Функционально-технологическая модель системного
Управления Технология деятельности и системное управление. Функциональную структуру технологии деятельности таможенных органов определяют: цели, функции, задачи, процедуры таможенного дела, виды обеспечения и система управления. Реальная технология формируется в условиях их взаимосвязи и взаимозависимости в результате следующего цикла управления: • слежение за деятельностью таможенных органов (внешними условиями, внутренней ситуацией и результатами); • идентификация и анализ проблемной ситуации деятельности; • принятие решения по эффективному управлению — формированию оптимальной структур-стратегии деятельности; • реализации управляющих воздействий (например, по модернизации технологии деятельности); • контроль эффективности воздействий. Функционально-технологическая модель таможенной деятельности с позиций системного управления представлена на рисунке 14.4. В рамках такой модели проблемная ситуация деятельности проявляется в ходе слежения за изменением следующих параметров и показателей: • параметров входного потока (образуется из потоков товаров и транспортных средств, пассажиропотока и др.) и параметров внешних управляющих воздействий — X; • показателей и критериев оценки эффективности (результативности) деятельности таможенных органов — W; • характеристик функциональных компонент технологии W. Представленная на рисунке 14.4 информация (<X,W,W>) поступает на вход системы управления. На ее основании в системе управления формируется оптимальная по W структур-стратегия деятельности и соответствующая ей технология. По результатам решения задачи определяются управляющие воздействия. По существу это условия, задающие структуру и параметры по каждому (в общем случае) или индивидуально (в частном случае) управляемому компоненту (Ui, i=l, 2...).
Реализация управляющих воздействий заключается в модернизации управляемых компонент <S1, S2, S3, S4, S5> и, как следствие, на рисунке 14.4 это отражено в виде выходящих из управляемых компонент информационно- управляющих связей — в модернизации технологии деятельности таможенных органов (У1, У2,....), где Yi=y(Ui, Si), i= 1-5. В представленном варианте эффективная технология деятельности таможенных органов формируется в условиях возникающей проблемной ситуации, ресурсных возможностей управляемых компонент и потенциальных возможностей системы управления по ее разрешению. При этом эффективность деятельности зависит не только от возможностей управляемых компонент, но и от возможности системы управления принимать адекватное решение с учетом всего множества факторов, определяющих проблемную ситуацию. Структура показателей эффективности деятельности. При исследовании эффективности деятельности единой системы таможенных органов существенным является то обстоятельство, что она самым непосредственным образом связана с эффективностью функционирования систем ВЭД и СТО. Поскольку же это совместно эволюционирующие системы с определенной иерархией вложенности, возникает потребность в согласовании показателей их эффективности и в определении структуры соответствующих показателей. На практике любую из вложенных систем наиболее полно представляет следующий комплекс взаимосвязанных показателей эффективности: • показатели эффективности применения, определяемые с позиции достижения целей макросистемы; • показатели функциональной эффективности, определяемые с точки зрения реализации функций, возложенных на систему, или решения поставленных перед нею задач;
• показатели технологической эффективности, определяемые с точки зрения возможностей технологической платформы по обеспечению решения задач системы. Основываясь на необходимости согласования показателей эффективности систем, используем данную структуру показателей и адаптируем ее применительно к особенностям каждой из вложенных систем и их месту в структуре макросистемы. В этой связи для системы технологического обеспечения наиболее целесообразно использовать следующие количественные показатели эффективности: • показатели эффективности применения системы технологического обеспечения (характеризуют ее влияния на деятельность единой системы таможенных органов): СТО рассматривается как функциональный компонент единой системы, варьируются состав и структура автоматизируемых функций и структура таможенных органов; • показатели эффективности функционирования СТО (характеризуют влияние функциональных параметров): рассматривается эффективность СТО при решении задач автоматизации, варьируются структура СТО, а также состав и характеристики задач автоматизации и информационных потоков; • показатели технологической эффективности СТО (характеризуют влияние технологических параметров СТО): рассматривается эффективность технологической платформы СТО для решения заданного набора задач, варьируются состав технологического обеспечения, структурная организация и технологические параметры. Результат W(S) _ W, W, W(Y)
"wT
>ТТРАКТЯЕМЫЕ КОМПОНЕНТЫ Рис. 14.4. Функционально-технологическая модель таможенной деятельности с позиций системного управления В свою очередь для единой системы таможенных органов комплекс показателей эффективности включает: • показатели эффективности применения ЕС ТО (характеризуют влияние ЕС ТО на внешнеэкономическую деятельность России): ЕС ТО рассматривается как функциональный компонент системы внешнеэкономической деятельности, варьируются состав и структура функций, реализуемых таможенными органами в интересах обеспечения эффективной ВЭД России, состав и характеристики потока участников ВЭД, характер и объемы перемещаемых товаров и транспортных средств;
• показатели эффективности деятельности ЕС ТО (характеризуют функциональные возможности ЕС ТО и соответствующие параметры реализации фискальной, правоохранительной и регулирующей функций): рассматривается эффективность деятельности ЕС ТО (в том числе и ее экономическая составляющая) в процессе решения задач, стоящих перед таможенными органами, варьируются структура ЕС ТО, состав и характеристики задач и информационных потоков, а также распределение потока участников ВЭД, характер и объемы перемещаемых товаров и транспортных средств; • показатели технологической эффективности ЕС ТО (оценивают технологические возможности ЕС ТО и параметры технологии): рассматривается эффективность технологии ЕС ТО для решения заданного набора задач, структуры и характеристик потока участников ВЭД, характер и объемы перемещаемых товаров и транспортных средств, варьируются состав технологических функций, структура и технологические параметры технологии. Специфика приведенных показателей эффективности, условие их вложенности и потребность в согласованности позволяют сделать следующие важные выводы при принятии управленческих решений: • оценка эффективности любой из систем может быть проведена по любому из представленных показателей или в объеме всего комплекса; • оценка эффективности совместно эволюционирующих систем возможна только в пределах однотипных показателей, например, только по показателю эффективности применения. Существующие в настоящее время подходы, методы и средства анализа эффективности систем позволяют определять количественные показатели эффективности только для одного из уровней иерархии вложенности. При этом наиболее часто исследуются только показатели эффективности функционирования (деятельности). Кроме того, этот показатель наиболее конструктивен в качестве однотипного показателя эффективности при оценке совместного функционирования систем. Так, например, для ЕС ТО определяющими факторами их эффективной деятельности являются: уровень профессиональной подготовки таможенников, состояние нормативно- правового обеспечения, уровень таможенных технологий и др.
В совокупности они позволяют характеризовать эффективность деятельности ЕС ТО, например, с точки зрения оперативности деятельности. Основной показатель эффективной деятельности ЕС ТО — показатель оперативности обслуживания потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств. Соответствующая же характеристика эффективности СТО (для современной и будущих) — это производительность, характеризующая интенсивность обслуживания запросов, возникающих у таможенников в процессе их деятельности. В этих условиях ЕС ТО может рассматриваться как средство повышения оперативности обслуживания участников ВЭД, товаров и транспортных средств, а СТО — как средство повышения оперативности таможенной деятельности. На современном этапе система показателей эффективности с учетом их взаимосвязей не разработана. Кроме того, методы и средства анализа эффективности систем практически обеспечивают только решение задачи локальной оптимизации эффективности. Методы же решения задачи достижения глобального эффекта применения ЕС ТО с учетом всей иерархической структуры также практически не разработаны, отсутствуют и соответствующие инструментальные средства их решения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|