Административная правоспособность и дееспособность
Административная правоспособность и дееспособность
Административная правосубъектность включает две составляющие: административную правоспособность - признаваемую государством общую (абстрактную) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности административно-правового характера, т. е. быть участником административно-правовых отношений. Главное в правоспособности - не права, а принципиальная возможность или способность иметь их. Административная дееспособность - практическая способность собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их, т. е. реализовывать свою административную правоспособность в рамках конкретных административных отношений. Частью административной дееспособности является административная деликтоспособность, т. е. способность лица нести административную ответственность за совершенные правонарушения (деликты). Правоспособность отличается от субъективного права. Правоспособность неотделима от личности; не зависит от пола, возраста, профессии, национальности, места жительства, имущественного положения и иных жизненных обстоятельств; непередаваема, ее нельзя делегировать другим. По отношению к субъективному праву она первична, исходна, играет роль предпосылки. Субъективное право конкретно, а правоспособность абстрактна. Главное здесь - не смешивать способность к правообладанию с самим обладанием.
Административно-правовой статус субъекта Административная правосубъектность составляет основу административно-правового статуса субъектов, который включает три основных элемента: права, обязанности и ответственность.
Субъективные права и обязанности, определенные в законодательстве и составляющие основное содержание правового статуса, именуются статутными. Нестатутные права и обязанности представляют собой развитие, детализацию статутных прав и обязанностей и являются конкретными правами и обязанностями, которые составляют содержание отдельных правоотношений. Каждый вид субъектов обладает своим административно-правовым статусом. Так, основные полномочия, права и обязанности организаций закрепляются в соответствующих нормативных актах, уставах и положениях. Административно-правовой статус субъектов права может быть общим и специальным. Общий статус включает общие, одинаковые для всех субъектов права и обязанности. Специальный статус также предусматривает одинаковые, но уже для определенной группы субъектов права и обязанности, которые вытекают из закона и не зависят от вступления в конкретные правоотношения (например, статус жителей территорий с особым административно-правовым режимом, статус субъектов разрешительной системы, статус беженцев и т. д. ).
Компетенция
Административно-правовой статус органов публичного администрирования определяется их компетенцией, т. е. совокупностью властных полномочий относительно определенных предметов ведения. В число элементов административно-правового статуса органов нередко включают их цели, задачи, функции, получившие юридическое закрепление. В характеристике публичного субъекта компетенция выражает меру власти, которой он наделен для осуществления поставленных перед ним общественно значимых целей, т. е. возможность принудительным образом создавать юридически значимые ситуации, разрешать юридические дела и изменять или прекращать правоотношения, даже вопреки воле участвующих в них лиц. Она основана на законе, реализуется в рамках правопорядка и по своей юридической природе выступает как подчиняющее волю других лиц правомочие, которое публичный орган уполномочен и обязан осуществлять.
Властные права публичных органов, которыми они наделены для обеспечения общего интереса, имеют юридическое значение полномочий. Они призваны прямо или косвенно навязывать, утверждать, проводить общую волю, но обусловлены нормативно установленной определенностью по предмету, объему и формам реализации. Публичный орган должен осуществлять полномочия безоговорочно, коль скоро налицо юридические условия, определяющие возникновение обязанности их реализации, и использование этих полномочий связано с данными условиями.
Административно-правовой статус Президента РФ
Президент РФ осуществляет руководство публичной администрацией, как через Правительство, так и непосредственно. В области исполнительной власти он наделен широкими полномочиями, которые распространяются на всю сферу публичного управления. Он определяет внутреннюю и внешнюю политику страны, создает органы исполнительной власти, определяет содержание и важнейшие направления деятельности ее системы. Президент назначает (с согласия Государственной Думы) и смещает Председателя Правительства РФ, единолично назначает и смещает всех членов Правительства. Он может председательствовать на заседаниях Правительства, которое только ему подотчетно и подконтрольно. Президент вправе отменять акты Правительства РФ. Председатель Правительства РФ обязан систематически информировать его о работе Правительства. Президент РФ непосредственно руководит публичной администрацией, осуществляющей управление в таких сферах, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий стихийных бедствий. Правительство РФ вправе лишь координировать деятельность этих органов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|