Административно-правовые нормы
Административно-правовые нормы Общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются государством в целях регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе исполнительно-распорядительной деятельности в сфере публичного администрирования и будут являться нормами административного права. Для уяснения действия правовой нормы важно понять ее внутреннее строение или структуру, состоящую из трех взаимосвязанных элементов или частей: гипотезы, диспозиции и санкции. (Формула ЕСЛИ... ТО... а ИНАЧЕ... ). Гипотеза - часть правовой нормы, указывающая на жизненные условия и обстоятельства, при которых вступает в действие правило поведения (ЕСЛИ... ). Диспозиция - часть правовой нормы, в которой сформулировано само правило (модель) поведения, права и обязанности субъектов отношений (ТО... ). Санкция - часть правовой нормы, предусматривающей определенные последствия для субъекта, реализующего диспозицию: неблагоприятными - меры наказания (лишение специального права, штраф и т. д. ); позитивными - меры поощрения (премия, государственная награда и т. п. ) (ИНАЧЕ... ). Например, ЕСЛИ гражданин состоит или обязан состоять на воинском учете, ТО согласно нормам права (закону) он обязан явиться по вызову (повестке) военного комиссариата, а ИНАЧЕ он понесет наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа. Каждый из названных элементов имеет в структуре правовой нормы свое место и играет особую роль. Вследствие чего без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна. Специфика предмета публичного администрирования определяет целый ряд особенностей, которые отличают административно-правовые нормы от норм других отраслей права. Административно-правовые нормы:
- закрепляют отношения по организации и реализации публичной власти, устанавливают процедуры и формы деятельности публичной администрации в ее властных отношениях с частными лицами; - определяют административно-правовой статус субъектов, устанавливают их права, обязанности, ответственность и правовые формы деятельности; - регулируют также отношения, входящие в предмет других отраслей права; - обеспечены собственными отраслевыми средствами охраны и юридического принуждения к их исполнению (административная и дисциплинарная ответственность); - устанавливаются не только законодательным путем, но и в процессе административного правотворчества (носят подзаконный характер ). Административно-правовые нормы подразделяются на различные виды. В зависимости от содержания выделяются материальные и процедурные нормы. Материальные нормы определяют объем и содержание прав и обязанностей, а также ответственность участников административно-правовых отношений, т. е. их административно-правовой статус. Они устанавливают правовой режим деятельности субъектов административного права, устанавливают запреты и ограничения на ту или иную деятельность, административные санкции за их нарушение и компетенцию соответствующих органов по применению этих санкций. Процедурные нормы регламентируют деятельность органов публичной администрации в их отношениях с другими, как частными, так и публичными субъектами административного права, т. е. публичное администрирование. Административно-судебные нормы определяют порядок разрешения административных споров в судах. В зависимости от функций права административно-правовые нормы подразделяются: - на учредительные - закрепляют отправные положения материального или процедурного характера;
- регулятивные - обеспечивают позитивное регулирование поведения субъектов административного права, определяют правила поведения участников административно-правовых отношений, обстоятельства прекращения этих отношений; - охранительные - обеспечивают охрану регулятивных норм от нарушений, защиту прав и свобод граждан в случае их ущемления неправомерными действиями административных органов. В зависимости от метода воздействия на поведение субъектов нормы административного права делятся на: обязывающие; запрещающие; уполномочивающие; разрешительные или дозволительные; ограничительные. В зависимости от территории действия различаются: общефедеральные, региональные, межтерриториальные, местные и локальные (внутриорганизационные) нормы административного права. По сроку действия подразделяются на временные, бессрочные, чрезвычайные (на время существования определенных чрезвычайных обстоятельств).
Административно-правовые формы Процесс публичного администрирования имеет своим содержанием деятельность субъектов административного права, которая осуществляется посредством определенных административно-правовых форм, процедур и методов. Административно-правовая форма: - юридическое выражение конкретных действий и решений органов публичного администрирования в процессе осуществления исполнительной и распорядительной деятельности; - юридически значимые способы реализации субъектами административного права своих полномочий, прав и обязанностей, отражающие особенности их правового статуса. Характерные черты правовых форм публичного администрирования: наиболее отчетливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов и организаций, наделенных публичными полномочиями, их должностных лиц. Выбор конкретной формы деятельности подчинен определенным закономерностям, т. е. форма должна соответствовать компетенции публичного субъекта, назначению и функциям публичного администрирования; содержанию и характеру разрешаемых вопросов; целям управляющего воздействия; особенностям конкретного субъекта.
Неправовые формы публичного администрирования не влекут за собой наступление юридических последствий (проведение организационных мероприятий; осуществление материально-технических операций). Административно-правовые формы классифицируются: - по степени юридического выражения: основные (издание правовых актов) и базирующиеся на них, т. е. различные действия, влекущие определенные юридические последствия или имеющие определенную юридическую направленность (регистрационные, разрешительные, надзорные, обеспечительные действия, лицензирование, санкционирование и т. п. ); - адресату: вся система публичного управления, либо упорядочение работы внутри рабочего аппарата данного исполнительного органа (самоорганизация); - субъектному выражению: односторонне выраженные либо двусторонние и многосторонние (административно-правовые договоры); - объему: общеобязательные либо адресованные конкретным объектам; - достигаемым результатам: позитивное регулирование либо реакция на негативные явления; - направленности: воздействующие на общественные отношения в сфере публичного администрирования (внешняя направленность) либо на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность); - инициативности: используемые субъектами публичного управления по собственной инициативе, в силу требований закрепленной за ними компетенции, либо являющиеся реакцией на инициативу других участников отношений (например, по жалобам граждан); - целям воздействия: профилактические, предупредительные или пресекательные; - отношению к другим субъектам публичной власти: используемые в отношениях с законодательными (представительными) либо судебными органами; - условиям применения: нормальные повседневные условия функционирования; режим чрезвычайного или военного положения; режим чрезвычайной ситуации; - особенностям субъекта воздействия: публичные или частные субъекты; - юридическому содержанию: предписывающие, запретительные либо дозволительные.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|