Ключ к опроснику для выявления установок к управленческим ролям
№
| Руководитель
| Организатор
| Администратор
| Управленец
|
| а
| в
| б
| г
|
| в
| б
| г
| а
|
| в
| а
| г
| б
|
| б
| г
| в
| а
|
| б
| г
| а
| в
|
| в
| б
| а
| г
|
| а
| г
| б
| в
|
| б
| а
| г
| в
|
| г
| в
| б
| а
|
БЛАНК САМООЦЕНКИ «УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РОЛИ»
ФИО________________________ Дата_____________________
ИНСТРУКЦИЯ: определите, какая из четырех управленческих ролей Вам наиболее близка. Исходя из 100% (в сумме), проставьте в соответствующих овалах процентную долю по каждому из типов. Проценты необходимо распределить по нескольким ролям. Нежелательно поровну распределять проценты между всеми ролями или все 100% ставить напротив одной из ролей.
УПРАВЛЕНЕЦ анализирует сильные и слабые стороны организации и возможности рынка. Определяет стратегические направления развития организации и условия, при которых эти направления должны быть изменены. Устанавливает связи, определяет стратегическое партнерство.
ОРГАНИЗАТОР разрабатывает мероприятия по достижению целей. Проектирует бизнес процессы, организационные структуры. Решает задачи развития и модернизации. Проектирует взаимодействие между должностями и подразделениями. Разрабатывает технологические нормы, определяет процедуры контроля за их соблюдением.
АДМИНИСТРАТОР обеспечивает деятельность организации в режиме функционирования. Решает задачи обеспечения подструктур организации всевозможными ресурсами (время, финансы, люди, информация и др.) Контролирует использование ресурсов подчиненными. Оперативно перераспределяет сроки и ресурсы для выполнения поставленных задач.
РУКОВОДИТЕЛЬ направляет желания, мотивы, умения подчиненных и коллег. Отбирает, расставляет, обучает и мотивирует. Делится собственным опытом и адаптирует новых сотрудников. Урегулирует конфликты между коллегами и подчиненными. Распространяет формальные и неформальные ценности, нормы, традиции и ритуалы поведения.
ПРИМЕЧАНИЯ:
Приложение 7
ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ ВЕРЕВОЧНОГО КУРСА
Разминки и активности
Упражнение. Описание
| Разогрев
| Знакомство
| Телесный контакт
| Синхронизация
| Координация
| Доверие
|
«Мяч».Участники встают в круг, в руках у ведущего мяч. Ведущий называет свое имя, добавляет еще несколько слов о себе и кидает мяч другому участнику. Участник называет свое имя, добавляет несколько слов о себе и кидает мяч следующему и т.д. Дополнительные условия: мяч передается в произвольном порядке, но должен побывать у каждого только один раз
| +
| +
|
|
|
|
|
«Снежный ком».Группа располагается по кругу. Первый член группы должен назвать свое имя и отчество, следующий за ним повторяет имя и отчество предыдущего участника и затем называет свое имя и отчество. Задача каждого последующего участника назвать все уже упомянутые имена и представиться самому
|
| +
|
|
|
|
|
«Молекула».Упражнение проходит в энергичном темпе. Участники передвигаются по площадке. Они отдельные «атомы». Атомы находятся в броуновском движении: могут сцепляться и присоединяться друг к другу или отсоединяться. Задача всех участников образовать «молекулы». Молекулы состоят из двух, трех, четырех, пяти или шести атомов (так происходит разбивка на подгруппы)
| +
|
| +
|
|
|
|
«Зарядка».Участники встают в круг. Первый участник выходит на середину и показывает свое любимое упражнение. Остальные повторяют до тех пор, пока в круг не выйдет следующий
| +
|
|
| +
|
|
|
«Хвостики».Участники образуют две команды. Каждому участнику сзади закрепляется «хвостик» (свисающая до земли веревочка). Не трогая «хвостиков» руками, нужно «обесхвостить» команду противника
| +
|
| +
|
|
|
|
«Пальчики».Участники встают в круг и закрывают глаза. По сигналу ведущего все одновременно выбрасывают некоторое количество пальцев. Ведущий озвучивает результаты. Не договариваясь друг с другом, необходимо выбросить одинаковое количество пальцев за минимальное число попыток
|
|
|
| +
|
|
|
Продолжение
Упражнение. Описание
| Разогрев
| Знакомство
| Телесный контакт
| Синхронизация
| Координация
| Доверие
|
«Построение по росту (месяцу рождения, знаку зодиака и т.п.)».Ведущий приглашает одного добровольца из числа участников и просит его закрыть глаза, а остальных участников — сохранять молчание до конца игры. Задание добровольцу: за ограниченное время построить всю группу по выбранному критерию
| +
| +
|
|
| +
|
|
«Вавилонская башня».Участники делятся на две-три подгруппы. Каждой команде выдаются фишки определенного цвета (черные, белые, красные). Участники строят Вавилонскую башню, по очереди выкладывая по одной фишке каждого цвета. Выигрывает подгруппа, положившая последнюю фишку перед падением башни
| +
|
|
|
| +
|
|
«Ханойская башня».Перед участниками пирамида из колец, собранная на первом стержне, и два свободных стержня. Команде нужно переместить пирамиду на третий стержень. Разрешается использовать все стержни. За один раз можно переместить только одно кольцо. Не позволяется класть большее кольцо на меньшее
|
|
|
|
| +
|
|
«Разбитое зеркало».На столе лежат элементы квадратов («осколки зеркала») и рамка с двенадцатью ячейками. Команде необходимо уложить все детали в ячейки
|
|
|
|
| +
|
|
«Машина по выпечке пирожных».Участники встают двумя рядами друг напротив друга и выставляют перед собой согнутые в локтях руки (чередуя их) ладонями вверх. Один из участников помещается в начало «печи» и группа передвигает его к концу. В середине «пирожное» переворачивают
| +
|
| +
| +
|
| +
|
«Проходка».Участники встают друг за другом, кладут руки на плечи впередистоящего участника и закрывают глаза. Им необходимо дойти до определенного места, не открывая глаз и не разорвав цепочку. Варианты: 1) первого участника ведет тренер; 2) первый участник идет с открытыми глазами; 3) последний участник идет с открытыми глазами. Дополнительно можно вводить условие молчания
|
|
| +
| +
|
|
|
«Качание».Участники (страхующие) встают в круг, доброволец становится в центр круга и закрывает глаза. Доброволец начинает падение прямым корпусом в сторону любого страхующего, страхующий подхватывает его и возвращает в вертикальное положение. По мере готовности страхующие увеличивают диаметр круга
| +
|
| +
| +
|
| +
|
Продолжение
Упражнение. Описание
| Разогрев
| Знакомство
| Телесный контакт
| Синхронизация
| Координация
| Доверие
|
«Носики».Участники образуют пары и встают лицом друг к другу. Задание для пары: не сходя с места, потереться (соприкоснуться) носами. После этого каждый участник делает шаг назад и задание повторяется
| +
|
| +
|
|
|
|
«Чехарда».Участники образуют пары и встают в шеренгу (парами один за другим). Задание для пары: допрыгать «чехардой» до обозначенного места и вернуться назад, сцепившись руками спиной друг к другу
| +
|
| +
|
| +
|
|
«Человек к человеку».Участники образуют пары. Когда ведущий говорит, например: «Нос к носу» или «Локоть к локтю», — участники соприкасаются названными частями тела. Если ведущий говорит: «Человек к человеку», — участники меняют пары
|
| +
| +
|
| +
|
|
«Рыцарь, дракон и принцесса».Участники образуют две команды. Ведущий объясняет правила игры (рыцарь побеждает дракона, дракон похищает принцессу, а принцесса влюбляет в себя рыцаря) и показывает, как изображать рыцаря, дракона и принцессу. Каждая команда договаривается, какого именно персонажа они будут изображать, потом команды встают напротив друг друга и по сигналу ведущего одновременно показывают своего персонажа. Выигравшая команда получает очко, игра ведется до трех очков
| +
|
|
| +
|
|
|
«Веревка максимальной длины».Участники образуют две команды. Задание: используя любые подручные средства, одежду и прочее связать веревку максимальной длины
| +
|
|
|
| +
|
|
«Найди свою пару».Ведущий по очереди вызывает участников и показывает каждому карточку с изображением животного или предмета, при этом одна и та же карточка показывается двум участникам. По сигналу ведущего участники начинают перемещаться и, издавая характерные звуки или показывая характерные движения, искать свою пару. Возможен вариант игры с закрытыми глазами
|
| +
| +
| +
|
|
|
«Путаница».Участники встают в круг, вытягивают вперед руки и, зажмурившись, берут друг друга за руки. Задание: распутаться, не размыкая рук
|
|
| +
|
| +
|
|
«Хулахуп».Участники встают в круг и берутся за руки, на руке одного из участников обруч. Задание: все участники должны пролезть через обруч, не размыкая рук
|
|
| +
|
| +
|
|
Окончание
Упражнение. Описание
| Разогрев
| Знакомство
| Телесный контакт
| Синхронизация
| Координация
| Доверие
|
«Счет».Участники встают в круг и закрывают глаза. Задание: не договариваясь друг с другом, пересчитаться, не перебивая друг друга и не называя одно и то же число одновременно
|
|
|
| +
| +
|
|
«Четыре стороны света».Участники встают лицом к ведущему. По сигналу ведущего каждый участник прыжком поворачивается на 0°, 90° или 180". Задание: не договариваясь друг с другом, всем расположиться лицом в одну сторону за минимальное количество попыток
| +
|
|
| +
| +
|
|
«Магический круг».Участники встают в круг, каждый участник раскрытой кверху ладонью удерживает вертикально стоящий шест. Задание все участникам: параллельно друг с другом сделать полный оборот вокруг своих шестов, не уронив ни одного шеста
|
|
|
| +
| +
|
|
«Волшебная палочка».Участники встают в две шеренги лицом друг к другу и выставляют перед собой указательные пальцы, на которые ведущий кладет палочку. Задание: сохраняя постоянный контакт пальцев с палочкой, опустить палочку на один метр вниз
|
|
| +
|
| +
|
|
«Коленки».Участники образуют пары и встают спиной друг к другу. Задание для пары: одновременно подержать друг друга за коленки
| +
|
| +
| +
|
|
|
«Узелок на память».Каждый участник берется рукой за веревку (длиной около 10 м), рука «прилипает». Задание всем участникам: не отпуская веревки и не сдвигая рук, завязать в указанном месте веревки узел
|
|
| +
|
| +
|
|
«Слепая геометрия».Участники встают в круг и закрывают глаза. Каждый участник берется рукой за веревку (длиной около 10 м), связанную в кольцо. Задание всем участникам: не отпуская веревки, растянуть ее в форме треугольника / ромба / квадрата
| +
|
|
|
| +
|
|
«Низкие» упражнения
1. «Электрическая стена». Три столба, стоящие в вершинах треугольника (5 х 4 х 3 м), между столбами на высоте 1,3 м натянута веревка. Шест («электрический провод») длиной 2,5 м, способный выдержать на себе взрослого человека. Высота «стены» 1,3 м. Задание: выбраться из треугольника, огороженного «электрической стеной», не задев ее. В противном случае вся команда возвраща-
ется внутрь треугольника и упражнение начинается заново. В процессе решения задачи можно использовать шест.
2. «Канатоходец». Между двумя деревьями на высоте метра натянут трос,
соединяющий пункты А и Б. С деревьев свисают две веревки-«лианы».
Задание: переправиться по тросу из пункта А в пункт Б.
3. «Высокое бревно». Качающееся бревно подвешено на тросах. Под брев
ном лентами обозначена запрещенная область, отделяющая пункт А от пунк
та Б. Задание: перебраться через бревно из пункта А в пункт Б.
4. «Растяжка». Между тремя деревьями на высоте метра горизонтально
под углом натянуты два троса. Пункт А находится у вершины угла, пункт Б — в
противоположной стороне. Задание: в паре пройти по веревкам, опираясь на
партнера. При малейшем дисбалансе веревки раскачиваются.
5. «Зигзаг». На земле из жердей выложен «зигзаг», соединяющий пункты
А и Б. Задание: перебраться по «зигзагу» из пункта А в пункт Б. Возможен
вариант, когда часть участников идет с закрытыми глазами.
6. «Змейка». На земле веревками выложена «тропа», соединяющая пунк
ты А и Б. Имеются воздушные шарики по числу участников. Участники выст
раиваются «змейкой»: участник — шарик — участник — шарик и т.д. (шарики
зажаты между участниками). Задание: пройти «змейкой» по «троне», не уронив
шарики и не касаясь руками шариков и друг друга.
7. «Объемная паутина». Пространство между пунктами А и Б заполнено
объемной «паутиной». Задание: пробраться из пункта А в пункт Б, не коснув
шись нитей паутины.
8. «Семь печатей». На земле веревками выложена «тропа», соединяющая
пункты А и Б, над которой раскачиваются «мечи». На тропе разложены семь
«печатей». Задание: перебраться из пункта А в пункт Б, увернувшись от «мечей»
и собрав по дороге все «печати».
9. «Связанные ноги». Участники встают в шеренгу или круг и связывают
свои ноги с ногами соседей справа и слева. Задание: пройти из пункта А в пункт
Б по определенному маршруту или преодолев указанное препятствие.
10. «Слепыши». На земле лентами обозначены границы пунктов А и Б.
Между ними разбросано (развешано) несколько предметов (больше, чем участ
ников). Задание: пройти с закрытыми глазами из пункта А в пункт Б, по дороге
собрав все предметы.
11. «Тропа». На земле веревками выложена «тропа», соединяющая пункты
А и Б. Участники стоят цепочкой перед входом на «тропу». Задание: пройти по
«тропе» из пункта А в пункт Б, не разорвав цепочку. Участник, ступивший на
«тропу», не может сдвинуть ногу с места, пока не настанет его очередь переме
щаться.
Приложение 8
ПРИМЕР КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО КОМАНДООБРАЗОВАНИЮ СО ВСТРОЕННЫМИ МЕХАНИЗМАМИ САМОРАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Проблемная ситуация
Подразделение компании X длительное время работало с опорой на ценности «семейной» организационной культуры. В основе многих решений лежали скорее цели сохранения отношений и коллектива, чем цели рационального бизнес-ориентированного управления. Слияние компании X с другой организацией и ожидающийся рост подразделения привели к необходимости коренной трансформации существующей организационной культуры и внедрения новой «технократической» концепции управления.
Суть новой концепции управления заключается в обнаружении и использовании потенциала талантливых и ориентированных на бизнес-задачу сотрудников, готовых и способных действовать рационально и прагматично и сконцентрироваться на достижении амбициозных бизнес-целей.
Цели консультирования
1. Способствовать созданию системы эффективного (рационального) уп
равления рабочими процессами и минимизировать влияние личных эмоций на
принимаемые решения.
2. Определить способность и готовность сотрудников эффективно рабо
тать в рамках рационалистической концепции управления и транслировать ее
содержание своим подчиненным.
3. Мобилизовать потенциал перспективных сотрудников на достижение
бизнес-целей компании.
4. Содействовать развитию компетенций личной ответственности и само
стоятельности в отношении решений, принимаемых на том уровне управления,
к которому принадлежит сотрудник.
Задачи консультирования
1. Содействие руководителю подразделения в подготовке психологически
неотторжимых выступлений, направленных на трансляцию новой идеологии и
концепции управления.
2. Мониторинг изменений управленческих представлений сотрудников и
организационной культуры подразделения. Организация регулярной и досто
верной обратной связи от сотрудников относительно внедряемой идеологии.
3. Консультативное сопровождение мероприятия по внедрению новой уп
равленческой идеологии.
Исходные положения
1. Эффективно функционировать и повышать эффективность функцио
нирования в одно и то же время весьма проблематично, если вообще возможно.
2. Управление постоянно совершенствуется, если в систему функциониро
вания менеджмента встраиваются перманентно действующие механизмы про
изведения необходимых изменений.
3. Усовершенствования приживаются тем легче, чем в большей степени в
их планировании, разработке и внедрении участвуют заинтересованные сторо
ны (в особенности — ключевые фигуры).
4. Формы работ по произведению изменений должны быть социально не
отторжимыми (соответствовать национальным культурным образцам).
Планируемые результаты
1. Модель трансляции новой идеологии управления. Сформированный и впи
санный в деятельность подразделения механизм трансляции новой идеологии
управления. Детальное описание технологии подготовки и проведения проце
дур защиты проектов как центрального элемента системы трансляции.
2. Навыки командной работы. Техники и приемы командной работы, адек
ватные внутренней ситуации в командах. Пакет специализированных методи
ческих материалов для совместной и самостоятельной подготовки участников.
3. Проекты решений актуальных организационно-управленческих проблем.
Внутрикомандный «банк проблем» и «банк решений». Проекты решения кон
кретных и наиболее актуальных проблем. Планы реализации решений (с ответ
ственными лицами, сроками и результатами).
4. Мониторинг динамики отношения сотрудников к новой управленческой
идеологии. Описание ожиданий сотрудников относительно желаемой (идеаль
ной) концепции управления до запуска и после завершения проекта. Фиксация
и описание динамики отношений к внедряемой управленческой идеологии на
всех стадиях проекта. Рекомендации по совершенствованию системы трансля
ции новой идеологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: