Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительный анализ сетевого и институционального подходов




  Сетевой подход Институциональный
Основные понятия   Потоки ресурсов; принцип взаимности; позиционирование   Трансакционные издержки; права собственности; согласование порядков
Предпосылка образования структур   Общее поле действия, активная позиция участников. Согласование практик на основе принципов межличностных отношений. Мимикрия, копирование практик   Общая арена действий, механизмы, регулирующие взаимодействия. Выстраивание и структурирование общих полей действия, согласование порядков  
Механизмы, благодаря которым эти структуры существуют   Социальные связи, сети коммуникации, информационные каналы   Общие действия → Социальные навыки → Усвоение принципов действия, концепций контроля и идентичностей  
Основные функции структур   Уменьшение неопределенности, снижение оппортунизма, улучшение адаптационных способностей   Разрешение проблем коллективных действий (согласование стратегий акторов-максимизаторов), предсказуемость, типичность действий
Основная проблема   Поддержание каналов коммуникации   Легитимация порядков, социализация новичков  
Достоинства и недостатки структур   Эффективность в сдерживании оппортунизма, передачи информации; самостабилизация через подключение новых членов Но: благодаря сетевым связям становится возможным небывалый обман   Эффективность в сдерживании оппортунизма, снижении неопределенности Но: институциональные образования инертны, существует проблема зависимости от первоначально выбранного пути  
Ограничения сферы Регулирования этими структурами   Только члены сетей; на тех, кто вне сетей, эти принципы не распространяются   Мотивы действий и предпочтения акторов непредсказуемы. Они могут располагаться вне сферы институционального регулирования
Понятие власти   Власть ситуативна, определяется структурной позицией участника   Власть определяется способностью изменять концепции контроля
Главный принцип   Гибкость   Надежность  

 

Наиболее активно новый институционализм развивается в амери­канской социологии, где он теснейшим образом связан с теорией орга­низаций. Исследования начинались здесь с изуче­ния сектора некоммерческих организаций и поставщиков обществен­ных благ в сфере образования, здравоохранения и т.п., а затем были распространены на основные рыночные сектора хозяйства.

Появление этой разновидности нового институционализма связы­вают с опубликованием статей Дж. Мейера в конце 1970-х гг., а в числе ведущих исследователей следует отметить У. Бэйкера, Н. Биггарт, П. Димаджио, В. Ни, Н. Флигстина и др. В каком-то смысле обобщен­ным выражением достижений данного направления можно считать книгу Н. Флигстина «Архитектура рынков», в которой представлен так назы­ваемый «политико-культурный подход».

В зависимости от того, какого рода факторы акцентируются в исследовательских программах, в американском институционализмемы условно выделяем два течения. Первое может быть названо культурно-ориентированным (П.Димаджио, У.Пауэлл, Н.Биггарт и др.), второе – властно-ориентированным (У.Бейкер, Н.Флигстин и др.).

Традиционная социология игнорировала человека, способного принимать индивидуальные решения и делать осознанный выбор, а в традиционной экономической теории этот человек «повисал» в безвоздушном пространстве в отсутствие поддерживающих социальных структур. Следуя за новой институциональной экономической теорией, пытающейся осуществить синтез старого институционализма и традиционной неоклассики, новый институционализм в социологии пробует соединить достижения новой институциональной экономики и традиционной социологии.

Начнем с исходного определения институтов, которые понимаются в неоинституциональном ключе как правила поведения и способы поддержания этих правил. Институты одновременно ограничивают и стимулируют повседневное действие хозяйственных агентов. Рассмотрим исходную структуру правил и способов их поддержания, которые задают рамки хозяйственной активности. В качестве отправного пункта мы используем исследовательскую схему, предложенную американским экономсоциологом Нилом Флигстином, которая содержит три основных элемента:

• институциональные образования, или институциональные устройства, позволяющие агентам организовывать свою деятельность на рынках;

• мотивационную структуру агентов, определяющую непосредственные побудительные причины их действий;

• концепции контроля, помогающие выработать понимание хозяйственных процессов и стратегии собственного действия.

Необходимо более последо­вательное определение институтов как совокупности правил. При этом, однако, следует учесть, что эти правила неоднородны и вклю­чают две взаимосвязанные группы. Первую группу образуют прави­ла, регулирующие действия участников рынка. Мы назовем их пра­вилами игры. Правила, входящие во вторую группу, регламентируют поведение структур, которые контролируют соблюдение правил пер­вого рода. Это своего рода правила поддержания правил, которые будут называться нами правилами контроля.

Теперь перейдем к характеристике основных институциональных элементов рынка. Они включают:

§ права собственности;

§ управленческие схемы;

§ правила обмена.

Права собственности. Чтобы развернуть какую-либо хозяйствен­ную деятельность, нужно прежде всего получить и определить права собственности. Они понимаются как обоснован­ные (легитимные) притязания на распоряжение ограниченными ре­сурсами и извлекаемыми доходами. Основным источником леги­тимности прав собственности являются законы. Другим ис­точником, подкрепляющим данные притязания, выступают социаль­ные нормы. Так, например, нанесение ущерба чужой собственности сдерживается отнюдь не только угрозами формального наказания, но и ожидаемым неодобрением со стороны окружающих.

Следует выделить два основных вида притязаний: на ресурсы (формы капитала) и на доходы. Вход на рынок связан с реализацией притязаний на ресурсы. Они связаны с организа­цией предприятий, получением прав собственности, исключением (ог­раничением) доступа других агентов к этим правам, их защитой от сторонних посягательств. Данные притязания осуществляются путем:

§ получения прав на осуществление деятельности (регистрация предприятия, лицензирование деятельности, сертификация про­дукта, получение прочих разрешений);

§ получения доступа к ресурсам (материальным, финансовым, трудовым, нежилым помещениям, коммуникационным сетям, информации, технологиям).

Притязания на ресурсы наталкиваются на разные экономические и институциональные ограничения (барьеры). Экономические барьеры входа на рынок связаны с дефицитностью необходимых ресурсов, минимальным размером стартового капитала, масштабами существующего предложения данного товара и относительной узостью потребительского спроса на него. Институциональные ограничения проявляются в первую очередь в существовании административных барьеров входа на рынок. Они порождены реализацией монополии органов государственной власти на многие элементы оформления прав собственности и контроля за их использованием. Институцио­нальные ограничения могут возникать также в результате организо­ванного сопротивления других участников рынка, пытающихся не до­пустить «новичков».

Притязания на ресурсы могут предъявляться, как минимум, по че­тырем основаниям:

§ незакрепленность прав собственности (например, в виду отсут­ствия патента на изобретение);

§ открытость прав собственности (например, в случае ее продажи или приватизации посредством аукциона);

§ неспецифицированность (размытость) прав собственности, ког­да они представляют собой спорную территорию;

§ оспаривание прав собственности и требований их передачи (на­пример, в оплату задолженности кредиторам).

Если новому участнику удалось войти на тот или иной рынок и развернуть хозяйственную деятельность, то возникают притязания на доходы. Они сопряжены с присвоением и рас­пределением получаемых доходов, их защитой от посягательств со стороны других участников рынка. При этом притязания на доходы могут быть:

§ формальными - соответствующими закону и фиксируемыми документально;

§ неформальными - не соответствующими закону и не фиксируемыми в отчетных документах.

Формальные притязания на доходы могут предъявлять разные агенты:

§ государство, обеспечивающее юридическое оформление прав собственности, требует уплаты налогов и других обязательных платежей;

§ собственники и инвесторы, предоставившие ресурсы, претен­дуют на прибыль, процент или дивиденды;

§ наемные работники, затрачивая свой труд, ожидают его оплаты;

§ агенты рыночной инфраструктуры, оказавшие деловые услуги по экономической реализации прав собственности, запрашива­ют свои комиссионные.

Неформальные притязания на доходы, в свою очередь, выражают­ся в следующих формах:

§ сокрытие доходов от государства в результате теневой деятель­ности (например ухода от налогов);

§ частное присвоение доходов предприятия в результате оппорту­нистического поведения работников (скажем, в форме воровст­ва или получения «откатов» за коррупционные услуги);

§ присвоение доходов предприятия другими агентами в форме принудительной оплаты их услуг (например, услуг по обеспече­нию безопасности бизнеса коррумпированными чиновниками или силовыми структурами).

Возможны и некоторые смешанные варианты фор­мальных и неформальных способов распределения доходов. Скажем, неформальное перераспределение доходов может камуфлироваться и представляться в виде формальных платежей за фиктивные услуги (например, якобы за предоставление консультаций или за проведение мнимых маркетинговых исследований). По официальным данным, в 2002 г. российские компании перевели около 5 млрд. долл. США в качестве оплаты маркетинговых исследований за рубежом. Возникло справедливое подозрение, что значительная часть этих средств является неформальным способом экспорта капитала.

Управленческие схемы. Получив и специфицировав права собственности на использование ресурсов и присвоение доходов, руково­дители компаний делают следующий шаг - выстраивают управлен­ческие схемы - способы построения экономических и администра­тивных связей внутри хозяйственной организации.

Итак, управленческая схема представляет собой институциональ­Ное оформление организационной структуры предприятия или биз­неса. Она вырабатывается для того, чтобы осуществлять взаимодей­ствие между звеньями организации, перераспределять ресурсы, нако­нец, закрывать свою деятельность от других участников рынка, делая ее менее прозрачной. Управленческая схема включает следующие ос­новные формы интеграции звеньев данной организации: функциональную, организационно-правовую, финансовую.

Функциональная интеграция связана с местом звеньев организации во внутреннем разделении труда и характером технологических связей между ними. Так, хозяйственная организация может заниматься одним видом деятельности или демонстрировать высокую степень диверсификации.

Для описания способов организационно-правового оформления звеньев организации мы используем классификацию, предложенную Я. Паппе для характеристики интегрированных бизнес-групп. Выде­ляются два механизма организационно-правовой связи:

§ имущественный,

§ управленческий.

Это деление основано на функции центрального элемента органи­зации. В первом случае предполагается концентрация прав собствен­ности, во втором - наличие системы договоров, позволяющей при­нимать единые стратегические решения. Имущественную связь мо­гут воплощать три формы:

§ классические (пирамидальные) холдинги, где материнские ком­пании владеют контрольными пакетами акций дочерних и зависимых структур;

§ распределенные холдинги, когда контрольные пакеты акций находятся у нескольких скоординированных юридических лиц;

§ системы взаимоучастия, где существует перекрестное владение собственностью.

В свою очередь, управленческая связь основана на принятии наи­более важных стратегических решений единым центром организа­ции.

Наконец, финансовая интеграция предусматривает разные фор­мы связей между звеньями организации (ее структурными подразде­лениями или отдельными предприятиями). Они могут строиться на основе рыночных контрактов с использованием свободно устанав­ливаемых (договорных) цен и высокой степенью финансовой ответ­ственности сторон. Но здесь могут преобладать и асимметричные отношения перераспределения (редистрибуции) с использованием фиксированных трансфертных цен. Кроме этого, могут выстраи­ваться симметричные реципрокные отношения, предполагающие вза­имную помощь и поддержку, выходящие за пределы строгой фор­мальной калькуляции.

Правила обмена. Наряду со спецификацией прав собственности и построением управленческих схем приходится заботиться о прави­лах обмена. Это третий элемент основных инсти­тутов рынка. Правила обмена определяют порядок взаимодействия между независимыми участниками рынка. Они регулируют выбор деловых партнеров, характер установленных с ними отношений, по­рядок исполнения сделок. В целом правила обмена оформляют сле­дующие виды деятельности:

§ поиск и отбор деловых партнеров и клиентов;

§ стратификацию партнеров и клиентов;

§ заключение контрактных и неконтрактных деловых соглашений;

§ поддержание деловых соглашений.

Первая задача - подбор деловых партнеров и клиентов. Ее реше­ние предполагает предоставление информации о себе и сбор инфор­мации о контрагентах. Информация о себе и собственных продуктах распространяется посредством прямой рекламы и специальных мер по продвижению товаров. Играет свою роль и «сарафанное» радио - передача информации о товарах от покупателя к покупателю. Сбор информации о контрагентах осуществляется путем обработки теку­щей информации о ценах и предлагаемых услугах, оценки качества услуг и репутации их поставщиков, а также с помощью специальных мер - маркетинговых исследований, организации тендеров, провер­ки платежеспособности и кредитной истории предполагаемых партнеров. Деловая информация часто дополняется субъективными впе­чатлениями, получаемыми в ходе личных переговоров, которые за­частую играют решающую роль.

Когда контрагенты определены, необходимо позаботиться об оформлении взаимоотношений с ними - заключении деловых согла­шений. Традиционный экономический взгляд на рыночные сделки предполагает, что контракты заключаются между автономными хо­зяйственными агентами, которые каждый раз, не взирая на прошлый опыт, принимают относительно независимые решения. Такого рода отношения в основном формальны, не специфичны и открыты. На место одного хозяйственного партнера в условиях конкуренции всег­да может прийти другой. Между тем институциональный подход предполагает, что идентичность партнера и степень доверия к нему имеют немаловажное значение. Это означает в том числе переход от безличных контрактов к отношенческим контрактам. Опора на такого рода отношения, помимо прочего, позво­ляет участникам рынка не заключать полных контрактов, которые все равно не могут охватить все необходимые детали и предвидеть наступление всех возможных обстоятельств.

Кроме формальных контрактов, деловые соглашения включают также неформальные неконтрактные соглашения, которые привносят в них необходимую гибкость. В свою очередь, они делятся на явные (обговоренные) и неявные (необговоренные) неформальные согла­шения, или неявные контракты. В последнем случае стороны подразумевают, что некоторые условия будут соблюдаться без специальных соглашений - на основе прош­лого опыта, наблюдения аналогов, представлений о справедливости, наконец, здравого смысла.

Характер заключаемых соглашений не нейтрален относительно статуса контрагентов. На рынке формируется статусная иерархия, которая вносит в деловые отношения элементы неравенства. С давни­ми партнерами и клиентами, имеющими высокую репутацию, могут заключаться привилегированные контракты, которые отличаются от обычных рыночных условий. Эти контрагенты получают статус по­стоянных покупателей или VIP-клиентов, уполномоченных импор­теров или официальных дилеров. Им предоставляются скидки, до­полнительные услуги и другие селективные преимущества. В то же время с новичками и фирмами, не имеющими высокой репутации, первоначально могут заключаться пробные и дискриминационные контракты, снижающие риск возможных потерь от оппортунистиче­ского поведения партнеров.

Общеизвестно, что сам факт подписания контракта еще не означа­ет, что можно спать спокойно. Возникают новые заботы, связанные с поддержанием деловых соглашений - обес­печением их выполнения, включая надзор за соблюдением обяза­тельств и применение санкций в случае оппортунистического пове­дения или отлынивания от соблюдения соглашений.

Поддержание деловых соглашений, включая разрешение спорных ситуаций, может иметь публичный и частный характер. Публичные способы поддержания деловых соглашений (в первую очередь, контроль за выполнением контрактных обязательств) связаны с привлечением формальных посредников. Чаще всего речь идет о государственных структурах - судебных, арбитражных и пра­воохранительных органах, которые способны при возникновении конфликтных ситуаций осуществлять формальные санкции против оппортунистов и мошенников. Однако в качестве такого посредни­ка, в принципе, могут выступать и негосударственные структуры - третейские судьи или деловые ассоциации. И в том, и в другом случае возникающие конфликты переносятся в публичную сферу, ста­новятся открытыми для сторонних глаз и ушей.

Если публичные способы оказываются неэффективными или не­приемлемыми по тем или иным причинам, применяются частные способы соблюдения деловых соглашений, что дос­тигается двумя путями. Первый путь - негласно привлечь третью сторону, обладающую авторитетом в глазах обеих сторон (например, использовать силовые структуры в качестве гаранта совершения сдел­ки). Второй путь - установление прямых контактов между участ­никами сделки, если они считают, что в состоянии сами разобраться с возникающими проблемами. Возможны также смешанные и про­межуточные формы - например, когда для давления на контрагентов привлекаются представители государственных органов, которые дей­ствуют при этом на основе неформальных (политических и коммер­ческих) соглашений (например, заказывается внеочередная проверка предприятия налоговой или торговой инспекцией).

Среди способов частного урегулирования деловых соглашений сле­дует назвать:

§ предоставление дополнительных услуг, не оговоренных фор­мальным контрактом (например, оплата части услуг «черным налом»);

§ смягчение контрактных условий в пользу контрагентов (скажем, предоставление не предусмотренных ранее скидок, премий или согласие подождать с оплатой продукции);

§ побуждение контрагентов к выполнению обязательств путем неформальных переговоров и апелляции к нормам деловой этики;

§ давление на контрагентов посредством использования компрометирующих материалов в средствах массовой информации;

§ применение силовых санкций в форме угроз и прямого насилия по отношению к контрагентам.

Иными словами, мобилизуются всевозможные мотивы контраген­тов - их экономический интерес, готовность следовать социальным нормам, опасения принудительных мер.

Таким образом, правила обмена наполняют деловые сети конкрет­ным содержанием, значительная часть которого имеет неэкономиче­ский характер и включает отношения:

§ доверия и взаимных обязательств,

§ взаимной помощи и поддержки,

§ политической лояльности,

§ дружбы и личной привязанности.

Все эти отношения становятся неотъемлемой частью сетевого мира.

Большую роль при выборе контрагентов играет доверие - совокупность ожиданий того, что контрагенты будут выполнять свои обязательства без применения санкций. Доверие как одновременная концентрация ожиданий и обязательств напрямую связано с соци­альным капиталом.

Состав основных институциональных элементов рынка представ­лен на рисунке 1.

Ка­ковы особенности формальных и неформальных правил? Принципи­альная разница между ними состоит прежде всего в способах их ут­верждения, фиксации и поддержания. Формальные правила утвер­ждаются конкретными полномочными субъектами (принципалами), обладающими легитимной политической властью или правами соб­ственности. Их содержание фиксируется в законах в качестве право­вых норм и в разного рода письменных предписаниях, которые так или иначе опираются на правовые нормы. Оно должно однозначно истолковываться всеми вовлеченными сторонами. В силу этого фор­мальные правила претендуют на высокую степень универсализма и всеобщности, публичности и открытости (транспарентности). Кроме того, они обязательны для исполнения, и существуют оговоренные механизмы их поддержания, включая перечень санкций за их несо­блюдение. Причем весомую долю издержек по поддержанию таких правил берет на себя государство.

В противовес этому неформальные правила могут не иметь конк­ретных «авторов». Они могут основываться на нормах, воспроизво­димых из поколения в поколение, а участвовать в их «производстве» способны, в том числе, и агенты, не обладающие легитимной вла­стью и правами собственности. Содержание таких правил чаще все­го не фиксируется в документальной форме, а если это и происходит (например, в виде Кодекса чести предпринимателя), то данные пра­вила не имеют правового статуса и безусловной принудительной силы. Их соблюдение в большей степени опирается не на силовые структуры государства, а на социальный капитал, имеющий в своей основе доверие и репутацию участников рынка, на уверенность в том, что другие знают эти правила и готовы их соблюдать. По указан­ным причинам неформальные правила сложнее, чем формальные предписания, поддаются сознательному воздействию и не могут из­меняться существенным образом по велению отдельных влиятель­ных субъектов (по крайней мере, в короткий период времени).

 

 

Неформальные правила менее определенны, они могут подвер­гаться разным толкованиям и интерпретациям. Многое в них не толь­ко не прописано, но даже и не оговорено, а просто подразумевается. Часто содержание этих правил и даже само существование скрыты от досужих глаз, их не принято обсуждать, по крайней мере, в присут­ствии посторонних. И если «пришлые» участники рынка притязают на ресурсы и доходы без знания неформальных правил, то высока ве­роятность дезавуирования их претензий. С ними откажутся сотруд­ничать или примут в отношении них дискриминационное решение. Причем реальную причину отказа или дискриминации, скорее всего, не назовут.

Но даже если все вовлеченные стороны знают о существовании неформального правила и имеют близкое понимание его сути, они могут строить на его основе свои договоренности, избегая прямой апелляции к его содержанию и используя понятные контрагентам «бессодержательные» заверения вроде: «действуем как обычно», «мы вас не подведем» или фразеологический камуфляж из формальных правил.

Как формальные, так и неформальные правила подразделяются по степени охвата на общие и особые (партикуляристские). Общие формальные правила фиксируются в законах и другие регулятивных правовых актах, а особые формальные правила - в письменных контрактах, определяющих права и обязанности подписавших их сторон. Общие неформальные правила, регулирующие деятельность широкой совокупности агентов, представлены социальными норма­ми, а неформальные правила особого толка - деловыми договорен­ностями между конкретными участниками рынка. За­метим, что не всякие частные договоренности относятся нами к кор­пусу правил, которые по определению имеют надындивидуальный характер. Деловая договоренность становится правилом, когда она достаточно распространена, типична и приобретает более или менее общезначимый характер для какого-то сегмента рынка или группы хозяйственных агентов. Такому превращению индивидуальных со­глашений в правило способствуют не только их распространение и повторение, но также апелляция к существующим правовым и соци­альным нормам, а также поддержка внешних сил, понуждающих к их исполнению.

На основе формальных и неформальных правил складываются соответствующие практики повседневного действия. При этом фор­мальные практики выполняют по отношению к неформальным, как минимум, три важные функции. Во-первых, они выступают в каче­стве ограничителей, сдерживающих неформальные практики. Во-вто­рых, они, напротив, постоянно используются как инструмент для сти­мулирования новых неформальных практик. В-третьих, они форми­руют язык публичных обоснований и риторических высказываний, которые камуфлируют неформальные практики.

Как возникают неформальные правила. Что является основой для возникновения неформальных правил? Рассмотрим это сначала на примере контрактных отношений. Причинами возникновения неформальных правил могут быть:

1. неполнота контрактов,

2. неконтрактные элементы контрактных отношений,

3. несоблюдение контрактов.

Реальная хозяйственная жизнь, как правило, связана с заклю­чением и исполнением неполных контрактов. Их существование вы­звано, как минимум, четырьмя обстоятельствами.

1.В силу сложных и меняющихся условий предусмотреть все заранее невозможно.

2.Прояснение, обговаривание и фиксация всех возможных исхо­дов и нюансов контрактных отношений - дело слишком зат­ратное.

3.Есть элементы отношений, которые не фиксируются в конт­рактах в силу их «естественности» для вовлеченных сторон, они опускаются как нечто, само собой разумеющееся.

4.Участники рынка могут быть заинтересованы в сокрытии определенных элементов взаимоотношений, которые в результа­те становятся предметом скрытых деловых договоренностей.

Стороны, заключа­ющие контракт, часто не встречают друг друга как абсолютные не­знакомцы. Принимается во внимание характер контрагента и вслед­ствие этого, при возникновении непредвиденных обстоятельств, сто­роны могут отходить от жесткого следования букве контракта, реа­лизуя неконтрактные элементы контрактных отношений.

Наконец, неформальные отношения порождаются несоблюдени­ем заключенных контрактов - либо ввиду неспособности одного из агентов, либо вследствие оппортунистического поведения - ук­лонения от исполнения обязательств или прямого обмана. Зачастую это создает почву для возникновения неформальных правил контро­ля, понуждающих к соблюдению принятых обязательств нефор­мальными (в том числе силовыми) средствами.

Параллельно американским течениям получает все большую извест­ность новый французский институционализм. В конце 1980-х гг. группой экономистов (Ж.-П. Дюпюи, А. Орлеан, Р. Сале, Л. Тевено, О. Фавро, Ф. Эмар-Дюверне) была предложена экономическая теория конвенций, ко­торая со временем становится все более популярной. Для экономсоциологов наибольший интерес представляет подход Л. Тевено и социолога Л. Болтански, которые рассматривают множественные порядки обосно­вания ценности, связанные с различными мирами.

Всего таких миров выделяется шесть - рыночный, индустриаль­ный, домашний, гражданский, мир мнения и мир вдохновения, но их список принципиально не ограничивается. В экономических отноше­ниях главную роль выполняет напряженная и противоречивая связь между рыночным и индустриальным порядками, где первый регулируется це­нами и краткосрочными калькуляциями, а второй основан на техноло­гиях, инвестициях и перспективном планировании. К ним примыкают домашний мир, базирующийся на традиционных и личных взаимосвя­зях, родстве и локальности, а также гражданский мир, построенный на коллективных интересах и соблюдении демократических прав. Конф­ликт между различными порядками оценивания выдвигает на передний план вопрос о компромиссных соглашениях и способах координации хозяйственных взаимодействий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...