Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Он получил от должников столько денег, сколько у них нашлось, и, простив им остаток долга, ушел из родных мест, хотя был сильно изнурен болезнью.




И вот однажды, никому ничего не сказав и не открыв своей тайны, он отправляется к своим должникам, немало ему задолжавшим, и говорит им: «Я нашел прекрасный виноградник, и мне нужно его купить».

 

Находясь в таком состоянии и никому не открывая своей тайны, преподобный Нил решается пойти к должникам, задолжавшим ему немало денег. Судя по всему, Нил был человеком зажиточным, связанным торговыми отношениями, заботами и обязательствами. Как он все это оставил? Один Бог ведает.

«Не открыв своей тайны». Нет сомнений, что слово «тайна» здесь можно понять в богословском смысле: сокровенной тайной святого был живописуемый в его сердце Бог, Которого он надеялся обрести, покинув мир и вступив в новую жизнь.

Итак, скрывая в глубинах души священную тайну своей жизни, жажду Бога, претерпевая внутреннее борение, муку и горячку, но не обращая на все это внимания, поскольку он предался в руки Божии, преподобный направляется к некоторым своим должникам, чтобы сказать им:

«Я нашел прекрасный виноградник, и мне нужно его купить». Этим иносказанием преподобный Нил, с одной стороны, утаивает свое намерение от людей, которые не поняли бы его устремлений и посмеялись бы над ним, а с другой — открывает то, во что он подлинно верит и что чувствует своим сердцем. «Бог открыл мне чудесный виноградник — целый мир, настоящий рай, и мое единственное желание — приобрести его, а иначе я не смогу жить», — восклицает он.

Мы видим, как святой Нил бежит от мира, стремится порвать с ним, чтобы войти в иной, духовный мир. Человек, избранный Богом и принадлежащий Ему, чувствует себя чужим среди мира, как это и произошло со святым Нилом. Ничто не могло его увлечь, утешить, упокоить, хотя бы на короткое время — даже жена. Если бы что-то в мирской жизни его увлекало, пусть самое малое, то этого было бы достаточно, чтобы увязнуть в миру, как в болотной тине. А такой малостью, увлекающей человека, может быть и какое-то мнение, представление, желание, возникшее в помысле, сердце и воле. Для преподобного, который жаждал обрести «прекрасный виноградник», любое земное увлечение — даже, по человеческим меркам, самое благое и невинное — было бы помехой на этом пути.

Человек Божий уходит из мира. На земле для него нет ничего привлекательного. Его единственное желание — вознестись над всем земным и тленным.

 

Он получил от должников столько денег, сколько у них нашлось, и, простив им остаток долга, ушел из родных мест, хотя был сильно изнурен болезнью.

 

Замечательно сказано, очень просто. Автор жития как бы следует по стопам святого, передает нам все своеобразие его личности и одновременно показывает, как Господь Своей всемогущей десницей направляет его душу. Святой взял, говорит жизнеописатель, у должников лишь столько денег, сколько у них нашлось. Он не пытался собрать все долги. Он был свободным человеком. Что смогли ему вернуть быстро, то он и взял. Впрочем, большего ему и не дали бы. Ведь тот, кто взял взаймы, тем более если это было давно, едва ли возвратит по первому требованию всю сумму. Так что должники, скорее всего, постарались избежать уплаты всего долга и вернули Нилу лишь самую малую часть.

Итак, святой Нил берет то немногое, что ему дают, и уходит из города, не обращая ни малейшего внимания на свою болезнь. Как иной берет в дорогу посох, так он — свой недуг, горячку, ужас, которыми он был объят. Если бы не эта болезнь, неизвестно, достиг бы он той высоты святости, на которую впоследствии возвел его Господь.

Святой — такой же человек, как и прочие люди. Он подчинен общим для всех законам, подвержен тому же тлению. Вернее, он находится между тлением и нетлением, потому что, ступая по земле, которая непрестанно влечет его к себе, он в то же время пребывает в богообщении. Святые умеют и любить, как любил преподобный Нил, и привлекать к себе, как привлекал он. Иногда они могут и сами увлекаться, как это было с блаженным Нилом, увлеченным женской красотой. И все же святые, живя обычной жизнью этого мира, не имеют с миром ничего общего.

И вот такого человека Бог берет, выводит его из среды мира и говорит ему: Приходи и следуй за Мною [25]. Он не творит чудес видимых, но призывает нас к Себе очень просто, через различные житейские обстоятельства и скорби. Обращенное к Аврааму слово Божие: Пойди из земли твоей, от родства твоего [26] — есть слово пророческое, предсказание, данное всем людям на все времена. Бог призывает к Себе весь человеческий род. После падения человек стал рабом греха, предался тлению, которому оказалось подвластно и все творение, обреченное стенать и мучиться даже доныне [27] , — но Бог призывает человека к Себе. Раз и навсегда Он поместил его на Своем полотне [28], в Своей Церкви[29], чтобы соделать его Своим.

Здесь скрывается таинство Божие. Бог, как некий Ловец, стремится уловить душу человека и привлечь ее к Себе, а человек, сам того не подозревая, всю свою жизнь легкомысленно играет в игру. Ведь кроме искания Бога все прочее, что бы человек ни делал, есть игра, и опасная игра, так как даже малейшее увлечение вызывает у него привязанность и любовь к этому миру, отчего сердце и ум человека разлучаются с Богом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...