Содержание. Теоретическая часть
Стр 1 из 15Следующая ⇒
ГУИН Минюста России по Санкт–Петербургу и Ленинградской области _________________________________________ Межрегиональная психологическая лаборатория
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ (для пенитенциарных психологов)
ПО ПРОВЕДЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА «Я И МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ»
ДЛЯ ОСУЖДЕННЫХ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Авторский коллектив:
Войт Т. С., ассистент кафедры психологии поведения и превенции поведенческих аномалий СПбГУ
майор вн. службы Чернышкова М. П., начальник МПЛ ГУИН МЮ РФ по СПб и ЛО
капитан вн. службы Котомина О. Ю., старший психолог МПЛ ГУИН МЮ РФ по СПб и ЛО
старший лейтенант вн. службы Суворина Н. Ю., психолог МПЛ ГУИН МЮ РФ по СПб и ЛО
старший лейтенант вн. службы Шакова М. Х. психолог МПЛ ГУИН МЮ РФ по СПб и ЛО
Санкт - Петербург Содержание
1. Введение……………………………………………………………………………. ……….. 3 2. Теоретическая часть…………………………………………………………………………4 3. Подготовительный период…………………………………………………….. …….. …… 6 4. Контракт-соглашение…………………………………………. ……………….. ………. …. 6 5. Правила работы в группе……………………………. …………………………. ………. …. 7 6. Основные задачи тренера……………………………………………………... ………....... 8 7. Требования к составлению резюме…………………………………………………. …. …. 8 8. Как давать обратную связь……………………………………………………….. …. ……. 9 9. Как давать инструкцию………………………………………………………………….. …9 10. Как справляться с трудными слушателями………………………………………………. 10 11. Ритуалы в группе……………………………………………………………………………11
12. Притчи и метафоры…………………………………………………………………………11 13. Занятие 1…………………………………………………………………………………….. 13 14. Занятие 2…………………………………………………………………………………….. 17 15. Занятие 3…………………………………………………………………………………….. 19 16. Занятие 4…………………………………………………………………………………. ….. 21 17. Занятие 5………………………………………………………………………………….. …. 23 18. Занятие 6………………………………………………………………………………………25 19. Занятие 7……………………………………………………………………………….. ……. 27 20. Занятие 8……………………………………………………………………………….. ……. 29 21. Занятие 9……………………………………………………………………………….. ……. 31 22. Занятие 10………………………………………………………………………………. ……33 23. Занятие 11………………………………………………………………………………. ……35 24. Занятие 12………………………………………………………………………………. ……38 25. Приложение 1…………………………………………………………………………. …. …. 40 26. Приложение 2…………………………………………………………………………….. …. 42 27. Приложение 3……………………………………………………………………………. ….. 44 28. Приложение 4…………………………………………………………………………….. …45 29. Приложение 5…………………………………………………………………………. …….. 46 30. Приложение 6…………………………………………………………………………………47 31. Приложение 7…………………………………………………………………………………48 32. Приложение 8………………………………………………………………………….. …….. 50 33. Список литературы…………………………………………………………………. ………. 59
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших проблем нашего общества является не прекращающийся рост преступности, значительный вклад в который вносят преступления, совершаемые неоднократно лицами, имеющими психические аномалии. По данным межрегиональной психологической лаборатории ГУИН Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также НИИ Минюста России, полученным в ходе научно-исследовательской работы в 2002-2003 годах, было установлено, что 56, 3% осужденных, поступивших в исследуемый период в исправительные учреждения данного региона (250 человек), имели психические нарушения различного генеза. На них указывало наличие многочисленных черепно-мозговых травм, наркомании, алкоголизма, фактов суицидального поведения и членовредительства, наблюдения у психиатра по другим поводам. Из общего числа обследованных осужденных 62, 9% имели опыт неоднократного употребления наркотических веществ, 13% - токсических, 32, 6% состояли на учете у нарколога в связи с наркоманией или алкоголизмом.
Кроме того, психические аномалии были характерны большей части осужденных из числа вновь прибывших лиц с повторной и рецидивной преступностью (67%). Как показал анализ, доля первых, особо тяжких преступлений у них составляет около 20% от общего числа преступлений, а доля последних, особо опасных преступлений, совершаемых рецидивами, уже свыше 60%. Удельный вес преступлений, приходящихся на одного осужденного с психическими отклонениями, был значительно выше (1. 87), чем - на осужденного без таковых (1. 32). При этом, 52% от числа всех преступлений были совершены лицами в состоянии алкогольного (40%) или наркотического опьянения (12%), что связано, возможно, с патологическими изменениями психических состояний (патологическим опьянением). Анализ данных, собранных МПЛ в масштабах исправительных учреждений территориальных органов УИС Северо-Западного федерального округа, показал, что диапазон количества судимостей общего количества осужденных, имеющих психиатрический диагноз, варьирует от 1 до 9, где на одного человека приходится в среднем 2, 4 судимости, а средний срок наказания по текущей судимости равен 7 лет. При этом доля тяжких преступлений составляет 44, 8%, а особо тяжких – 51, 2%. Доля особо тяжких преступлений неоднократно судимых осужденных с нарушением психического здоровья в 7, 6 раза превышает долю таких же преступлений, совершенных осужденными с психическими аномалиями с единственной судимостью, что указывает на процесс дальнейшей криминализации личности вместо процесса ее исправления.
По характеру преступлений, совершенных лицами с психическими аномалиями по их последней судимости (текущей в исследуемый период), 34, 9% из числа всех преступлений чаще совершались лицами, склонными к членовредительству, затем лицами с черепно-мозговыми травмами (ЧМТ), наркоманами и лицами с другими психиатрическими проблемами. В период отбывания наказания осужденные, имеющие психические аномалии, наиболее дезадаптированны: 66, 9% являются нарушителями режима содержания и имеют взыскания в среднем 2, 2 на человека в год, что в 11 раз больше, чем приходится на одного среднестатистического осужденного (0, 2); 16, 9% совершают попытки членовредительства и 2, 3 состоят на учете, как склонные к побегу. На основании этого главным направлением работы с аномальными осужденными является разработка адекватных методов и подходов к ним, с учетом динамики их психических состояний, мотивационной направленности, эмоциональной сферы, патопсихологических особенностей и состояния здоровья этой психически неуравновешенной категории осужденных, способствующих повышению их адаптированности в местах лишения свободы и профилактике совершения повторных преступлений. При разработке психокоррекционных программ необходимо учесть тот факт, что после выхода на свободу одной из значимых причин совершения преступления осужденными, имеющими психические и поведенческие аномалии, является отсутствие психологической готовности вести правопослушный образ жизни, неспособность планировать жизненные цели и выбирать социально приемлемые способы их достижения.
Теоретическая часть При разработке психокоррекционных программ необходимо учесть тот факт, что после выхода на свободу одной из значимых причин совершения преступления осужденными, имеющими психические и поведенческие аномалии, является отсутствие психологической готовности вести правопослушный образ жизни, неспособность планировать жизненные цели и выбирать социально приемлемые способы их достижения.
В формировании вышеуказанной готовности и постановке перед собой жизненных целей не последнюю роль играет Я-концепция. Многими исследователями она рассматривается как установка по отношению к себе, и как любая установка имеет три аспекта. Первый – к о г н и т и в н ы й – включает в себя знания человека о себе, своих возможностях, способностях, умениях, желаниях и целях и т. д. Эти представления могут быть полными и адекватными, а могут быть противоречивыми, отрывочными или не соответствующими действительности. Второй аспект – э м о ц и о н а л ь н ы й – включает в себя оценку и отношение к себе. Оценка может быть положительной или отрицательной, человек может принимать себя таким, какой он есть, или испытывать по отношению к себе презрение из-за допущенных промахов или имеющихся слабостей. Третий аспект – п о в е д е н ч е с к и й – подразумевает регуляцию поведения человеком в соответствии с теми представлениями о себе и своих возможностях, которые у него есть, и для оптимизации отношения к себе или сохранения его на прежнем (но не всегда высоком) уровне. Когда оценивают влияние Я-концепции на поведение человека, обычно говорят об образе идеального Я, т. е. о том, каким человек хотел бы быть, и соответствии этому образу представления о том, каким он является на самом деле или каким его видят окружающие. Осуществляя регуляцию своего поведения, человек, обычно, руководствуется представлением о том, каким его хотят видеть и каким ему хочется быть, чтобы заслужить уважение и признание окружающих, а также свое собственное. Представления о своих возможностях формируют уровень притязаний и соответственно те цели и задачи, которые он ставит перед собой. Уровень притязаний может значительно превышать реальные возможности человека. Попытка достичь невозможного обречена на провал и заставляет стремиться к новым вершинам, чтобы повысить самоуважение. Уровень самоуважения зависит от того, насколько хорошо человек представляет свои возможности и особенности. Человек склонен относиться к представлению о себе как чему-то постоянному, новые сведения о себе не сразу интегрируются в устоявшееся представление о себе. Это не всегда зависит от характера имеющихся сведений (негативные или позитивные характеристики). Значительно большее значение имеет то, насколько эта информация противоречит уже имеющейся; в той же степени затруднен процесс интеграции ее в целостный образ «Я». Человек склонен поступать таким образом, чтобы подтверждать имеющееся у него представление о себе и игнорировать информацию, не согласующуюся с ним.
Следующей проблемой, с которой сталкивается человек, осуществляющий профилактику рецидивной преступности, является временная компетентность лиц, отбывающих наказание. Под временной компетентностью в широком смысле понимается умения человека правильно оценивать промежутки времени, планировать последовательность действий, оценивать временные затраты, соотносить поставленные цели с временной перспективой. Оценка длительности промежутка времени во многом зависит от насыщенности его событиями. Полчаса на плацу ИУ в период проведения проверки и полчаса перед телевизором воспринимаются по-разному, они отличаются не только гаммой эмоций, но оценкой длительности этого временного отрезка. Промежуток времени, в течение которого имеет место ограничение выбора занятий, поступающей информации, «тянется», оценивается как более длительный, нежели тот, в течение которого была возможность чем-либо заняться по собственному усмотрению. Стремление «убить время» нередко связано с восприятием ограниченности своих возможностей в выборе деятельности, отсутствием интересов, нежеланием выполнять «нужные» и неприятные действия. Неспособность занять себя чем-то связана с несформированностью целей, неспособностью повлиять на ход событий – внешним локусом контроля. Последнее влияет на сформированность концепции будущего. Концепция собственного будущего рассматривается как: § представление о тех значимых событиях, которые ожидают его в будущем, их последовательности, причинно-следственных связей между ними и событиями своего прошлого и настоящего, § отношение к своему будущему в целом и отдельным ожидаемым событиям в частности, § регуляция своего поведения в соответствии с имеющимися представлениями и отношением. Для создания целостной картины собственного будущего необходимы сформированные навыки управления личным временем. Они включают в себя навыки оценки временных затрат, навыки прогнозирования возможных затруднений и последствий своих действий, навыки планирования последовательности действий, оценки эффективности используемых средств достижения, учет влияния человеческого фактора и др. Основная цель тренинга: Формирование целостной «Я – концепции» (и на основании ее формирование образа будущего). Задачи: 1. Актуализация тех представлений о себе, которые есть. 2. Интеграция представлений о себе в целостный образ. Развитие навыков самооценивания. 3. Формирование позитивного отношения к себе. 4. Формирование позитивного отношения к будущему 5. Формировать не только цели, но и формулировать средства для их достижения (конкретизация средств).
Программа состоит из 12 занятий по 3-3, 5 ч. Содержание программы можно условно поделить на 4 блока: § первый блок включает в себя упражнения направленные на коррекцию Я-концепции и развитие навыков самооценивания; § второй блок направлен на формирование концепции будущего и развитие навыков планирования; § третий блок включает упражнения для повышения коммуникативной компетентности; § четвертый – развития навыков эмоциональной регуляции. Одной из особенностей данной программы является акцент на взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
Занятия предусмотрено проводить в течение 1, 5 месяцев в такой очередности: 1-2 недели: по 2 занятия (через день-два). Итого – 4 занятия; 3-6 недели: по 1занятию. Итого – 4 занятия; 7-8 недели: по 2занятия (через день-два). Итого – 4 занятия. Такое распределение занятий предоставляет участникам тренинга возможность переработки аналитической информации в оптимальном темпе, и было направлено на достижение большей осознанности и корректирование личностных особенностей и поведенческих установок.
На занятиях предусмотрено использование стимульного материала: 1. Ватман. 2. Карточки с заданием или вопросами. 3. Бумага (формат А4). 4. Ручки, карандаши. 5. Мяч. 6. Бейджи 7. Папки (бумажные с завязкой). 8. Скотч. 9. Маркеры цветные. Для каждого участника тренинга подготавливается именная папка, где предполагается хранить все выполняемые в ходе тренинга в письменном виде упражнения. В период между занятиями она находится у тренера, по окончании, участники сами решают, как распорядиться с нею - взять с собой для дальнейшего анализа либо уничтожить.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|