Сравнительный анализ сетевого и институционального подходов
Наиболее активно новый институционализм развивается в американской социологии, где он теснейшим образом связан с теорией организаций. Исследования начинались здесь с изучения сектора некоммерческих организаций и поставщиков общественных благ в сфере образования, здравоохранения и т.п., а затем были распространены на основные рыночные сектора хозяйства. Появление этой разновидности нового институционализма связывают с опубликованием статей Дж. Мейера в конце 1970-х гг., а в числе ведущих исследователей следует отметить У. Бэйкера, Н. Биггарт, П. Димаджио, В. Ни, Н. Флигстина и др. В каком-то смысле обобщенным выражением достижений данного направления можно считать книгу Н. Флигстина «Архитектура рынков», в которой представлен так называемый «политико-культурный подход». В зависимости от того, какого рода факторы акцентируются в исследовательских программах, в американском институционализмемы условно выделяем два течения. Первое может быть названо культурно-ориентированным (П.Димаджио, У.Пауэлл, Н.Биггарт и др.), второе – властно-ориентированным (У.Бейкер, Н.Флигстин и др.). Традиционная социология игнорировала человека, способного принимать индивидуальные решения и делать осознанный выбор, а в традиционной экономической теории этот человек «повисал» в безвоздушном пространстве в отсутствие поддерживающих социальных структур. Следуя за новой институциональной экономической теорией, пытающейся осуществить синтез старого институционализма и традиционной неоклассики, новый институционализм в социологии пробует соединить достижения новой институциональной экономики и традиционной социологии.
Начнем с исходного определения институтов, которые понимаются в неоинституциональном ключе как правила поведения и способы поддержания этих правил. Институты одновременно ограничивают и стимулируют повседневное действие хозяйственных агентов. Рассмотрим исходную структуру правил и способов их поддержания, которые задают рамки хозяйственной активности. В качестве отправного пункта мы используем исследовательскую схему, предложенную американским экономсоциологом Нилом Флигстином, которая содержит три основных элемента: • институциональные образования, или институциональные устройства, позволяющие агентам организовывать свою деятельность на рынках; • мотивационную структуру агентов, определяющую непосредственные побудительные причины их действий; • концепции контроля, помогающие выработать понимание хозяйственных процессов и стратегии собственного действия. Необходимо более последовательное определение институтов как совокупности правил. При этом, однако, следует учесть, что эти правила неоднородны и включают две взаимосвязанные группы. Первую группу образуют правила, регулирующие действия участников рынка. Мы назовем их правилами игры. Правила, входящие во вторую группу, регламентируют поведение структур, которые контролируют соблюдение правил первого рода. Это своего рода правила поддержания правил, которые будут называться нами правилами контроля. Теперь перейдем к характеристике основных институциональных элементов рынка. Они включают: § права собственности; § управленческие схемы; § правила обмена. Права собственности. Чтобы развернуть какую-либо хозяйственную деятельность, нужно прежде всего получить и определить права собственности. Они понимаются как обоснованные (легитимные) притязания на распоряжение ограниченными ресурсами и извлекаемыми доходами. Основным источником легитимности прав собственности являются законы. Другим источником, подкрепляющим данные притязания, выступают социальные нормы. Так, например, нанесение ущерба чужой собственности сдерживается отнюдь не только угрозами формального наказания, но и ожидаемым неодобрением со стороны окружающих.
Следует выделить два основных вида притязаний: на ресурсы (формы капитала) и на доходы. Вход на рынок связан с реализацией притязаний на ресурсы. Они связаны с организацией предприятий, получением прав собственности, исключением (ограничением) доступа других агентов к этим правам, их защитой от сторонних посягательств. Данные притязания осуществляются путем: § получения прав на осуществление деятельности (регистрация предприятия, лицензирование деятельности, сертификация продукта, получение прочих разрешений); § получения доступа к ресурсам (материальным, финансовым, трудовым, нежилым помещениям, коммуникационным сетям, информации, технологиям). Притязания на ресурсы наталкиваются на разные экономические и институциональные ограничения (барьеры). Экономические барьеры входа на рынок связаны с дефицитностью необходимых ресурсов, минимальным размером стартового капитала, масштабами существующего предложения данного товара и относительной узостью потребительского спроса на него. Институциональные ограничения проявляются в первую очередь в существовании административных барьеров входа на рынок. Они порождены реализацией монополии органов государственной власти на многие элементы оформления прав собственности и контроля за их использованием. Институциональные ограничения могут возникать также в результате организованного сопротивления других участников рынка, пытающихся не допустить «новичков». Притязания на ресурсы могут предъявляться, как минимум, по четырем основаниям: § незакрепленность прав собственности (например, в виду отсутствия патента на изобретение); § открытость прав собственности (например, в случае ее продажи или приватизации посредством аукциона); § неспецифицированность (размытость) прав собственности, когда они представляют собой спорную территорию;
§ оспаривание прав собственности и требований их передачи (например, в оплату задолженности кредиторам). Если новому участнику удалось войти на тот или иной рынок и развернуть хозяйственную деятельность, то возникают притязания на доходы. Они сопряжены с присвоением и распределением получаемых доходов, их защитой от посягательств со стороны других участников рынка. При этом притязания на доходы могут быть: § формальными - соответствующими закону и фиксируемыми документально; § неформальными - не соответствующими закону и не фиксируемыми в отчетных документах. Формальные притязания на доходы могут предъявлять разные агенты: § государство, обеспечивающее юридическое оформление прав собственности, требует уплаты налогов и других обязательных платежей; § собственники и инвесторы, предоставившие ресурсы, претендуют на прибыль, процент или дивиденды; § наемные работники, затрачивая свой труд, ожидают его оплаты; § агенты рыночной инфраструктуры, оказавшие деловые услуги по экономической реализации прав собственности, запрашивают свои комиссионные. Неформальные притязания на доходы, в свою очередь, выражаются в следующих формах: § сокрытие доходов от государства в результате теневой деятельности (например ухода от налогов); § частное присвоение доходов предприятия в результате оппортунистического поведения работников (скажем, в форме воровства или получения «откатов» за коррупционные услуги); § присвоение доходов предприятия другими агентами в форме принудительной оплаты их услуг (например, услуг по обеспечению безопасности бизнеса коррумпированными чиновниками или силовыми структурами). Возможны и некоторые смешанные варианты формальных и неформальных способов распределения доходов. Скажем, неформальное перераспределение доходов может камуфлироваться и представляться в виде формальных платежей за фиктивные услуги (например, якобы за предоставление консультаций или за проведение мнимых маркетинговых исследований). По официальным данным, в 2002 г. российские компании перевели около 5 млрд. долл. США в качестве оплаты маркетинговых исследований за рубежом. Возникло справедливое подозрение, что значительная часть этих средств является неформальным способом экспорта капитала. Управленческие схемы. Получив и специфицировав права собственности на использование ресурсов и присвоение доходов, руководители компаний делают следующий шаг - выстраивают управленческие схемы - способы построения экономических и административных связей внутри хозяйственной организации.
Итак, управленческая схема представляет собой институциональНое оформление организационной структуры предприятия или бизнеса. Она вырабатывается для того, чтобы осуществлять взаимодействие между звеньями организации, перераспределять ресурсы, наконец, закрывать свою деятельность от других участников рынка, делая ее менее прозрачной. Управленческая схема включает следующие основные формы интеграции звеньев данной организации: функциональную, организационно-правовую, финансовую. Функциональная интеграция связана с местом звеньев организации во внутреннем разделении труда и характером технологических связей между ними. Так, хозяйственная организация может заниматься одним видом деятельности или демонстрировать высокую степень диверсификации. Для описания способов организационно-правового оформления звеньев организации мы используем классификацию, предложенную Я. Паппе для характеристики интегрированных бизнес-групп. Выделяются два механизма организационно-правовой связи: § имущественный, § управленческий. Это деление основано на функции центрального элемента организации. В первом случае предполагается концентрация прав собственности, во втором - наличие системы договоров, позволяющей принимать единые стратегические решения. Имущественную связь могут воплощать три формы: § классические (пирамидальные) холдинги, где материнские компании владеют контрольными пакетами акций дочерних и зависимых структур; § распределенные холдинги, когда контрольные пакеты акций находятся у нескольких скоординированных юридических лиц; § системы взаимоучастия, где существует перекрестное владение собственностью. В свою очередь, управленческая связь основана на принятии наиболее важных стратегических решений единым центром организации. Наконец, финансовая интеграция предусматривает разные формы связей между звеньями организации (ее структурными подразделениями или отдельными предприятиями). Они могут строиться на основе рыночных контрактов с использованием свободно устанавливаемых (договорных) цен и высокой степенью финансовой ответственности сторон. Но здесь могут преобладать и асимметричные отношения перераспределения (редистрибуции) с использованием фиксированных трансфертных цен. Кроме этого, могут выстраиваться симметричные реципрокные отношения, предполагающие взаимную помощь и поддержку, выходящие за пределы строгой формальной калькуляции. Правила обмена. Наряду со спецификацией прав собственности и построением управленческих схем приходится заботиться о правилах обмена. Это третий элемент основных институтов рынка. Правила обмена определяют порядок взаимодействия между независимыми участниками рынка. Они регулируют выбор деловых партнеров, характер установленных с ними отношений, порядок исполнения сделок. В целом правила обмена оформляют следующие виды деятельности: § поиск и отбор деловых партнеров и клиентов; § стратификацию партнеров и клиентов; § заключение контрактных и неконтрактных деловых соглашений; § поддержание деловых соглашений. Первая задача - подбор деловых партнеров и клиентов. Ее решение предполагает предоставление информации о себе и сбор информации о контрагентах. Информация о себе и собственных продуктах распространяется посредством прямой рекламы и специальных мер по продвижению товаров. Играет свою роль и «сарафанное» радио - передача информации о товарах от покупателя к покупателю. Сбор информации о контрагентах осуществляется путем обработки текущей информации о ценах и предлагаемых услугах, оценки качества услуг и репутации их поставщиков, а также с помощью специальных мер - маркетинговых исследований, организации тендеров, проверки платежеспособности и кредитной истории предполагаемых партнеров. Деловая информация часто дополняется субъективными впечатлениями, получаемыми в ходе личных переговоров, которые зачастую играют решающую роль. Когда контрагенты определены, необходимо позаботиться об оформлении взаимоотношений с ними - заключении деловых соглашений. Традиционный экономический взгляд на рыночные сделки предполагает, что контракты заключаются между автономными хозяйственными агентами, которые каждый раз, не взирая на прошлый опыт, принимают относительно независимые решения. Такого рода отношения в основном формальны, не специфичны и открыты. На место одного хозяйственного партнера в условиях конкуренции всегда может прийти другой. Между тем институциональный подход предполагает, что идентичность партнера и степень доверия к нему имеют немаловажное значение. Это означает в том числе переход от безличных контрактов к отношенческим контрактам. Опора на такого рода отношения, помимо прочего, позволяет участникам рынка не заключать полных контрактов, которые все равно не могут охватить все необходимые детали и предвидеть наступление всех возможных обстоятельств. Кроме формальных контрактов, деловые соглашения включают также неформальные неконтрактные соглашения, которые привносят в них необходимую гибкость. В свою очередь, они делятся на явные (обговоренные) и неявные (необговоренные) неформальные соглашения, или неявные контракты. В последнем случае стороны подразумевают, что некоторые условия будут соблюдаться без специальных соглашений - на основе прошлого опыта, наблюдения аналогов, представлений о справедливости, наконец, здравого смысла. Характер заключаемых соглашений не нейтрален относительно статуса контрагентов. На рынке формируется статусная иерархия, которая вносит в деловые отношения элементы неравенства. С давними партнерами и клиентами, имеющими высокую репутацию, могут заключаться привилегированные контракты, которые отличаются от обычных рыночных условий. Эти контрагенты получают статус постоянных покупателей или VIP-клиентов, уполномоченных импортеров или официальных дилеров. Им предоставляются скидки, дополнительные услуги и другие селективные преимущества. В то же время с новичками и фирмами, не имеющими высокой репутации, первоначально могут заключаться пробные и дискриминационные контракты, снижающие риск возможных потерь от оппортунистического поведения партнеров. Общеизвестно, что сам факт подписания контракта еще не означает, что можно спать спокойно. Возникают новые заботы, связанные с поддержанием деловых соглашений - обеспечением их выполнения, включая надзор за соблюдением обязательств и применение санкций в случае оппортунистического поведения или отлынивания от соблюдения соглашений. Поддержание деловых соглашений, включая разрешение спорных ситуаций, может иметь публичный и частный характер. Публичные способы поддержания деловых соглашений (в первую очередь, контроль за выполнением контрактных обязательств) связаны с привлечением формальных посредников. Чаще всего речь идет о государственных структурах - судебных, арбитражных и правоохранительных органах, которые способны при возникновении конфликтных ситуаций осуществлять формальные санкции против оппортунистов и мошенников. Однако в качестве такого посредника, в принципе, могут выступать и негосударственные структуры - третейские судьи или деловые ассоциации. И в том, и в другом случае возникающие конфликты переносятся в публичную сферу, становятся открытыми для сторонних глаз и ушей. Если публичные способы оказываются неэффективными или неприемлемыми по тем или иным причинам, применяются частные способы соблюдения деловых соглашений, что достигается двумя путями. Первый путь - негласно привлечь третью сторону, обладающую авторитетом в глазах обеих сторон (например, использовать силовые структуры в качестве гаранта совершения сделки). Второй путь - установление прямых контактов между участниками сделки, если они считают, что в состоянии сами разобраться с возникающими проблемами. Возможны также смешанные и промежуточные формы - например, когда для давления на контрагентов привлекаются представители государственных органов, которые действуют при этом на основе неформальных (политических и коммерческих) соглашений (например, заказывается внеочередная проверка предприятия налоговой или торговой инспекцией). Среди способов частного урегулирования деловых соглашений следует назвать: § предоставление дополнительных услуг, не оговоренных формальным контрактом (например, оплата части услуг «черным налом»); § смягчение контрактных условий в пользу контрагентов (скажем, предоставление не предусмотренных ранее скидок, премий или согласие подождать с оплатой продукции); § побуждение контрагентов к выполнению обязательств путем неформальных переговоров и апелляции к нормам деловой этики; § давление на контрагентов посредством использования компрометирующих материалов в средствах массовой информации; § применение силовых санкций в форме угроз и прямого насилия по отношению к контрагентам. Иными словами, мобилизуются всевозможные мотивы контрагентов - их экономический интерес, готовность следовать социальным нормам, опасения принудительных мер. Таким образом, правила обмена наполняют деловые сети конкретным содержанием, значительная часть которого имеет неэкономический характер и включает отношения: § доверия и взаимных обязательств, § взаимной помощи и поддержки, § политической лояльности, § дружбы и личной привязанности. Все эти отношения становятся неотъемлемой частью сетевого мира. Большую роль при выборе контрагентов играет доверие - совокупность ожиданий того, что контрагенты будут выполнять свои обязательства без применения санкций. Доверие как одновременная концентрация ожиданий и обязательств напрямую связано с социальным капиталом. Состав основных институциональных элементов рынка представлен на рисунке 1. Каковы особенности формальных и неформальных правил? Принципиальная разница между ними состоит прежде всего в способах их утверждения, фиксации и поддержания. Формальные правила утверждаются конкретными полномочными субъектами (принципалами), обладающими легитимной политической властью или правами собственности. Их содержание фиксируется в законах в качестве правовых норм и в разного рода письменных предписаниях, которые так или иначе опираются на правовые нормы. Оно должно однозначно истолковываться всеми вовлеченными сторонами. В силу этого формальные правила претендуют на высокую степень универсализма и всеобщности, публичности и открытости (транспарентности). Кроме того, они обязательны для исполнения, и существуют оговоренные механизмы их поддержания, включая перечень санкций за их несоблюдение. Причем весомую долю издержек по поддержанию таких правил берет на себя государство. В противовес этому неформальные правила могут не иметь конкретных «авторов». Они могут основываться на нормах, воспроизводимых из поколения в поколение, а участвовать в их «производстве» способны, в том числе, и агенты, не обладающие легитимной властью и правами собственности. Содержание таких правил чаще всего не фиксируется в документальной форме, а если это и происходит (например, в виде Кодекса чести предпринимателя), то данные правила не имеют правового статуса и безусловной принудительной силы. Их соблюдение в большей степени опирается не на силовые структуры государства, а на социальный капитал, имеющий в своей основе доверие и репутацию участников рынка, на уверенность в том, что другие знают эти правила и готовы их соблюдать. По указанным причинам неформальные правила сложнее, чем формальные предписания, поддаются сознательному воздействию и не могут изменяться существенным образом по велению отдельных влиятельных субъектов (по крайней мере, в короткий период времени).
Неформальные правила менее определенны, они могут подвергаться разным толкованиям и интерпретациям. Многое в них не только не прописано, но даже и не оговорено, а просто подразумевается. Часто содержание этих правил и даже само существование скрыты от досужих глаз, их не принято обсуждать, по крайней мере, в присутствии посторонних. И если «пришлые» участники рынка притязают на ресурсы и доходы без знания неформальных правил, то высока вероятность дезавуирования их претензий. С ними откажутся сотрудничать или примут в отношении них дискриминационное решение. Причем реальную причину отказа или дискриминации, скорее всего, не назовут. Но даже если все вовлеченные стороны знают о существовании неформального правила и имеют близкое понимание его сути, они могут строить на его основе свои договоренности, избегая прямой апелляции к его содержанию и используя понятные контрагентам «бессодержательные» заверения вроде: «действуем как обычно», «мы вас не подведем» или фразеологический камуфляж из формальных правил. Как формальные, так и неформальные правила подразделяются по степени охвата на общие и особые (партикуляристские). Общие формальные правила фиксируются в законах и другие регулятивных правовых актах, а особые формальные правила - в письменных контрактах, определяющих права и обязанности подписавших их сторон. Общие неформальные правила, регулирующие деятельность широкой совокупности агентов, представлены социальными нормами, а неформальные правила особого толка - деловыми договоренностями между конкретными участниками рынка. Заметим, что не всякие частные договоренности относятся нами к корпусу правил, которые по определению имеют надындивидуальный характер. Деловая договоренность становится правилом, когда она достаточно распространена, типична и приобретает более или менее общезначимый характер для какого-то сегмента рынка или группы хозяйственных агентов. Такому превращению индивидуальных соглашений в правило способствуют не только их распространение и повторение, но также апелляция к существующим правовым и социальным нормам, а также поддержка внешних сил, понуждающих к их исполнению. На основе формальных и неформальных правил складываются соответствующие практики повседневного действия. При этом формальные практики выполняют по отношению к неформальным, как минимум, три важные функции. Во-первых, они выступают в качестве ограничителей, сдерживающих неформальные практики. Во-вторых, они, напротив, постоянно используются как инструмент для стимулирования новых неформальных практик. В-третьих, они формируют язык публичных обоснований и риторических высказываний, которые камуфлируют неформальные практики. Как возникают неформальные правила. Что является основой для возникновения неформальных правил? Рассмотрим это сначала на примере контрактных отношений. Причинами возникновения неформальных правил могут быть: 1. неполнота контрактов, 2. неконтрактные элементы контрактных отношений, 3. несоблюдение контрактов. Реальная хозяйственная жизнь, как правило, связана с заключением и исполнением неполных контрактов. Их существование вызвано, как минимум, четырьмя обстоятельствами. 1.В силу сложных и меняющихся условий предусмотреть все заранее невозможно. 2.Прояснение, обговаривание и фиксация всех возможных исходов и нюансов контрактных отношений - дело слишком затратное. 3.Есть элементы отношений, которые не фиксируются в контрактах в силу их «естественности» для вовлеченных сторон, они опускаются как нечто, само собой разумеющееся. 4.Участники рынка могут быть заинтересованы в сокрытии определенных элементов взаимоотношений, которые в результате становятся предметом скрытых деловых договоренностей. Стороны, заключающие контракт, часто не встречают друг друга как абсолютные незнакомцы. Принимается во внимание характер контрагента и вследствие этого, при возникновении непредвиденных обстоятельств, стороны могут отходить от жесткого следования букве контракта, реализуя неконтрактные элементы контрактных отношений. Наконец, неформальные отношения порождаются несоблюдением заключенных контрактов - либо ввиду неспособности одного из агентов, либо вследствие оппортунистического поведения - уклонения от исполнения обязательств или прямого обмана. Зачастую это создает почву для возникновения неформальных правил контроля, понуждающих к соблюдению принятых обязательств неформальными (в том числе силовыми) средствами. Параллельно американским течениям получает все большую известность новый французский институционализм. В конце 1980-х гг. группой экономистов (Ж.-П. Дюпюи, А. Орлеан, Р. Сале, Л. Тевено, О. Фавро, Ф. Эмар-Дюверне) была предложена экономическая теория конвенций, которая со временем становится все более популярной. Для экономсоциологов наибольший интерес представляет подход Л. Тевено и социолога Л. Болтански, которые рассматривают множественные порядки обоснования ценности, связанные с различными мирами. Всего таких миров выделяется шесть - рыночный, индустриальный, домашний, гражданский, мир мнения и мир вдохновения, но их список принципиально не ограничивается. В экономических отношениях главную роль выполняет напряженная и противоречивая связь между рыночным и индустриальным порядками, где первый регулируется ценами и краткосрочными калькуляциями, а второй основан на технологиях, инвестициях и перспективном планировании. К ним примыкают домашний мир, базирующийся на традиционных и личных взаимосвязях, родстве и локальности, а также гражданский мир, построенный на коллективных интересах и соблюдении демократических прав. Конфликт между различными порядками оценивания выдвигает на передний план вопрос о компромиссных соглашениях и способах координации хозяйственных взаимодействий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|