Второй этап: классический этап, формирование экономической социологии как отрасли социологического знания. 1 глава
В социологии он открывается трудами К. Маркса (1818-1883), в которых экономико-детерминистские элементы переплетаются с элементами социологического и философско-утопического подходов (примерами служат теория формационного развития, концепции отчуждения, эксплуатации, саморазвития личности). Длительное время в русскоязычной научной и учебной литературе имя Маркса больше всего связывали с разработкой экономической теории капитализма, да и сам он себя таковым считал. А о Марксе как социологе - говорилось вскользь. На Западе же, наоборот, больше ценилась социологическая часть его учения, а экономическая составляющая марксизма даже рассматривалась как компилятивная. Так, в фундаментальном труде известного австрийского социолога и экономиста Йозефа Шумпетера «Капитализм, Социализм и Демократия», изданном в 1942 г. и который он начинает с анализа марксистской доктрины, главы первой части даны в следующей последовательности: 1) Маркс - пророк, 2) Маркс - социолог, 3) Маркс - экономист и 4) Маркс – учитель. Радаев Вадим Валерьевич придерживается такой же точки зрения: это социолог, который пытался стать правоверным экономистом. Стараясь добросовестно следовать канонам классической политической экономии, К. Маркс постоянно возвращается к исходным неэкономическим вопросам, оставаясь фигурой промежуточной, «междисциплинарной». Экономические законы, согласно воззрениям К. Маркса, не универсальны, и человек выступает как продукт исторических условий, как «совокупность всех общественных отношений». Бытие человека в качестве homo economicus - состояние преходящее. Сегодня человек задавлен нуждой и порабощен разделением труда. Но его предназначение («родовая сущность») заключено в том, чтобы быть целостной («гармонично развитой») личностью. Достижение материального изобилия и освобождение от репродуктивного труда обеспечат тот скачок в «царство свободы», который будет означать и самопреодоление «экономического человека».
Существенно также то, что К. Маркс, оставаясь утилитаристом, выходит за пределы индивидуального действия в сферу классовых отношений. Место индивидуальных эгоистов у него, таким образом, занимают эгоисты коллективные: классы эксплуататоров и эксплуатируемых, которые довольно последовательно стремятся к реализации своих (в первую очередь, материальных) интересов. Ученые социологи, как разделяющие взгляды Маркса, так не одобряющие их, обязаны Марксу за его основную идею - общество, в том числе и капитализм, есть развивающая система, вышедшая из специфического исторического прошлого. Наряду с этим экономико-социологическим выводом, К. Маркс дал обоснование и другого экономико-социологического положения - материалистического понимания истории; главной движущей силой (социальным механизмом) общественного развития и прогресса признавал классовую борьбу. В результате чего современные социологи признают его приоритет в обосновании теории социального конфликта или конфликтологии. В противовес О. Копту, выступавшего с либеральных позиций за необходимость стабилизации общества, и других мыслителей, проповедовавших реформистский путь развития общества, К. Маркс считал, что все аномалии и язвы современного ему общества можно решить только революционным путем. Все общественные отношения капитализма по Марксу порождены антагонизмом (непримиримым противоречием) основных классов общества. А антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, так как эксплуататоры никогда добровольно не отдадут награбленного. К. Маркс совместно с Ф. Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии» констатируют: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.
В предшествующие исторические эпохи мы находим почти повсюду полное расчленение общества на различные сословия - целую лестницу различных общественных положений. В Древнем Риме мы встречаем патрициев, всадников, плебеев, рабов; в средние века - феодальных господ, вассалов, цеховых мастеров, подмастерьев, крепостных, и к тому же почти в каждом из этих классов - еще особые градации. Вышедшее из недр погибшего феодального общества современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых. Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса - буржуазию и пролетариат». Эксплуатацию, по Марксу, нельзя реформировать, она должна быть уничтожена, как результат революционного преобразования классового общества на бесклассовое. Однако классовые интересы в социологии Маркса не являются изначально (ab initio) данными. Они развиваются в процессе воздействия на людей, занимающих определенное положение в обществе, конкретных социальных условий. Так, на раннем этапе развития промышленного производства конкуренция разобщает личные интересы «толпы людей, которые не знают друг друга. Но сохранение платы за труд, общие интересы, направленные против их предпринимателя, объединяют их». «Отдельные индивиды образуют класс лишь постольку, поскольку им приходится вести общую борьбу против другого класса; в противном случае они остаются во враждебных отношениях друг с другом как конкуренты».
Тот же логический ход рассуждений привел Маркса к утверждению, что буржуазия, по причине неотъемлемо присущих ей конкурентных отношений между капиталистическими производителями, не способна к выработке общего сознания ее коллективных интересов. Капиталисты, поставленные в жесткие условия рыночной конкуренции, занимают такое положение в классовой структуре, которое не позволяет им прийти к совместимому и последовательному утверждению общих интересов. Рынок и характерный для капитализма способ производства, построенный на конкуренции, направлены на разъединение отдельных производителей. Тот факт, что каждый капиталист действует рационально в своих личных интересах, приводит лишь к еще большему углублению экономических кризисов, а следовательно, к разрушению общих для всех интересов. Капиталисты, оказавшись разделенными экономическим соперничеством, создали утверждающую их положение идеологию и политическую систему господства, служащие их общим интересам. «Государство - это способ организации, посредством которого представители правящего класса утверждают свои общие интересы». «Идеи правящего класса являются... господствующими идеями». Таким образом, политическая власть и идеология, очевидно, выполняют для капиталистов ту же функцию, что и классовое самосознание для рабочего класса. Однако такое сходство является лишь кажущимся. Согласно Марксу, экономическая сфера выступает той средой, в которой буржуазия всегда оставалась жертвой соперничества, неотъемлемого от способа их экономического существования. Следовательно, ни буржуазия как класс, ни буржуазное государство, ни буржуазная идеология не могут по-настоящему сделать всеобщими (придать им трансцендентный характер) собственно буржуазные интересы. Господство буржуазии рухнет, когда созреют для этого экономические условия и когда рабочий класс, объединенный духом солидарности, осознавший общность своих интересов и побуждаемый к действию соответствующей системой идей, выступит против своих разобщенных противников. Как только рабочие окончательно осознают, что они отчуждены от процесса производства, наступит закат капиталистической эры.
Кроме того, рассуждал он, поскольку капиталисты, желая извлечь максимальные прибыли, удерживают зарплату работников на низком уровне, решимость рабочих возрастет. В итоге, по мнению Маркса, капиталисты сами способствуют собственному уничтожению. Важной для социологии является разработка им в ранний период своей научной деятельности проблем отчуждения, которая проходила через все его научное творчество. Он заклеймил капитализм за то, что тот порождает отчуждение - ощущение одиночества и страдания, вызванное бессилием. Находясь под властью капиталистов, пролетариат оказывается обычным товаром - источником рабочей силы, которую можно приобретать и выбрасывать по желанию. Дегуманизация, вызванная условиями и спецификой труда (особенно монотонной, нескончаемой заводской работой), приводит к тому, что рабочим не с чего радоваться жизни. Они чувствуют невозможность улучшения своего положения. Маркс указал четыре формы отчуждения: § Отчуждение от процесса труда. В идеале люди трудятся, чтобы удовлетворить свои непосредственные нужды и развить потенциал своей личности. Капитализм, однако, лишает рабочих права участвовать в обсуждении того, что они производят и как они это делают. Многие виды работы сводятся к нудному, непрерывному повторению рутинных действий. Маркса не удивил бы тот факт, что мы везде, где только возможно, заменяем людей машинами. По его убеждению, капитализм давным-давно превратил людей в механизмы. § Отчуждение от продуктов труда. Продукт труда принадлежит не рабочим, но капиталистам, продающим его и получающим прибыль. Поэтому, рассуждал Маркс, чем значительнее личный вклад рабочих в их труд, тем больше они теряют. § Отчуждение от других рабочих. Труд, как заявлял Маркс, дает людям возможность наладить связи в общине. Однако индустриальный капитализм лишает атмосферы сотрудничества, наполняя трудовую деятельность духом конкуренции. Фабричный труд почти не оставляет возможностей для товарищеских отношений. § Отчуждение от человеческой сущности. Индустриальный капитализм приводит к отчуждению рабочих от их личностных возможностей. Маркс утверждал, что «рабочий, трудясь, не реализует себя в работе, но отрицает себя; испытывает не благополучие, но отчаяние; не развивает свободно свои физические и душевные силы, но истощается физически, а умственно - обесценивается. Рабочий, следовательно, чувствует себя дома только в часы досуга, тогда как на работе он ощущает себя бездомным». Другими словами, индустриальный капитализм искажает деятельность, которая должна служить выражению лучших качеств человека, превращая ее в тягостное переживание, ведущее к дегуманизации.
Его рассуждения в «Капитале» содержат два важных социолого-экономических прогноза. Первый: величина деловых фирм будет все время увеличиваться в результате кризисов, разрушающих экономику. Каждый кризис приводит малые фирмы к банкротству, и уцелевшие фирмы скупают их ценности. Таким образом, К. Маркс делает вывод о тяготении к большому бизнесу, как тенденции принципиально присущей капитализму. Второй: происходит обострение классовой борьбы в результате пролетаризации общества. Все большее количество мелких производителей и ремесленников выбрасывается на улицы в результате кризисного роста. В результате социальная структура общества К. Марксом сводится к двум классам - маленькая группа магнатов, с одной стороны, и огромная пролетаризированная масса, т.е. людей не имеющих собственности. Маркс, как и многие другие мыслители были «склонны упрощать общественное развитие»: «Сегодня мы знаем, что крупные исторические события редко бывают вызваны одной конкретной причиной и имеют единственное объяснение. Как правило, они происходят в результате кумулятивного действия целого ряда независимых друг от друга обстоятельств и процессов». Превращение капитализма в Капитализм с большой буквы, а технического прогресса - в промышленную революцию способствовал целый ряд отдельных событий, не всегда связанных друг с другом (Дракер, с. 77). П. Дракер, также рассматривая процесс капитализации общества, отмечает: «Небывалые темпы преобразования общества привели к социальной напряженности и конфликтам иного порядка. Сегодня мы знаем, что широко распространенное, если не всеобщее, мнение о том, что фабричным рабочим в начале XIX века жилось гораздо тяжелее, чем безземельным работникам в доиндустриальной деревне, ни в коей мере не соответствует действительности. Конечно, им приходилось тяжело, и обращались с ними грубо. Но они в огромных количествах приходили на фабрики именно потому, что здесь им было лучше, чем на самом дне пребывающего в застое тиранического и голодающего сельского общества». В результате в индустриальных городах детская смертность сразу же снизилась, а продолжительность жизни увеличилась, что привело к быстрому росту населения Европы, где началось развитие промышленности. Большинство современников Маркса разделяли его взгляды на капитализм, хотя и не обязательно соглашались с его прогнозами относительно конечных результатов и последствий. Даже противники марксизма принимали его анализ внутренних противоречий капитализма. В конце XIX - начале XX века практически каждый мыслящий человек разделял убеждение Маркса о том, что капитализм - это общество неизбежных классовых конфликтов, и, в сущности, большинство «мыслящих людей» склонялись в пользу социализма, о чем, например, свидетельствует такой противник социализма как В. Парето: «Сегодня тот индивид, который не верит в приближение триумфа социализма, просто не оглядывается вокруг» (Парето, 2001, с. 98). А во Франции в 90-х годах XIX века марксизм стал неотъемлемой частью интеллектуальной политической культуры. Студенты университетов создавали кружки ради изучения «Капитала». Однако сегодня отношение к Марксу коренным образом изменилось. Мощной и справедливой критике подвергается отрицание им главного тезиса, на котором покоится тезис Дэвиса-Мура: чтобы у людей была мотивация для исполнения различных социальных ролей, требуется определенная система неравного вознаграждения. Маркс отделил вознаграждение от результатов труда, поддерживая в целом уравнительную систему, основанную на принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Критики утверждают, что именно такой разрыв между вознаграждением и выполнением работы послужил причиной низкой производительности труда в бывшем Советском Союзе и других социалистических странах. Защитники марксизма возражают, что есть много доказательств, подтверждающих взгляды его основателя, согласно которым люди по своей природе существа социальные, а не эгоистичные. Следовательно, индивидуальное вознаграждение (тем более деньги сами по себе) - это не единственный способ мотивировать людей к выполнению их социальных ролей. Еще одна проблема состоит в том, что революционное движение, которое Маркс считал неизбежным в капиталистических обществах, так и не сложилось. Ральф Дарендорф (Dahrendorf, 1959) указывает четыре причины этого. 1.Фрагментация капиталистического класса. Сегодня самыми крупными компаниями владеют миллионы акционеров, а не отдельные семейства. Кроме того, ежедневное управление большими корпорациями находится ныне в руках класса менеджеров, которые могут быть или не быть главными акционерами. С широким распространением акций (к концу 1990-х гг. их имели приблизительно 40% взрослых американцев) все больше людей становятся непосредственно заинтересованными в сохранении капиталистической системы. 2.Более высокий уровень жизни. Столетие назад большинство рабочих на фабриках или на фермах выполняли труд «синих воротничков», менее престижную работу, которая предполагает главным образом физический труд. Сегодня большинство рабочих относятся к «белым воротничкам», поскольку делают более престижную работу, которая предполагает умственную деятельность. Эти специальности встречаются в торговле, управлении и других сферах. Большинство современных «белых воротничков» не считают себя «промышленным пролетариатом». Также важно, что доход среднего американского рабочего в течение XX в. возрос почти десятикратно, даже учитывая инфляцию, а рабочая неделя уменьшилась. В результате большинство людей считают себя более обеспеченными, чем их отцы и деды; в данном случае имеет место структурная мобильность, поощряющая работников принять существующую систему (Edwards, 1979; Gagliani, 1981; Wright & Martin, 1987). 3. Рост количества рабочих организаций. Рабочие теперь оказывают организационное влияние, которого у них не было столетие назад. Получив право организовывать профсоюзы, они выдвигают свои требования администрации предприятий, в качестве весомого аргумента прибегая к угрозе прекращения работы и забастовок. Другими словами, споры между администрацией и рабочими улаживаются таким образом, что не возникает опасность для капиталистической системы в целом. 4. Более широкая правовая защита. В XX в. правительства приняли законы, которые делают труд безопаснее, и разработали такие программы, как социальное страхование безработных, защита инвалидов и социальное обеспечение, создающее большую финансовую стабильность для рабочих. Противоположный взгляд. Общество сгладило многие из острых углов капитализма, и все же немало социологов утверждают, что анализ капитализма, предпринятый Марксом, все еще вполне актуален. Во-первых, богатство концентрируется в руках небольшого числа людей. Во-вторых, доходы, безопасность и удовлетворенность положением у многих из нынешних «белых воротничков» примерно те же, что у фабричных рабочих столетие назад. В-третьих, многие преимущества, которые имеют сегодняшние наемные работники, приобретены в результате классового конфликта, описанного Марксом, и борьба за обретенное все еще продолжается. В-четвертых, хотя теперь и существует правовая защита рабочих, закон по-прежнему защищает частную собственность богачей. Следовательно, заключают теоретики социального конфликта, отсутствие социалистической революции в США не отрицает сделанного Марксом анализа капитализма. Вклад К. Маркса в социолого-экономическую науку состоит в том, что он успешно попытался рассмотреть взаимодействие социальных общностей с экономическим производством и политическими институтами. Жесткую критику политической экономии в стиле О. Конта на рубеже XX столетия продолжает Э. Дюркгейм (1858-1917), ведя огонь как минимум по четырем направлениям. Во-первых, он отрицает экономизм в объяснении социальных явлений. Так, рассматривая функции разделения труда, он показывает, как экономические результаты последнего подчиняются процессу формирования социального и морального порядка, той цементирующей данное сообщество солидарности, которую невозможно вывести из экономического интереса. Во-вторых, в работах Э. Дюркгейма мы сталкиваемся с резким отрицанием индивидуалистических предпосылок. Общество с его точки зрения есть нечто большее, чем совокупность атомов, оно самостоятельно и первично по отношению к индивиду, который во многом является продуктом коллективной жизни. В-третьих, он критикует ограниченность утилитаристского подхода к человеческим мотивам. Альтруизм в поведении человека, по мнению Э. Дюркгейма, укоренен не менее, чем эгоизм, а индивидуальное стремление к счастью (и тем более к собственной пользе) ограничено. В-четвертых, Э. Дюркгейм отказывается от психологизма, процветавшего в начале XX в. (в том числе в экономической теории), призывая искать причины тех или иных социальных фактов в прочих социальных фактах. В предложенной им схеме поведение человека действительно утрачивает утилитаристский характер, но в то же время сам человек как индивид заменяется социальной функцией. Дюркгейм, как и другие основатели социологии, был озабочен переменами, преобразившими общество в течение его жизни. Дюркгеймовский период во французской истории был отмечен распространением дисгармонии и беспорядка. Его практическая и политическая деятельность прямо относилась к тому, чтобы справиться с этим беспорядком. Ее цель можно сформулировать очень просто: как вообще возможен социальный порядок? Дюркгейм, как и Конт, считал, что общество по своей природе основано на консенсусе, а конфликт - это признак болезни общества. Поэтому он отвергал идеи Маркса о конфликте как движущей силе исторического развития и о революции как способе решения социальных конфликтов. Дюркгейм вводит понятие солидарности - взаимодействия индивидуальных сознаний, т.е. тех связей, которые соединяют людей в общество. В своей первой крупной работе «О разделении общественного труда» (1893) Дюркгейм представил результаты исследования социальных изменений, которые доказывали, что с приходом индустриальной эпохи возник новый тип солидарности. Развивая этот довод, он противопоставил два типа солидарности - механическую и органическую - и установил их связь с разделением труда, с возросшим различием между профессиями. Таким образом, Э. Дюркгейм выявил, что социальная сущность разделения труда ведет к интеграции. Согласно Дюркгейму, из-за низкого уровня разделения труда традиционным культурам присуща механическая солидарность. Поскольку большинство членов общества занято сходными видами деятельности, их объединяют общий опыт и всеми разделяемые верования. Эти верования обладают силой подавления: сообщество незамедлительно наказывает любого, кто отвергает общепринятые нормы поведения. Так что у отдельного человека остается мало возможностей для инакомыслия. Механическая солидарность, таким образом, зиждется на консенсусе и сходстве верований. Однако под влиянием индустриализации и урбанизации стало расти разделение труда, содействовавшее распаду этой формы солидарности. В современных обществах специализация и растущая социальная дифференциация приведут, как доказывал Дюркгейм, к новому порядку, характеризующемуся органической солидарностью. Общества, которым свойственна органическая солидарность, сплочены благодаря экономической, взаимозависимости людей и признанию важности сотрудничества. По мере того как разделение труда охватывает новые сферы, люди становятся все более зависимыми друг от друга, поскольку каждый нуждается в товарах и услугах, которые предоставляют занятые иными профессиями. В процессе формирования социального консенсуса отношения экономического обмена и взаимозависимости приходят на смену общим верованиям. Все же в современном мире перемены происходят так быстро, и они столь глубоки, что вызывают огромные социальные проблемы. Эти перемены способны оказывать разрушительное воздействие на традиционные жизненные уклады, нравственность, религиозные убеждения и нормы повседневного поведения, не компенсируя последствия этого воздействия новыми, не вызывающими сомнений ценностями. Дюркгейм связывал эти проявления неустойчивости социального порядка с аномией - ощущением бессмысленности и отчаяния, вызванными современной общественной жизнью. Традиционные нормы морали и средства контроля за нравственностью, которые обычно давала религия, в значительной мере утратили силу в процессе развития современного общества, что оставляет многих людей наедине с ощущением, будто их повседневная жизнь лишена смысла. Важная фигура, вышедшая из недр молодой исторической школы, - Вернер Зомбарт (1863-1941). В звездной когорте основоположников немецкой классической социологии самая блистательная фигура вплоть до конца 30-х гг. В фокусе внимания Зомбарта находился основной вопрос науки и социальной политики конца XIX-начала XX в., а именно современный западноевропейский капитализм. В обращении к феномену современного западного капитализма в академической науке Германии Зомбарт был первым. Зомбарт родился в 1863 г. в лесистом Гарце, в городке Эрмслебен, в семье, далекой от академических кругов. Его отец был предпринимателем, владевшим рядом текстильных предприятий. Уже в юности Зомбарт заинтересованно относился к социальным вопросам. Его симпатии лежали на стороне протестующих рабочих, и потому он сделал выбор в пользу социалистической идеологии. Отсюда был один шаг к марксизму, который стал идеологией значительной части рабочего класса. Но революция в России, сопровождающаяся массовыми жертвами, отвратила его от марксистских теорий. Однако, он был первым и лучшим в анализе марксизма, что отмечал даже Ф. Энгельс. Он был первым и в той области исследований, которая сегодня носит название «социология массовых движений». Зомбарт определял капитализм как целостное, единичное культурно-историческое явление и изучал вместе с органически связанными с ним процессами. Акцент при этом он делал на специфику их проявления в Германии. Таковыми для него были социализм и социалистическое движение, динамика изменений в духовной сфере, в общественном настроении, в мотивации действий людей, сдвиги в социальной структуре. Одно перечисление тем демонстрирует масштабы важнейших социальных процессов, выявляемых Зомбартом. Он это делает с точностью естествоиспытателя и образностью художника. Судьба традиционных в Германии социальных слоев и областей занятости, например ремесленничества и ремесел, была для Зомбарта моделью глубинных социально-экономических изменений под влиянием внедрения капитализма. Этой динамике посвящена значительная часть грандиозного труда Зомбарта «Современный капитализм» (1902 г.). В нем он характеризует хозяйственную систему как организацию, которой присущ не только определенный уровень используемой техники, но и характерный хозяйственный образ мысли. В. Зомбарт ставит задачу отыскания «духа хозяйственной эпохи», или уклада хозяйственного мышления. В отличие от некой абстрактной «человеческой натуры», этот «дух» есть нечто укорененное в социальных устоях, нравах и обычаях данного народа, причем, характерное для данной конкретной ступени хозяйственного развития. В целом ряде исследований В. Зомбарт показывает, как капиталистический хозяйственный уклад вырастает, по его выражению, «из недр западноевропейской души», из фаустовского духа - духа беспокойства, предприимчивости, соединяющегося, в свою очередь, с жаждой наживы. Генезису и развитию капитализма посвящен не только «Современный капитализм», но и примыкающие к нему работы: «Евреи и хозяйственная жизнь» (1911), «Война и капитализм» (1913), «Любовь, роскошь и капитализм» (1913), «Буржуа» (1913), сочинения по истории социализма и социальных движений (например, «Социализм и социальное движение в XIX столетии», первое издание 1896 г., составленное из серии докладов). Его исследования по истории немецкой экономики «Народное хозяйство Германии в XIX столетии» (1903), «Хозяйственная жизнь в эпоху развитого капитализма» (1927), по проблемам социальной обусловленности экономической деятельности, по истории ремесел, по социологии прикладного искусства и художественного производства можно изучать как культурно-исторические документы и материалы по социологии культуры, а также как материалы по духовной истории вообще. Но прежде всего это исследования по истории форм жизни немецкого бюргерства, по истории немецкого духа. Кроме того, он был первым, кто написал историю социологии. Вернер Зомбарт, талантливый и амбициозный, уже в самом начале своей деятельности поставил перед собой великую задачу: с учетом новых реалий начинающегося XX века завершить Марксов анализ капитализма и «расколдовать Маркса». Именно он впервые ввел в академическую науку Германии марксизм, тем самым существенно ее обогатив. Зомбарт высоко ценил и разрабатывал концепцию отчуждения, но без атакующего, классово заостренного пафоса марксизма: «Целью работы является не что иное, как стать продолжением и в известном смысле завершением труда Маркса. Сколь бы резко я ни отклонял мировоззрение этого человека и все то, что теперь в совокупности имеет ценностно окращенное название „марксизм", столь же я удивляюсь ему как теоретику и историку капитализма... За все хорошее, что есть в моем труде, я благодарен духу Маркса. Это, конечно, не исключает того, что я не только в частностях, даже во множестве частностей, но и в существенных пунктах своей целостной концепции отступаю от него». Он обстоятельно разработал периодизацию эволюции капитализма, представив следующие его этапы: ранний, развитый и поздний. Маркс был свидетелем раннего этапа и вывел свой прогноз на основе экстраполяции его характеристик. Но капитализм на каждом из следующих этапов качественно менялся - этого не учитывала диалектико-материалистическая концепция Маркса. Ранний этап капитализма в своем начале совпадает с Новым временем в Европе. Именно тогда, в XIV-XV вв., идет формирование личностей, готовых рисковать, находить и терять деньги, имущество, чтобы все начать сначала. Это и период внедрения машин, становление машинного производства. На втором этапе, который начинается с XVIII в., в капитализме происходят существенные изменения. Основное изменение состоит в следующем: развенчано простое стремление к наживе, доминировавшее ранее. Капиталисты вступают в совместные объединения. Устав, положения об акционерных обществах лишают их права на безусловное распоряжение собственностью. Возрастает роль государства, организаций наемных рабочих. С 1914 г., по Зомбарту, датируется вступление капитализма в его позднюю стадию. На этом этапе предпринимательство все более утрачивает личностные характеристики. Падает индивидуальное экономическое сознание капиталиста, ослабевает его острота. Вместе с тем он увидел и показал принципиальные ошибки Маркса. Культура, настоятельно подчеркивает Зомбарт, составляет фундамент экономики, а не наоборот. Он привлек много исторических доказательств того, что глубинные социальные изменения в Западной Европе Нового времени объясняются не экономикой, не количественным ростом пролетариата, не механическим расширением сфер приложения физического труда и его усложнением, а духовно-психологическим и психическим состоянием общества, его общественным настроем и готовностью к таким изменениям, наличием в нем лидирующих групп, выступающих как фермент, как бродильная субстанция. Рефреном многих его трудов звучат слова из «Современного капитализма»: «История происхождения капитализма есть история лиц». Ведь именно люди - та субстанция, которая, по мысли Зомбарта, определяет направление социальной динамики. Экономика есть лишь функция переплетения сложнейших процессов, например религиозных и этнических.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|