Лекция 1. История становления и развития экономической социологии за рубежом и в России. Предмет и метод экономической социологии.
Стр 1 из 11Следующая ⇒ Как появилась экономическая социология? Такой вопрос стоял около двадцати лет назад, тогда экономическая социология в России только выходила из «подполья», всем казалась новой и модной. Среди социологов господствовало мнение, что экономическая социология - достижение последних лет, дошедшее до России новое западное течение. Сегодня экономическая социология - общепризнанная отрасль науки. В России формируются школы экономической социологии - новосибирская, московская, санкт-петербургская, много публикаций из ближнего зарубежья, в частности из Белоруссии. Кроме того, экономическая социология становится не только научным направлением, но и учебной дисциплиной, которую преподают во многих государственных университетах. Растет число публикаций по экономической социологии, в социологических и экономических журналах есть даже специальные рубрики по данному направлению, выходит электронный журнал «Экономическая социология» (http://www.ecsoc.msses.ru). Среди отечественных авторов, так или иначе обращавшихся к истории экономической социологии, стоит отметить В.Я. Ельмеева, Т.И. Заславскую и Р.В. Рывкину, В.В. Радаева, Г.Н. Соколову, хотя об истории экономической социологии еще в начале века писали М.М. Ковалевский, В.М. Хвостов и Н.И. Кареев. Историю экономической социологии можно и должно рассматривать не как набор теорий или список лиц, участвовавших в ее создании, но как историю теории экономической социологии и, следовательно, как историю метода. Таким образом, можно выделить собственно экономический метод исследования общества - экономическую социологию со стороны экономической науки, а также социологический метод анализа экономики - экономическую социологию со стороны социологии. В действительности эти методы пересекаются и их трудно разграничить. В истории экономической социологии можно проследить движение: метода в экономике - от метода классической политэкономии к материализму и историческому методу, далее к методу «понимающей экономики», к институционализму, к кейнсианскому методу анализа экономики и неолиберализму, и далее - к неоинституционализму, теории рационального выбора и методу социоэкономики; метода в социологии - от позитивизма и материализма к методу «понимающей» и формальной социологии, и далее - к методу структурного функционализма, методу экономической феноменологии «новой экономической социологии».
Методологически важным представляется уточнение предметной области экономической социологии, поскольку от этого зависит история данной науки. Сегодня нет единого мнения по этому вопросу, многие склоняются к необходимости выделить особый объект экономической социологии. Другие разделяют позицию Т. Парсонса и Н. Смэлсера, которые считают задачей экономической социологии применение социологической методологии к исследованию экономических объектов. Следовательно, предмет науки видится не столько в специфике объекта, сколько в особенностях метода, при этом социологи-экономисты ассоциируются с той или иной группой методов: Дюркгейм, Мосс - с методом позитивизма в экономической социологии; Маркс, де Грееф - с методом материализма; Вебер, Зиммель - с методом понимающей социологии; Парсонс, Смэлсер - с методом структурно-функционального анализа. Другая сторона приведенного выше определения предмета экономической социологии - это соотношение социологического и собственно экономического подхода к исследованию хозяйственной жизни. Видимо, стоит согласиться с В.Я. Ельмеевым, который настаивает на том, что экономическая социология - это еще и экономический метод изучения социальных объектов. Действительно, политическая экономия по своей сути - это экономический метод исследования общества. Основоположникам политэкономии У. Петти и А. Смиту пришлось заниматься социальными предпосылками экономического анализа: нельзя было анализировать хозяйство, не затрагивая природы социальных отношений. Впоследствии экономическая наука вышла за пределы политической экономии. Появилась наука «экономика» с развитой дифференциацией областей знания и узкой специализацией. Отпала необходимость начинать с объяснения принципов социальных взаимоотношений, и как говорил С.Н. Булгаков, экономическая наука хоть и претендует на первое место среди общественных наук, но более всех других пребывает в невежестве относительно собственной социальной методологии. В этом плане задача экономической социологии - преодолеть ограниченность и узкую специализацию экономической науки, поместить экономику в более широкий социальный контекст. По мнению авторов, экономическая социология существует на границе двух наук - экономики и социологии, имеет междисциплинарный характер. Следовательно, история данной науки призвана исследовать развитие социологического метода анализа экономики, а также экономический метод анализа общества и социальных объектов.
Другой методологический вопрос, требующий предварительного пояснения, - уточнение этапов становления экономической социологии. Прежде всего следует разграничить периоды возникновения науки и ее институционализации. Если время признания экономической социологии в системе отраслей социологического знания приходится на 50-60-е гг. XX в., то зародилась она гораздо раньше. Термин «экономическая социология» начал использоваться еще в XIX в., хотя книги под таким названием появились лишь в начале XX в. Первой работой стала книга бельгийского социолога Гильом де Греефа (1986-1964) под названием «La sociologie economique», которая вышла в русском переводе в Москве в 1904 г. под названием «Социальная экономия». На счет периодизации развития экономической социологи существуют разные мнения. Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина выделяют пять этапов: первый этап (середина XIX в. - начало 20-х гг. XX в. - Маркс, Вебер, Веблен), второй этап (начало 20-х-середина 50-х - индустриальная социология, социология стратификации и социология организаций), третий этап (50-60-е гг. - структурно-функциональное направление), четвертый этап (критика структурного функционализма), пятый этап («новая экономическая социология»).
С точки зрения Ю.В. Веселова, первый период - это предыстория экономической социологии, которая охватывает практически весь XIX в. В это время были созданы основные источники последующего создания экономической социологии. Начинается первый этап с работ классиков английской политической экономии - Смита и Давид Рикардо, которые заложили фундамент экономического метода анализа общества. Смит, Рикардо, Сисмонди составляют первую часть этого периода; представители немецкой исторической школы (Вильгельм Рошер, Густав Шмоллер, Карл Бюхер, Людвиг Йозеф Брентано) - вторую. Второй этап - формирование экономической социологии как отрасли социологического знания (90-е гг. XIX-начало XX в.) Ведущими представителями были Вебер, Зиммель, Дюркгейм в социологии, Вернер Зомбарт, Шумпетер, Карл Поланьи, Джон Мейнард Кейнс в экономике. Именно в 90-е гг. XIX в. появляется термин «экономическая социология», вскоре появится книга с таким же названием. На этом этапе об экономической социологии начинают говорить и в России - Ковалевский, Кареев, Хвостов; складываются интересные социально-экономические концепции - Туган-Барановского, Струве, Ленина, Булгакова, Кондратьева. В это время создаются и основные социологические теории хозяйства - социологическая теория капитализма и предпринимательства, социологическая теория денег, социологическая теория разделения труда, обмена, рынка. На этом этапе возникают новые яркие социологические традиции в экономике; в частности, шагом навстречу социологии стал институционализм. Заканчивается этот период революционной теорией Кейнса, которая перевернула устоявшиеся традиции взаимоотношения экономики и общества.
Третий период - развитие экономической социологии (с 50-х гг. до середины 80-х гг. XX в.) - Парсонс, Смэлсер, Артур Стинчкомб, Мартинелли - вот основные имена в социологии; Гэлбрейт, Уильямсон, Норт, Беккер, Бьюкеннен - в экономике. Этап формирования экономической социологии закончился, и с 50-х гг. XX в. началось развитие экономической социологии. Это также этап институционализации экономической социологии, когда она завоевывает свое место в ряду отраслей социологического знания, когда экономисты начинают относиться к ней всерьез. Четвертый этап - современный этап развития экономической социологии (с конца 80-х гг. по настоящее время), характеризуется ростом числа публикаций и дифференциацией направлений экономической социологии. Ричард Сведберг, Марк Грановеттер, Ди Маджио - вот основные имена, определяющие этот период. Здесь ярко проявляется дифференциация, растет число концепций, направлений, методов исследования, умножается количество эмпирических исследований в области экономической социологии. Эта схема имеет принципиальное сходство со схемой В.В. Радаева, который выделяет доклассический, классический, неоклассический этапы и этап профессиональной зрелости. Первый этап: предыстория экономической социологии. В первые два этапа развития экономической социологии доминирующим подходом был экономический. Экономисты все чаще пытаются определить побудительные мотивы, наиболее сильно и устойчиво воздействующие на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Достижениями этого периода, как отмечает Силласте Галина Георгиевна, являются развитие социального подхода к экономике; вскрытие социальных противоречий капиталистической экономики (в частности, между пауперизацией (массовое обнищание) и пролетаризацией); определение влияния «неэкономических условий» на развитие производства; разработка ряда важнейших социологических категорий: класс, социальные институты и статусные привилегии, статусные группы в экономике; экономическое поведение. Принципиальное значение имеет вывод Т. Веблена о том, что «экономическая наука должна быть наукой о поведении людей в их отношении к материальным средствам существования». В частности, основной формой поведения, которую избрал для анализа сам Веблен, является потребительское поведение. В основу экономической социологии, действующего объекта и субъекта социальных отношений, положены две концепции «экономического человека» и «социологического человека». Экономическая теория в моделировании хозяйственного поведения человека исходит из четырех следующих предпосылок:
§ Человек независим. Это автономный, атомизированный индивид, принимающий самостоятельные решения, исходя из своих личных предпочтений. § Человек эгоистичен. Его основная цель - забота о своем интересе и стремление к максимизации собственной выгоды. § Человек рационален. Он имеет ясные и устойчивые предпочтения, осуществляет последовательный выбор средств достижения поставленной цели и рассчитывает их сравнительные издержки. § Человек информирован. Он не только хорошо знает собственные потребности, но и обладает достаточной информацией о средствах их удовлетворения. Перед нами возникает облик «компетентного эгоиста», который рационально и независимо от других преследует собственную выгоду. Для подобных субъектов всякого рода политические, социальные и культурные факторы являются не более чем внешними рамками или фиксированными границами, которые держат их в некой узде, не позволяя одним эгоистам реализовывать свою выгоду за счет других слишком откровенными и грубыми способами. Указанные предпосылки и положены в основу общей модели, называемой homo economicus («экономический человек»), на которой, с определенными отклонениями, построены практически все основные экономические теории. Модель «экономического человека» стала основополагающей в труде А. Смита (1723-1790) «Исследование о природе и причинах богатства народов». Адам Смит, создавший основы системы политической экономии, сначала читал курс логики, а затем нравственной философии в университете в Глазго (крупный фабричный город Шотландии) (1751-1764 гг.), в Шотландии - тогдашнем центре промышленной (индустриальной) революции. Эти два важных фактора - его педагогическая деятельность и индустриальный рост страны - привели А. Смита к осознанию того, что нравственность в умозрительном понимании, вне других сфер жизни человека, и прежде всего без главной - производственной стороны, будет ограниченна. И что необходимо исследовать экономические процессы. И, когда он занялся только научными экономическими исследованиями, нравственный, социальный, политический аспекты в итоге не могли быть и не были им проигнорированы. И по сути дела, его пятитомное «Исследование о природе и причинах богатств народов» - есть первое фундаментальное произведение социологического анализа экономической жизни, это по существу синтезированный курс социологии и политической экономии. По Смиту, экономический человек - это субъект рынка, производитель, работающий на рынок. Согласно характеристике Смита, «экономический человек» - личность эгоистичная, рациональная, «не связанная с другими узами долга или благодарности», которая «гораздо вернее достигнет своей цели, если обратится к эгоизму своих коллег», так как «экономический эгоизм способен двигать горы». Человек - это автономный индивид, движимый двумя природными мотивами, - своекорыстным интересом и склонностью к обмену. У Смита интерес отдельного гражданина и интерес общества не противоречат друг другу. «Каждый отдельный человек имеет в виду лишь собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества, причем в этом случае, как во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это. Мне ни разу не приходилось слышать, чтобы много хорошего было сделано теми, которые делали вид, будто ведут торговлю ради блага общества». Всем людям свойственно одно «желание улучшить наше положение, желание, присущее нам с рождения и не покидающее нас до могилы». Их интересы могут сталкиваться, и тогда они сами ищут выход из положения. Им просто не нужно мешать добиваться улучшения своего положения любыми средствами, кроме таких, которые являются нечестными и несправедливыми. И здесь свою роль должно сказать государство, которое является естественным порождением различия интересов различных классов, которые необходимо согласовать. В экономическом интересе человека Смит видел не только источник обогащения, но и причину разделения труда, повышения его производительности. На примере, ставшем хрестоматийном, анализируя производственный процесс в булавочной мастерской, Смит показал, во-первых, что совокупная производительность каждого из работников, занятых одной мелкой операцией, в 240 раз больше, чем, если бы каждый из них делал все операции, и, во-вторых, - что самое главное - он раскрыл универсальность процесса разделения труда. И в этом технологическом разделении труда заложена основа для классового деления общества, деления общества на город и село. Это разделение труда надолго вошло в поле зрения ученых - и экономистов, и социологов. И тех и других в этом разделении прежде всего привлекали внимание проблемы общественного разделения труда. Особенно фундаментально вопросы общественного разделения труда рассмотрены в одноименной работе Э. Дюркгейма. Его гипотезы о «невидимой руке» и «экономическом человеке» надолго войдут в поле зрения философов, социологов, экономистов. «Невидимая рука» А. Смита предполагает такое соотношение во взаимодействии хозяйствующих субъектов и государства, когда последнее, не противодействуя объективным экономическим законам, не вмешивается в процесс «естественного», т.е. свободного функционирования рынка. А «экономический человек» у него всегда стремится к личному обогащению; это совершенный эгоист, который «скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них. Всякий, предлагающий другому сделку какого-либо рода, предлагает сделать именно это. Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, - таков смысл всякого подобного предложения. Именно таким путем мы получаем друг от друга значительно большую часть услуг, в которых мы нуждаемся. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму, и никогда не говорим им о наших нуждах, а об их выгодах» Исходя из главной цели его научного исследования - о природе и причинах богатств народов, А Смит приходит к выводу, что богатство нации зависит не от численности его населения, а от соотношения между производительной и непроизводительной частями населения страны. Через призму производительного и непроизводительного труда у А. Смита осуществлен социологический анализ соотношения ценности людей различных социальных групп, и в частности, на примере военного и шахтера. Потеря первого, по мнению А.Смита, менее болезненна для общества, а потеря шахтера - более ощутима, ибо потеря первого - это потеря человека, занятого непроизводительным трудом, а второго - потеря человека, занятого производительным трудом. А. Смит дает характеристику и процессов социально-экономического неравенства, его причин и особенностей, а также того, как бы охарактеризовали социологи в современных терминах - справедливых и несправедливых форм экономического неравенства. Это «пять следующих главных условий, насколько я, - пишет А. Смит, - мог наблюдать, компенсируют малый денежных заработок в одних занятиях и уравновешивают больший заработок в других: 1) приятность или неприятность самих занятий, 2) легкость и дешевизна или трудность и дороговизна обучения им, 3) постоянство или непостоянство занятий, 4) большее или меньшее доверие, оказываемое тем лицам, которые занимаются ими, и 5) вероятность или невероятность успеха в них» Но «хотя пять условий, указанных выше, вызывают значительное неравенство заработной платы и прибыли на капитал, они не оказывают влияния на общую сумму действительных или воображаемых выгод или невыгод, связанных с тем или иным приложением труда и капитала. По самому существу своему они возмещают малые размеры денежного вознаграждения в одних отраслях и уравновешивают слишком высокое вознаграждение в других. Однако для соблюдения такого равенства в общей сумме выгод и невыгод необходимы, даже при наличности наиболее полной свободы, три следующих условия: во-первых, данная отрасль торговли или промышленности должна быть хорошо всем известна и давно утвердиться в данной местности; во-вторых, она должна находиться в своем нормальном, или, так сказать, естественном состоянии; в-третьих, она должна быть единственным или главным занятием тех, кто посвящает себя ей». Со временем содержание понятия «экономический человек» расширяется за счет включения в него не только личной выгоды в конкуренции, но и стремления к политической карьере, меценатству. А. Маршалл, разделявший идеи основателя классической экономии Смита, дал свое определение «экономического человека», в котором особенно выделялись такие качества, как уверенность в собственных силах, самостоятельность, осознанное принятие решений, предусмотрительность. Однако, по Маршаллу, «экономический человек» живет и трудится как в рыночной среде, так и вне ее. Например, в натуральном хозяйстве. Рыночные же отношения распространяются на все сферы общения человека, на семейные отношения и политику. Можно выделить ряд экономических идей и концепций, развивавшихся в западных школах этого периода и имевших большое значение для становления экономической социологии на начальном этапе: § «теорию человека», его потребностей и побудительных стимулов к действиям (А. Смит); § теорию свободной конкуренции, свободного предпринимательства (Д. Рикардо). Причем в качестве факторов, обусловливающих конкуренцию, нередко выделялись политические, нравственные и религиозные; § мотивацию экономического поведения, соотношение в экономическом поведении свободы и ограничений (А. Маршалл); § естественный закон о народонаселении Томаса Мальтуса. Мальтус причину бедствий масс видел в безответственном размножении, обзаведении детьми, для которых нет и не может быть пищи. А возлагаемая на правительство ответственность за народные бедствия, очевидно, ошибочно. Рост населения по Мальтусу подчиняется законам геометрической прогрессии, а объем продовольствия растет по законам арифметической прогрессии. В основу концепции «социологического человека» акцент переносится с индивида на общественные классы, которые рассматриваются не просто как «статистические» группы, а как реальные социальные субъекты. Поэтому модель «экономического человека» начала подвергаться критике чуть ли не с начала своего появления. Как отмечает Радаев, серьезными противниками либеральных построений классической политической экономии с начала XIX в. выступают социалисты Анри Сен-Симон (1760-1825), Роберт Оуэн (1771 - 1858), Шарль Фурье (1772-1837), Л. Блан (1811-1882). Именно из их уст раздается призыв изучать положение людей, а не абстрактные факторы производства. По мнению социалистов, человеку присуще инстинктивное стремление к общему интересу, посредством которого только и можно достичь личного счастья. Присоединяясь к Жан Шарль Леонар Сисмонди (1773-1842), социалисты считают невозможной спонтанную гармонию экономических интересов. Ошеломленные развернувшейся конкуренцией и жестокостью первых предпринимателей, они указывают на бедствия пролетаризации и принципиальную конфликтность интересов, ведущие к неизбежной классовой борьбе. Человек, по их мнению, выступает продуктом разрушительной экономической среды. Следовательно, изменить человека можно, лишь преобразуя эту среду. Важное место в критике либеральной политической экономии занимает немецкая историческая школа. В развитии исторической школы в Германии, выделяют обычно два этапа, это «старая» и «молодая» исторические школы. К первой относят: Вильгельма Рошера, профессора Геттингенского и Лейпцигского университетов (основные работы: «Начала народного хозяйства» в 4-х томах, «Краткие основы политической экономии с точки зрения исторического метода»); Бруно Гильдебранда, профессора Бреславского и Марбургского университетов («Политическая экономия настоящего и будущего»); Карла Книса (1821-1898), профессора Фрайбургского и Гейдельбергского университетов («Политическая экономия с точки зрения исторического метода»). Ко второй - Густава Шмоллера (1838-1917), профессора Берлинского университета («Наука о народном хозяйстве»), Людвига Йозефа Брентано, профессора Мюнхенского университета («Этика и народное хозяйство в истории», «Народное хозяйство Византии», «История развития народного хозяйства Англии»), Карла Бюхера («Возникновение народного хозяйства»). Это направление еще называют «новой исторической школой», «историко-этическим направлением» или катедер-социализмом (проповедовал идею перехода от капитализма к социализму с помощью реформ, осуществляемых государством), имея в виду то, что значительная часть его приверженцев состояла из университетских преподавателей и активно отстаивала позиции социального реформизма. Кредо исторической школы можно выразить пятью принципами. 1. Историзм: хозяйственная жизнь на разных исторических этапах и у разных народов имеет свою специфику. 2. Антииндивидуализм: особым субъектом выступает народ с присущими ему нравами, вкусами, образом жизни и даже физическими способностями; важная составляющая природы человека определяется его принадлежностью к специфической, исторически развивающейся целостности. 3. Антиэкономизм: призыв «в каждом явлении народного хозяйства - иметь в виду не только их одних, но всю народную жизнь в ее целостности». 4. Эмпиризм: народное хозяйство следует изучать не на уровне общих законов, а конкретно, путем исследования фактов, вооружившись статистическими инструментами. 5. Нормативизм: попытка утвердить политическую экономию не как «естественное учение человеческого эгоизма», а как «науку нравственную». Основные идеи, созвучные историческому методу, были высказаны гораздо раньше Адамом Мюллером и особенно Фридрихом Листом (1789-1846). Мюллер и Лист обратили внимание на то, что классическая теория не делает различий между нациями и государствами, она претендует на всеобщие законы. Между тем каждая нация - особый организм, со своей историей, традициями, нравами и обычаями. В 1841 г. вышел в свет основополагающий труд Ф. Листа «Национальная система политической экономии». Как пишет Е.М. Майбурд, «несомненной научной заслугой Листа можно признать явно сформулированное положение о неравномерности развития различных стран в одну и ту же эпоху. Хотя А. Смит, несомненно, это понимал, он не уделил этому обстоятельству особенного внимания. Но Лист и Мюллер были одиночками, время исторической школы пришло несколько позже. В. Рошер, К. Книс и Б. Гильдебранд, как и их предшественники, начинают с критики классического положения о существовании единых всеобщих законов. Для них каждое хозяйство - народное, обладающее своим своеобразием и неповторимостью. Поэтому политэкономия для них - не просто наука о производстве и распределении богатства, а наука о социальном хозяйстве. С точки зрения Рошера, например, для изучения экономики надо знать семь сторон общественной жизни - язык, религию, искусство, национальность, право, государство и хозяйство. Наиболее тесно связаны государство, хозяйство и право, они образуют неразрывное целое. Рошер также подчеркивал, что экономика не является просто соединением мелких хозяйств или экономических субъектов, как нация не является толпой. Экономика - это целое, связанное общностью традиций, нравов, обычаев и права. «Рациональный эгоизм», выдвигаемый Смитом и особенно его последователями, как основное правило объяснения действий человека в хозяйственной сфере, представляет лишь одну сторону. Стремление к выгоде сдерживается стремлением к справедливости, эти две силы, эгоизм и чувство справедливости, обусловливают общественность, возникает некий особый «дух общения», благодаря которому «война, вызываемая эгоизмом, затихает в благоустроенном механизме». Как Спенсер в социологии, так и Рошер в политической экономии говорит о народном хозяйстве как об организме, где есть упорядоченная система органов, находящихся в гармонии и подчиняющаяся естественным законам. Потрясения народного хозяйства, кризисы - это болезни народнохозяйственного организма. Вообще историческая школа, особенно «старая», близка по методу с позитивизмом в социологии, и не только в стремлении сравнивать общество и экономику с организмом, но и с приоритетом фактов и отрицанием метафизических теорий. Исторический метод предполагал первоначально лишь сбор и классификацию фактов хозяйственной жизни, но в эпоху «новой школы» Бюхером и особенно Зомбартом этот запрет на теоретические обобщения был нарушен. Чем дальше шло исследование истории хозяйства, тем четче вырисовывалась основная идея этой школы: нет никакой отдельно существующей экономики, она находится только внутри общества и определяется нравами, правом, религией и государством. И этот вывод был вполне естественным, ведь историки обращались к докапиталистическим формам хозяйства, где экономика еще не выделилась в отдельную самостоятельную систему. Историки и Смит работали в разных плоскостях, понятно, что они не могли найти общий язык. «Старая» историческая школа критиковала не только классиков, сильно доставалось и социалистам. Гильдебранд был одним из первых, кто с фактами в руках разгромил работу Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». Обвиняя Энгельса в небеспристрастном выборе фактов, Гильдебранд доказывал, что в историческом плане положение рабочего класса не ухудшается, а улучшается, особенно если брать длительные отрезки времени для сравнения. Гильдебранд обвинял материалистов в том, что они видят в производстве лишь материальный процесс, но производство - это еще и духовное производство, эту функцию выполняет предпринимательство. Поэтому неравенство между трудом и капиталом - это неравенство между умственным и физическим трудом вследствие различия естественных способностей. Общая функция предпринимательства - в соединении различных видов труда. Критиковал Гильдебранд социалистов и за их стремление упразднить частную собственность. По его мнению, нищета не является следствием частной собственности. В историческом прошлом жизнь трудящихся классов была еще хуже, это было равенство, но равенство нищих. Густав Шмоллер был самым влиятельным ученым второго поколения исторической школы. Шмоллер был не только ученым, но и видным политическим деятелем, в 1872 г. он был одним из основателей «Союза социальных наук и социальной политики», включающего большинство немецких профессоров и ставившего целью решить «социальный вопрос». В 1887 г. был созван первый научный конгресс, на котором присутствовали как ученые, так и политики и предприниматели, на нем были сформулированы положения о регулирующей роли государства в деле социальной помощи трудящимся классам. Таким образом, историческая школа, рассматривая этическую обусловленность хозяйства, пришла к выводу о необходимости и целесообразности государственного регулирования экономики для обеспечения социальной справедливости. Этот Союз организовал огромную систему эмпирических исследований среди рабочих, крестьян, мелких предпринимателей и т.п. В 1892 г. под эгидой Союза именно Макс Вебер провел анкетное исследование положения ост-эльбских крестьян, похоже, получившее огромный резонанс в стране. Усилиями его сотрудников был проведен анализ положения немецкого ремесленничества (1884), изучены жилищные условия рабочих (1901), что давало возможность требовать у правительства социальных реформ. Г. Шмоллер обратился к исследованию взаимосвязи экономики и этики (отсюда и название этого направления - «историко-этическая школа политэкономии»). В экономических действиях люди ориентированы не просто на чистую рациональность и выгоду, они заранее объединены общностью языка, истории, обычаев, идей. Эту общность Шмоллер определяет как «коллективный этос хозяйства». Люди действуют утилитарно, но согласуются с этически установленным порядком. Шмоллер по-новому поставил вопрос о справедливости в экономической жизни. Согласно классикам, справедливость - это свобода конкуренции, а различия богатства и бедности - результат естественного процесса. Помощь бедным нарушает естественные законы, отнимая часть дохода у трудолюбивых и передавая ее тем, кто не способен к труду. Всякий «друг бедных» должен желать отмены законов о бедных, говорил Рикардо и был полностью поддержан в социологии Спенсером несколько позже. Для Шмол-лера экономика - это действия людей, в них не может быть слепых сил природы. Справедливость заключается в собственных представлениях и идеалах людей. Борьба экономических интересов хозяйствующих субъектов смягчается не их равновесием, где каждый конкурирует с каждым, а вследствие смягчающей работы культуры и религии. Здесь вступают в силу представления человека о долге и справедливости, его идеи общности, когда интересы общего стоят выше интересов индивидуальных. Поэтому люди могут и должны ставить вопрос о совершенствовании экономических отношений согласно принятым нормам справедливости, и в первую очередь - отношений распределения. Реальный путь обеспечения справедливости - вмешательство государства, которое путем изменения правовых отношений устраняет несправедливость и неравенство. Великий государственный человек на своем месте может и должен оказать решающее воздействие на экономику, говорил Шмоллер. Историческая школа была самым влиятельным направлением в экономической науке Германии, но она не была единой. Карл Бюхер, один из самых интересных представителей «новой исторической школы», первым выступил против Шмоллера с критикой описательного характера исторического метода, он стал говорить о необходимости теоретических обобщений, типологизации и классификации, чему и посвятил свою замечательную работу «Возникновение народного хозяйства». Вскоре бунт Бюхера был поддержан Э. Майером и В. Зомбартом. В своей методологии Бюхер известен как основатель одной из самых популярных теорий классификации этапов развития хозяйства, он настаивает на трех исторических типах хозяйства - домашнем, городском и народном. Исторически первым возникает первобытное хозяйство, но оно не является, по Бюхеру, хозяйством как таковым. Первобытным людям не присуща трудовая деятельность, они занимаются собирательством всего, что пригодно в пишу. Единственная их потребность заключается в питании, они живут исключительно настоящим моментом, не задумываясь о будущем, поэтому у них нет основной черты хозяйственной деятельности - рационализации. Первобытные люди не делают никаких запасов, жизнь настоящим дает им беспечность, леность и веселость. На этой стадии нет социальной организации, нет целесообразного использования ресурсов, нет регулирования потребления, нет сознательной передачи трудовых навыков от поколения к поколению, следовательно, заключает Бюхер, нет и хозяйства. Трудовая деятельность появляется не вместе с человеком, как предполагали Маркс и Энгельс, а на гораздо более поздних ступенях развития. Процесс труда для примитивного человека был сложным и непривычным занятием, он требовал монотонного, терпеливого повторения, поэтому многие трудовые операции были соединены с ритуальными обрядами, имевшими в своей основе четкий музыкальный ритм (этому вопросу Бюхер посвящает другую свою работу «Работа и ритм»). Первые формы труда были связаны с производством ритуальных украшений, масок, раскрашиванием тела. Поэтому искусство древнее труда, заключал Бюхер. Приручение домашних животных, охота и рыболовство также не имели сначала прагматических целей, это была форма игры и развлечения, которая лишь потом получила рациональное использование. Домашнее хозяйство - первый этап действительного развития экономики, именно здесь начинается рациональная хозяйственная деятельность. Основа домашнего хозяйства - родовые связи и семейная организация, это социальная структура домашнего хозяйства. Этот тип хозяйства направлен исключительно на потребление: все предметы, необходимые для жизни, производятся в рамках этого хозяйства и предназначены для собственного потребления. Даже в средневековом хозяйстве излишки натурального хозяйства использовались для содержания феодалом слуг и челяди, а не предназначались для обмена. Отношения между хозяином и работником не носили никаких договорных форм, это были личностные отношения господина и слуги. Между хозяевами отношения строились, скорее, по типу безвозмездной помощи, одалживания различных предметов хозяйства. Денежные отношения были скорее средствами платежа или средствами накопления, чем средствами обращения. Вообще, домашнее хозяйство - это царство потребительной стоимости, а не стоимости. Потребность, труд, производство - вот те немногие понятия, которыми описывается домашнее хозяйство. Здесь нет капитала, разделения труда, цены стоимости, прибыли, дохода, в древних классических языках вообще нет слов «доход», «заработная плата», «профессия». Городское хозяйство в отличие от домашнего предполагает производство избыточного продукта для продажи на рынке. Его производительно-территориальной основой являются уже не земледелие и деревня, а город и ремесло. Именно здесь возникает настоящее разделение тр<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|