Второй этап: классический этап, формирование экономической социологии как отрасли социологического знания. 3 глава
В своей «Философии денег» (1900 г.) он концентрирует внимание на элементарных человеческих взаимодействиях, которые рассматриваются им как обмен. Причем суть последнего заключена не в перемещении материальных благ, но в актах субъективного взаимного оценивания. По его словам, «обмен есть форма социализации». Деньги как квинтэссенция всего экономического, наряду с интеллектом и законом, становятся универсальным посредником в мире современной культуры, объективируя и деперсонализируя субъективные смыслы, обращая цели в подверженные калькулированию средства. Из этой нейтральности денег и интеллекта рождаются экономический индивидуализм и эгоизм, которые теперь попросту отождествляются с рациональным поведением, на этой же почве кристаллизуются дифференцированные стили жизни. Таким образом Г. Зиммель подчеркивает культурно-символические значения экономических процессов. Деньги занимают его как «чистейший» символ современного общества, как самое общее средство интеракции. Такой подход Зиммеля исключает исследование генезиса современной денежной экономики и современного капитализма как хозяйственного порядка. Свой труд он делит на две части - аналитическую и синтетическую. В аналитической части он исследует деньги как производную переменную, в синтетической - как независимую. В первой части он ставит вопрос о предпосылках и условиях, которые влияют на смысл и реальное место денег. К этим предпосылкам принадлежат установки индивидов, социальные отношения и логическая структура ценностей. Для социологии важнее вторая часть. Здесь обсуждается вопрос о влиянии денег на современный стиль жизни и современную культуру. Стиль жизни здесь, скорее, определяется через измерения ритма, темпа и дистанции.
Односторонность марксистской концепции отчуждения Зиммель преодолевает посредством идеи, которая постепенно только сейчас находит признание, о том, что современное общество пронизано противоположно протекающими процессами. Со своей стороны, они сами в высшей степени противоречивы, и их действие для современного общества не всегда имеет однозначный результат. Деньги действуют локально и глобально, они выравнивают социальные различия и создают позитивные предпосылки для новых различий, они ослабляют традиционные связи и одновременно создают новые, они вводят измерение во все жизненные отношения и одновременно высвобождают совершенно новые свойства в привычных сферах жизни. Соответственно двойственно ведет себя, по Зиммелю, и современный человек в решении вопросов морали; как правило, он действует нерешительно, подобно маятнику качаясь между полюсами полного осмысления и его отсутствия, не в состоянии выбрать определенную позицию. По Зиммелю, познание может решить трудность - примирить эти противоречия друг с другом как творческая побудительная сила, которая манифестирует себя в высшей степени различно – как мания туризма, как конкретная погоня, как лихорадочная смена моды, чувств и партнера. Зиммель интересовался, прежде всего, появлением в современном обществе денежной экономики, которая становится изолированной от индивидов и начинает господствовать над ними. Эта тема, в свою очередь, является частью еще более крупной и наиболее известной работы Зиммеля, касающейся господства культуры в целом над индивидом. Как считал Зиммель, в современном мире культура и ее различные составляющие (включая денежную экономику) все больше расширяются, и по мере их развития снижается ценность индивида. Таким образом, например, если промышленные технологии, связанные с современной экономикой, развиваются и усложняются, навыки и возможности отдельного трудящегося постепенно теряют свою значимость.
В конце концов, трудящийся сталкивается с промышленной машиной, над которой он или она смогут осуществлять в лучшем случае лишь незначительный контроль. В общих чертах, Зиммель полагал, что в современном мире еще дальнейшее развитие культуры ведет к снижению значимости индивида. Наряду с классиками экономической социологии следует вновь упомянуть экономистов нетрадиционного толка - Т. Веблена, Й. Шумпетера. Исходным моментом научного подхода Веблена стала критика взглядов классических экономистов с эволюционной и социологических точек зрения. Он возражал против выражаемого в них суждения, что законы, которые они создали, являются вечными и общими, и, напротив, утверждал, что экономическое поведение людей необходимо анализировать, исходя из социального контекста, в котором она осуществляется. Торстейн Веблен (1857-1929) занимает важное место в экономических и социологических науках как основоположник социального институционализма. Наиболее известное изложение институционального подхода дается Т. Вебленом (1857-1929) на примере «праздного класса» (господствующего класса собственников) с присущими ему ориентацией на поддержание особого элитарного статуса и мотивами престижного потребления, которые слабо вписываются в плоско понимаемую рациональность. Благодаря Т. Веблену, а также Дж. Дьюи, Дж. Г. Миду, А. Смоллу в теории и практике социальной жизни США начала XX века сформировалась мощная реформаторская традиция, а необходимость преобразований различных сторон жизни стала рассматриваться как один из главных приоритетов в общественном мнении страны. Веблен был один из первых, кто указал на значение в социально-экономической жизни социальных институтов и дал одну из первых ставшей классической, их характеристику. Он рассматривал эволюцию общественного устройства как процесс естественного отбора социальных институтов. Социальный институт по Веблену и школы институционализма - это совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения, образ мысли и образ жизни, передаваемые из поколения в поколение, меняющиеся в зависимости от обстоятельств и служащие орудием приспособления к ним. Институционализация представляет собой развитие и исторические изменения социальных институтов, означающих закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.
При анализе процессов институционализации Т. Веблену присуще стремление к их объяснению через социальное поведение людей, где переплетаются социальные, экономические, естественно-исторические, природные и психологические факторы. Экономические явления, и в частности, возникновение и развитие частной собственности Т. Веблен рассматривает, как проявление коренных свойств человеческой натуры, которое основывается на завистническом сопоставлении, стремлении завоевать положение в обществе, перегнать других за счет накопления различных благ. И экономические институты, у Веблена, - результат действия определенных привычек поведения, обычаев, свойственных человеку: «Где бы ни обнаруживался институт частной собственности, пусть даже в слаборазвитой форме, там процесс экономического развития носил характер борьбы за обладание имуществом». «За исключением инстинкта самосохранения, предрасположенность к соперничеству является, вероятно, - рассуждает Веблен, - самым сильным, живым и настоятельным из собственно экономических мотивов». «Мотив, лежащий в основе собственности, - соперничество; этот же мотив соперничества, на базе которого возникает институт собственности, остается действенным в дальнейшем развитии этого института и в эволюции всех тех черт социальной структуры, к которым собственность имеет отношение. Обладание богатством наделяет человека почетом, почет выделяет людей и делает их объектом зависти». По концепции Веблена первоначально институт собственности возник как трофей, результат набега на другое племя или род. Собственность была знаком победы над врагом, отличала обладателя трофея от его менее удачливого соседа. С развитием культуры собственность приобретается в основном не военными, а мирными методами. Но она по-прежнему служит доказательством успеха, высокого положения в обществе. Веблен показывает роль собственности как «наиболее легко различимого доказательства успеха и традиционной основы уважения». Поэтому богатство, как критерий почета, является и критерием одобрения со стороны общества и прочного положения в нем личности, владеющим большим богатством.
«Завистническое сравнение» служит источником стремления к практически неограниченному увеличению собственности. Но при этом Веблен полагает, что желание быть богатым, превзойти остальных вряд ли можно распространить на все случаи жизни. Это обстоятельство, по мнению Веблена, доказывает ошибочность утверждения, что основной целью накопления является потребление. Он предпринимает попытку критики данного утверждения, распространенного в современной ему экономической литературе. «Если бы, как иногда полагают, стимулом к накоплению была нужда в средствах существования или в материальных благах, тогда совокупные экономические потребности общества понятным образом могли быть удовлетворены при каком-то уровне развития производственной эффективности, но, поскольку борьба по сути является погоней за престижностью на основании завистнического сопоставления, никакое приближение к определенному уровню потребления невозможно». На определенном этапе развития общества, по мнению Веблена, достижение некоего «престижного денежного уровня», т.е. некоторого условного стандарта богатства, становится таким же необходимым, как доблесть и подвиг прежде. Превышение данного денежного уровня оказывается особенно почетным, а те члены общества, которые не обладают необходимой собственностью, получают отрицательную оценку своих собратьев и страдают от этого. Однако «денежный уровень жизни» не остается неизменным: с развитием общества он возрастает. В процессе оценки собственности различных ее обладателей, как и в других ситуациях, люди, по мнению Веблена, прибегают к «завистническому сравнению». Если это «завистническое сравнение» неблагоприятно для индивида, то личность будет испытывать хроническую неудовлетворенность и постоянно стремиться к достижению престижного «денежного уровня жизни», принятого в данном обществе или в данном слое. В случае же достижения этого уровня неудовлетворенность сменяется стремлением превысить его и тем самым превзойти остальных.
Веблен считает, что денежный уровень жизни также обусловлен привычкой к денежному соперничеству и что «среди мотивов, которыми руководствуются люди при накоплении богатства, первенство и по размаху, и по силе остается за этим мотивом денежного соперничества». Это у Веблена выступает основой классовой дифференциации, и потому он показывает, как с развитием общества обладатели собственности становятся привилегированной общностью в системе общественных отношений. Но их представители не участвуют в создании материальных ценностей, а свой доход имеют благодаря факту собственности. Данную социальную общность Т. Веблен назвал «праздным классом», анализу которой он посвятил самый известный свой научный труд - «Теорию праздного класса». Этот труд после публикации в 1899 г. в течение почти десятилетия был научным бестселлером в США, цель которого «выяснить место и значение праздного класса как экономического фактора в жизни современного общества» и показать его те характерные черты «общественной жизни, которые обычно не причисляются к чертам экономическим». Что и делает этот труд социолого-экономическим. Эта книга содержит критический анализ поведения отдельных классов в американском обществе конца XIX века. Веблен значительное внимание отвел исследованию проблем соотношения производительного и непроизводительного труда. Используя исторический метод анализа экономических процессов, он исследует процесс возникновения собственности у одних и освобождения от последней других социальных слоев. Собственность и праздность являют у него самые существенные элементы социальной структуры общества, основанного на принципах праздности: «Скопление богатства на верхних ступенях социально-денежной лестницы предполагает лишения на более низких ступенях». Ранней дифференциацией, из которой возникло расслоение общества на праздный и работающий классы, является поддерживающееся на низших стадиях варварства различие между мужской и женской работой. Таким образом, по Веблену, самой ранней формой собственности является собственность на женщин со стороны здоровых мужчин общины. Институт частной собственности постоянно сопровождается борьбой за обладание ими. Т. Веблен считает, что жажду богатства в силу ее природы почти невозможно утолить в каждом отдельном случае, а об удовлетворении общего стремления к богатству не может быть и речи. Как бы всеохватывающе, поровну или «справедливо» ни распределялся общий прирост общественного благосостояния, он нисколько не приблизит насыщение той потребности, почвой для которой является стремление каждого превзойти всякого другого в накоплении материальных ценностей. Экономические потребности общества могли бы быть удовлетворены при определенном уровне развития производственной эффективности. Но, поскольку борьба, по сути, является погоней за престижностью на основании завистнического сопоставления, никакое приближение к определенному уровню потребления невозможно. По характеристике Т. Веблена «праздный класс - это консервативный класс. Острые требования, выдвигаемые общей экономической ситуацией, сложившейся в обществе, не касаются его представителей» и «функция праздного класса в развитии общества - препятствовать движению, сохранять то, что устарело». Причем, господствующие слои оказывают на развитие тормозящее действие, сильно превосходящее то влияние, которое определялось бы просто численностью класса. Он противится нововведениям потому, «что у него есть закрепленное законом право на собственность - недостойная материальная заинтересованность в сохранении существующих условий» и «потому, что их ничто к этому не принуждает». В среде праздного класса, отмечает Т. Веблен, доминирует «ощущение того, что новатор является лицом, связывать себя с которым по крайней мере некрасиво и от социального контакта с которым нужно устраняться. Новаторство - дурной тон». И «предписывающий пример праздного класса способствует значительному усилению сопротивления всех других слоев общества, которое оказывается всякому нововведению и закреплению привязанности людей к [...] унаследованным от прошлого поколения институтам». Отсюда Т.Веблен делает вывод, что «институт праздного класса способствует тому, чтобы низы стали консервативными, лишая их, насколько возможно, средств к существованию и уменьшая [...] их потенциальную энергию до такой степени, что они становятся неспособными к напряжению, требующемуся, чтобы научиться новому образу мысли и усвоить его как привычку». Это тормозящее влияние праздного класса на социально-экономическую жизнь он объясняет тем, что не только сытые классы, но и голодные психологически не готовы к активной деятельности по переменам - «недоедание и чрезмерно тяжелая физическая работа мешает прогрессу ничуть не меньшим образом, чем роскошная жизнь, которая исключает всякое недовольство уже тем, что не дает к нему ни малейшего повода Люди нищенски бедные и те, чьи силы поглощает повседневная борьба за пропитание, консервативны потому, что не могут позволить себе позаботиться о послезавтрашнем дне; точно так же, как очень богатые люди консервативны потому, что у них мало оснований быть недовольными той ситуацией, какая имеется на сегодняшний день». «В результате, - резюмирует Т. Веблен, - закрепляется общая консервативная позиция». Одним из важнейших требований научного анализа Т. Веблен считал применение исторического подхода. И под этим углом зрения Т. Веблен анализирует историю развития праздности, показывая, как постепенно вырабатываются правила, «навыки праздности». Институт праздного класса у Веблена представлен как результат «разграничения» видов деятельности: «Институт праздного класса развивается из возникшего ранее разграничения видов деятельности, согласно которому одни виды почетны, а другие - нет». Именно из этого различия и возникает расслоение общества на «праздный» и «работающий» классы. Условия, необходимые для образования праздного класса, по мнению Т. Веблена: 1) у общности должен быть хищнический уклад жизни (война или охота на крупную дичь или и то и другое), т.е. мужчины, составляющие в этих случаях зарождающийся праздный класс, должны усвоить привычку причинять ущерб силой и хитростью; 2) средства для поддержания жизни должны доставаться на достаточно легких условиях, с тем, чтобы можно было освободить значительную часть общества от постоянного участия в труде по заведенному распорядку». Появление праздного класса Веблен связывает с возникновением частной собственности: «В процессе эволюции культуры возникновение праздного класса совпадает с зарождением собственности. Это непременно так, ибо эти два института являются результатом действия одних и тех же экономических сил». Он описывает различные стадии в становлении института частной собственности: «начальную стадию собственности», связанную с «приобретением путем откровенного захвата и обращения в свою пользу», и следующую ступень - «организации производства, зарождающегося на основе частной собственности (на рабов)», когда «трофеи хищнических набегов как общепринятый показатель успеха и превосходства в силе постепенно, но все более заменяются накопляемой собственностью». Стремление к праздности, отмечает Веблен, порождает и кодекс приличий, и правила поведения - весь образ жизни высших слоев подчинен постоянной демонстрации праздности, причем, эта демонстрация становится даже обременительной: «В условиях подчинения требованию демонстративного потребления атрибуты человеческий жизни - такие, как жилище, обстановка, экзотические безделушки, гардероб, питание, - стали столь сложными и обременительными, что потребители не могут должным образом справиться с ними без посторонней помощи», прежде всего - армии слуг и прислуги. Потому, что «праздность, являясь общепризнанным свидетельством обладания богатством, закрепляется в образе мыслей людей как нечто, что само по себе обладает значительными достоинствами и существенно облагораживает, тогда как производительный труд в то же самое время и по той причине в двойном смысле становится недостойным. В довершение всего труд не только позорен в глазах общества, но и морально невозможен для благородных, рожденных свободными людьми и несовместим с достойной жизнью». И потому «сама по себе праздная жизнь (и все с ней связанное) облагораживает человека и является прекрасной в глазах всех цивилизованных людей». Помимо праздности в «Теории праздного класса» раскрываются и чрезмерные, не обусловленные человеческими потребностями размеры потребления, которые вступают в противоречие с интересами общества в целом. Такое потребление Веблен охарактеризовал как «расточительное потребление». И оно занимает главное место в системе ценностей «праздного класса», сделавшись почетным. Владение большей собственностью означало более высокий престиж, более высокое положение в обществе, поэтому представители класса собственников стремились демонстрировать свое богатство; праздный образ жизни и «демонстративное потребление», по мнению Веблена, - это важнейшие свойства «праздного класса». В демонстративном потреблении, жизни напоказ Веблен видит стержень «денежной цивилизации». В ее рамках не стремятся жить полнее, разумнее, добрее, ярче; они стремятся доказать другим, что у них имеется излишек денег и вещей и потому стремятся продемонстрировать этот излишек. Для господина, живущего в праздности, демонстративное потребление материальных благ есть средство достижения уважения. По мере того как богатство сосредоточивается в его руках, только его собственные усилия не могут ему обеспечить без посторонней помощи доказательства его могущества. Соперника, которого хозяин угощает и развлекает, желая установить сравнение, таким способом обращает в средство, помогающее достижению его цели. Он осуществляет за хозяина подставное потребление и в то же время является свидетелем потребления тех излишних благ, которыми хозяин не в состоянии распорядиться без посторонней помощи. Он же превращается и в свидетеля той легкости, с которой хозяин владеет правилами этикета. Потребление становится демонстрацией социального статуса и экономического благосостояния. Демонстрация праздности становится основным занятием этого класса, что превращает праздность в профессию. И каноны «достойной» демонстрации праздного образа жизни пронизывают все стороны жизни критикуемого Т. Вебленом современного общества - право, религию, семью, систему высшего образования, иерархию ценностей, отдых и многое другое. Расходы на демонстративное потребление становятся более важными, чем расходы на необходимое потребление, являясь средством расточения материальных благ и сил людей. И в этом Веблен видит причину возникновения власти вещей над людьми. И это обстоятельство сделало его труд в конце XIX - начале XX века бестселлером. Он подчеркивает, что в отличие от сословного общества, где принадлежность к высшим кругам является наследственной, в современном ему западном обществе власть денег размывает границу между разными слоями общества, не исключает перехода из одного слоя в другой, так как между ними существует только имущественное различие. В силу этого в современном обществе «благопристойное потребление» становится общим требованием для всех его членов. И «любое демонстративное потребление, ставшее обычаем, не остается без внимания ни в каких слоях общества, даже самых обнищавших», что остро сатирически было показано в «Двенадцати стульях» И. Ильфом и Е. Петровым в «борьбе» Эллочки-людоедочки. Этим Т. Веблен обосновывает и формулирует свой «закон демонстративного расточительства»: «чем дальше стоит общество, особенно богатые классы общества, по росту богатства и подвижности, а также по диапазону социальных контактов, тем более властно будет утверждаться закон демонстративного расточения в вопросах одежды, тем сильнее будет тенденция канона денежной благопристойности подчинять себе чувство красоты или завладевать им, тем скорее будут смещаться и изменяться моды и тем нелепее и нестерпимее будут меняющиеся стили, входящие в моду один вслед за другим». И он объявляет этот «закон демонстративного расточительства» «фундаментальным», «великим» законом денежной цивилизации. Особенно ярко этот демонстративизм проявляется в одежде, чем в отношении многих других статей потребления, ибо «люди будут выносить весьма существенные лишения в жизненных благах, чтобы только позволить себе то, что считается приличным размером расточительного потребления». Особенно, это касается женщин, осуществляющих одновременно подставное потребление. Роберт Мертон (старший), один из крупнейших в XX столетии социологов, один из основоположников структурного функционализма, исследовавший и проблемы социальной дезорганизации общества, отмечал, что вебленовский анализ демонстративного потребления выявляет и наличие очевидной и припрятанной функции. Это отражает тот факт, что деятельность человека, способствующего и удовлетворению потребностей отдельных потребителей, являет собой очевидную функцию. Но это одновременно способствует и повышению их социального статуса, так как товары приобретаются не ради потребления, а по причине ее высокой стоимости, что означает и наличие припрятанной функции. Таким образом, по мнению Р.К. Мертона, тот факт, что в оценке одних социальных групп деятельность других представляется иррациональной, но для представителей этих других социальных групп эта деятельность в действительности является функциональной. И вот разработка того, что позже в теории структурного функционализма будет названо припрятанной функцией, сторонники этого функционализма считают заслугой Т. Веблена, его значительным вкладом в социологическую теорию. Важнейшим для анализа процессов современного общества является обоснование Т. Вебленом необходимости изучать взаимосвязи «экономического» и «неэкономического», их взаимовлияния - экономического на неэкономическое, но самое главное - неэкономического на экономическое. И в качестве социального механизма развития американского общества Т. Веблен обосновал потребительское поведение - инстинкты, склонности и привычки людей. Таким образом, из анализа совокупности идей и положений «Теории праздного класса» вытекает новый подход научного анализа, заложенный Т. Вебленом, и выступающий в качестве альтернативы неоклассическому направлению, включающему и социологическое осмысление экономической мысли. Главной его особенностью является исследование всей совокупности социально-экономических факторов (институтов), которые рассматриваются в историческом контексте во взаимосвязи и взаимообусловленности, что соответствует современному социолого-экономическому подходу Главная мысль Веблена о современном капиталистическом обществе состоит в том, что оно основано на непримиримом противостоянии интересов бизнеса и промышленности, собственности и технологии, финансовых и производственных видов занятий - между теми, кто производит товары, и теми, кто делает деньги, между профессиональным мастерством и умением торговать. Такое разграничение служило Веблену главным оружием в его резких выступлениях против существующей в Америке системы отношений и против господствующей эволюционной доктрины. Его собратья-эволюционисты, как и его бывший учитель У. Г. Самнер, считали, что крупные предприниматели и финансисты, продемонстрировав в конкурентной борьбе, что они выступают «самыми достойными», должны считаться «украшением» современной цивилизации. Веблен же, напротив, утверждал, что отнюдь не являясь самыми достойными выразителями и движущими рычагами эволюционного прогресса, люди, занимающиеся финансовой деятельностью, являются паразитами, жиреющими за счет технологических достижений и новшеств, осуществляемых другими людьми. «Праздный класс живет за счет индустриального общества, а не в нем». Промышленные магнаты не вносили полезного вклада в развитие индустрии и, следовательно, не выполняли прогрессивной функции в эволюционном процессе; напротив, они скорее тормозили и деформировали его. Веблен сложился как ученый и создал свои главные труды в эпоху, которую принято называть Золотым веком. Этот период имел и другое название: Век протеста. Это была эпоха господства магнатов-грабителей, которые, жирея за счет эксплуатации основной массы населения, всего за несколько десятилетий создали удивительный промышленный комплекс в преимущественно аграрной стране. Всего лишь через полвека после окончания Гражданской войны Америка завоевала первое место среди индустриальных держав мира. С конца 60-х гг. XIX и вплоть до начала нового XX в. число фабрик и заводов в стране выросло в четыре раза; число фабричных рабочих - в пять раз; стоимость промышленной продукции - в семь раз; а размеры наличного капитала - в девять раз. Люди, которые руководили этим грандиозным промышленным развитием, принадлежали к набирающему силы поколению расчетливых, грубых и решительных нуворишей. По оценке В. Паррингтона, «это были примитивные люди, безжалостные, хищные, умелые, целеустремленные, часто способные на обман и мошенничество, но никогда не проявлявшие слабость, никогда не сдерживаемые ни малейшими сомнениями, никогда не способные хныкать или ныть - готовое сырье для создания поколения капиталистов-пиратов». Они много и упорно работали и вели себя жестоко. Хотя некоторые из них все еще были привержены суровым нормам жизни своих пуританских предков, большинство из них предавалось кричащей и вульгарной демонстрации своих недавно обретенных богатств, нередко проматывая в этом великом пиршестве свое богатство столь же быстро, как они его и приобрели. Они строили для себя экстравагантные и безвкусные особняки в стиле, в котором эклектически смешивались архитектурные решения Тадж-Махала и готических соборов. Они расхищали художественные галереи Европы, чтобы украсить свои дома; они завлекали сыновей европейских аристократов в Америку, чтобы женить их на своих дочерях и, тем самым, облагородить свою родословную. Это был тот самый «праздный класс», беспощадный портрет которого был создан Вебленом. Нефтяные, сталелитейные и железнодорожные компании господствовали в мире бизнеса, а семейства Рокфеллеров, Карнеги и Вандербильдов, которые управляли ими, приобретали такую власть, которой не обладал даже сам президент Соединенных Штатов в скромной аграрной Америке во времена отцов-основателей. Но, когда власть промышленных и железнодорожных магнатов достигла своего предела, она вызвала мощную ответную реакцию. Фермеры Среднего Запада были первыми, кто объединился для политической борьбы с «губительными интересами» и дефляционной политикой, грозившими разорить класс должников. В 70-е гг. организация «Орден покровителей земледелия» стала заметной силой в прериях и начала яростную борьбу против железнодорожных магнатов, владельцев элеваторов и восточных банкиров, жертвами которых стали фермеры. Вскоре она присоединилась к движению гринбекеров (выступали за изъятие из обращения гринбеков, бумажных денег, которых нельзя разменять на золото), которое объединило всех фермеров-должников в борьбе против банкиров восточных штатов и требовало более выгодных кредитов для готовых сражаться фермеров. Крупные волнения были и в промышленности. Забастовка на заводе сельскохозяйственных машин Мак-Кормика и последовавший за ней в 1886 г. бунт в Хеймаркете, приведший к вынесению несправедливого смертного приговора пяти предполагаемым анархистам, кровавая забастовка в Хомстеде в 1892 г., крупная забастовка на заводах Пульмана в 1894 г., яростные выступления шахтеров Колорадо - все это вехи нового века насилия в трудовых отношениях Америки. Вплоть до 90-х гг. к социализму относились как к какому-то экзотическому движению, которое, по-видимому, может процветать лишь среди недавних иммигрантов. Теперь же, под руководством собственного лидера, Эжена Дебса, идеи социализма обрели прочные позиции не только среди еврейских рабочих и квалифицированных немецких мастеровых, но также и среди шахтеров западных штатов. В 1899 г., когда Веблен опубликовал свою «Теорию праздного класса», была организована Американская социалистическая партия со своей штаб-квартирой в Чикаго.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|