Второй этап: классический этап, формирование экономической социологии как отрасли социологического знания. 5 глава
Ведущим направлением экономической социологии в рассматриваемый период становится Нейл Смелсером (р. 1930), который представляет направление, получившее название перспективы «хозяйства и общества: книга Смелсера «Социология хозяйственной жизни» (нач. 1960). Согласно его концепции, жизнь общества условно делится на две сферы: экономическую и неэкономическую, функционирование которых обусловлено «социологическими переменными». В качестве таких социологических переменных он рассматривает социальные группы и общности, роли и статусы, организации и формы власти, рынки (труда и услуг), коллективные действия, мотивы и ценности. Он определяет экономическую социологию как дисциплину, изучающую «отношения между экономическими и неэкономическими аспектами социальной жизни». Он же выпускает первый сборник экономико-социологических трудов. Отличительная черта данного направления заключается в стремлении субординировать экономическую теорию, не нарушая целостности экономических предпосылок, которые берутся социологами в том виде, в котором их предлагают сами экономисты. Н. Смэлсер сопоставляет социологический и экономический подходы друг с другом различными способами. Экономическая наука объясняет следующие основные категории: производство, методы организации ресурсов и распределение богатства. Социологи в области экономики иногда тоже интересуются этими вопросами, но они сосредоточивают свое внимание главным образом на других сторонах экономического поведения. Они подходят к нему как к конкретному случаю общего социального поведения. Следовательно, они интересуются изучением экономического поведения как комплексов ролей и социальных организаций. Характеризуя эти роли и организации, они заостряют внимание на шаблонах власти, системах статусов, сетях коммуникаций и неформальных социальных группировках. Короче говоря, социологи интересуются объяснением вариаций в социальной структуре экономической деятельности и вариаций в поведении, связанном с этой социальной структурой.
Во-вторых, сопоставление можно провести по тем силам, которые оказывают воздействие на экономическое поведение. Экономисты признают, что неэкономические переменные - например, принадлежащие к области политики, права и образования - оказывают существенное влияние на экономическую жизнь. Но в своей собственной дисциплине экономисты обычно делают в интересах экономического анализа допущение, что эти влияния остаются постоянными и, таким образом, не изменяют экономических процессов; иными словами, принимается, что вкусы и институты «заданы». Упростив таким образом для себя картину экономической деятельности, экономисты приступают к анализу влияния экономических переменных друг на друга. В частности, они интересуются объяснением уровней производства, цен, зарплаты и т.д., категориями факторов спроса и предложения в рыночном контексте. Социологи же, так сказать, «ослабляют» строгую заданность таких допущений в соотношениях между экономическими и прочими социальными переменными и занимаются подробным объяснением того, каким образом эти различные типы переменных воздействуют друг на друга. Вот один пример. Экономист, изучающий заработную плату, концентрирует внимание главным образом на тех свойствах рынка, которые оказывают влияние на уровень зарплаты: предложении различных типов специалистов на рынке рабочей силы и спросе на этих специалистов, что в свою очередь обусловливается существующим уровнем техники и спросом на продукцию, производимую этими специалистами. Экономист, особенно если он интересуется, например, инфляцией, может также задаться целью определить воздействие уровня зарплаты на общий уровень цен. Социолог, изучающий то же самое явление заработной платы, вдается в исследование гораздо более широкого круга причин и следствий. Если, скажем, администрация постоянно «мудрит» с уровнем зарплаты, это может привести к усилению неформальных компаний рабочих и склонить их к подрыву авторитета администрации или же может способствовать образованию нового профсоюза либо активизации уже существующего. И те и другие социальные последствия могут затем оказать обратное воздействие и повлиять на уровень заработной платы.
Смелсер провел анализ роли первичной группы в экономической деятельности. Речь идет о такой группе, которая достаточно мала, чтобы ее члены могли сохранять тесное личное взаимодействие, и связи внутри которой характеризуются эмоциональной глубиной и лояльностью. В качестве примеров первичных групп можно привести нуклеарную семью, компанию друзей или небольшую боевую единицу, такую, как экипаж самолета. Первичная группа оказывает существенное влияние в процессе производства. Представление классических экономистов о поведении рабочего основывалось на логике спроса и предложения. Они исходили из того, что объем труда, предлагаемый индивидом на рынке рабочей силы, является своего рода функцией предлагаемых ему экономических вознаграждений. Предполагалось, что и в процессе работы объем труда представляет собой функцию таких поощрительных мероприятий, как сдельная оплата и премиальная система. Для промышленной социологии начала XX века был характерен несколько отличный, но столь же ограниченный кругозор. Согласно господствовавшему тогда подходу - «научному управлению», связанному с именем Фредерика У. Тейлора, - рабочих в промышленных организациях можно рассматривать главным образом в качестве обособленных нейрофизиологических организмов с определенными способностями и навыками; более того, эффективность их работы является в основном производной от таких факторов, как скорость рабочих операций, величина расходуемой энергии, количество отдыха, предоставляемого для восстановления сил. Научно-управленческая школа в большей или меньшей степени игнорировала социально-психологические определяющие факторы: моральное состояние и работоспособность.
Признание значения солидарных группировок внутри промышленной организации тесно ассоциируется с возникновением в промышленной социологии в период между двумя мировыми войнами подхода под углом зрения «человеческих взаимоотношений». Когда в двадцатые годы начались знаменитые хоторнские эксперименты в области производительности труда на предприятиях «Вестерн электрик компани» в Чикаго, упор первоначально делался на влиянии различных несоциальных факторов, скажем освещения и перерывов на отдых, на производительность рабочего. Однако в ходе экспериментов исследователям стало ясно, что роль этих «физических» факторов в деле повышения морального состояния и производительности труда далеко не так велика, как роль различных «человеческих» факторов, таких, как обретение статуса, принятие рабочего в важную для него первичную группу и получение возможности высказать свои жалобы терпеливому и отзывчивому начальству. Короче говоря, исследователи выделили солидарные группировки в качестве определяющего фактора экономического поведения. Джон Кеннет Гелбрейт (1908-2006) критиковал мнение, что на экономическом рынке силы находятся в состоянии свободной конкуренции. Он считал, что «общество потребления» развивает экономический дисбаланс, направляя слишком много ресурсов на производство потребительских товаров и недостаточно - на общественные нужды и инфраструктуру. Гелбрейт критиковал и мнение, выдвигаемое защитниками монетаризма, что государственные расходы не способны снизить безработицу. В своей книге «Общество изобилия» (1958) он документально подтверждает тенденцию свободного рыночного капитализма создавать частное великолепие и общественную нищету. Онтвердо верил в роль правительства в экономическом планировании.
В числе его работ - «Американский капитализм» (1952), «Новое индустриальное государство» (1967), «Экономика и общественная цель» (1973) и «Культура сдерживания» (1992). Он также был известным диссидентом, резко критикующий политику своей страны, включая вторжение США во Вьетнам и нынешнее вторжение в Ирак. Он выделяет в капитализме, с одной стороны, рыночную экономику, которая не может и не должна быть всеобъемлющей,а с другой, - планирующую систему, важнейшей формой которой являются корпорации. В США они производят около половины всех товаров и услуг, создаваемых вне государственного сектора. Примерно столько же производят 12 миллионов мелких и средних американских фирм, образующих рыночную экономику. «Планирующая система существует в самой тесной связи с государством. Очевидной основой этих взаимоотношений являются огромные расходы правительства на приобретение выпускаемых ею товаров». Однако тесная связь с государством не мешает ей оставаться независимой в своей собственной сфере. Место, которое та или иная фирма занимает в своей отрасли, зависит от ее собственной мощи, которая позволяет ей оказывать прямое или опосредованное влияние на установление цен и издержек не только своей продукции, но и продукции многих других фирм, экономически связанных с нею. Корпорации осуществляют контроль над своей экономической средой, которая тем обширнее, чем крупнее корпорация. Корпорации, таким образом, в значительной мере планируют эту среду, хотя они и сами во многом являются ее частью, подчиненной рыночной экономике. Ведь они являются потребителями продукции рыночной системы, но и последняя покупает продукцию по ценам, которые в большей или меньшей мере находятся во власти планирующей экономики, т.е. корпораций. Описывая это положение вещей в современном капиталистическом обществе, Гелбрейт отнюдь не считает его способствующим общественному развитию. Тот факт, что «планирующая система», т.е. корпорации, в значительной мере определяет государственную политику соответственно собственным нуждам, не только не способствует социальному прогрессу, но в немалой мере тормозит его. Симбиоз государственной бюрократии с наиболее развитыми корпорациями поглощает громадные средства, которые можно было бы употребить в интересах всего общества. Необходима основательная реформа: государство должно быть вполне независимым от корпораций, оно призвано обслуживать общество, а не эти громоздкие техноструктуры. Необходимо преодолеть усиленно насаждаемое корпорациями представление, что интересы планирующей системы совпадают с интересами народа. Чрезмерная власть корпораций вредит обществу, и никакие антитрестовские законы не могут ослабить эту власть. Гелбрейт выступает против господства монополий, монополистического капитала, которое препятствует удовлетворению весьма важных общественных потребностей: покрытию расходов на образование, здравоохранению, обеспечению деятельности судов и различных городских служб, содержанию полиции, очистке улиц и многому другому.
Медицинское обслуживание может быть эффективным только как непосредственно государственное дело. То же относится к общественному транспорту и жилищному строительству. Следовательно, приватизация далеко не всегда лучше, чем государственная собственность. Набрасывая в общих чертах необходимую, по его убеждению, социальную реформу, Гелбрейт утверждает: «В первую очередь существует потребность радикально усилить влияние и возможность рыночной системы, положительно повысить уровень ее развития по отношению к планирующей системе и тем самым уменьшить со стороны рыночной постоянное неравенство в уровнях развития между двумя системами... Мы называем это «новым социализмом». Необходимость уже вызвала к жизни новый социализм в гораздо большем масштабе, чем подозревает большинство людей». Новый социализм, разъясняет Гелбрейт, не носит идеологического характера, его необходимость вызвана объективными обстоятельствами. Было бы ошибкой рассматривать этот социализм как отражение интересов рабочего класса, во-первых, потому что современные рабочие отказались от социализма и, во-вторых, потому что социалистические преобразования выражают интересы подавляющей массы населения и, в сущности, реализуют общечеловеческую задачу. Социалистическое общество, по представлению Гелбрейта, представляет сочетание, сотрудничество государственных и частных предприятий. Это, в частности, проявляется в том, что государство владеет акциями ряда акционерных компаний, а частный капитал владеет частью акций государственных компаний. При этом вопрос о государственном участии в частных предприятиях, так же как и вопрос об участии капиталистов в государственных предприятиях, решается на правительственном уровне. Для решения этих вопросов, значение которых невозможно переоценить, необходим, полагает Гелбрейт, государственный плановый орган. Верховенство государства необходимо, с точки зрения Гелбрейта, также для установления максимально допустимого разрыва между средней и наивысшей заработной платой. Несправедливо, что глава корпорации получает раз в 50 больше обычного рабочего. Это несправедливое соотношение должно быть устранено посредством прогрессивного налога: «система прогрессивного налогообложения является необходимым элементом сознательных усилий с целью достижения большей степени равенства в планирующей системе». Государство также призвано заботиться о значительном повышении минимального уровня заработной платы. Не менее настоятельной государственной задачей является предоставление гарантированного дохода лицам, которые по тем или иным уважительным причинам не могут найти себе применения. Экономические проблемы в принципе неразрешимы без государственных решений и руководства. Естественно возникает вопрос: социалист ли Гелбрейт? Разумеется, он не социалист в марксистском или хотя бы социал-демократическом смысле слова. Он не политик, не идеолог, а теоретик-экономист, исследователь современного капиталистического общества, которое видится ему в новом свете. «Социализм, - пишет он, - уже существует. Признание этого факта и его необходимости было бы проявлением честности и оказало бы огромную услугу делу улучшения результатов деятельности». Нельзя, конечно, согласиться с такой характеристикой современного капиталистического общества, хотя в нем действительно претворены в жизнь многие программные требования социализма: повышение заработной платы рабочих до уровня, вполне обеспечивающего безбедное существование, сокращение рабочего дня до семи а кое-где и до шести часов, существенное улучшение условий труда, техники безопасности на производстве, пособие по безработице, достигающие 75% заработной платы, налаженное медицинское обслуживание, пенсии, размер которых вполне обеспечивает потребности пожилых людей. И все же это не социализм, а капиталистическое общество, несмотря на то, что рабочие в развитых капиталистических странах, в основном, удовлетворены своим положением. В этот период продолжает развиваться концепция и концепция «экономического человека». Лауреаты Нобелевской премии по экономике и создатели теории общественного выбора Джеймс Бьюкенен и Кеннет Джозеф Эрроу считают «экономического человека» исходным и конечным продуктами социального развития, поведение которого регулируется и направляется эгоизмом, выгодой, «самоинтересом». Этот принцип проник, по их мнению, и в политику. В основе анализа Бьюкенена-Эрроу лежит ориентация на рационального человека. А рациональный человек, если руководствоваться бихевиористской теорией, - это всегда человек действия. Однако авторы отмечают, что существуют не только «экономические», но и «неэкономические люди», которые не ищут сущности бытия в кошельке. По мнению Бьюкенена, «неэкономических людей» много, они живут рядом с «людьми экономическими» и оказывают смягчающее влияние на жестокость рыночных отношений». В целом защита частной собственности, ограничение государственного вмешательства рамками эффективной политики - это принципы современного экономического человека. Интересны и размышления Бьюкенена-Эрроу о связи экономики, частных целей и политики. «Если на экономическом рынке лица обмениваются апельсинами или яблоками, то в политике они добровольно обменивают свою долю участия в затратах на услуги, необходимые всем: от помощи местных команд до судейских услуг». Что же касается современного «экономического человека», то это во всех ситуациях «самостоятельно действующий субъект хозяйственной жизни, рациональный и расчетливый участник рыночных отношений, стремящийся к максимизации полезности». Джеймс Бьюкенен, развивая теорию общественного выбора и исследуя контрактные (договорные) и конституциональные основы принятия экономических и политических решений, заложил фундамент тесной связи политологических исследований и экономических наук. В разработанной им теории общественного выбора поведение индивидуумов в политической сфере (т.е. их политические роли) связаны с результатами, которые проявляются в их экономических ролях. Он исследует - как конкуренция политиков за голоса избирателей приводит к усилению государственного вмешательства в экономику. Через государственные программы происходит перераспределение доходов от беднейших и богатейших слоев населения к средним классам. Не исключаются случаи, когда малые, но тесно сплоченные политические группы могут одержать верх над широким, но аморфным большинством. Долгое время существовало убеждение, что решения, принимаемые отдельными политиками, политическими и государственными организациями, должны иметь целью принесение всему обществу наибольшей пользы. Но уже в 1897 г. Кнут Виксель определил политику как взаимовыгодный обмен между гражданами и общественными структурами. Развивая эту идею, Дж. Бьюкенен в работе «Расчет согласия» (совместно с Г. Тиллоком, 1962 г.) анализирует процесс принятия экономических решений смешанными методами экономических и политических наук. Его исходная предпосылка - решения политиков и общественных организаций коренятся прежде всего в их собственных интересах. Он обратил внимание на собственно экономический аспект стремления во власть и попытался ответить на вопрос: «Почему власть так притягательна?». Его исходное положение гласит: «Если деловые люди преследуют свои собственные интересы, то почему не допустить, что государственные чиновники поступают таким же образом». Государственные люди - это предприниматели в политической сфере. Когда принимается такое утверждение за основную гипотезу, тогда необходимо ответить и на вопрос: «Что именно стремятся максимизировать люди, идущие во власть?». Использование данной гипотезы позволяет получить ответ: люди, стремящиеся к государственному управлению, хотят иметь больше власти, получить большую возможность приобретать голоса избирателей. Основной целью политиков является получение максимума голосов на выборах. Как следствие, перед выборами они часто принимают неразумные решения с экономической точки зрения. Целью функционирования государственных органов является максимальное увеличение численности. Здесь видна аналогия с экономикой, построенной на двух фундаментальных предположениях: потребитель стремится получить максимум полезности, а фирма - максимум прибыли. Одной из причин все разрастающейся системы государственного вмешательства в экономику, по мнению Бьюкенена, является доступ к правительству. Предпринимаемые попытки установить соответствующие барьеры на пути к различным ведомствам приводят к увеличению контролирующего аппарата со всеми вытекающими последствиями. Но правительственному аппарату в современном политическом мире удается преодолеть подавляющее большинство барьеров. Для демократического государства борьба групповых интересов - основа политического развития и стабильности. Но в экономической области в этом кроется опасность навязывания обществу групповых притязаний на долю в национальном доходе, которые, превращаясь фактически в «групповой эгоизм», ведут к постоянному повышению расходов государственного бюджета. Концепция общественного выбора позволяет выявить специфическое положение политики и ее носителей в обществе как группы людей со специальными интересами. Представители группы специальных интересов отличаются от других субъектов социально-экономических отношений прежде всего высокой степенью риска. Их преследуют лоббисты, достается помощникам и консультантам. На них оказывается давление для получения налоговых льгот, субсидий, дотаций и всевозможных поблажек. В пропагандистской сфере (для публики) принято изображать, что такого рода деятельность подчинена возвышенной и высокопатриотичной цели - увеличения национального богатства и повышения эффективности экономики. Но такой цели просто быть не может по простой причине - затрачиваемые усилия на достижение поставленной цели группой специальных интересов никогда не окупили бы их все затраты. Концепцией общественного выбора впервые в экономической теории предпринята социологическая попытка раскрыть причины, по которым узко ведомственные объединения и группы интересов поднимают значительно больший шум, чем рассредоточенная и слабо организованная общественность. Парадокс специальных интересов выглядит как неразрешимая проблема. «Но действительно ли это так?» - задается вопросом Д. Бьюкенен. Любая группа интересов несет потери, когда льготы и привилегии предоставляются другой. Но если президент или какой-либо парламентский лидер получат полномочия на бюджетные ограничения или строгие меры против необоснованных привилегий, субсидий, дотаций, поддержку цен и протекционизм, то возросшая эффективность вполне способна компенсировать специальные привилегии. До настоящего времени мировая экономическая практика преподносит примеры стремления правительств сохранения и укрепления контроля над большим количеством отраслей и производств. Естественно возникает вопрос: «Почему это происходит?». В учебниках по экономике можно найти простой ответ: отрасли находятся в руках монополистов, а потребителей необходимо защищать от злоупотреблений, к тому же отрасли стремятся избавиться от государственного регулирования. Теория же общественного выбора рассматривает данную проблему под другим углом зрения. Бизнес не отторгает государственное регулирование; чаще можно встретить противоположное - бизнес стремится к государственной опеке. Опека государства ему нужна, чтобы защитить себя при повышенном риске динамически функционирующей конкуренции. Лобби именно потому и поддерживается, что необходимо государственное регулирование на определенных временных интервалах и в условиях повышенного риска. Регулируемые отрасли, таким образом, соглашаются на осуществление контроля над их деятельностью. Экономическая практика показывает, что регулируемым отраслям удается оказывать серьезное влияние на предполагаемых защитников общественных интересов. Умело манипулируя «рациональным невежеством» потребителей, а также используя всевозможные теоретические и практические доказательства своей исключительной порядочности на рынке они получают необходимые льготы и привилегии. Государственные служащие в этой ситуации убеждены, что они вправе делать и делают уступки промышленности, если общественность не высказывает существенного протеста против таких действий. В конце концов теория общественного выбора приходит к выводу - регулируемые имеют прочные связи с регулирующими. Члены различных комиссий, действующих от имени государства, создаются из представителей частного сектора, в который и возвращаются после выполнения своих временных обязанностей. Приобретение знакомств и установление новых деловых связей становится для них одним из способов делать деньги. Было бы неверно утверждать, что все виды регулирования осуществляются под знаком нанесения вреда потребителю. Однако, тем не менее представители теории общественного выбора вместо поддержки мифа о добром правительстве, постоянно пекущемся об общественных интересах, либо иллюзии о всепроникающем позитивном действии «невидимой руки» рынка стремятся пробудить у людей интерес к сравнению результатом «чистой» рыночной экономики с реалистической моделью государственного регулирования. Представители школы общественного выбора провели огромное количество исследований по проблемам функционирования бюрократии. По их мнению, бюрократы участвуют в состязании, немногим отличающемся от игр, в которые играют бизнесмены. Бюрократ, как и бизнесмен, преследует собственные интересы. Бизнесмен борется за максимизацию прибыли; бюрократ же не может максимизировать свои доходы иначе, чем через подкупы и взятки. И еще можно максимизировать заработную плату, премии, власть, престиж и т.п. Чиновничеству это удается с помощью увеличения штата, введения все новых и новых государственных структурных подразделений. Разрастание аппарата происходит за счет налогоплательщика. Ни в одной стране мира процесс обсуждения бюджета не проходит гладко, ведутся острые и постоянные дебаты, часто сопровождающиеся критической оценкой поведения правительства. Но как только речь заходит о финансировании расходов на собственную деятельность, решения принимаются единодушно. Не является исключением и принятие программ, стимулирующих инфляционные процессы в обществе. Если кто-то захочет привести пример сбалансированности бюджета, то, по мнению представителей школы общественного выбора, он совершит неблагодарный труд. Подавляющее большинство стран характеризуется несбалансированностью бюджетов своих государств. Так, в США за последние 10 лет только дважды удалось сбалансировать бюджет. Концепция теории общественного выбора гласит, что такая ситуация не связана с конкретными личностями. Сама политическая система благоприятствует периодическому возникновению бюджетного дефицита. Дж. Бьюкенен хочет понять, почему люди не обращают или не хотят обращать внимания на дефицит бюджета. Им это объясняется следующим образом. Политик стремится удовлетворить своих избирателей. А людям нравится получать удовольствие, они ненавидят и отвергают то, что им приносит неприятности. Поэтому с психологической точки зрения правительственные программы для них, особенно программы социального характера - источник благ, а бремя налогов вызывает неприязнь. Соответственно складываются и требования электората: пусть государство тратит на наши нужды больше, а налогов мы будем платить меньше. Именно эта конструкция вызывает бюджетный дефицит и инфляцию. С экономической точки зрения справедливо утверждение, что бюджетный дефицит причиняет ущерб экономике, и люди не могут не понимать, что он в конечном итоге болезнен для них. Школа общественного выбора объясняет данное положение следующим образом. Последствия бюджетного дефицита носят косвенный и рассеянный характер. Попытки сбалансировать бюджет неизбежно приводят к тому, что необходимо отказаться от реализации определенных социальных программ, либо увеличить налоги. Все это не может не возмущать население. Поэтому, чтобы реакция налогоплательщиков была адекватна ситуации, они должны представлять отдаленные последствия. Т.е. понимать, что они выиграют в будущем, если им придется сегодня чем-то жертвовать. Давать такую объективную информацию - не в интересах чиновничества. Предпринятая социолого-экономическая попытка представителей школы общественного выбора найти причины и побудительные мотивы поведения чиновников, а также обосновать механизмы решения проблемы взаимоотношений государства и населения выявляет всю сложность и значимость изучаемой проблемы. Кеннет Джозеф Эрроу в работе «Социальный выбор и индивидуальные ценности» (1951 г.) предложил социальные условия (например, отсутствие диктатуры, независимость альтернативного выбора и др.), при которых групповые решения могут быть выведены рациональным или демографическим путем из индивидуальных предпочтений. Он доказал, что эти условия находятся в постоянном противоречии и, следовательно, ни одна социальная схема благосостояния не может соответствовать всем этим требованиям одновременно. Ключевым понятием в теории ценового приспособления К. Эрроу в условиях монополии является неопределенность: «процесс ценового приспособления будет очень неравномерным. Хотя, когда спрос превышает предложение, существует общая тенденция к повышению цен, вполне может наблюдаться значительная дисперсия цен среди различных продавцов одного и того же товара, а также значительная изменчивость скорости изменения цен во времени. Неопределенность в свою очередь ведет к большему вознаграждению за информацию. Традиционная экономическая теория утверждает достаточность системы цен как источника информации для выбора экономического поведения, и для условий равновесия это вполне верно. Но монополист, как правило, предъявляет к информации более строгие требования, чем конкурентная фирма, так как ему необходимо знать всю его кривую спроса, а не только одну цену. В условиях неравновесия кривая спроса смещается в результате действия сил, находящихся за пределами частного рынка монополиста, и вознаграждение перемещается на приобретение информации из иных, чем цены и объемы собственных продаж, источников». Развивая идею В. Парето К. Эрроу сформулировал положение, что для оптимального функционирования рыночного механизма правительство не должно осуществлять прямое вмешательство в этот процесс (например, через контроль над ценами). Именем Эрроу совместно с другим Нобелевским лауреатом (1983 г.) Джерардом Дебре названа модель и теорема конкурентной экономики - «Эрроу-Дебре». Эта первая модель, для которой доказано существование конкурентного равновесия. Она конкретизирует функции дохода, различных свойствах начальной собственности, технологических множеств и поведения потребителей. «Если спрос выше, чем ожидалось, монополист будет - в общем случае - повышать цену, так как его кривые предельных затрат и ожидаемой предельной выручки сдвигаются вверх; для спроса более низкого, чем ожидалось, все будет наоборот. Если истинные кривые спроса и затрат останутся в этом процессе неизменными, то монополист будет постепенно смещаться к оптимальному для него соотношению цена-количество». Целесообразнее, - считает К. Эрроу, - использовать иные средства экономического характера (налоги, трансферты и пр.), предоставляя возможность рыночным силам действовать свободно: «Не все покупатели получают одинаковые скидки, так как они не информированы о фактически выплачиваемых ценах. Такая дискриминация несовместима с чисто конкурентной моделью».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|