Основания классификации субъектов административного права
Основания классификации субъектов административного права
Основанием классификации субъектов административного права должно быть их правовое положение в системе публичного администрирования. Поэтому надо говорить о субъектах, наделенных государственно-властными полномочиями, и субъектах, таковыми не наделенных. Деление субъектов права объективно отражает столкновение частных и публичных интересов, взаимодействие частных и публичных начал в правовом регулировании административных правоотношений. В силу этого административную правосубъектность вполне правомерно подразделить на публичную и частную, а среди участников выделить публичных (властных) и частных (невластных) субъектов. Наличие (или отсутствие) публичной власти как основной критерий деления на публичные субъекты административного права (публичные органы и должностные лица) и частные субъекты административного права (частные лица) может быть дополнен рядом других признаков, частные субъекты: - представляют свой частный интерес, а публичные - общий, государственный и общественный; - выражают, как правило, свою волю, а публичные - волю определенной социальной общности (общества в целом, муниципального образования); - правосубъектность частных лиц характеризуется правоспособностью и дееспособностью, а публичных субъектов - компетенцией. В АПК РФ законодатель относит к публичным субъектам государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, должностных лиц. В КАС РФ законодатель перечисляет такие публичные субъекты, как: органы государственной власти, иные государственные органы (ЦИК РФ, другие избирательные комиссии, Счетная палата РФ), органы военного управления, органы местного самоуправления, должностные лица, государственные и муниципальные служащие, некоммерческие организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в т. ч. саморегулируемые организации.
В современной России также много организаций, наделенных государственно-властными полномочиями. По своему статусу они не являются ни органами государственной власти, ни органами местного самоуправления. К их числу относятся, например, государственные корпорации, Центральный банк РФ (Банк России), правовой статус которого законодатель определяет не через категорию " орган", а через понятие созданного государством юридического лица, и др. Существует точка зрения, согласно которой все субъекты административного права подразделяются на индивидуальных и коллективных. Приведенное деление субъектов административного права - наиболее распространенное, но оно не отражает существа административных правоотношений и нами не поддерживается. В качестве частных лиц выступают субъекты, которые в публичных правоотношениях не обладают официальными властными полномочиями, руководствуются партикулярными либо корпоративными интересами и в установленных законом случаях подчиняются публичной воле, выражаемой в правовых актах органов публичной власти. Отсюда неправомерно к частным лицам относить должностных лиц, которые по определению не могут быть частными лицами. Сущность института должностного лица не может выражаться ни в каких иных действиях и актах, кроме как официальных, властных и юридически значимых. При этом лица, осуществляющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях, действующим законодательством в качестве должностных не признаются либо рассматриваются как квазидолжностные лица.
Отсюда должностное лицо - это не частное лицо, а противостоящий частному лицу в управленческом правоотношении публичный субъект, реализующий официальные полномочия.
Публичные и частные субъекты административно-правовых отношений
Субъект административного права - это лицо, которое обладает определенным административно-правовым статусом и имеет возможность вступать в административно-правовые отношения по своей воле либо в силу юридической обязанности, возлагаемой на него правовой нормой. Субъектами административного права являются публичные и частные субъекты. Публичные субъекты: Президент РФ, Правительство РФ, публичная администрация, как централизованная, так и децентрализованная, их должностные лица. В централизованную публичную администрацию можно включить: аппараты Президента РФ и Правительства РФ, органы исполнительной власти, как федерального, так и уровня субъектов РФ, их должностных лиц. К децентрализованной публичной администрации относятся Центральный банк РФ, фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования), Счетная палата РФ, Прокуратура РФ, публично-правовые компании, государственные корпорации, муниципальные органы, их должностные лица и другие субъекты, имеющие властные полномочия. К частным субъектам относят: граждан, иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, индивидуальных предпринимателей, организации, как обладающие, так и не обладающие статусом юридического лица.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|