Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники административного права




 

Способы выражения и доведения решений правотворческих органов до заинтересованных лиц (способы существования юридических норм) понимаются как источники права.

Основными источниками административного права в России являются: нормативный правовой акт, договор нормативного содержания (нормативный договор).

Под нормативным правовым актом (НПА) понимается исходящий от компетентного органа акт правотворчества, устанавливающий или же отменяющий правовые нормы, т. е. письменный документ, при помощи которого принимаются новые нормы права или решения, направленные на отмену устаревших актов правотворческим органом в пределах своей компетенции (вносятся изменения в систему действующих норм права). Акт рассчитан на регулирование неопределенного числа случаев, не персонифицирован и действует непрерывно. Этими признаками нормативный акт отличается как от актов применения права (приложение нормы к конкретному случаю, конкретному лицу), так и от актов толкования права (разъяснение того, как нужно понимать уже имеющуюся норму).

НПА по юридической силе подразделяются на законы и подзаконные акты. Субъекты РФ принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования правоотношений в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование правоотношений в пределах, предоставленных им действующим законодательством полномочий.

Нормативный договор представляет собой содержащее юридические нормы соглашение между различными субъектами права. Такие договоры могут быть направлены не только на установление прав и обязанностей конкретных сторон договора, но и на установление норм права, которым обязуются подчиняться его будущие участники. Нормативный договор понимается как соглашение государственных органов, иных лиц, которым устанавливаются нормы права, обязательные для лиц, заключивших это соглашение, и иных заинтересованных лиц. Среди них важное место занимают международные договоры РФ и договоры между РФ и ее субъектами.

Постановления Конституционного Суда РФ имеют общеобязательное значение, применяются самостоятельно и неоднократно, в том числе по правилам аналогии в праве, являются окончательными, не могут быть преодолены повторным принятием акта или отдельного положения, признанного противоречащим Конституции РФ, а также обладают непосредственным действием и подлежат обязательному официальному опубликованию. В то же время нормативность рассматриваемых актов имеет несколько отличный от традиционного понимания нормы права и ее структуры смысл. Постановления Конституционного Суда РФ следует признать источниками права, обладающими свойством нормативности, что допускает их включение в общую иерархию нормативных источников, в правовую систему государства.

Система источников административного права:

на федеральном уровне:

- Конституция РФ;

- общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;

- постановления Конституционного Суда РФ;

- федеральные конституционные законы;

- федеральные законы;

- законы РФ о поправке к Конституции РФ;

- нормативные указы и распоряжения Президента РФ;

- нормативные акты палат Федерального Собрания РФ;

- нормативные постановления Правительства РФ;

- нормативные акты федеральных органов исполнительной власти;

- нормативные акты других публичных субъектов (например, Центрального банка РФ);

на региональном уровне:

- конституции (уставы) субъектов РФ;

- постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

- законы субъектов РФ;

- нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ;

- нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;

- нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ;

- нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции;

на муниципальном (местном) уровне:

- уставы муниципальных образований;

- нормативные акты представительных органов муниципального образования;

- нормативные акты глав муниципальных образований;

- нормативные акты местной администрации.

Необходимо отметить в качестве источников административного права большое количество административных регламентов, принимаемых органами исполнительной власти, как правило, содержащих процедуры выполнения определенных функций и исполнения государственных услуг. Но большинство из них принято этими органами и самими же ими выполняется. Поэтому в научной литературе неоднократно высказывались предложения о принятии закона об административных процедурах.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...