Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Благодатный путь. Глава первая. Предугадывая будущее духовное преуспеяние преподобного Нила, диавол начал уязвлять стрелами вожделения к нему сердца незамужних женщин. Их пленяла не только красота юноши, но и сладкозвучие его псалмопения, неутомимость и л




Благодатный путь

 

Глава первая

 

 

Житие преподобного Нила Калабрийского, или Нового, судя по всему, написано его ближайшим учеником. Жизнеописатель не упоминает о времени рождения и смерти святого и вообще не приводит конкретных дат, но мы знаем, что преподобный Нил почил в 1004 году. Об этом гласит надпись на мраморной плите, которая была установлена игуменом Николаем в ктиторской часовне основанного преподобным Нилом монастыря Гроттаферраты.

Итак, преподобный жил в Х–ХІ веках. Родился он, как известно из его жития, в Калабрии, в селении Россано — городке, находившемся под особым покровом Божией Матери. Святой Нил был дарован Богом отцу и матери после многих усердных молитв, и в знак благодарности они отдали его на служение в храм Богородицы.

Преподобный Нил называется Новым, потому что за пять веков до него жил другой святой с таким же именем, Нил Синайский. Но конечно, и Нила Нового нужно считать древним святым, ведь есть множество более близких к нам по времени преподобных, в том числе и здесь, на Святой Горе. Святой Нил жил незаметно и просто, как все люди, но при этом его сердце было способно слышать глас Божий. Это был человек, возжелавший подлинно подвижнической жизни. Однако и он в цветущем возрасте не избежал сетей, расставляемых юностью.

 

Предугадывая будущее духовное преуспеяние преподобного Нила, диавол начал уязвлять стрелами вожделения к нему сердца незамужних женщин. Их пленяла не только красота юноши, но и сладкозвучие его псалмопения, неутомимость и ловкость во всем.

 

Диавол, догадываясь, какую великую пользу принесет преподобный Нил людям и каким непримиримым врагом станет для него, начал уязвлять своими стрелами сердца девиц, разжигая в них страсть к молодому человеку. Привлекала их не только его красота, но и приятность его голоса при пении молитв, и энергичность, и умение искусно сделать любое дело. Это-то ничтожное искушение, или, пожалуй, даже не искушение, а просто уступка естеству и привела к тому, что он женился.

 

Как раненный в печень олень, он попадается в одну из многочисленных расставленных ему засад. Его уловляет женщина простого звания и незнатного рода, превосходившая прочих красотой и миловидностью. От брачного союза рождается и первый ребенок, девочка.

 

Жизнь святого Нила начинается с ошибки. Как, спросите вы, разве брак — это ошибка? Нет, брак — таинство. Но если человек возжелал посвятить себя Единому Богу, то супружество для него — это обращение вспять, к миру. Поэтому-то агиограф и замечает, что преподобный «попадается в одну из расставленных ему засад». Ему не удается устоять перед женским очарованием: как смертельно раненый олень легко попадает в руки стрелков, так и святой Нил уловляется женщиной.

 

Всевидящий же и знающий все прежде конца Бог, провидев, что преподобный Нил послужит на пользу людям и что благодаря ему многие наследуют Царство Небесное, по Промыслу Своему не позволил ему увязнуть в тине мирской суеты, но сначала насадил в его сердце непрестанную память о смерти и о бесконечном мучении в будущей жизни, а затем попустил непрестанно терзаться душе от невыносимого ужаса и телу от нещадной горячки, так что каждый день перед очами его стояла неотвратимая смерть.

 

Автор жития вначале изображает самую обыкновенную жизнь святого Нила, и, читая об этом, не знаешь, чему больше радоваться: славе, которая ожидала этого человека в будущем, или Промыслу Божию, который очевиден в его жизни с самого начала? Не удивительно ли то, как из людей, ведущих самую простую, обычную жизнь, Бог, словно из камней, воздвигает детей Аврааму? [22]

Итак, мы узнали, что преподобный попал в ловушку и женился. Но он не подозревал, что есть и другие сети, уловляющие души, — сети Божии.

Божественный Промысл, которому ведомо все, может и совершить все, не отнимая при этом у человека свободной воли. Только одно невозможно для всемогущей Божией десницы — одолеть человеческую волю. Но если человек делает над собой самое малое усилие, склоняя свою волю к добру, Бог сразу помогает ему, если только тот всецело предает себя Промыслу Божию.

В житии сказано: Бог провидел, что через святого Нила многие люди получат великую пользу и наследуют Царство Небесное, и избавил его от мирской суеты. Значит ли это, что Божественный Промысл призвал святого к монашеству ради пользы других людей? Нет, это неверно. Если мы толкуем таким образом слова священного писателя, то искажаем их истинный смысл нашими собственными домыслами, противоречим учению Церкви. В этих словах автор жития хотел выразить нечто иное: какой великий плод бывает от того, что человек посвящает себя Богу.

Для того чтобы освободить святого Нила от тенет мирской жизни, Бог дал ему поистине Божественное дарование — непрестанную память о смерти. Он живо ощущал, что над ним простирается рука Божия, готовая восхитить его и перенести в иную жизнь. Куда же именно? В адские муки.

Удивительно, до какой степени промышляет Бог о человеке! Как близко Он приникает к нему, словно делаясь самим этим человеком! Как Он склоняется над душой и стремится обратить ей на пользу любую ее наклонность, только бы избавить ее от вечной смерти, привести в единение с Собой. Бог сотворил человека для Себя и ведет его к Себе всеми возможными способами, используя в первую очередь то, что человеку близко. Бог знает его образ мыслей и обращается к нему на языке, хорошо знакомом ему с детства, так, как говорили с ним его отец и мать.

Справедливо говорит апостол: Любящим Бога... все содействует ко благу [23]. И характер, и тяжелая наследственность, и слабое здоровье, и даже сильнейшая горячка и нестерпимая боль ведут человека к обожению. Каким образом? Они заставляют его сосредоточиться в самом себе. Душа, испытывая боль, видя перед собой смерть, адский мрак, не может искать ничего, кроме света, который рассеял бы ее тьму. Так и святой Нил жил поначалу весело и беззаботно, но вдруг что-то совершилось в его сердце, и он уже ничего не мог делать, как только взывать: «Господи, просвети тьму мою! » Это напоминает нам житие святого Григория Паламы, который произносил такие же слова, хотя и в иных обстоятельствах[24].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...