Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды заданий для работы учащихся в тетради ОБЖ




(название раздела программы, __ класс)

 

Тема урока Вид задания Содержание задания Формируемые
знания умения
         

 

3. Повторите возрастные особенности восприятия графической и текстовой информации.

4. Ознакомьтесь с планом аудиторного занятия. Подберите к заданию 3 «Микропреподавание» (пункты 3.1. – 3.2, 3.3, 3.4, 3.5) различный по содержанию теоретический материал для записи в тетради и на доске (на выбор студента). Подготовьтесь к тренировочному проведению фрагмента урока.

 

План работы

1. Проверка теоретических знаний.

1.1. Роль рабочей тетради в формировании знаний, умений, познавательных способностей обучаемых.

1.2. Возрастные особенности восприятия текстовой и графической информации на доске.

2. Рабочая тетрадь по ОБЖ на печатной основе.

Рабочая тетрадь для учащихся по ОБЖ. (к учебникам под редакцией Ю.Л.Воробьёва). Структура тетради. Содержание заданий. Умения, формируемые при работе с тетрадью на печатной основе (Таблица 16).

Таблица 16

Разнообразие заданий рабочей тетради к учебнику ОБЖ (__ класс)

 

Вид задания Содержание задания Развиваемые в процессе выполнения задания
умения познавательные способности
     

 

3. Микропреподавание. Оформление доски. Разработка макета доски. Организация записи в школьной тетради.

3.1. Организация записи даты, темы и плана урока. Записать на доске дату, тему, план урока, одновременно комментируя работу.

3.2. Организация записи цифрового материала. Определите тему урока. Записать на доске: а) набор хронологических дат; б) перечень цифровых данных; в) математических вычислений. Работу одновременно комментировать (макет доски - лист формата А-4).

3.3. Организация записи текстового материала. Определите тему урока. Записать на доске, одновременно комментируя, несколько специальных терминов. Продиктовать для записи вывод, обобщение по уроку (макет доски - лист формата А-4).

3.4. Организация составления схем. Определите тему урока. Составьте и заполните, одновременно комментируя, схему последовательности процессов (явлений). Составьте и заполните в ходе комментирования структурно-логическую схему. Представьте образцы разработанных схем на доске (макет доски - лист формата А-4).

3.5. Определение и записывание главного на доске. Определите тему урока. Проанализируйте статистический и теоретический материал, выделите главные понятия, факты. Представьте отобранный материал на доске (макет доски - лист формата А-4).

3.6. Разработка опорного конспекта в виде развёрнутого плана, в виде логической схемы, в виде таблицы (тема урока на выбор студента). Макет доски - лист формата А-4.

4. Проведение фрагмента урока с использованием опорного конспекта.

При выполнении заданий необходимо:

  • выполнять требования культуры работы у доски;
  • учитывать психологические особенности восприятия текстовой и условно-графической информации на доске учащимися;
  • соблюдать темп ведения записей;
  • чётко и аккуратно вести записи на доске;
  • распределять внимание при одновременном комментировании записей на доске.

Отчётное задание:

  1. План - конспект урока с использованием опорного конспекта.
  2. Макеты доски (лист формата А - 4) к заданиям 3.1. – 3.2., 3.3, 3.4, 3.5. Темы уроков выбираются студентами самостоятельно.

 

Тема 9

Методика разработки развёрнутого конспекта урока

Цель: научиться моделировать урок: определять учебно-воспитательные задачи, методы обучения; разрабатывать макро- и микроструктуру урока; планировать активную познавательную деятельность учащихся.

Раздаточный дидактический материал: поурочные планы, конспекты уроков.

Литература

1. Основная: школьные учебники и программы по ОБЖ.

2. Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий/ авт. – сост. Л.А.Тётушкина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 238 с.

3. Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. – М.: КАРО, 2008. – 160 с. (Серия уроки для педагогов).

 

Глоссарий

Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности учащихся, их познавательной деятельности.

Активизация учебной деятельности – совокупность мер, предпринимаемых с целью интенсификации и повышения активности учебной деятельности. Осуществляется по трём направлениям:

а) педагогическое – использование форм и методов обучения, стимулирующих познавательные интересы;

б) социально – психологическое – организация межличностного общения в учебной группе, которое способствует состязательности и взаимообучению её членов, поощрение индивидуальных достижений со стороны педагога и группы;

в) социально – экономическое – повышение личной социальной и экономической заинтересованности в более высоких результатах учебной деятельности.

Активные методы обучения – методы, направленные на максимальное повышение уровня познавательной активности учащихся и побуждающие к учению. Строятся на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения учебной проблемы.

Теоретическая информация

Структура урока разрабатывается в соответствии с его логикой, задачами и типологией. Построение урока базируется на закономерностях процесса обучения:

1. Формирование и развитие понятий, умений.

2. Неоднократное повторение содержания знаний и умений. Форма повторения может быть различной в зависимости от целей урока и его содержания.

3. Организация систематического и планомерного контроля качества обучения.

Главный критерий качества урока – достижение целей урока, обученность учащихся. Базируясь на требованиях современной дидактики, урок ОБЖ имеет свои особенности, связанные со спецификой изучаемого материала.

1. Приоритетной задачей обучения ОБЖ является формирование личности безопасного типа поведения (далее ЛБТП), успешно применяющей на практике алгоритм безопасного поведения «предупреждение – защита - помощь». Уроки ОБЖ должны иметь максимально возможную практическую направленность, быть личностно ориентированными. При формулировке задач урока особое внимание должно быть сосредоточено на определении умений и навыков, которые необходимо сформировать на данном уроке.

2. Планируя урок, учитель ОБЖ, прежде всего, опирается на практические методы обучения, при которых учебную информацию и необходимые умения и навыки учащиеся получают в ходе самостоятельной работы. В практике преподавания ОБЖ применяются методика решения ситуационных задач, методика АКС, методика валеологического самоанализа.

3. Большое значение имеет подбор учебного материала. Учителю следует чаще применять краеведческий материал, используя средства массовой информации.

4. Уроки ОБЖ имеют большой воспитательный потенциал – воспитание патриотизма, гражданственности, интернационализма, гуманизма и сострадания.

5. На уроках ОБЖ целесообразно проводить работу по аддиктивному поведению.

6. Большое внимание учитель ОБЖ на уроках должен уделять формированию здорового образа жизни школьников.

7. На уроке ОБЖ учитель комплексно использует разнообразные средства обучения, в т.ч. ТСО и мультимедиа.

Выбор методов обучения определяется:

ü принципами обучения;

ü целями и задачами обучения;

ü содержанием урока;

ü уровнем обученности учащихся;

ü возможностями материальной базы;

ü опытом работы педагога, его личностными качествами.

Умение подобрать оптимальный для данного урока систему методов обучения значительно повышает качество учебно-воспитательного процесса, позволяет учителю гарантированно достигать поставленной цели.

Урок – это итог творческой профессиональной работы учителя, поэтому его отличает целостность, единство содержания и формы, внутренняя взаимосвязь этапов и элементов, чёткая логика организации деятельности учителя и учащихся.

 

Самостоятельная работа

1. Повторите требования, предъявляемые к современному уроку ОБЖ, написанию конспекта урока.

2. Изучите методические рекомендации к поурочному планированию по ОБЖ.

3. Выберите тему программы и конкретного урока для разработки развёрнутого конспекта (по согласованию с преподавателем).

План работы

1. Обсуждение теоретических вопросов. Обоснование степени соответствия опубликованных конспектов требованиям, предъявляемым к современному уроку ОБЖ.

2. Методика преподавания.

2.1. Изучение памятки по написанию конспекта урока. Комментирование этапов подготовки к уроку:

а) ознакомление с программными требованиями; определение понятий и умений;

б) изучение содержания темы по базовым и альтернативным учебникам;

в) анализ содержания рисунков, вопросов, заданий, предлагаемых в учебниках; г) анализ методических рекомендаций по проведению урока в аспекте темы.

д) подбор оборудования.

е) подбор дополнительной специальной и методической литературы.

2.2. Разработка конспекта урока ОБЖ (тема урока предлагается преподавателем).

Структура развёрнутого конспекта урока:

1. Тема урока.

2. Цель урока.

1. Образовательные, развивающие, воспитывающие задачи урока

2. Методы обучения

3. Тип и вид урока

4. Структура урока (этапы урока обозначаются римскими цифрами)

5. План изучения нового материала (пункты плана обозначаются арабскими цифрами, отражают логику изложения изучаемого материала, не содержат элементов методики)

6. Оборудование

7. Литература для учителя

8. Литература для учащихся

9. Ход урока:

- подготовка учеников к восприятию нового материала; определение цели урока и познавательной задачи (что должны узнать, понять, чему научиться);

- организация восприятия и первичного осмысления материала;

- организация обобщения и запоминания учебного содержания.

- разработка домашнего задания

10. Страничка ученической тетради.

2.3. Оформление конспекта урока. Напишите конспект урока набело. Оформите титульный лист:

Конспект урока «___________» (класс _______)

Студента Ф.И.О. № группы …

Конспект может быть написан от руки или напечатан. В конспекте обязательно должны быть поля. Выделяйте речь учителя и речь учащихся. Предполагаемые в ходе беседы ответы учащихся записывайте полными предложениями, не допуская сокращения слов. На полях конспекта указывайте вид деятельности учителя (диктую, пишу на доске, вывешиваю или снимаю таблицу, демонстрирую прибор или СИЗ и т.п.). Проконтролируйте, все ли запланированные вами задачи выполнены, насколько эффективно использовано оборудование и разнообразна познавательная деятельность учащихся. Конспект закончите оформлением странички ученической тетради.

2.4. Подготовиться к проведению урока (или его фрагмента) в аудитории на следующем занятии. Примечание: к занятию из числа студентов выбирается «учитель», который будет проводить тренировочный урок.

Отчётное задание. Развёрнутый конспект урока.

 

Тема 10

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...