший не мужает, а увядает

- Курит в семье глава – у всех болит голова

- Человек сильнее табака, может бросить курить наверняка

О продуктах питания

- Обед без овощей – праздник без музыки

- Морковь прибавляет кровь

- Зелень на столе – здоровье на сто лет

- Там где нет мяса, свекла герой

- Лимонный сок – сок благословения

- Кто ест виноград, тот пьет сгущенное солнце

- Хлеб да капуста лихого не допустят

- Лук от семи недуг

- Лук да баня все правят

- Лакомств тысяча, а здоровье одно

О питании и пищеварении

- Ешь правильно и лекарство ненадобно

- Хорошо прожуешь – сладко проглотишь

- Сладко естся, так плохо спится

- Много есть, невелика честь

- Спеши на работе, а не за едой

- Мы живем не для того, чтобы есть, мы едим для того, чтобы жить

- Ешь да не жирей – будешь здоровей

- Ужин не нужен, был бы обед

- Существуют три стадии полноты: при первой человеку завидуют, при второй смеются, при третьей жалеют (французская поговорка)

- Ешь калачи, да поменьше лопочи (когда я ем, то глух и нем; когда я кушаю, то никого не слушаю)

О гигиене зубов

- Вечером чистят зубы для здоровья, а утром для красоты

- Чистый рот враг болезней

О гигиене кожи

- Нет на свете прекрасней одежи, чем бронза мускулов и свежесть кожи (В. В. Маяковский)

- Нет плохой погоды, есть плохая одежда (английская поговорка)

- Чистая вода для хвори беда

- Который день паришься, тот день не старишься (когда б не баня, все бы мы пропали)

- Куда часто заглядывает солнце, там редко бывает врач

- В чистом доме много врагов болезни

Отчётные задания.

1. Методическая разработка урока (или фрагмента) по формированию гигиенических понятий.

2. Пословицы, поговорки, стихи, отрывки из художественных произведений, репродукции картин, пропагандирующие здоровый образ жизни.

3. Ксерокопия методической разработки по гигиеническому воспитанию с методическим анализом.

 

Тема 12

Методика изучения раздела «Основы медицинских знаний»

Цель: сформировать представление о системе знаний и умений по оказанию доврачебной помощи, формируемых у учащихся в процессе обучения ОБЖ; обобщить методические рекомендации по формированию у учащихся готовности оказывать доврачебную помощь.

Оборудование: манекен, бинты, шины, печатные таблицы.

Литература

  1. Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: Методическое пособие. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008. – С.56 -57.
  2. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: факультативный курс. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.
  3. Основная литература.

Глоссарий

Умение – результат овладения новым действием, основанном на каком-либо правиле, знании.

Навык – действие, сформированное путём многократного упражнения, характеризующееся высокой степенью усвоения – отсутствием сознательного контроля за порядком и правильностью выполнения операций; умение, доведённое до автоматизма.

Метод упражнения – целенаправленное повторение действий с целью усвоения и совершенствования способа их выполнения.

Теоретическая информация

Метод упражнения включает объяснение, показ преподавателем приёма (или действия), тренинг.

Объяснение соответствует начальному этапу формирования умения. Учитель должен назвать цель и значение формируемого умения; актуализировать знания, на основе которых формируется умение. Демонстрация преподавателем образца умения (навыка), действия или приёма. Поэтапная демонстрация приёмов (действий), сопровождающаяся объяснением особенностей его выполнения, а так же последствиями ошибочных действий, в следующей последовательности: действие полностью в нормальном темпе, затем по элементам и приёмам с кратким пояснением. При этом преподаватель стоит так, чтобы учащиеся могли хорошо видеть выполнение действия, элемента или приёма от начала до конца. В старших классах показ может быть заменён чётким предписанием выполнения действия в виде пошагового алгоритма – инструкции.

Разучивание приёмов и действий. Если приём несложен и доступен для выполнения, то после объяснения и показа его разучивают в целом. Если приём сложный, то он подразделяется на этапы и разучивается подетально. Темп выполнения вначале замедленный, затем повышается до нормативного. После того как учащиеся начнут выполнять все элементы правильно и в нужном темпе, переходят к выполнению действий приёма в целом.

Тренировка - самостоятельные и систематические упражнения; сознательное и многократное повторение приёма и действия в целом в различных условиях:

а) в обычной ситуации;

б) на специальных учебных тренажёрах (моделирующих устройствах, манекенах);

обеспечивает их закрепление, развитие физических и специальных качеств (устойчивость к перегрузкам, укачиванию, кислородному голоданию);

в) в усложнённых условиях:

§ трудных исходных положениях;

§ с максимальной быстротой и точностью выполнения в ограниченное время;

§ в ограниченном пространстве;

§ при изменении условий (недостаточности видимости, средств защиты);

§ при различных состояниях организма, затрудняющих действие;

§ в состоянии утомления (после физической нагрузки);

§ при временном исключении или ограничении зрительного самоконтроля;

§ в состоянии значительного эмоционального напряжения (игровой и соревновательной деятельности).

Условия успешного применения метода упражнения:

- профессионально-педагогическое мастерство преподавателя (знания, способности, педагогическая техника);

- формирование сознательного отношения обучаемых к выполнению приёма (действия);

- правильное распределение упражнений во времени. Непрерывное выполнение упражнения приводит к утомлению и снижению познавательного интереса. Длительные перерывы между упражнениями замедляют выработку навыка. Это - систематичность, последовательность, изменение и постепенное усложнение условий выполнения упражнения;

- повышение самостоятельности учащихся, воспитание у них навыков самоконтроля и самооценки;

- внесение элементов состязательности для активности и интереса учащихся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...