Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Административно-правовые нормы




Административно-правовые нормы

Общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются государством в целях регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности в сфере публичного администрирования и будут являться нормами административного права.

Для уяснения действия правовой нормы важно понять ее внутреннее строение или структуру, состоящую из трех взаимосвязанных элементов или частей: гипотезы, диспозиции и санкции. (Формула ЕСЛИ... ТО... а ИНАЧЕ... ).

Гипотеза - часть правовой нормы, указывающая на жизненные условия и обстоятельства, при которых вступает в действие правило поведения (ЕСЛИ... ).

Диспозиция - часть правовой нормы, в которой сформулировано само правило (модель) поведения, права и обязанности субъектов отношений (ТО... ).

Санкция - часть правовой нормы, предусматривающей определенные последствия для субъекта, реализующего диспозицию: неблагоприятными - меры наказания (лишение специального права, штраф и т. д. ); позитивными - меры поощрения (премия, государственная награда и т. п. ) (ИНАЧЕ... ).

Например, ЕСЛИ гражданин состоит или обязан состоять на воинском учете, ТО согласно нормам права (закону) он обязан явиться по вызову (повестке) военного комиссариата, а ИНАЧЕ он понесет наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль. Вследствие чего без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Специфика предмета публичного администрирования определяет целый ряд особенностей, которые отличают административно-правовые нормы от норм других отраслей права. Административно-правовые нормы:

- закрепляют отношения по организации и реализации публичной власти, устанавливают процедуры и формы деятельности публичной администрации в ее властных отношениях с частными лицами;

- определяют административно-правовой статус субъектов, устанавливают их права, обязанности, ответственность и правовые формы деятельности;

- регулируют также отношения, входящие в предмет других отраслей права;

- обеспечены собственными отраслевыми средствами охраны и юридического принуждения к их исполнению (административная и дисциплинарная ответственность);

- устанавливаются не только законодательным путем, но и в процессе административного правотворчества (носят подзаконный характер ).

Административно-правовые нормы подразделяются на различные виды.

В зависимости от содержания выделяются материальные и процедурные нормы. Материальные нормы определяют объем и содержание прав и обязанностей, а также ответственность участников административно-правовых отношений, т. е. их административно-правовой статус. Они устанавливают правовой режим деятельности субъектов административного права, устанавливают запреты и ограничения на ту или иную деятельность, административные санкции за их нарушение и компетенцию соответствующих органов по применению этих санкций. Процедурные нормы регламентируют деятельность органов публичной администрации в их отношениях с другими, как частными, так и публичными субъектами административного права, т. е. публичное администрирование.

Административно-судебные нормы определяют порядок разрешения административных споров в судах.

В зависимости от функций права административно-правовые нормы подразделяются:

- на учредительные - закрепляют отправные положения материального или процедурного характера;

- регулятивные - обеспечивают позитивное регулирование поведения субъектов административного права, определяют правила поведения участников административно-правовых отношений, обстоятельства прекращения этих отношений;

- охранительные - обеспечивают охрану регулятивных норм от нарушений, защиту прав и свобод граждан в случае их ущемления неправомерными действиями административных органов.

В зависимости от метода воздействия на поведение субъектов нормы административного права делятся на: обязывающие; запрещающие; уполномочивающие; разрешительные или дозволительные; ограничительные.

В зависимости от территории действия различаются: общефедеральные, региональные, межтерриториальные, местные и локальные (внутриорганизационные) нормы административного права.

По сроку действия подразделяются на временные, бессрочные, чрезвычайные (на время существования определенных чрезвычайных обстоятельств).

 

Административно-правовые формы

Процесс публичного администрирования имеет своим содержанием деятельность субъектов административного права, которая осуществляется посредством определенных административно-правовых форм, процедур и методов.

Административно-правовая форма:

- юридическое выражение конкретных действий и решений органов публичного администрирования в процессе осуществления исполнительной и распорядительной деятельности;

- юридически значимые способы реализации субъектами административного права своих полномочий, прав и обязанностей, отражающие особенности их правового статуса.

Характерные черты правовых форм публичного администрирования: наиболее отчетливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов и организаций, наделенных публичными полномочиями, их должностных лиц.

Выбор конкретной формы деятельности подчинен определенным закономерностям, т. е. форма должна соответствовать компетенции публичного субъекта, назначению и функциям публичного администрирования; содержанию и характеру разрешаемых вопросов; целям управляющего воздействия; особенностям конкретного субъекта.

Неправовые формы публичного администрирования не влекут за собой наступление юридических последствий (проведение организационных мероприятий; осуществление материально-технических операций).

Административно-правовые формы классифицируются:

- по степени юридического выражения: основные (издание правовых актов) и базирующиеся на них, т. е. различные действия, влекущие определенные юридические последствия или имеющие определенную юридическую направленность (регистрационные, разрешительные, надзорные, обеспечительные действия, лицензирование, санкционирование и т. п. );

- адресату: вся система публичного управления, либо упорядочение работы внутри рабочего аппарата данного исполнительного органа (самоорганизация);

- субъектному выражению: односторонне выраженные либо двусторонние и многосторонние (административно-правовые договоры);

- объему: общеобязательные либо адресованные конкретным объектам;

- достигаемым результатам: позитивное регулирование либо реакция на негативные явления;

- направленности: воздействующие на общественные отношения в сфере публичного администрирования (внешняя направленность) либо на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность);

- инициативности: используемые субъектами публичного управления по собственной инициативе, в силу требований закрепленной за ними компетенции, либо являющиеся реакцией на инициативу других участников отношений (например, по жалобам граждан);

- целям воздействия: профилактические, предупредительные или пресекательные;

- отношению к другим субъектам публичной власти: используемые в отношениях с законодательными (представительными) либо судебными органами;

- условиям применения: нормальные повседневные условия функционирования; режим чрезвычайного или военного положения; режим чрезвычайной ситуации;

- особенностям субъекта воздействия: публичные или частные субъекты;

- юридическому содержанию: предписывающие, запретительные либо дозволительные.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...