Административное правоотношение
Административное правоотношение
Административно-правовое отношение - урегулированное административно-правовой нормой общественное отношение, стороны которого выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей. Главной его особенностью является фактическое неравенство сторон: одна из сторон всегда наделена юридически властными полномочиями. Такой стороной является публичный орган или должностное лицо. Однако, учитывая характер самого правоотношения, можно говорить о том, что и частный субъект, и публичный субъект обладают юридическим равенством. Праву одной стороны соответствует юридическая обязанность другой. За нарушение требований административно-правовых норм стороны несут ответственность непосредственно перед государством. К специфическим чертам административно-правовых отношений относятся: - преимущественно властеотношения (возникают, как правило, между публичным органом, наделенным государственно-властными полномочиями, и другим субъектом, не имеющим таких полномочий (частными лицами)); - их характер предопределен доминирующим положением публичной стороны, которая формулирует соответствующие односторонние волеизъявления, адресуемые другой стороне; - в них в той или иной мере выражается публично-правовой интерес; - в значительной мере - это организационные отношения (связаны с практической реализацией исполнительно-распорядительных полномочий); - могут возникать по инициативе любой из сторон; - за нарушения норм права сторона несет ответственность перед государством в лице соответствующего органа или должностного лица. В зависимости от субъектов и целей реализации административно-правовых отношений можно выделить следующие их виды в связи:
- с реализацией органами и должностными лицами администрации установленной законом компетенции; - реализацией частными лицами их прав в сфере исполнительной власти (право на поступление на государственную службу, право на получение пенсии и т. д. ); - ущемлением прав и законных интересов частных лиц путем их нарушения, незаконного возложения какой-либо юридической обязанности или незаконного привлечения к какой-либо юридической ответственности. В состав правоотношения входят следующие элементы: субъект; объект; содержание правоотношения (субъективное право и юридическая обязанность). Под субъектом административного права понимается физическое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства) или организация (государственная или негосударственная), которые могут являться участниками (сторонами) регулируемых нормами административного права общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере публичного администрирования.
Объект публичного администрирования
Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение. Субъективное право открывает перед его обладателем возможность чем-то владеть, пользоваться, распоряжаться, вести себя определенным образом, претендовать на действия других. Все это подпадает под понятие объекта. Обязанность призвана обеспечивать осуществление данного права, а, следовательно, нормальное функционирование правового отношения в интересах управомоченного и государства в целом. Человек как таковой может быть лишь субъектом, но не объектом права и правоотношений. Объектом административного правоотношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно действия, поступки людей подвергаются регулированию юридическими нормами и лишь человеческое поведение способно реагировать на правовое воздействие.
Юридические факты Юридические факты - это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений. Эти факты становятся юридическими не в силу каких-то особых внутренних свойств, а в результате признания их таковыми законом. Жизнь - непрерывная цепь разнообразных фактов, явлений, действий, случаев, событий, но не все из них приобретают юридическое значение, а только такие, которые затрагивают наиболее существенные интересы общества, входят в сферу правового регулирования и могут повлечь за собой известные юридические последствия. Не право порождает подобные факты, они возникают и существуют помимо него, но право придает им статус юридических в целях их регуляции и упорядочения общественной и государственной жизни. Это реакция правовой нормы на конкретную ситуацию, предусмотренную в ее гипотезе. Юридические факты служат непосредственными поводами, основаниями для появления и функционирования правоотношений. Юридические факты многочисленны и разнообразны. По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия. События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей: стихийные бедствия - пожары, наводнения, землетрясения и т. д. Сами по себе указанные явления ничего юридического в себе не содержат и автоматически никаких обязательств не порождают, но служат поводами, причинами для этого. Действия - факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные (поступление на работу или в вуз, регистрация брака) и неправомерные (правонарушения). По характеру последствий различают правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие факты (например, поступление в вуз порождает правоотношение между студентом и учебным заведением, окончание вуза - прекращает, а перевод на другую форму обучения в том же вузе - видоизменяет данное правоотношение).
К числу правомерных действий, вызывающих соответствующие правоотношения, относятся многочисленные акты - документы различных государственных органов и должностных лиц (судебные решения, управленческие постановления, распоряжения и приказы, гражданские сделки, договоры, завещания, соглашения и т. д. ). Особую роль в динамике правоотношений играют так называемые юридические составы или сложные комплексные факты, когда для возникновения определенного правового отношения требуется не одно, а несколько условий (совокупность фактов). Так, для того чтобы возникло правоотношение типа " студент - вуз" требуются следующие условия: аттестат об окончании средней школы; сдача единого государственного экзамена; проходной балл по конкурсу; приказ ректора о зачислении на первый курс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|