Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Если бы даже все земные царства объединили свои силы, чтобы сломить решимость преподобного Нила, то они ничего не достигли бы.




Посреди реки болезнь отступила от преподобного, и он, словно сбросив с плеч тяжелую ношу, с усердием продолжил путь свой, радуясь и воспевая: «Путь заповедей Твоих текох, егда расширил ecu сердце мое»[40].

 

Святой Нил сполна изведал, что значит затяжная, мучительная болезнь. Но, предав все в руки Божии, он помышлялв себе так: «Если я принадлежу Богу, зачем беспокоиться? » Само смиренное устроение души влекло его к тому, чтобы оставить все и пуститься в путь, ведущий к Богу, и потому Бог подавал ему силы. Так, человек с чистой душой, свободный от притворства и лжи, от болезненного эгоизма, естественным образом влечется к Богу, потому что все творение призвано прийти к Богу. Всякий человек, будь то дитя праведных родителей или сын блудницы, мытаря — все призваны в Царствие Небесное. Не достигает Царствия Небесного только тот, кто не хочет. Такой человек, может быть, и ищет Бога, но, в конце концов, господином и богом поставляет свое «я».

И вот, когда святой Нил, больной и изнуренный, но благодарный Богу за посланную ему болезнь, продолжал свой путь, его посетила особенная помощь Божия. Болезнь оставила его, он почувствовал, словно тяжелый груз спал с его плеч, и «с усердием продолжил путь свой, радуясь и воспевая: Путь заповедей Твоих текох, егда расширил ecu сердце мое». Псаломские слова сами собой изливались из души преподобного, потому что всю Псалтирь он знал наизусть. Но какой смысл приобрели эти слова в его устах? «Господи, без Твоей помощи я ничего не могу сделать, — как бы говорил преподобный, обращаясь к Богу, — и ничего не жду, но только хочу отдать себя в послушание отцам, стать рабом всех рабов Божиих, подвизающихся в монастыре». Не было у него ни планов, ни ожиданий, да и себя он вменял ни во что. И будьте уверены, кто в монастыре добивается или ожидает чего-то, пусть самого малого, или же считает себя более или менее значимым для братства, тот теряет все.

Когда я предаю себя Богу с полным осознанием того, что мое «я» — это не что иное, как тяжелая ноша, старый мешок, годный только на выброс, тогда начинает действовать благодать Божия. Я исполняюсь ревности, всем сердцем устремляюсь к Богу, душа и ум отверзаются пред Господом, удаляется печаль. И если я ничего не ожидаю от Бога, Он Сам приходит и подает легкость моему сердцу.

Приступая к молитве, мы часто не чувствуем ревности, не ощущаем Божьего присутствия, Бог кажется нам каким-то неведомым, суровым, мрачным, нелюбящим и даже несуществующим. В таких случаях мы бросаем молитву. Но это неправильно. Если мы все-таки возьмем на себя эту тяжесть, осознаем, что должны молиться во тьме своего одиночества, потерпим адовы муки своей души и будем творить молитву в этой геенской темнице без всякой надежды, без Бога, без единого луча света, как того недостойные, — именно тогда начнет действовать Бог, Он придет и снимет тяжесть с нашего сердца, успокоит нас.

Любовь Божию привлекает к нам не наше преуспеяние, но труд, самоотдача, посвящение себя Богу. Преуспеяние подаст мне Сам Бог, когда я подлинно умалю себя и отрекусь от своего «я», с тем чтобы воспринять дух всей Церкви.

 

Так, преподобный достиг монастырей, находившихся в области Меркурион, и, увидев там небесных оных мужей, пролил обильные слезы. Отцы же те, усмотрев в юном теле разум старца, твердый нрав и благое устроение, проницательным оком прозрели благодать Духа, почившую на преподобном и имевшую в нем умножиться. Потом они щедро наделили его своими благословениями и укрепили молитвами. Но спустя немного времени от местного правителя к ним стали приходить гневные письма со страшными угрозами. Письма гласили: «Всякий, кто осмелится постричь сего клирика[41], будет наказан отсечением руки, а монастырь подвергнется разорению». Устрашенные этим, настоятели монастырей, чтобы избежать гнева властей, решили отослать святого Нила в другую страну[42], где бы он мог облечься в монашеский образ.

 

Преподобный Нил был богат и занимал в миру видное положение. И вот, неожиданно он оставил все и пришел к монахам, жившим в области Меркурион. Приняв его, монахи прозрели, что этому человеку будет дана сугубая благодать Божия. Вскоре, однако, родственники святого Нила обратились за помощью к правителю. Тот же издал такой указ: «Всякому, кто осмелится постричь Нила в монахи, отсечь руку, имущество монастыря конфисковать, а саму обитель закрыть». Услышав о таком распоряжении, настоятели монастырей (а в Калабрии был не один монастырь, а целое множество, как на Святой Горе), испугались и решили отослать святого Нила в другую страну, где он мог бы принять монашество.

 

Внимай прилежно и возможешь усмотреть жестокую схватку ангела со диаволом. Ангел сражается за то, чтобы освободить преподобного Нила от сетей сего многомятежного и мрачного жития и ввести в землю обетованную, иначе говоря, в обитель подвизающихся о Господе, усвоить Богу и соделать новым Моисеем. Диавол же расставляет всевозможные сети и прибегает к различным уловкам, лишь бы воспрепятствовать столь великому благу. Однако все козни диавола оказались тщетны .

 

Ангел и диавол вступили в борьбу. Кто победит? Конечно, Великого Совета Ангел[43], Который одним мановением Своей воли может поколебать всю вселенную и воцариться над ней. За что же они сражаются? Ангел хочет избавить преподобного Нила от сетей этого многомятежного и мрачного жития. Агиограф называет мирскую жизнь многомятежной и мрачной, так как вполне очевидно, что в миру царят смятение и беспорядок. Из-за этого мир стал неспособен порождать святых, и потому человек, стремящийся к святости, вынужден бежать от мира: он удаляется в пустыню и вступает в чин монашествующих. Многомятежность мирской жизни — это не только гам, говор и грохот, которыми переполнен мир, но и множество житейских попечений. Увлечение профессией, разными делами и занятиями не позволяет человеку быть беспопечительным и внутренне собранным, ввергает его в беспокойство и смятение.

Многомятежная, суетная и наполненная пустыми заботами жизнь совсем не подходит тому, кто стремится к жизни духовной. Если бы в миру можно было сохранить внутреннее безмолвие, и монастыри были бы не нужны.

Конечно, Бог создал мир хорошим весьма [44] , но сейчас мы видим его изуродованным грехом, а не таким, каким он вышел из рук Божиих. Бог ввел первого человека в рай, в прекрасный сад, где он мог наслаждаться покоем и блаженством. Истинное блаженство — блаженство от общения с Богом — можно пережить только там, где царят полный покой и безмолвие. Тогда душа блаженствует и увеселяется лицезрением Бога.

После грехопадения мир изменился до неузнаваемости. Каким мы видим его теперь? Вместо первозданной красоты рая — мир, искаженный грехом, вместо божественной тишины, лишь изредка нарушаемой постукиванием Адамовой мотыги, которой он возделывал рай, — шум и смятение. Мир уже не исполняет своего призвания — возвещать славу Божию и возводить человека к Творцу. После того, как исказилась человеческая природа, пришло в расстройство все мироздание. Везде воцарились смятение и беспорядок, которые сделались неотъемлемыми от сего мира.

Естественно, что в таком мире человек не может сохранить прежнюю связь с подлинно Сущим, он забывает о Боге и своем происхождении от Него, удаляется от Творца. Он захлебывается в круговороте забот, тревог, проблем, теряет самое понятие о Боге и будущей вечной жизни, не знает, где находится, блуждает в глубокой тьме. Вся его жизнь погружена во мрак.

Мрак — это еще одно следствие прародительского греха. И потому как только человек обратится к Богу, сразу же исполняется желанием выйти из тьмы мира сего. Любовь к Богу несовместима с любовью к миру, одно исключает другое. Или Бог, или мир. Мир ненавидит Бога[45], и Богу ненавистен этот мир, полный беззакония[46], потому что это не Его творение, не тот первозданный мир, который Он создал Своим словом.

Диавол прибегает к всевозможным ухищрениям, чтобы удержать человека во мраке и смятении этой жизни; ангел, напротив, хочет ввести его в землю обетованную, в землю, где царит тишина, мир, где ощутимо присутствие Божие, где не меркнет свет. Земля обетованная — это благословенное монашеское жительство, это вновь обретенный рай, стезя безмолвия, священная пустыня, где человек может, предаваясь подвигу, жить вместе с Богом. Всю свою жизнь мы должны посвящать деланию о Господе, подвижническим трудам, исканию Бога.

Ангел стремится исторгнуть преподобного из мира и привести его в пустыню, чтобы он вступил в единение с Богом, сделался другом и присным Ему. Не может Бог сблизиться с человеком, живущим во мраке мирской суеты. Тут, пожалуй, кто-нибудь возразит: «Это неправда». Но на самом деле так оно и есть, не в том смысле, что святость в миру невозможна, а в том, что мир ей не содействует. Когда человек погружен в мирскую жизнь, когда он свой миру, тогда он, можно сказать, обрекает себя на отчужденность от Бога, потому что совместить то и другое невозможно.

«И соделать его новым Моисеем». Есть еще одна причина, по которой ангел увлекает преподобного из мира, — чтобы сделать его боговидцем, новым Моисеем. Жизнеописатель обращается к образу пророка Моисея, потому что тот бежал от мирской суеты, от шума царского дворца и удалился в пустыню, где пас свои стада. Там было ему первое видение света, исходящего от куста, охваченного огнем, но не сгорающего[47]. Так и Бог ждал ухода преподобного Нила в пустыню, чтобы сделать его боговидцем.

«Диавол же расставляет всевозможные сети и использует всяческие уловки, лишь бы воспрепятствовать столь великому благу». Сначала диавол не достиг своей цели, зато теперь для него настало благоприятное время. Когда настоятели монастырей посоветовали святому отправиться в другую страну, они по сути прогнали его и отослали обратно в мир. Теперь для исконного врага настал удобный момент внушить преподобному Нилу помысел остаться в миру. «Однако все козни диавола оказались тщетны».

 

Если бы даже все земные царства объединили свои силы, чтобы сломить решимость преподобного Нила, то они ничего не достигли бы.

 

Перед нами человек с неподдельным, подлинным, горячим стремлением к Богу. Именно ради Бога он уходит из мира. И ничто его не остановит: ни люди, ни царская власть, ни даже его собственные страсти, падшая воля или плотское мудрование. Он берется за дело и доводит его до конца. Он не обращает внимание на препятствия, сознавая, что за ними стоит никто иной, как враг Божий — диавол.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...