Второй этап: классический этап, формирование экономической социологии как отрасли социологического знания. 2 глава
Своим обращением к иудаизму Зомбарт расширяет границы изучения роли религий в становлении капиталистического духа и новой социально-экономической системы. Действительно, в таком срезе эта религия до него не рассматривалась. Будучи аутсайдерами в европейских городах, отстраненными от значительной части сфер деятельности, евреи смогли сначала закрепиться в области финансов. Это была одна из немногих сфер деятельности, разрешаемых им законодательством ведущих стран Европы. Затем в процессе либерализации общества и отношения к ним евреи постепенно перешли и в сферу ремесла и промышленности. Но они продолжали оставаться замкнутой социальной группой, стремившейся вырваться вперед и вверх, добиться денег и влияния, вопреки негативному, как правило, отношению к ним. Так в них зрел и развивался капиталистический дух. Практическое следствие этого сложного и длительного процесса, по Зомбарту, состояло в том, что страны, принимавшие евреев, шли в сторону процветания. Это Германия, Голландия, Франция и Англия. Страны же, их изгонявшие, например Испания, Португалия, экономически хирели и надолго исчезали из ряда экономических лидеров Европы. В работе «Буржуа» Зомбарт показывает, что сам факт возникновения буржуа-предпринимателя явился величайшим историческим событием в сфере культуры и духа, а не только экономики и технологии. Безликая масса не может быть стимулятором развития общественного организма. Исторический прогресс - это функция действия творческих одиночек, вырвавшихся из рутины и обыденности, тех, кто, не выбирая средств, пробивает себе «путь наверх». И здесь «для успеха предприниматель должен иметь нечто общее с завоевателем, быть как хорошим организатором, так и ловким торгашом». Вот те исходные социальные типы, из которых, по Зомбарту, выросли первые предприниматели: мародер-пират, феодал-землевладелец, бюрократ, купец, ремесленник. Каждая из этих групп руководствуется узкими мотивами, но итог их действий складывается в создание новой социально-экономической системы. «Можно сказать, что в эпоху раннего капитализма предприниматель делает капитализм. Какой широкой свободой пользуется предприниматель и сколько инициативы он должен проявить!».
Зомбарт был убежден, что самозабвенная экономия, неустанный труд - не единственный путь формирования рационального хозяйствования и капиталистического духа. Напротив, как это ни парадоксально, даже праздность может стать стимулом его возникновения. Об этом Зомбарт пишет в неожиданной для академического исследователя работе «Любовь, роскошь и капитализм». Книга имеет подзаголовок: «О возникновении современного мира из духа расточительства». Бережливости как буржуазной добродетели и аскетизму, исступленному труду и молитве, о которых писал Макс Вебер в «Протестантской этике», Зомбарт противопоставляет праздное безделье, роскошь и расточительство, даже мотовство. Вместо протестантского отречения от всех земных удовольствий именно они предстают доминантой образа жизни эпохи рыцарей, пажей и прекрасных дам. Сами эти земные радости стимулируют возникновение огромных новых областей деятельности, мобилизуют большие массы людей, формируют новые социальные группы и потребности. На этом пути были сделаны великие географические открытия, заселены новые территории, построены новые города, освоены новые предметы быта, роскоши и т.д. «Заказчики» же, как и «исполнители», не ведая того, были прямо причастны к формированию капиталистического духа.
Велико влияние исторической школы на немецкого социолога и историка М. Вебера (1864-1920 гг.), который является основной фигурой в классической экономической социологии, ибо в его трудах она впервые получает действительно системное изложение. В результате таким экономическим категориям, как полезность, обмен, хозяйственная организация, рынок, деньги и прибыль, придается экономико-социологическое содержание. В противовес О. Конту, К. Марксу и другим мыслителям, отдававшим приоритет обществу, М. Вебер в центр своего анализа ставил индивида, который обладает мотивами, целями, интересами и сознанием. Причиной развития общества М. Вебер называл культурные ценности, послужившие отправной основой для разработки теории социального действия, составляющих суть его взглядов. Поэтому М. Вебер определял социологию как науку, изучающую социальное действие, под которым он понимал любое действие, ориентированное на мотивы других людей. Отказавшись от классификации обществ по их технологии или системам производства, Макс Вебер сосредоточился на человеческом видении мира. Иными словами, члены доиндустриальных обществ погружены в традицию, а индустриальных капиталистических - рациональны. Под традицией Вебер понимал настроения и верования, передающиеся из поколения в поколение. Те, кто живет традицией, руководствуются прошлым. Конкретные действия они находят правильными и верными единственно потому, что все это было заведено с давних пор. Но, по утверждению Вебера, в современных обществах люди предпочитают рациональность - целенаправленный, трезвый расчет наиболее эффективных путей выполнения отдельной задачи. Рациональное мировоззрение исключает чувства, которые с традиционной точки зрения считаются своеобразной информацией. Как правило, современные люди предпочитают думать и действовать, отталкиваясь от настоящего и учитывая последствия, оценивают профессиональную деятельность, школьное обучение и даже близкие отношения с позиции того, какие вложения потребуется сделать, и что они получат взамен. По мнению Вебера, становление современного общества происходило наряду с важными изменениями в общепринятом образе действий. Он полагал, что люди отступали от традиционных убеждений, основанных на предубеждении, вере, обычае или давней привычке. Их место все более занимал рациональный расчет, учет совместимости целей и средств их достижения, осуществляя которые индивиды принимали во внимание результат и возможные последствия. В индустриальном обществе оставалось мало оснований для того, чтобы проявлять сантименты или поступать так, как это делали целые поколения. Развитие науки, современной техники и бюрократии Вебер описывал в целом как рационализацию - организацию социально-экономической жизни в соответствии с принципами эффективности и на основе технических знаний. Если в традиционном обществе религия и стародавние обычаи в значительной мере определяли установки и ценности людей, то отличие современного общества проявилось в рационализации все новых сфер жизни - политики, религии, экономической деятельности.
Главное в его социологической теории - это влияние ценностей на социальные изменения. Социальное поведение М. Вебером рассматривается как мотивированная, ориентированная, социально осмысленная субъективная деятельность. Она не может осуществляться вне целей и ценностей. Без осознанной мотивации, нельзя говорить о нем как о действии, а без ориентации на других (ожидание) нельзя называть его социальным действием. Именно в этой связи М. Вебер указывает на необходимость изучения мотивов, ибо без их учета нельзя установить причинные связи, которые только и позволяют, по его мнению, создать крупномасштабную и объективную картину социального процесса. Поэтому необходимо изучать отдельного индивида и его поведение. Мотивация - это субъективно подразумеваемый смысл действия. Социальным выступает только такое действие, которое понятно другим людям. А могут ли быть понятными другим действия, которые непонятны самому субъекту? Нет, понятными могут быть только осмысленные действия, т.е. направленные на ясную цель и использующие средства, которые человек, его совершающий, признает соответствующими этим целям. Поэтому, стремясь познать общество, необходимо изучать совершаемые индивидом действия. Их следует считать социальными, так как они имеют осознанную цель и мотивацию.
Поведение, которое имеет осознанную мотивацию и ориентировано на других, Вебер называет целерациональным. Целерациональное действие - основной тип в классификации социальных действий М. Вебера. Это действие берется за эталон и с ним сравнивается великое множество других действий. В итоге получается шкала, построенная на принципе сравнения всякого действия с этим эталоном. По мере убывания рациональности поступки становятся все менее понятными, цели менее ясными, а средства менее определенными. И даже те ситуации, в которых человек явными действиями маскирует неявные цели, также целерациональны, так как индивид ясно осознает свою цель, хотя и стремится скрыть ее. В конце шкалы лежит иррациональное действие, совершаемое вопреки здравому смыслу и собственным интересам. Это действие с отрицательной целью. Оно не входит в поле зрения социологии, а остается объектом психоанализа. В центре веберовской шкалы социальных действий находятся ценностно-рациональные и традиционные действия. Ценностно-рациональное действие основано на сознательной вере в то, что наш поступок имеет эстетическую, этическую, религиозную или какую-либо другую ценность. Оно не должно быть ориентировано на успех или выгоду. Ценностно-рациональное действие - бескорыстно. У такого действия в сопоставлении с целерациональным, нет цели, результата, успеха, но есть мотив, смысл, средства, ориентация на других. Традиционное действие - это действие, совершаемое автоматически, в силу привычки и над смыслом которого люди обычно не задумываются. А когда задумываются, то автоматизм разрушается; и это означает, что совершается социальное действие. У аффективного и традиционного действия нет цели, результата, успеха, мотива, смысла и ориентации на других, а значит они лишены характеристик социального действия. Отсюда у Вебера только целе- и ценностно- рациональные действия могут быть социальными; традиционное и аффективное действие к таковым не относятся. Конечно, реально протекающее поведение людей ориентировано не на один, а на несколько типов действия. В нем сочетаются в разной пропорции элементы традиционного, аффективного, целе- и ценностно-рационального действий. Таким образом, по Веберу социальные действия включают в себя четыре типа: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. Только первые два типа (целерациональное и ценностно-рациональное) должна изучать социология. Все типы действий расположены снизу вверх по степени возрастания рациональности.
У Вебера рационализация понимается как социальный процесс, характеризующийся преодолением традиционных форм легитимизации и установлением целе-рациональных критериев деятельности в результате институционализации науки и техники, индустриализации труда, урбанизации жизни, формализации права, консумеризации человеческих отношений. Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление - в области экономики, так и в области политики, науки, культуры - во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей, так же как и способ их чувствования и образ жизни в целом. Все это сопровождается возрастанием социальной роли науки, представляющей, по Веберу, наиболее чистое воплощение принципа рациональности. Наука проникает прежде всего в производство, а затем и в управление, наконец, также и в быт - и в этом М. Вебер видит одно из свидетельств универсальной рационализации современного общества. Из этих общесоциологических посылок вытекает еще значительный пласт научных идей М. Вебера - фундаментальный для социологии и экономической социологии, в частности, вывод: о роли протестантской трудовой этики, как социального механизма западного общества, приведшего к утверждению капиталистических производственных отношений. Вебер раскрывает историческую природу западноевропейского капитализма, возникшего как результат сложной констелляции множества разных факторов. Одним из важнейших факторов стало утверждение рациональных способов ведения хозяйства, и М. Вебер предлагает модель бюрократической организации, которая становится классической моделью современной хозяйственной организации в целом. Чтобы лучше понять точку зрения Вебера, следует разобраться, как возник индустриальный капитализм. Он представляет собой наследие кальвинизма, христианского религиозного течения, которое выросло из протестантской Реформации. Как объяснял Вебер, кальвинисты подходили к жизни с чрезвычайно строгих и рациональных позиций. Более того: центральным пунктом в религиозной доктрине Джона Кальвина (1509-1564) было предопределение (идея о том, что всеведущий и всемогущий Господь предназначил к спасению одних людей и к проклятию - других). Веруя, что судьба каждого предопределена до рождения, кальвинисты считали: люди не в силах ее изменить. Более того, они даже не знают, в чем она заключается. Следовательно, кальвинисты колебались между обнадеживающими видениями духовного спасения и тревожными страхами вечного проклятия. Незнание своей судьбы было невыносимо, и тогда сторонники Кальвина постепенно пришли к некому решению. Почему бы, рассуждали они, тем, кому уготована слава в мире ином, не видеть признаков божественного расположения в мире этом? Такой вывод подтолкнул кальвинистов к интерпретации мирского благополучия как знака Божьей милости. Неистово желая получить подобное утешение, они пустились на поиски успеха, основываясь в выполнении своих задач на рациональности, дисциплине и тяжелом труде. Их погоня за богатством понуждалась не ими самими, поскольку потакание своим прихотям и мотовство считались греховными. Но кальвинисты не собирались и делиться своими богатствами с бедными, поскольку бедность выступала знаком отвержения Богом. Долгом было следовать тому, что они почитали за личное призвание, Божественное назначение, и вкладывать прибыль для достижения еще большего успеха. Так кальвинисты заложили фундамент для капитализма. С религиозным рвением они использовали богатство, чтобы создать еще большее богатство, экономили деньги и охотно брали на вооружение новую технологию, помогавшую их усилиям. Погоня за прибылями отличала кальвинизм от других мировых религий. Католицизм, например, традиционная религия большей части Европы, утверждал пассивное мировоззрение - «иного мира»: добрые дела, смиренно совершенные на земле, принесут награду на небесах. Для католиков материальный достаток совершенно не имел того духовного значения, которое мотивировало кальвинистов. И именно поэтому, заключал Вебер, промышленный капитализм развился преимущественно в тех областях Европы, где были сильны кальвинистские настроения. Проведенное Вебером исследование кальвинизма дает потрясающее доказательство власти идей над формированием общества (в отличие от утверждения Маркса, что идеи лишь отражают процесс экономического производства). (Пример с язычеством древних славян). Эти идеи Макса Вебера, по сути дела, противостоят марксистской теории, обосновавшей исторически преходящий характер капитализма на основе социального механизма о классовой борьбе. Протестанцизм у него не выступает в качестве непосредственной причины капиталистических отношений, однако, по мнению Вебера, он породил ту культуру, которая придавала особое значение индивидуализму, упорному труду, рациональному образу действия и уверенности человека в своих силах. И хотя такая этика была свойственна раннему капитализму, вместе с тем М. Вебер полагал, что развитые капиталистические общества более не нуждаются в какой-либо религиозной легитимации. В противовес Марксу Вебер сделал вывод о том, что капитализм имеет перспективу в силу того, что его производственные отношения и западная религиозная этика соответствуют друг другу. Как явствует из анализа Вебера, капитализму нужны, во-первых, особые, совершенно специфические формы хозяйственной организации, которые обычно называются «капиталистическими», а во-вторых, хозяйствующие субъекты, проникнутые совершенно своеобразной хозяйственной идеологией, которую Вебер называет «капиталистическим духом». М. Вебер показывает процесс возникновения этой хозяйственной идеологии: «Вопрос о движущих силах экспансии современного капитализма, - говорит он, - это в первую очередь вопрос о развитии капиталистического духа. Там, где он возникает и оказывает свое воздействие, он добывает необходимые ему денежные ресурсы, но не наоборот»; «капитализм, достигший господства в современной экономической жизни, воспитывает и создает необходимых ему хозяйственных субъектов - предпринимателей и рабочих - посредством экономического отбора». Какие доказательства приводит М. Вебер в пользу своей научной концепции. Он утверждает: «Мы имеем [...] несомненное преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, а равно среди высших квалифицированных слоев рабочих, и прежде всего среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий. Это находит свое отражение в статистических данных не только там, где различие вероисповеданий совпадает с национальными различиями и тем самым с различием в уровне культурного развития...». Это подтверждается и различиями «в характере среднего образования, которое в отличии от протестантов родители-католики обычно дают своим детям. [...] Среди абитуриентов-католиков процент окончивших учебные заведения, которые готовят к технической и торгово-промышленной деятельности, вообще к буржуазному предпринимательству (реальные гимназии, реальные училища, гражданские училища повышенного типа и т.п.), [...] значительно ниже, чем среди протестантов - католики явно предпочитают гуманитарную подготовку классических гимназий». И «среди квалифицированных рабочих современной крупной промышленности мало католиков. [...] Занятые в ремесле католики проявляют больше склонности остаться ремесленниками, то есть относительно большее их число становится мастерами внутри данного ремесла, тогда как протестанты в относительно большом количестве устремляются в промышленность, где они пополняют ряды квалифицированных рабочих и служащих предприятий. В этих случаях, несомненно, налицо следующее причинное соотношение: своеобразный склад психики, привитый воспитанием, в частности, тем направлением воспитания, которое было обусловлено религиозной атмосферой родины и семьи, определяет выбор профессии и дальнейшее направление профессиональной деятельности». «Причину различного поведения представителей названных вероисповеданий (в экономике), - по мнению М. Вебера, - следует поэтому искать прежде всего в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания». Таким образом, М. Вебер обосновывает роль протестантизма как носителя капиталистической идеологии не только в смешанных в отношении вероисповедания населением, но и в других католических странах (например, во Франции). Во всех течениях протестанцизма выступает одна и та же специфическая особенность: персональное совпадение виртуозной капиталистической деловитости с самыми интенсивными формами набожности, пропитывающей и регулирующей всю жизнь данных лиц и групп. В протестанцизме и «духе капитализма» по концепции М. Вебера «интересы Бога и работодателя сливаются, [...] что рабочие должны удовлетворяться самым незначительным количеством свободного времени даже в воскресенье»; в результате «протестантский аскетизм легализировал эксплуатацию специфической готовности рабочих к труду». Капитализму в эпоху его возникновения нужны были рабочие, которые позволили бы себя экономически эксплуатировать во имя совести. Теперь он стал властелином и может заставить их быть готовыми к труду и без потусторонних премий. Именно поэтому влиянием протестанцизма современные западные социологи, в частности, англичанин Э. Галеви (1961 г.) объяснял феномен социальной и политической стабильности Англии в XIX веке. А Т. Парсонс анализировал особый тип протестанцизма, приспособленного к потребностям американской специфики - его культуры и экономики. В частности, он рассматривал конформизм как проявление природы индивида, его адаптивной способности, как закон функционирования социальной системы, фундамент общественного равновесия. Этот прагматизм американца делает его конформистом, что служит залогом жизнеспособности общественной системы. Главным социологическим произведением М. Вебера среди 110-ти томов его трудов считается «Протестантская этика и дух капитализма» (1905 г.). По мнению западных ученых причина успеха «Протестантской этики» кроется ни в ее глубине, ни в истинности теории (сегодня уже ясно, что она должна быть серьезно пересмотрена и дополнена). В первую очередь причина пристального внимания «Протестантской этики» заключается в антиматериалистическом характере ее основного вывода, направленного против выводов К. Маркса. Позиции Маркса и Вебера в отношении рассматриваемой проблемы взаимоотношения «экономическое - неэкономическое» отличаются, во-первых, оценкой относительного значения экономических и неэкономических факторов. И, во-вторых, в отношении перспектив развития рыночной экономики. Подходы Вебера ко многим социальным фактам, в частности к социальной стратификации в обществе, были основаны на идеях, высказанных Марксом, но видоизмененных им и развитых дальше. Подобно Марксу, Вебер считал, что общество характеризуется борьбой за власть и ресурсы. Однако если Маркс был убежден, что в основе любого социального конфликта лежат экономические проблемы и противоположность классовых интересов, то Вебер рассматривал общество как более сложное многомерное явление. Согласно Веберу, социальная стратификация связана не только с классом, но формируется под влиянием еще двух факторов - статуса и партии. Указанные три накладывающиеся друг на друга элемента стратификации образуют огромное число возможных положений в обществе, а не жесткую двухполюсную модель, которую предложил Маркс. У Вебера двойственное отношение к Марксу. С одной стороны, он признает в нем выдающегося ученого, положившего начало изучению капитализма и увидевшего в капитализме могучий фактор прогрессивного развития по сравнению с феодальным типом экономики. Но, с другой стороны, М. Вебер считает утопическими выводы, сделанные К. Марксом из анализа капитализма; он не приемлет тот путь революционного преобразования капитализма, который был предложен К. Марксом. И в связи с этим М. Вебера часто называют «Анти-Марксом», хотя его критика относилась не к самому Марксу, а к институционализированному (тогдашней социал-демократической партией Германии) марксизму, тому «марксизму», о котором сам К. Маркс писал - «в таком случае, я - не марксист». И М. Вебер в своей интерпретации общества, по выражению Р. Арона, был слишком марксистом - он в тех же выражениях, что и Маркс говорил о типичной организации современного производства, которого «нигде кроме Запада не было и не могло быть», однако считая, что противопоставление «капитализм-социализм» лишено смысла. Но у них есть и моменты сходства: анализ генезиса капитализма и рождения его духа как борьбы с прежними идеалами и социальными отношениями; общее убеждение в противоположности «традиции» и «современности»; описание социальных изменений (в том числе генезиса и функционирования капитализма) в категориях рождения новой социальной системы; убеждение в том, что новые социальные общности и идеологии возникают более или менее параллельно процессу упадка прежней системы социально-экономических отношений. Питер Дракер считает, что и М. Вебер был склонен упрощать общественное развитие. И вывод М. Вебера о том, что капитализм явился детищем «протестантской этики», считает П. Дракер, оказалась в значительной мере дискредитированной ввиду недостаточной ее обоснованности. Французский социолог Р. Будон, считает, если теория Вебера верна, то она свидетельствует о том, что «человеческие ценности могут служить причиной изменений в производственных отношений, а это полностью противоречит системе отношений, установленной К. Марксом между данными понятиями». К. Маркс не верил в историческую перспективу капиталиста, в его способность управлять сверхсложной экономикой и высокотехнологическим производством. А что капиталист - фигура преходящая, считал и М. Вебер. Он исходил из того, что зарождение акционерного капитала, появление огромных корпораций, централизация банков и транспортных сетей делали излишней фигуру индивидуального собственника. Его место занимает бюрократ - государственный чиновник. Укрупнение предприятий и появление акционерной формы собственности способствует вытеснению индивидуального владельца из производства. Маркс призывает капиталиста «уйти в отставку», уступить свое место рабочему классу. Вебер также говорит об отставке капиталистов, но те должны уступить место менеджерам и бюрократам. Таким образом, М. Вебер заложил основы теории менеджерской революции и социологии бюрократии. Этот важный аспект социальных изменений, который был мало заметен при жизни Маркса, но отчетливо на Западе стал проявляться еще при жизни Вебера, позже в книге американца Дж. Бернхайма «Менеджерская революция» позволил сделать хотя и иной вывод, но в духе социологии бюрократии М. Вебера, что класс капиталистов практически вытеснен классом управляющих (Пол Бэран и Пол Суизи). Вывод Бернхайма отличается от вывода М. Вебера тем, что вместо бюрократии господствующей силой провозглашаются менеджеры. Собственность, полагает Дж. Бернхайм, это не просто капитал или овеществленный труд, а прежде всего контроль. В 1953 г. П. Сорокин заявил о трансформации капиталистического класса в менеджерский класс, а Т. Парсонс позже - о переходе контроля над производством, принадлежащего когда-то семьям - собственникам корпораций, к управленческому и техническому персоналу. Революция, которую описал Дж. Бернхайм, обозначила переход от индустриального общества к постиндустриальному, в котором в духе взглядов М. Вебера ключевые позиции принадлежат инженерам, программистам, служащим, менеджерам. Большинство социологов придерживается мнения, что теория Вебера дает более гибкую и адекватную основу для изучения социальных явлений, чем та, которую предложил Маркс. Одна из причин заключается в том, что Вебер оказался более удобным для поздних социологов-теоретиков с политической точки зрения. Вместо того чтобы признавать радикализм Маркса, Вебер по одним вопросам был скорее либералом, а по другим - консерватором (например, в отношении к роли государства). Хотя он подвергал суровой критике многие стороны современного капиталистического общества и пришел к тем же критическим заключениям, что сделал когда-то Маркс, Вебер чувствовал, что радикальные реформы, предлагаемые марксистами и другими социалистами, больше навредят, чем принесут пользу. Позднее социологи-теоретики, особенно американские, рассматривали общество в свете враждебной критики теории Маркса. Будучи более консервативными по своему мировоззрению, они подыскивали теоретическую альтернативу марксизму. Одним из тех, кто привлек их внимание, был Макс Вебер. Вебер достаточно снисходительно относился к форме, в которой представлял свои суждения. Он провел большую часть своей жизни, занимаясь детальным историческим исследованием, и его политические заключения зачастую делались в контексте его исследований. Обычно они звучали очень научно и академично. Маркс провел большое количество серьезных исследований, при этом он оставил много явно спорных суждений. Например, в «Капитале» (1867/1967) он описывает капиталистов как «вампиров» и «оборотней». Более академичный стиль Вебера способствовал тому, что он стал угодным для поздних социологов. Наконец, Вебер рассматривал социальный мир более широко, чем Маркс. Если Маркс оказался почти полностью поглощенным экономикой, Вебер интересовался широким спектром социальных феноменов. Это различие в акцентах, как оказалось, дало гораздо больше поздним социологам в плане их деятельности, чем явно более узконаправленные интересы Маркса. Во всех своих исследованиях, в отличие от Э. Дюркгейма, М. Вебер стоит на позициях методологического индивидуализма, социальный порядок у него не образуется внешними нормативными ограничениями, а оказывается проекцией индивидуального осмысленного действия и не чужд внутренним ценностным конфликтам. Тему проекции субъективных смыслов в экономических отношениях в этот период развивает и Г. Зиммель (1858-1918). Георг Зиммель был современником Вебера и соучредителем Немецкого социологического общества. Он был нетипичным социологом-теоретиком. С одной стороны, он оказал непосредственное и глубокое влияние на развитие американской социологической мысли, поскольку Маркса и Вебера игнорировали на протяжении ряда лет. Труды Зиммеля способствовали формированию одного из ранних центров американской социологии - Чикагского университета и его главной теории - символического интеракционизма. Этому в немалой степени способствовал тот факт, что главные представители Чикагской школы ранних лет - Альбион Смолл и Роберт Парк - познакомились с теорией Зиммеля в Берлине в конце 1800-х гг. Парк присутствовал на лекциях Зиммеля в 1899 и 1900 гг., а Смолл вел обширную переписку с ним на протяжении 1890-х гг. Другим нетипичным аспектом деятельности Зиммеля был его «уровень» анализа или, по крайней мере, тот уровень, благодаря которому он стал известен в Америке. Если Вебер и Маркс занимались крупномасштабными вопросами, такими как рационализация общества и капиталистической экономики, то Зиммель стал известен вследствие работ, посвященных проблемам меньшего масштаба, в частности индивидуальному действию и взаимодействию. Кроме серьезных многотомных трудов, каковые мы встречаем у Маркса и Вебера, Зиммель написал также ряд очерков на такие животрепещущие темы, как бедность, проституция, скупость и расточительство, чужеродность. Краткость подобных очерков и высокий уровень интереса к материалу сделали более легким распространение идей Зиммеля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|