Девятимерная (качественно-количественная) линейка
На рисунке 13.6 представлен пример применения девятимерной (качественно-количественной) линейки для анализа состояния нормативно- правовой базы таможни.
Рис. 13.6. Пример оценки состояния информационно-правового обеспечения таможни с использованием девятимерной линейки Эксперты оценили состояние задач информационно-правового обеспечения на 4,40 балла по шкале от 1 до 9. Качественный показатель ресурсов составил в 4,57 балла. Трансформированная матрица Бостонской консультационной группы. Матрица позиционирования позволяет отразить исследуемое состояние системы (текущее, прогнозируемое), определить наличие проблемы, а также выбрать определенную стратегию ее решения.
Пример применения матрицы для позиционирования состояния информационно-правового обеспечения таможни представлен на рисунке 13.7. Анализ позиции позволяет идентифицировать проблемы, позиционировать задачи и, исходя из используемых ресурсов, выбрать определенную стратегию развития информационно-правового обеспечения. Задачи Jur
4,40
Ресурсы
Рис. 13.7. Позиционирование информационно-правового обеспечения на трансформированной матрице На рисунке видно, что состояние задач информационно-правового обеспечения и ресурсов, используемых для их решения, соответствуют достаточно низкому уровню и находятся в проблемной зоне. Эффективное решение задач предусматривает нахождение качественных показателей на уровне не ниже 7 баллов. Метод SWOT. Основой методологии, определяющей подход к построению стратегии, обеспечивающей соответствие (баланс) внутренних возможностей системы и внешних условий окружения (макросистемы) является модель (метод) SWOT. Модель представляет возможности по оценке сил (Strengths) и слабостей (Weaknesses) системы в контексте существующих возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) со стороны макросистемы. Метод SWOT позволяет определить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы со стороны окружающей среды. Техника работы по методу следующая: - эксперт определяет цель, описывает и идентифицирует систему и окружение через присущие им признаки; - определяются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы со стороны окружающей среды (используется метод парных сравнений и способ разделения признаков на основные и дополнительные); - формируется матрица альтернативных стратегий для выбора наиболее оптимальных; - формируется стратегия как принципиальная концепция-перспектива и осуществляется ее реализация.
В левой части матрицы выделяются два блока, отражающие сильные и слабые стороны таможенного органа. В верхней части матрицы — два блока, характеризующие возможности и угрозы со стороны окружения. На пересечении блоков образуется четыре поля: СИВ (сила и возможности); СИУ (сила и угрозы); CJIB (слабость и возможности); СЛУ (слабость и угрозы). На каждом из полей эксперт должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения таможенного органа. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля СИВ, следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон таможенного органа для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в таможенном органе слабости. Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы таможенного органа для устранения угрозы. Наконец, для пар, находящихся на поле СЛУ, таможенный орган должен вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ему как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ним угрозу. Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, например, неиспользованная возможность может стать угрозой. Ресурсно-функциональный анализ (РФА) предназначен для исследования функциональной целостности и ресурсного обеспечения деятельности таможенного органа. Исследуется целесообразность привлечения каждого вида системных ресурсов для исполнения определенной функции. Результатом РФА являются ответы на вопросы о том, справляется ли таможенный орган со своими функциями, о необходимости преобразований в организационной, физической, информационной, финан-совой структуре таможенного органа или его структурного подразделения (в общем случае — таможенной системы).
В соответствии с видами ресурсов, используемых в таможенных органах, можно выделить: - материально-функциональный анализ, исследующий вещественно- энергетический ресурс, затрачиваемый таможенной системой для выполнения функций; - организационно-функциональный анализ, исследующий кадровый ресурс, затрачиваемый таможенной системой для выполнения функций; - информационно-функциональный анализ, исследующий информационный ресурс, затрачиваемый таможенной системой для выполнения функций; - функционально-стоимостной анализ, исследующий финансовый ресурс, затрачиваемый таможенной системой для выполнения функций; - стратегический анализ, исследующий поведение таможенной системы во времени и пространстве. Рассмотрим алгоритм организационно-функционального анализа на примере гипотетической таможни. Основные этапы анализа следующие: - определение функций подразделения, разбивка их на работы, выполнение которых дает реализацию данных функций; - сопоставление с использованием матрицы РФА «ресурсы-работа»; - анализ соответствия функциональной и ресурсной структуры организации; - рациональное перераспределение работ, ресурсов между подразделениями (до упразднения нефункциональных отделов), прекращение финансирования, сокращение затрат на снабжение и других затрат, которые не связаны с выполнением эффективных работ, коррекция ресурсной структуры. РФА проводят эксперты совместно с руководителями отделов и сотрудниками организации. В процессе РФА распределение материальных, человеческих, информационных и финансовых потоков в организации сопоставляется функциональным потребностям. В каждом случае строится матрица РФА. Для целей стратегического анализа кроме методов ресурсно- функционального анализа активно используются методы исследования внешней среды. Пример организационно-функционального анализа (рис. 13.9): функция 1 включает работы А, Б, В; функция 2 включает работы А, К, Д; функция 3 включает работы А, Р, О.
При реализации функции 3 отделы № 1 и № 3 вместе выполняют одну базовую работу «О», что является противоречием — одну базовую работу следует делать одному подразделению. Отдел № 2 имеет малую загрузку, необходимо его упразднение либо перераспределение работ. Одной из основных функций управления в таможенной деятельности является принятие решений. Наиболее эффективной формой принятия решений является групповая (коллективная). Главным критерием формирования такой группы является компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.
Наиболее эффективное принятие управленческих решений (особенно решений по сложным, многофакторным проблемам, принимаемых группой лиц) достигается на основе использования экспертно-аналитической технологии. Экспертно-аналитическая технология — это технология работы с экспертами в интерактивном режиме с использованием универсальных и специализированных методов (инструментальных средств) подготовки и принятия управленческих решений по проблемам функционирования и развития организации. Необходимыми компонентами экспертно-аналитической технологии являются: - информация; - методы и модели преобразования исходных данных в выходные в соответствие с целями моделирования; - персонал и программно-технические средства обработки, передачи и представления данных (компьютерные системы, системы связи и передачи данных, средства ввода и вывода информации и т.д.). Наиболее характерным примером экспертно-аналитической технологии является тренинг. Тренинг — это технология работы с экспертами-таможенниками или обучающимися в активном режиме с использованием универсальных и специализированных инструментальных средств в целях подготовки решений по проблемам оперативно-тактического управления деятельностью таможенных органов и развития института таможенного администрирования Методическую базу технологии тренинга составляют: методы подготовки и принятия коллективных решений, методики информационного обследования, методы и инструментальные средства количественного и экспертного анализа таможенных систем, методики построения рациональных организационно-функциональной, информационной и других моделей деятельности таможенных органов, методики формирования программ их развития или модернизации. В состав компонентов тренингга включены: задачи, решаемые на каждом этапе формирования программы, эксперты, привлекаемые для их решения, используемые в процессе решения инструменты, а также результаты проектирования программы, получаемые инструментально в ходе тренинга. В зависимости от сложности решаемой задачи управления функционированием или развитием таможенного органа в состав основных инструментальных средств тренинга могут входить: - метод парных сравнений; - качественно-количественная (девятимерная) линейка; - трансформированная матрица Бостонской консультационной груп пы (матрица позиционирования — МПт), «многомерная» матрица позицио нирования (прототип лепестковой диаграммы) — ММП; - метод SWOT; - метод организационно-функционального моделирования; - метод информационно-функционального моделирования; - метод функционально-стоимостного моделирования и др. Вопросы для самопроверки /. Что такое тренинг? Назовите основные принципы проведения тренинга. К чему сводится ситуационное моделирование в режиме тренинга? 2. Определите структуру тренинга и раскройте компоненты технологии. 3. Определите состав основных инструментов тренинга. 4. Раскройте содержание метода парных сравнений, охарактеризуйте «многомерную» Бостонскую матрицу. 5. Нарисуйте матрицу SWOT. Что позволяет определить метод SWOT? Кейс ситуация Но рекомендации Всемирной таможенной организации подготовка специалистов по таможенному делу осуществляется с применением «Профессиональных стандартов», разработанных в соответствии с программой ПИКАРД.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|