Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие механизма (системы) публичного администрирования




Понятие механизма (системы) публичного администрирования

 

Система или механизм публичного администрирования - система различных по своей природе и функциям юридических средств, позволяющих достигать его целей. Элементы системы: нормы права, нормативные правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый элемент механизма публичного администрирования выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.

Вначале формулируется общее правило поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения (нормы права).

Важным элементом является юридический факт или система юридических фактов (фактический состав). Правоприменительный акт органа управления, как решающий факт, скрепляет их в единый состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, создавая возможность для удовлетворения интересов участников отношений. Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, о которых ниже.

В дальнейшем речь идет об установлении конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных, т. е. о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов, и где абстрактная программа трансформируется в персонифицированное правило поведения для соответствующих субъектов.

Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т. е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании.

Возникновение правоприменения связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения одним из участников отношений. Данный этап - охранительные правоприменительные акты.

 

Правовое регулирование

 

Категория " правовое регулирование" обретает свое специфическое, самостоятельное значение и в то же время встраивается в смысловое поле действия права лишь при условии более строгого ее понимания как разновидности социального регулирования.

Термин " регулирование" (лат. regylo - правило) обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо.

Поэтому правовое регулирование - специальная юридическая деятельность наделенных государственно-властными полномочиями субъектов по целенаправленному государственно-властному упорядочению (организации) общественных отношений путем установления правовых норм и принятия в необходимых случаях индивидуально регламентирующих решений в соответствии с этими нормами по юридически значимым вопросам, возникающим в рамках таких отношений.

Под понятие правового регулирования не подпадают ни само правомерное поведение участников упорядочиваемых общественных отношений (саморегуляция), ни идеологическое воздействие юридическими средствами на сознание членов общества, ни некоторые разновидности властной юридической деятельности компетентных органов и должностных лиц.

Правовое регулирование общественных отношений происходит во всех случаях, когда принимается властное нормативное или индивидуальное решение юридического характера, регламентирующее цели, задачи, принципы, варианты поведения возможных или конкретно поименованных участников этих отношений. Правовое регулирование в обществе пронизывает две области правовой действительности - полностью правотворчество и частично правореализацию. Соответственно, оно имеет две разновидности - общее правовое регулирование и индивидуальное правовое регулирование.

Общее правовое регулирование заключается в упорядочении общественных отношений путем создания, изменения, дополнения или отмены правовых норм, а равно определения сферы их действия в пространстве, во времени и по кругу лиц и означает правотворческую деятельность. Его осуществляют правотворческие органы, каждый из которых принимает нормативно-правовое решение в пределах своей компетенции и вводит его в действие.

Индивидуально-правовое регулирование представляет собой властную деятельность компетентного субъекта. Оно заключается в дополнительном упорядочении общественных отношений на основе действующих правовых норм путем конкретизации правила поведения их персональных участников. При этом учитываются установленные в ходе этой деятельности фактические данные. Таким образом, решается юридическое дело (вопрос) применительно ко всем конкретным его обстоятельствам и принимается индивидуально-правовое решение, имеющее обязательное значение.

Выделяют два типа правового регулирования: разрешительный и общедозволительный. Так, разрешительный тип правового регулирования основывается на всеобщем запрете каких-либо действий, деятельности и др., однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...