Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предисловие к греческому изданию




 

 

Предисловие к греческому изданию

 

Толкование старца Эмилиана на житие преподобного Нила Калабрийского представляет собой серию бесед, проведенных в 1977 году в монастырях Симоно- петра и Ормилия. Эти беседы отражают личный духовный опыт старца, приоткрывают тайну его общения со святыми. Святые — это наши надежные руководители, помогающие нам без особенных усилий стяжать дары Духа Святого, раскрыть в себе первозданную красоту человеческой природы и, более того, стать наследниками Царствия Божия.

В своих поучениях, вошедших в настоящую книгу, старец изъясняет основные правила не только монашеского жития, но и духовной жизни вообще.

Толкуя житие преподобного Нила, старец Эмилиан рассматривал лишь отдельные эпизоды из жизни святого, потому что целью его было исключительно назидание духовных чад. Желающих ознакомиться с полным текстом отсылаем к изданию жития преподобного Нила, выпущенному издательством монастыря Ормилия в 2002 году[1].

Надеемся, что настоящее издание станет руководством на пути духовной жизни для боголюбивых читателей.

 

Священная обитель Благовещения в Ормилии

 

 

Предисловие к первому изданию «жития преподобного Нила Калабрийского» [2]

 

Десятое столетие — а преподобный Нил прожил почти целый век — было временем, когда благотворное греческое влияние в Южной Италии и на Сицилии стало ослабевать, но святой Нил, своей подвижнической жизнью светя людям, как солнце, показывал, что монашеское предание в этих странах еще живо.

В юности для преподобного не нашлось духовного руководителя, «способного наставить его к лучшему, ни среди епископов, ни среди иереев, ни среди игуменов или монахов»[3]. Оскудение подлинной духовной жизни достигло такой степени, что «монашество в то время мало кого привлекало, скажем прямо — им гнушались»[4]. Не найдя поддержки своим духовным стремлениям, святой Нил женился. Но со времени крещения Духом Святым и огнем [5] в нем сохранялась Божественная искра, которая помогла ему остаться верным аскетическому преданию Святой Православной Церкви.

Всей душой устремившись ко спасению, он «возлюбил матерь всех добродетелей — безмолвие»[6] и, оставив мир, поселился в пещере. С радостью и усердием восприняв «Илиину ревность, Елисееву твердость и терпение всех святых»[7], преподобный стал подвизаться в уединении, чая единого Бога. Между тем сей великий муж всегда смотрел на себя «как на недостойного д любви Христовой»[8]. Его невероятные подвиги напоминают нам о том, что только когда мы каждый день умираем [9] вот, мы живы! [10]

Родиной преподобного Нила был знаменитый византийский город Россано, известный своей богатой монашеской традицией, которая была сильна и во всей Южной Италии. Однако из-за падения нравов былые духовные идеалы пришли в забвение, а это в свою очередь породило в обществе антимонашеские настроения. Среди всеобщего духовного оскудения преподобный оказался подлинным носителем святоотеческого духа Православного Востока, восстановителем исконных монашеских традиций. Он был образованнейшим человеком, песнопевцем, знатоком музыкального искусства, гимнографом и искусным переписчиком древних рукописей. Рассудительный и чуткий в общении, исполненный любви и снисхождения, он наставлял монахов богомудро, и его духовное водительство было исполнено благодатной силы. Особенное попечение имел преподобный о женах, вдохновляя их на путь девства и желая, чтобы на этом поприще они ничуть не уступали мужам.

Святой Нил с уважением относился к местным традициям и обычаям, но в то же время он был последователен и неколебим в следовании заветам святых отцов. Его можно назвать вселенским святым: еще при жизни он был известен на Востоке и на Западе, вплоть до Святой Горы, и спустя века мы восхищаемся его подвигами. Чем более он старался скрыться от людей, тем больше его все прославляли. Житие его — мерило наших духовных убеждений, превосходный образец для подражания. Поистине, святые преображают нашу жизнь!

Вероятно, нам может показаться, что святой Нил далек от нас, но это не так. В Церкви он велик, и он — наш родной святой, отец наш. Духовную брань он вел не где-то на чужбине, но в Великой Греции[11]. Эллинская культура, утвердившаяся на средиземноморских берегах благодаря множеству колоний, стала предтечей распространения христианства в этих местах. А вскоре Единая Святая, в те времена еще неразделенная Церковь одарила эту землю множеством святых, мучеников и подвижников, воспитанных в святоотеческом духе. Здесь появились в несчетном количестве христианские памятники архитектуры, храмы в честь мучеников, аскитирии[12]. Однако из-за многократных набегов варваров и вторжений мусульман влияние грекоязычного населения и восточного православия постепенно ослабело, так что наконец даже сама память о восточно-православной культуре была утрачена, а ее место заняло христианство западного обряда. С утратой православного сознания стали исчезать и отеческие традиции, насажденные в эпоху византийского владычества, терялись связи с матерью-Грецией.

Но святые живут во веки [13]. Они духовно питают нас и подают нам все необходимое, они свидетельствуют об истине и указывают верный путь к ней. И о ней же велегласно возвещают безмолвные памятники Южной Италии, храмы и гробницы святых, развалины монастырей, церковное искусство, жития святых.

Однажды преподобный Нил отслужил бдение в монастыре святого Венедикта по восточному обряду и на греческом языке, желая объединить западное и восточное предание в единомыслии, единонравии и истине, да будет Бог все во всем [14] и, по другому слову Писания: Да будут вол и лев вместе пастись, и малое дитя будет водитъ их [15].

Святой был вынужден провести всю жизнь в самом центре западного мира, однако он не пожелал, чтобы местом его вечного упокоения стал ветхий Рим. На закате своих дней (будучи «истощенным старцем», как говорится в его житии) он основал новый монастырь на месте, указанном ему Самой Богородицей, чтобы жить там вместе со своими чадами, вынося старое и новое [16] из сокровищницы святых отцов.

Так, святые своим Божественным жительством расставляют вехи истории, пишут подлинную летопись человечества. Будучи не подвластны времени, они определяют ход истории, входят в наши сердца, направляя их к познанию духовной жизни и аскетического предания Православной Церкви.

 

Архимандрит Эмилиан, игумен священного монастыря Симонопетра.

11 февраля 1991 года, Неделя Торжества православия

 

 

Краткое житие преподобного Нила Калабрийского (Россанского) [17]

 

Преподобный Нил родился в 910 году в одной из самых знатных семей города Россано, столицы Калабрии. Этот город, один из немногих в Южной Италии, избежал нашествия сарацин благодаря заступничеству Богородицы и считался не только оплотом византийцев, но и важнейшим монашеским центром, сравнимым разве что со знаменитой Святой Горой. Здесь начиная уже с V века появились монашеские лавры и жилища подвижников, представлявшие собой пещеры, высеченные в горах. Более десяти монастырей, расположенных в Россано, напоминали людям о Царствии Божием, пришедшем в силе [18]. Заметим между прочим, что и вся Южная Италия вплоть до конца XI века, когда столица византийских правителей город Бари перешел в руки норманнов, относилась к Константинопольскому патриархату и была православной. Именно в Россано, этом византийском городе с богатым и глубоким православным преданием, суждено было увидеть свет преподобному Нилу.

Родители преподобного дали своему сыну в крещении имя Николай и с самого детства посвятили его на служение храму Богородицы. Еще в детстве он стал церковным чтецом, а позднее — певцом и был причислен к клиру. Вскоре родители преподобного скончались, и он остался сиротой. Воспитанием его занималась старшая сестра. Она сумела дать брату очень хорошее образование.

Николай часто уединялся и посвящал время чтению Священного Писания и житий святых, не поддаваясь влиянию развращенных нравов своего времени. Биограф святого отмечает, что в те времена монашество в Россано было в упадке, и никто не мог научить юного Николая монашескому жительству. Это небольшое замечание биографа дает нам понять, что преподобный с юности чувствовал в себе склонность к монашескому образу жизни, но не нашлось человека, который укрепил бы его в этом благом намерении. Поэтому в молодые годы Николай женился на девушке из своего города, и у них родилась дочь.

Однако через некоторое время он стал терзаться тем, что избрал не тот путь, которого желал изначально. Промысл Божий не оставил святого и посеял в его сердце неизгладимую память смертную, а затем попустил тяжелую болезнь, так что он со дня на день ожидал смерти. Горячка его долго не оставляла. Несмотря на свою болезнь, в один из дней Николай покинул родной дом и, ведомый желанием принять постриг, отправился искать монастырь. По пути ему встретился монах, указавший дорогу к обители. Когда Николай дошел до реки, то, невзирая на свою болезнь, он вошел в воду, чтобы перейти вброд и скорее достичь монастыря. Господь, увидев усердие святого, пришел ему на помощь: посреди реки Николай внезапно почувствовал себя здоровым. Тогда он понял, что Господь явным образом призывает его к более совершенной жизни.

Так в тридцать лет он оставит все, что связывало его с миром, и пришел в монастырь на горе Меркурион[19], чтобы принять постриг. Однако Николай оставил свою мирскую службу самовольно, не поставив в известность городские власти. Поэтому во все монастыри той области поступило распоряжение не принимать молодого человека под страхом сурового наказания для обители. Тогда Николай отправился в монастырь святого Назария[20], который находился в ином подчинении, и через сорок дней принял иноческий постриг, получив новое имя — Нил.

Через некоторое время святой вернулся на гору Меркурион и поступил под духовное руководство почитаемых подвижников — преподобных Иоанна, Захарии и Фантина[21]. Духовные отцы подвергали послушание Нила суровым испытаниям. Он же с таким усердием исполнял все их повеления, отрекаясь от собственной воли, и в то же время показал такую любовь к безмолвию, что вскоре отцы сочли, что он готов к жизни в уединении, и позволили ему по его просьбе удалиться в пещеру архистратига Михаила, расположенную в окрестных горах. Там, не отвлекаясь ни на что, отшельник непрестанно предстоял пред невидимым Богом, как если бы Он был видимым.

Во время пребывания в этой пещере преподобный Нил ревностно приучал плоть подчиняться велениям духа. Он не вкушал вина и ел почти исключительно сырую пищу, часто и вовсе воздерживаясь от нее в течение двух, трех, пяти дней. От зари до третьего часа (девяти часов утра) он занимался ручным трудом — переписыванием книг, которое давало ему также возможность более глубоко постичь Священное Писание и творения отцов Церкви. С третьего до шестого часа (с девяти до двенадцати часов) он, стоя перед распятием, возносил псалмы и клал по сто земных поклонов. С шестого до девятого часа преподобный Нил занимался чтением и размышлением, затем служил девятый час и вечерню. После службы он выходил из пещеры на короткую прогулку, чтобы немного отдохнуть, созерцая красоту мироздания и славя Бога в Его творениях. Затем подвижник садился за скудную трапезу, вкушая немного хлеба и сушеных овощей или фруктов, и позволял себе заснуть не более чем на час. После этого он за всю ночь целиком прочитывал Псалтирь и клал более пятисот земных поклонов. Бдение заканчивалось на рассвете пением полунощницы и утрени. Преподобный Нил жил в самой крайней скудости и всегда носил одну и ту же грубую одежду из козьей шерсти, кишевшую насекомыми, которую он менял лишь раз в год.

Святой проводил совершенную подвижническую жизнь и при этом каждый день все глубже укоренялся в смирении, обвиняя себя во всех грехах и искренне считая, что живет в одиночестве по причине своей слабости, ибо подвиг общежития гораздо труднее. Он проливал обильные слезы и неустанно боролся

с наваждениями и видениями, которыми искушали его бесы, заставляя покинуть пещеру. Если соблазн был слишком велик, святой притворялся, будто согласен уйти. Он вставал и шел по дороге до места, где росло большое дерево. На него он вешал свою старую одежду, вставал на колени и разговаривал с рубищем, словно с духовным отцом, которому нужно было объяснить причину ухода. Не находя объяснений, он приходил в смущение, осознавал, насколько враг опутал его своими сетями, и возвращался в пещеру с полной уверенностью в том, что молитвы старца его поддержат.

Более десяти лет он боролся с искушениями и, наконец, достиг такой меры смирения, что считал себя совершенно неспособным противостоять врагу собственными силами. После этого Господь даровал ему власть над искушениями плоти и благодать блаженного бесстрастия. Преподобный Нил стал известен в окрестных землях и снискал уважение не только христиан, но и арабов-мусульман.

Когда диавол понял, что не может одолеть святого в духовной брани, он решил наслать на него болезни, чтобы помешать ему. Но преподобный Нил успешно противостоял всем ухищрениям лукавого. Когда тот поразил его хрипотой, чтобы помешать читать псалмы, преподобный ответил безмолвной молитвой. Однажды ночью диавол явился в зримом образе и избил отшельника до полусмерти, но святой и тогда не оставил молитвы.

После этого случая преподобный Фантин убедил его вернуться на некоторое время в монастырь, чтобы поправить здоровье. Преподобный Нил подчинился, но, едва выздоровев, вернулся в затвор, вопреки желанию братии поставить его игуменом вместо святого Фантина, который отправился в Грецию.

Вскоре преподобный Нил согласился взять в ученики послушника по имени Стефан. Он был с ним строг и требователен, но никогда не гневался. Как отец, внимательно относящийся к воспитанию сына, преподобный взращивал в Стефане внутреннего человека, укрепляя его на пути подвижничества, отречения от мира и смирения. Чтобы помочь молодому человеку в борьбе со сном, преподобный Нил сделал для него сидение с одной ножкой и запретил использовать какое-либо другое, поэтому если Стефан засыпал, то тут же падал на землю.

В 953 году преподобный Нил вынужден был покинуть пещеру из-за нападения арабов, которые разрушали все на своем пути и сеяли кругом ужас и смятение. Преподобный ушел в окрестности Россано и поселился в одном из своих родовых имений, где прожил двадцать пять лет (953-979). Прежде всего он восстановил небольшую заброшенную церковь святых Адриана и Наталии, которая впоследствии стала соборным храмом его монастыря. Вскоре к преподобному Нилу стали приходить новые ученики, и образовалась община. Вначале она состояла из двенадцати монахов, но через некоторое время насчитывала уже шестьдесят. Возник монастырь. Но и в нем иноки продолжали жить в той же скудости и строгости, в какой жил преподобный Нил в пещере. Сам он, хотя и любил братию, тяготился жизнью в общине и с грустью вспоминал сладость одиночества.

В монастыре преподобный Нил продолжал заниматься переписыванием книг и учил этому и своих учеников. Он был одновременно и каллиграфом, и скорописцем. Скоропись, или тахиграфия, была одним из предметов, преподаваемых в византийских школах, и состояла из четырех методов сокращенного письма: краткое написание слов, усечение окончаний, соединение

букв и использование скорописных символов и значков. Святой Нил благодаря тому, что переписанные его рукой кодексы отличались некоторыми характерными особенностями, стал основателем новой системы скорописи, известной под названием «Гроттаферратская» или «Нилова» и сыгравшей немалую роль в развитии византийской тахиграфии. Из огромного числа переписанных рукой преподобного Нила кодексов до наших дней сохранилось лишь три, безусловно принадлежащие ему. Они написаны на пергаменте примерно в 965 году и хранятся в монастыре Гроттаферрата.

Безупречное знание тайн Священного Писания, мудрость и духовная прозорливость привлекали к святому Нилу множество посетителей, среди которых были и первые люди государства. Преподобный Нил принимал всех без различия чина и звания и учил их тому, что внушал ему Святой Дух. Все приходившие, видя его разумение, дивились и прославляли святого. Преподобный Нил по своему смирению страшился такой славы и известности, но не мог воспрепятствовать людям, надеющимся на силу его молитвы, приводить к нему больных и одержимых для исцеления. Однако преподобный соглашался только помазать их освященным маслом из лампадки, и, когда больные в самом деле поправлялись, он приписывал это действию соборной молитвы всей Церкви. Преподобный Нил не только исцелял многих страждущих, но и вступался за тех, кто терпел несправедливые притеснения. Нередко он выходил из монастыря в город и проделывал долгий путь пешком, чтобы защитить угнетенных и восстановить справедливость. Когда жители Россано взбунтовались против местных властей, преподобный Нил лично вступился за них и убедил магистрата Никифора простить их. Он был настолько любим народом, что, когда умер россанский епископ, жители хотели поставить на это

место святого Нила. Преподобный с трудом отклонил настойчивые требования народа и ушел далеко в горы.

Несмотря на постоянные отказы подвижника, окрестные жители приносили дары в монастырь, который становился все более и более богатым. Почитание святого распространилось повсеместно, вплоть до константинопольского двора. Тогда он решил бежать в Кампанию, где его никто не знал. Он надеялся вновь обрести внутреннее безмолвие и строгую подвижническую жизнь, без чего невозможно найти Бога. Но слава опередила преподобного Нила, и когда он пришел в обитель, основанную святым Венедиктом в Монте- кассино, монахи встретили его торжественно, словно это был сам преподобный Венедикт, воскресший из мертвых.

В распоряжение преподобного и его учеников отдали одно из подворий — монастырь святого Михаила в Валлелуче, расположенный неподалеку от главного монастыря, и там они могли совершать богослужения по-гречески.

Преподобный Нил составил службу святому Венедикту и пришел в Монтекассино, чтобы вместе с монахами этой обители отслужить всенощное бдение по византийскому обряду. В конце праздника латинские монахи окружили преподобного Нила и засыпали множеством вопросов о духовной жизни. Святой же Нил поучал их монашескому жительству, объясняя, что монах — это ангел, а дело его — быть милосердным и мирным, непрестанно приносить в жертву Богу хвалебные пения.

Когда монастырь святого Михаила в Валлелуче тоже стал богатым и жизнь в нем стала более легкой, преподобный Нил покинул его, предложив уйти вместе с ним тем, кто хочет идти евангельским тесным и узким путем. Он пришел в герцогство Гаэта и основал на безводной

скале монастырь Серпери. Там он вместе с учениками занимался постоянным тяжелым трудом и пением псалмов. В то время преподобному было восемьдесят пять лет.

С приходом старости преподобный Нил все чаще страдал от болезней. Тем не менее мера его воздержания только возрастала. Нередко он был восхищаем Духом, и тогда он отвечал на задаваемые ему вопросы стихами из псалмов или словами Божественной литургии. Когда же он приходил в себя, его расспрашивали, где он был, — старец просил прощения и отвечал, что постарел и не помнит, что говорил.

Живя в уединении, он продолжал вступаться за тех, кто нуждался в помощи, добиваясь справедливости и снисхождения к ним у самых знатных и влиятельных людей. Когда Филагаф Калабрийский попытался захватить папский престол и затем был наказан папой и императором, преподобный Нил сам явился в Рим, чтобы заступиться за него. Встреча с подвижником произвела сильнейшее впечатление на императора Оттона III, и он через некоторое время посетил монастырь преподобного. Когда император предложил ему богатые дары, святой ответил: «Мне не нужно твое царство, мне нужно спасение твоей души».

Через десять лет после основания монастыря в Серпери, примерно в 1004 году, преподобный Нил от глубокого смирения и желания избежать почестей вновь оставил все земные привязанности и удалился в окрестности Рима. С небольшим числом самых преданных монахов он пришел в область Гроттаферрата, которая по бывшему ему Божественному откровению должна была стать местом его вечного упокоения. Однако в этом месте еще не было монастыря, и потому святой Нил, желая отдохнуть после утомительного путешествия, остановился в греческом монастыре святой

Агафии. Пока преподобный пребывал в этой обители, его ученики приступили к строительству монастыря в Гроттаферрате и с нетерпением ожидали прихода к ним учителя.

Однако, по Божественному Промыслу, преподобный Нил не успел достичь монастыря Гроттаферраты. Он отошел ко Господу 26 сентября 1004 года в соборном храме монастыря святой Агафии после окончания вечерни под праздник святого Иоанна Богослова. Рано утром следующего дня его честные останки были перенесены в монастырь Гроттаферрата, основателем которого считается преподобный Нил. В этой обители ученики преподобного Нила продолжали жить по византийскому уставу.

По преданию, житие преподобного Нила было составлено в 1020–1040–е годы святым Варфоломеем Новым. Преподобный Нил известен также как гимнограф и составитель духовных писем. К сожалению, из его писем до нас дошло всего пять, а из гимнографических произведений — кондак святому Нилу Синайскому, служба святому Венедикту Нурсийскому и ямбические стихи в честь святого апостола Павла.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...