Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развенчание моральных предрассудков. Структура морали.




Есть нечто удивительное в том, как долго держится прогнившее, если его не потрясти как следует. Поколения за поколениями видят, как оно продолжает держаться, отвратительно притворяясь живым организмом, хотя жизнь и правда давно отлетели от него. И все из-за того, что люди неохотно бросают торные пути, чтобы вопреки лености и привычке к покою вступить на новую дорогу» (Т. Карлейл).

Большинство никогда не бывает право. Никогда, - говорю я! Это одна из тех общепринятых лживых условностей, против которых обязан восставать каждый свободный и мыслящий человек. [... ] Я намерен ниспровергнуть ту ложь, будто бы истина там, где большинство. Что это за истины, вокруг которых обыкновенно толпится большинство? Это истины, устаревшие настолько, что пора бы уж сдать их в архив. Когда же истина успела так устареть - ей недолго стать и ложью, господа. [... ] Истины, признаваемые ныне массой, толпой, - это те истины, которые признаны были передовыми людьми еще во времена наших дедушек. Мы, современные передовые люди, уже не признаем их больше истинами, и я не допускаю истины вернее той, что никакое общество не может жить здоровой жизнью, основываясь на таких старых, безмозглых истинах. (Г. Ибсен, «Враг народа»)

«Узость сознания есть социальное требование» (Ф. Кафка).

Обычай есть результат опыта прежних поколений в вопросе о том, что полезно и что вредно. Но приверженность к обычаю не имеет никакого отношения к опыту как таковому; она объясняется древностью, святостью, неприкосновенностью обычая. И эта приверженность всегда мешала делать новые опыты и исправлять обычаи, т. е. нравственность препятствовала возникновению новых лучших обычаев: она притупляла. (Ф. Ницше, Утренняя заря)

В последней части данной книги (не знаю тянет ли это на книгу, пока только 78 страниц, данного текста, скажем так) я развенчаю распространённые моральные предрассудки и мифы, которые используются как в качестве оправдания для попрания свободы так и для разжигания антиглобалистских настроений.

 

Но сначала рассмотрю сущность морали и её внутреннюю организацию. Само слово " мораль" означает с латинского " общепринятая привычка". То, что привычно – морально, непривычно – аморально. «Привычка свыше нам дана/ Замена счастию она» (А. С. Пушкин). Привычка формируется на основе опыта или направленной дрессировки (воспитания). Составляющие морали можно представить в виде иерархической структуры. Самым нижним и наиболее абстрактным слоем в этой модели выступают понятия добра и зла, они выводятся из миропонимания (поэтому мне пришлось начать демонтаж традиционных моральных норм с разбора фундаментальных вопросов). Следом идёт чуть более конкретный слой, который составляют ритуалы и понятия способствующие выживанию, получению благ или удовольствий. Последними идут личные вкусы и предпочтения. Каждый новый слой ограничен его предшественником. Поэтому если миропонимание, например, предписывало человеческие жертвоприношения у южноамериканских индейцев, т. к. считалось, что они помогают добрым богам побеждать злых, то они радостно и добровольно на них соглашались и детей своих приносили в жертву. Выбор сорта мороженого не конфликтует с нижележащим слоем, поэтому его никто не ограничивает, в отличие от выбора сексуальных практик. Или, например, почему веганы в целом более нетерпимы к мясоедам чем наоборот? Потому что у первых в основе более фундаментальная идея – эгалитарная (что слегка иронично: иерархия эгалитарной идеи! ), претендующая на объективность, а у вторых только личное предпочтение. Базовые понятия имеют приоритет над производными. Кроме того, слой, охватывающий получение благ и удовольствий сам тоже имеет свою внутреннюю иерархию. В основе лежит идея всеобщего блага в физиологическом плане, берущая свои корни в стадном мышлении и коллективизме. За ней следует всеобщее благо в плане коллективных чувств и эмоций – общественное мнение. Затем только следует физиологическое благо и комфорт индивида. И последним идёт удовольствие отдельной личности. Точно так же, базовые понятия имеют приоритет над произвольными. Исходя из этой иерархии рассчитывается " правильность/неправильность" индивидуальных ощущений. Самым одобряемым, таким образом, будет удовольствие которое приносит пользу всем/большинству. Далее будут идти нейтральные удовольствия. Затем удовольствия получаемые за счёт эмоциональных страданий других и последними удовольствия получаемые за счёт физических страданий (убийства). Удовольствия за счёт эмоциональных или физических страданий и убийства, в свою очередь имеют собственную иерархию: сначала (в порядке возрастания приоритета) идёт убийство простейших организмов, насекомых, потом идут какие-нибудь примитивные рыбы и птицы, следом в роли жертвы выступают млекопитающие и другие высшие животные, за ними идут те высшие животные которые считаются " милыми", потом обезьяны, затем представители своего биологического вида, то бишь люди, и, наконец, те люди, которые считаются " милыми". В данном случае имеются ввиду страдания испытываемые людьми, даже если фактически страдают другие биологические виды.

Примерно так устроена прошивка среднего биологического бота.

Поэтому, например, убийство жука никого особо не волнует, убийство коровы оправдывается физиологической потребностью, а убийство кошки не оправдывается потому что она милая. Представление о «милости» может варьироваться в зависимости от конкретной культуры, например для корейцев и китайцев есть собак и кошек нормально (это сейчас они перестают под влиянием европейской культуры), для мусульман свинья слишком грязная и отвратительная чтобы даже есть, а европейцам норм, у индусов корова священна, а в Юго-Восточной Азии всяких жуков едят. В соответствии с той же прошивкой убийство во имя родины или каких-то «высоких» идеалов может быть подвигом, убийство ради денег может осудят, но поймут, а убийство ради удовольствия вызовет наибольшее осуждение. Так же убийство «милого» животного ради «всеобщего блага» или пропитания слабее подорвёт пуканы чем ради эстетики или удовольствия. В соответствии с этой же иерархией понятий нейтральное получение удовольствия или потребление ради физиологических нужд будет восприниматься филистерами более приемлемым чем показное потребление вызывающее зависть или удовольствие оскорбляющие чувства вытекающие из более базовых идеалов. В сущности, конечно, мораль это ложь, и большинство просто стараются навязать свои иррациональные предубеждения.

 

Со временем данная " пирамида" немного просела, где-то немного накренилась, как старое гнилое строение, самый абстрактный уровень — " бога" — местами стало почти не видно, природа и общество всё ещё просвечивают, но тем не менее эти три несущие конструкции сохраняются. Задача диалектического имморализма состоит в том, чтобы снести старую систему и выстроить новую. Когда сносим три эти базовые " авторитета", вся остальная конструкция разросшаяся в химеру понятий, рушится следом. Итак, ранее эти понятия были развенчаны, а также показан переход от коллективного к индивидуальному. В сухом остатке мы имеем материальное бытие и индивида. Взять за основу индивидов не получится, ибо это подорвало бы объективный характер модели в силу их различия и вытекающих из этого противоречий. Поэтому за основу я беру объективное материальное бытие, которое может быть описано непротиворечиво, логически и диалектически. На этом стоит миропонимание. Данное бытие не является вечным абсолютом. Поэтому возможно его полное познание, что позволяет индивиду распоряжаться им по своему усмотрению. Соответственно далее идёт физический материальный индивид его благо и эгоистические желания. И только потом идёт общее благо. Общее складывается из индивидуального. Технический прогресс помогает такому обособлению индивида. Иерархия личного блага следующая: материальное имеет приоритет над " духовным", чувства и эмоции это собственность индивида, которой он свободно распоряжается. В оценке их " правильности" или " неправильности" отсутствует ориентир на чужие эмоции, а также на общее благо. Приоритет физического благополучия индивидов оставляем, т. к. индивид более базовое понятие в данном случае. Таким образом, чтобы проще было принять далее изложенное необходимо сперва согласиться с данной новой моделью.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...