Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рабочая программа. Учебного предмета. «физическая культура. 1-4 классы». Базовый уровень. Составитель рабочей программы. Старобешево, 2021 Г.




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТАРОБЕШЕВСКАЯ ШКОЛА №1»

АДМИНИСТРАЦИИ СТАРОБЕШЕВСКОГО РАЙОНА

РЕКОМЕНДОВАНО:   Решением педагогического совета   Протокол от «30» августа 2021 г. № 1     СОГЛАСОВАНО:   Заместитель директора по УВР _________ Т. Г. Робитнык    «31» августа 2021 г.       УТВЕРЖДЕНО:   Директор   ____________ Н. А. Юрьева   «31» августа 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Физическая культура. 1-4 классы»

(уровень начального общего образования)

 

Базовый уровень

Составитель рабочей программы

зам. директора по УВР

Робитнык Татьяна Григорьевна

 

 

Старобешево, 2021 г.

 

 


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету " Физическая культура", для обучающихсям 1-4 классов составлена на основании:

- Закона Донецкой Народной Республики " Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04. 03. 2016 № 111-IНС, от 03. 08. 2018 № 249-IНС от 12. 06. 2019 № 41-IIНС, от 18. 10. 2019 № 64-IIНС, от 13. 12. 2019 № 75-IIНС, от 06. 03. 2020 № 107-IIНС, от 27. 03. 2020 № 116-IIНС);

- Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07. 08. 2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП)),

- Основной образовательной программы начального общего образования МОУ   «Старобешевская школа №1» (утверждена приказом МОУ «Старобешевская школа №1» от 31. 08. 2021г. № 191),

- Примерная рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура». 1-4 классы / сост. Михайлюк С. И., Тюляева М. В. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 131 с.

 

В современном мире существенно нарастает осознание роли физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества. Забота о развитии физической культуры и спорта – важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

В соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «О физической культуре и спорте» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 24 апреля 2015 года № I-143П-НС), физическая культура является органической частью культуры, сферой деятельности, представляющей собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, совершенствования его двигательной активности, направленная на укрепление его здоровья и способствующая гармоничному развитию личности.

Учебный предмет «Физическая культура» является частью физического воспитания в целом, который направлен на решение приоритетных задач государства по повышению общего уровня здоровья нации, формированию ценностей здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.

Предметом обучения физической культуре в начальной общеобразовательной организации является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность. В сочетании с другими формами обучения – физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеурочной деятельности по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) – достигается формирование физической культуры личности.

1. 1. Нормативное обеспечение изучения
учебного предмета «Физическая культура»

Главная задача данного программного документа и нормативных документов – помочь педагогам организовать учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями:

· Закона Донецкой Народной Республики " Об образовании" (принят Постановлением Народного Совета 19 июня 2015 года, с изменениями, внесенными Законами от 04. 03. 2016 № 111-IНС, от 03. 08. 2018 № 249-IНС от 12. 06. 2019 № 41-IIНС, от 18. 10. 2019 № 64-IIНС, от 13. 12. 2019 № 75-IIНС, от 06. 03. 2020 № 107-IIНС, от 27. 03. 2020 № 116-IIНС);

· Закона «О физической культуре и спорте», утверждённым постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 24. 04. 15 г. №I-143П-НС;

· Закона «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения, утверждённым постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 10. 04. 15 г. №I-123П-НС;

· Указа Главы Донецкой Народной Республики «О Государственном физкультурно-спортивном комплексе «ГТО» Донецкой Народной Республики», с целью поэтапного внедрения Государственного физкультурно-спортивного комплекса (ГФСК «ГТО ДНР») в образовательных организациях Донецкой Народной Республики в рамках воспитательной работы и совершенствования физической и спортивной подготовки обучающихся от 16 сентября 2016 г. №304;

· Концепции формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённой Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённой приказом Министерства образования и науки №843 от 03. 08. 2016;

· Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, разработанная и утверждённая совместным приказом Министерства молодёжи, спорта и туризма № 94 от 22. 06. 2015г. и Министерства образования и науки №322 от 17. 07. 2015г.;

· Концепции развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённой Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики 16. 08. 2017 г. № 832;

· Концепции развития инклюзивного образования в Донецкой Народной Республике, утверждённой приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 11. 04. 2018 г. № 318;

· Государственного образовательного стандарта начального общего образования Донецкой Народной Республики, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07. 08. 2020 г. № 119-НП (в ред. Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 июня 2021 г. № 78-НП);

· Примерной основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (утверждена приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13. 08. 2021г. № 682);

· Лях В. И. Физическая культура 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2013. – 134 с.

· Лях В. И., Физическая культура. 1-4 классы. Методические рекомендации ФГОС. Издательство: Просвещение, 2019 г. Серия: Школа России (ФГОС).

1. 2. Общая характеристика учебного предмета

Примерная программа по учебному предмету «Физическая культура» 1-4 классы для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования разработана на основе программ по физической культуре:

· Примерная программа учебного предмета «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 20 сентября 2016 г. № 3/16) Москва – 2016г.

· Авторская программа «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-4 классов»/ В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2012.

Примерная программа выполняет две основные функции:

информационно-методическую, которая позволяет всем участникам образовательной деятельности получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета;

организационно-планирующую, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по содержательным компонентам и модулям. Данная программа гарантирует обеспечение единства образовательного пространства за счет преемственности, интеграции, предоставления равных возможностей и качества образования, может использоваться образовательной организацией при разработке образовательной программы конкретной организации.

Программа состоит из Пояснительной записки, содержания учебного предмета, требований к планируемым результатам освоения учебного предмта «Физическая культура» (1-4) класс для общеобразовательных организаций, требований к результатам обучения, ориентировочных контрольных нормативов, материально-технического и учебно-методического обеспечения программы. Предусмотрено деление программы на две части (базовую и вариативную).

Программа обучения физической культуре направлена на:

— реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);

—   реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

— соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

— расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

— усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».

Содержание раздела «Знания о физической культуре» отработано в соответствии с основными направлениями развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности); знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности); знания об обществе (историко-социологические основы деятельности). Раздел «Способы двигательной деятельности» содержит представления о структурной организации предметной деятельности, отражающейся в соответствующих способах организации, исполнения и контроля.

Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие школьников, их всестороннюю физическую подготовленность и укрепление здоровья. Данный раздел включает жизненно важные навыки и умения, подвижные игры и двигательные действия из видов спорта, а также общеразвивающие упражнения с различной функциональной направленностью.

Сохраняя определенную традиционность в изложении практического материала школьных программ, настоящая программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Подвижные и спортивные игры», «Самостраховка на примере вида спорта дзюдо», «Физкультурно-оздоровительная деятельность». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта. В рамках воспитательной работы и совершенствования физической и спортивной подготовки обучающихся основными формами подготовки к сдаче тестов обучающимися определены уроки физической культуры, учебно-тренировочные занятия, самостоятельные занятия физическими упражнениями, соревнования по видам спорта. Особое внимание акцентировано на требования к нормам комплекса ГФСК «ГТО ДНР» и проведение мониторинга физической готовности детей к сдаче норм ГФСК «ГТО ДНР» как программная нормативная основа системы воспитания с учётом половозрастных и иных факторов. В связи с этим, в программу базовой части в 1-4 классах включена тема «Физическое совершенствования», которая включает в себя в 1-2 классе 5 тестовых заданий, а в 3-4 классах 7 тестовых заданий для оценки физической подготовленности (диагностические упражнения): бег 30 м (с) и прыжок в длину с места (см), челночный бег 4х9 м. (с), наклон вперёд из положения сидя (см. ), длительный бег (мин, с) на выносливость или ходьба (мин, с), поднимание туловища за 30 сек. из положения лёжа (раз), подтягивание. Вариативная часть программы включает в себя «Бадминтон», «Дзюдо», «Лыжные гонки», «Плавание». 20 часов одного из видов вариативной части программы планируются с учетом наличия материально-технической базы в общеобразовательной организации. Нельзя перераспределять часы вариативной части программы на разделы обязательной части программы. Предусмотрено обязательное оценивание по теме вариативной части программы. В отсутствие погодных условий для запланированных занятий лыжной подготовкой разрешается заменять модуль " Лыжные гонки" на двигательную активность на свежем воздухе.

В содержание настоящей программы также входит относительно самостоятельный раздел «Общеразвивающие упражнения». В данном разделе предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и дополнительно сгруппированы внутри разделов по признакам функционального воздействия на развитие основных физических качеств. Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии основных физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими этих упражнений, условий проведения различных форм занятий, наличия спортив ного инвентаря и оборудования.

В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

В программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

В свою очередь, материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.

Для более качественного освоения предметного содержания настоящей программы рекомендуется уроки физической культуры подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.

На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала.

Уроки с образовательно-предметной направленностью используются в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных и спортивных игр, лыжных гонок, плавания, дзюдо, бадминтона. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п. ).

Уроки с образовательно-тренировочной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жесткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его основной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью необходимо формировать у школьников представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физической нагрузки и способам контроля над ее величиной (в начальной школе по показателям частоты сердечных сокращений).

В целом каждый из этих типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности включает школьников в выполнение самостоятельных заданий. Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или на уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Путем повышения самостоятельности и познавательной активности учащихся достигается усиление направленности педагогического процесса на формирование интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической заботе о своем теле и здоровье.

Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры.

Для полной реализации содержания настоящей программы по физической культуре руководству школы необходимо постоянно укреплять материально-техническую и учебно-спортивную базу, создавать внутришкольные зоны рекреации и пришкольные комплексные спортивные площадки, регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления для каждой возрастной группы учащихся.

1. 3. Цели обучения

Целью программы по физической культуре является формирование у обучающихся начальной школы основ здорового образа жизни, освоение двигательной деятельности.

Реализация данной цели связана с решением следующих задач:

· укрепление здоровья обучающихся посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

· формирование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;

· формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

· развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

· обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;

· подготовка обучающихся к выполнению нормативов и требований Государственного физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне Донецкой Народной Республики».

· 1. 4. Место предмета в учебном плане

· Учебный предмет «Физическая культура» обязательно реализуется в общеобразовательных организациях всех форм собственности в объёме 3 часов недельной нагрузки (обязательных аудиторных занятий) в первых-четвертых классах. Программа рассчитана на 99 учебных часов в 1-й год обучения, 102 учебных часа со второго по четвертый годы обучения.

· Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и половозрастных особенностей обучающихся.

·

 

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате обучения обучающиеся на уровне начального общего образования начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития, физической подготовленности и трудовой деятельности. получат представление и освоят простые технические приёмы разделов учебной программы.

1 класс

Обучающийся научится:

· ориентироваться в понятиях «Здоровье», «Физические упражнения», «Самостроаховка»;

· характеризовать назначение общеразвивающих упражнений,

· характеризовать способы безопасного поведения в местах занятий физической культурой (в спортивном зале, на спортивной площадке);

· ориентироваться в понятии «здоровый образ жизни»;

обучающийся получит возможность научиться:

· выявлять связь занятий физической культурой с формированием правильной осанки.

· характеризовать роль и значение гимнастики как средства укрепления здоровья и активного долголетия

· характеризовать основные гигиенические средства

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...