Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аналитическая модель системного управления




Параметры технологии деятельности и формализованный алгоритм ее формирования. Дадим формальную интерпретацию процесса функцио­нирования таможенных органов по обеспечению внешнеэкономической деятельности России.

Представим этот процесс во взаимосвязи интегральных параметров совместно эволюционирующих систем, не рассматривая в данном случае принципы и методы их определения.

В общем случае система ВЭД характеризуется когнитивными и продуктивными параметрами метатехнологии деятельности.

Когнитивные параметры определяют потенциальные возможности технологий деятельности и представлены накопленными знаниями о различных вариантах технологий и стратегии деятельности.

Продуктивные параметры характеризуют технологию реальной деятельности или практически используемую технологию.

Когнитивные и продуктивные параметры формируются относительно знаний метатехнологии, представляемых структур-стратегиями технологий деятельности. При этом продуктивные структур-стратегии формируются на основе когнитивных для условий проблемной ситуации деятельности. И в общем случае речь идет либо о подтверждении реализуемой структур- стратегии деятельности (оперативном управлении), либо о корректировке структур-стратегии (модернизации), либо о смене структур-стратегии (раз­витии).

Другими словами, имеется двухуровневый метаалгоритм системного управления, реализуемый как в оперативном режиме, так и в режимах модернизации и развития. На первом (метауровне) алгоритма формируется набор возможных оптимальных структур-стратегий. На втором (функциональном уровне) — оптимизируется технология реальной деятельности, исходя из особенностей возникающих проблемных ситуаций и имеющегося ресурса оптимальных структур-стратегий. В этом случае технология деятельности на рассматриваемом интервале представляется одной или некоторой последовательностью актуальных оптимальных технологий деятельности.

С учетом обозначений, представленных на рисунке 14.4, когнитивные параметры метатехнологии деятельности макросистемы Dm определим:

• множеством возможных технологий деятельности Im;

• вариантами оптимальной реализации технологии деятельности — структур-стратегиями Dmx;

® характеристическими параметрами структур-стратегии Етх.

Соответственно, производные продуктивные параметры технологии деятельности представим:

• реализуемой технологией деятельности и ее структур-стратегией Ym

(t);

• актуальной оптимальной структур-стратегией Dmt;

• динамическими параметрами структур-стратегии Em (t);

• временным интервалом деятельности Тт.

В этом случае потенциальные возможности макросистемы определяют параметры Dm, Im, Dmx, Emx, а ее динамику — параметры Ym (t), Dmt, Em (t).

Аналогичная ситуация характерна для любой вложенной системы. Сводный перечень соответствующих параметров для системы ВЭД, ЕС ТО и СТО представлен в таблице 14.2.

Таблица 14.2

Параметры метатехнологии деятельности
Параметры метатехнологии Метатехно­логия ВЭД Dm Метатехно­логия дея­тельностиTO Ds Метатехно­логия СТО Do
Когнитивные параметры деятельности
Множество возможных технологий деятельности Im Is Io;
Варианты оптимальной реали­зации (структур-стратегии) технологии деятельности Dmx Dsy Doz
Характеристическая кривая (характеристические парамет­ры) структур-стратегии Emx. Esy. Eoz.
Продуктивные параметры деятельности
Технология (структур- стратегия) деятельности Ym (t) Ys (t) Yo(t)
Актуальная оптимальная структур-стратегия Dmt Dst Dot
Динамическая кривая (дина­мические параметры) струк­тур-стратегии Em (t) Es(t) Eo(t)
Временной интервал деятельности Tm Ts To

 

В данном случае относительно макросистемы можно утверждать, что ее метатехнология Dm представляется множеством возможных технологий деятельности 1т, а каждая из них в свою очередь имеет различные варианты оптимальной (рациональной) реализации или различные структур-стратегии

Dmx. Соответственно Im={Dmx}, х=1,2,... Кроме того, каждая структур- стратегия параметрически описывается соответствующей ей характе­ристической кривой Егпх. Это характеристика общей интенсивности потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств, порождаемого макросистемой в условиях реализации структур-стратегии Dmx. Сле­довательно Im в общем случае характеризуется следующим множеством: Im={<Dmx, Emx>}, х=1,2,...

Таким образом, потенциальные параметры деятельности макросистемы определяются следующим набором: технология=> структур-стратегия=> характеристическая кривая. Соответствующая формальная запись имеет вид: Im=>Dmx=> Emx.

Динамика макросистемы развивается на базе ее потенциальных технологических возможностей. Она проявляется в следующей связке: проблемная ситуация, временной интервал деятельности, ресурс оптимальных структур-стратегий, технология (структур-стратегия) деятельности.

Механизмы развития динамических процессов в условиях вложенности систем универсальны, но поскольку центром наших интересов является ЕС ТО, представим эти механизмы относительно данной системы.

Формальное представление и математическое содержание систем­ного управления. Проблемная ситуация для ЕС ТО проявляется в виде структур-стратегии Ym(t), производной от структур-стратегий Im={Dmx} на интервале деятельности Ts, и соответствующей динамической кривой Em(t). По сути Em(t) — это характеристика рабочей нагрузки (потока участников ВЭД, товаров, транспортных средств и др.) для ЕС ТО на рассматриваемом интервале деятельности.

ЕС ТО характеризуется определенным технологическим ресурсом, и в общем случае также представляется тройкой: технология=> структур- стратегия=> характеристическая кривая (Is=>Dsy =>Esy). Это означает, что в рамках множества Is может быть реализовано несколько структур-стратегий деятельности Is={Dsy}, у=1,2,... Достигаемая при этом эффективность деятельности соответствует каждой структур-стратегии и представляется в виде характеристической кривой деятельности Esy.

Этот показатель определяет возможности технологии ЕС ТО по обслуживанию потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств. Следовательно, поиск оптимальных структур-стратегий и оптимального алгоритма перехода от одной структур-стратегии к другой (актуализации структур-стратегий) — есть условие повышения эффективности обслу­живания потока, а соответственно, и повышения эффективности деятель­ности таможенных органов.

Отметим, что Esy, как интегральная характеристика, самым не­посредственным образом связана с характеристикой личного состава ТО. Он в процессе своей деятельности постоянно использует ресурсы системы технического обеспечения. По аналогии с представленными выше системами

СТО также характеризуется набором параметров технологиям структур- стратегия=> параметрическая кривая (Io=>Soz =>Eoz). Это также означает, что и в рамках технологии обеспечения деятельности 1о может быть реализовано несколько структур-стратегий Io={Soz}, (z=l,2,...).

Достигаемая при этом эффективность СТО для каждой структур- стратегии соответственно представляется в виде характеристической кривой Eoz. Этот показатель определяет возможности СТО по интенсификации деятельности личного состава при обслуживании участников ВЭД. Следовательно, и в данном случае поиск оптимальных структур-стратегий и оптимального алгоритма перехода от одной структур-стратегии к другой есть условие повышения эффективности деятельности таможенных органов.

Таким образом, метатехнология деятельности таможенных органов Ds характеризуется следующим параметрическим множеством:

Ds о {Is={<Dsy =>Esy>}, Io={<Doz =>Eoz>}}.

Структурно-параметрическое представление ЕС ТО задает структур- стратегия Ys(t) — технология, формируемая в условиях данного пара­метрического множества на рассматриваемом интервале деятельности Ts и характеризуемая соответствующей динамической кривой Es(t). При этом Es(t) — это характеристика эффективности технологии обслуживания потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств. То есть структур- стратегия деятельности ЕС ТО Ys(t), формируемая как отражение возмож­ностей структур-стратегий Dsy и Doz, согласованных с динамикой структур- стратегии Ym(t) на выбранном интервале обслуживания потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств.

Другими словами, в процессе обслуживания потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств на основе используемой технологии таможенные органы достигают определенной эффективности деятельности Es(t) — параметра, производного от параметров Em(t), Esy, Eoz, а следовательно, в общем случае речь идет об оптимизации параметра Es(t).

Таким образом, на основе представленных методических положений согласованно эволюционирующие системы могут быть формализованы как для условий статики, так и в динамике, как в условиях явно выраженного когнитивного компонента метатехнологии, так и при его отсутствии.

В последнем случае работает классическая параметрическая схема системного управления: поиск оптимальной структур-стратегии Ym(t) => Dmt => Ys(t) со всеми присущими ей проблемами и недостатками. Главные из них связаны с неопределенностями в Ym(t), ограниченными возможнос­тями методов решения задач такого класса, невозможностью учета вложенности систем и разнотемпового характера их эволюции, нулевым циклом решения (каждый раз задача решается с начальных условий), большой размерностью, а соответственно, и большим временем поиска (характеристиками, особенно существенными для глобальных систем).


Во всех представленных случаях синтез оптимальной структур- стратегии (или поиск эффективной стратегии деятельности) осуществляется в условиях и на основе знаний о предыстории эволюции.

С формальных позиций процесс системного управления — это процесс синтеза оптимальной продуктивной структур-стратегии деятельности таможенных органов. Как следует из вышеизложенного, такой процесс имеет две квазинезависимые фазы:

• фазу формирования знаний: Ym(t) =>Ds =>Is;

• фазу использования знаний Ym(t) =>Dst =>Ys(t).

Первая фаза — это непрерывный процесс накопления знаний, протекающий на фоне функционирования системы. Вторая — это при­менение накопленных знаний в условиях реальной проблемной ситуации. По сути, это и есть основное математическое содержание системного управления на основе знаний. Его реализация позволяет:

• значительно сократить время принятия решения при условии явно выраженной цели управления и информативно определенной проблемной ситуации;

• обеспечить включение и действие гибких механизмов регулирования (обучения, самообучения, адаптации, самоорганизации и др.) таможенной деятельности;

• сочетать возможности классических принципов управления с механизмами гибкого регулирования;

• обеспечить устойчивую эволюцию системы в согласованных условиях функционирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...