Графоаналитическое представление и теоретические задачи системного управления
Когнитивный квадрант управления. Дадим графическую интерпретацию процесса синтеза рациональной структур-стратегии таможенной деятельности. На рисунке 14.5 представляется квадрант, I и IV квадраты которого отражают продуктивные параметры таможенной деятельности, а II и III — характеризуют ее когнитивные параметры. Все представляемые параметры являются гипотетическими. В I квадранте продуктивный характер деятельности Ym(t)=>Dmt=> Em(t) характеризуется параметрами структур- стратегии ВЭД — например, временной зависимостью интенсивности потока участников ВЭД (товаров или транспортных средств) или их приведенной суммарной интенсивности. II и III квадраты отображают когнитивную составляющую деятельности ЕС ТО: технологические возможности ЕС ТО (Is=>Dsy =>Esy) и технологические возможности СТО (Io=>Doz =>Eoz) соответствующими характеристическими зависимостями: Esy = Esy (Em) и Eoz = Eoz (Es). В IV квадрате представляются параметры технологии деятельности ЕС ТО Ys(t)=>Dst=>Es(t), отображаемые динамической кривой структур- стратегии деятельности (изменениями показателя эффективности деятельности): Es(t) = Es [Em(t), Esy, Eoz, t].
Идеальной представляется технология таможенной деятельности, обеспечивающая обслуживание поступающего потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств в реальном масштабе времени без задержек. Если использовать термин «работа», наиболее уместный при оценке деятельности, то практически это означает, что количество участников ВЭД и объемы товаров и транспортных средств, поступающих на обслуживание на интервале [tO, tl], и количество обслуженных равно. Графически это выражается в равенстве площадей под динамическими кривыми технологий макросистемы Wm и ЕС ТО Ws на рассматриваемом интервале деятельности: Wm [tO, tl] = Ws [tO, tl].
Визуализация синтеза реальной структур-стратегии деятельности ТО. Реальные параметры технологий не позволяют обеспечить условия мгновенного обслуживания. Например, как показано на рисунке 14.6, структур-стратегия реальной технологии СТО имеет характеристическую зависимость Eol = Eol (Es), отличную от идеальной (кв. III). Связанная с ней структур-стратегия деятельности (кв. IV) также значительно отличается от идеальной. В результате проведенная работа по обслуживанию потока участников ВЭД, товаров и транспортных средств и соответствующая ей площадь Wsl меньше, чем мы имеем в идеале: Wsl < WsO. Кроме того, для продуктивных технологий деятельности характерно наличие различного рода требований, предъявляемых к ним. Например, одним из основных требований является требование по оперативности обслуживания. Это требование задает ту нижнюю границу производительности (оперативности) системы, за пределами которой ее функционирование считается нецелесообразным. В качестве таковой на рисунке 14.6 показана линия Едоп. Эта линия определяет нижний предел эффективного функционирования ЕС ТО. Легко показать, что наличие такого требования определяет: • возможность использования некоторого ансамбля технологий на рассматриваемом интервале функционирования; • состав актуализируемых оптимальных структур-стратегий используемого ансамбля технологий. В первом случае идеальные структур-стратегии ансамбля технологий для рассматриваемого интервала функционирования должны быть расположены над линией Едоп. Во втором случае это требование предъявляется к актуализируемым оптимальным структур-стратегиям ансамбля. Рассматривая с данных позиций ситуацию, представленную на рисунке 14.6, можно отметить следующее: выбранная технология деятельности может рассматриваться в качестве эффективной только на отрезке интервала функционирования, поскольку в начале интервала ее идеальная структур-стратегия находится ниже Едоп, а другой вариант структур-стратегии вообще не может рассматриваться в качестве эффективного.
Следовательно, обеспечение эффективного функционирования на рассматриваемом интервале при наличии ограничения Едоп может быть достигнуто либо в рамках более мощного ансамбля технологий, либо за счет использования, например, двух ансамблей: данного и ансамбля, эффективного на указанном отрезке. Аналогичные ситуации могут быть рассмотрены как для технологического ансамбля ЕС ТО (кв. II), так и для сочетания ансамблей в кв. II и кв. III. Один из примеров содержится на рисунке 14.7.
В представленной таким образом графической интерпретации процесса системного управления таможенной деятельностью процесс управления заключается в поиске для ЕС ТО нового качества (свойства) в виде глобально эффективной стратегии деятельности ЕС ТО и происходит на основе интеграции локально эффективных технологий ЕС ТО и СТО при привязке к реальному временному интервалу и условиям деятельности. Математически задача системного управления есть задача формирования глобально эффективной структур-стратегии деятельности на основе интеграции локально эффективных структур-стратегий вложенных систем. Синергетическая постановка задачи системного управления. Сказанное позволяет провести определенные уточнения и определить границы и характер поиска структур-стратегии эффективной деятельности таможенных органов. Учитывая когнитивный характер формулируемой задачи, ее эволюционно-интеграционные свойства и синергетические свойства рассматриваемых объектов управления, используем для этих целей синергетический подход. Введем следующие определения. Поле факторного взаимодействия — область поиска глобально эффективных структур-стратегий (поле согласования эволюции системы ВЭД, ЕС ТО и СТО).
Позитивный аттрактор деятельности — область существования глобально эффективной структур-стратегии (поле глобально эффективных структур-стратегий таможенной деятельности). Канал регулирования позитивного аттрактора — область формирования глобально эффективной структур-стратегии деятельности на основе локально эффективных структур-стратегий ЕС ТО и СТО в условиях реального функционирования (поле выбора оптимальных параметров регулирования таможенной деятельности). Графически указанные поля представлены на рисунке 14.8. Здесь поле факторного взаимодействия определяется областью (а-А, Ь- В, с-С, р-Р). В свою очередь позитивный аттрактор в условиях ограничения по Едоп определяется областью (р*-Р), а канал регулирования позитивного аттрактора — областью (а*-А, Ь*-В, с*-С, р*-Р). Кроме того, дополнительно можно выделить следующие важные области: • позитивный когнитивный аттрактор (Ь*-В, с*-С); • позитивный продуктивный аттрактор (а*-А, р*-Р). В условиях представленных определений процесс системного управления таможенной деятельностью состоит из двух фаз: • фазы формирования позитивного когнитивного атрактора (Ь*-В, с*-С) для условий (а-А, Едоп); • фазы поиска структур-стратегии деятельности в области (р*-Р) для условий (а-А, Ь*-В, с*-С, Едоп). При этом реализация указанных фаз или регулирование деятельности может осуществляться как в реальном масштабе времени (в каждый момент времени t или для некоторого интервала т), так и для условий перспективного планирования. Содержание вышеизложенного позволяет определить виды управления таможенной деятельностью, сформулировать основное содержание процессов и задач системного управления. В дальнейшем будем различать следующие виды системного управления таможенной деятельностью: системное оперативное, системное тактическое и системное стратегическое. Оперативное управление связано с поиском управляющего решения в сложившейся проблемной ситуации деятельности: поиск структур-стратегии деятельности в области (р*-Р) для условий <a(t)-A, b*-B, с*-С, ЕдопДх
Тактическое управление связано с поиском структур-стратегии деятельности на ограниченном временном интервале в рамках принятой метатехнологии: поиск структур-стратегии деятельности в области <р*-Р(т)> для условий <а(т)-А, Ь*-В, с*-С, Едоп,т>.
Стратегическое управление заключается в развитии метатехнологии деятельности — формировании структур-стратегий, обеспечивающих согласованную эволюцию и устойчивое функционирование ЕС ТО на планируемом временном интервале деятельности: поиск структур-стратегии Основное содержание процессов системного управления таможенной деятельностью характеризуется следующими составляющими: администрирование и самоорганизация. В составе функций администрирования следующие основные компоненты: анализ проблемной ситуации, подготовка принятия решения, принятие решения, нормативно-правовое обеспечение решения, контроль реализации решения. Функции самоорганизации — функции согласования эволюционных процессов вложенных систем и саморазвития ЕС ТО. В общем контексте самоорганизации администрирование рассматривается как командно- распорядительный акт. Каждый из видов системного управления таможенной деятельностью характеризуется определенным циклом реализации. Цикл системного оперативного управления включает: анализ проблемной ситуации, подготовку принятия решения, принятие решения, нормативно-правовое обеспечение решения, корректировку структур- стратегии деятельности, контроль реализации решения. Цикл системного тактического управления включает: корректировку требований На планируемом интервале деятельности, определение состава актуальных оптимальных структур-стратегий, выбор структур-стратегии деятельности ЕС ТО на заданном временном интервале, разработку предложений по локальной модернизации ЕС ТО и (или) СТО, планирование оперативно-стратегических мероприятий, нормативно-правовое обеспечение оперативно-стратегических мероприятий, контроль реализации оперативно- стратегических мероприятий (в том числе и при осуществлении оперативного управления). Цикл системного стратегического управления включает: анализ тенденций эволюции макросистемы, определение целей управления и состава требований к ЕС ТО, определение направлений развития СТО, формирование структур-стратегий перспективных ЕС ТО и СТО для планируемого временного интервала деятельности, модернизация метатехнологии деятельности ЕС ТО, корректировка состава оптимальных структур-стратегий метатехнологии деятельности, администрирование реализации структур- стратегии прогрессивной эволюции ЕС ТО.
Задачи системного управления таможенными органами сформулируем в виде следующих математических постановок. Задача стратегического управления — задача синтеза (развития) новой метатехнологии таможенной деятельности. Для заданных Dm, Ds, Do, Ts, Tr определить Ds(Tr) или <Io(Tr), Is(Tr)>, для которых структур-стратегия Ys(Tr) оптимизируется по критерию Es(Tr): Es(Tr) Ym(Tr)------- > Ys*(Tr). 4 Io(Tr), Is(Tr). При этом учитываются следующие ограничения: Ym(Tr) < Еш(Тг)доп, Ys(Tr) > Е(Тг)доп, Tr>Ts. Здесь Тг — планируемый временной интервал деятельности, Ет(Тг)доп, Е(Тг)доп — нижняя допустимая граница эффективности деятельности. Задача тактического управления — задача оптимизации (модернизации) метатехнологии таможенной деятельности — Ds. Для заданных Ds, Em доп, Едоп, ts определить Io, Is, для которых структур-стратегия Ys(t) оптимизируется по критерию Es(x): Es(x) Ys(t)------- > Y*(t). lo, Is При этом учитываются следующие ограничения: Ym(i) < Em доп, Ys(t) > Едоп, tciTs. Здесь т интервал тактического управления. Задача оперативного управления — задача оперативной корректировки структур-стратегии деятельности (реструктуризации) ТО в условиях сложившейся проблемной ситуации. Для заданных Ds, Ts, Едоп, Em доп, t определить структур-стратегию Ys*(t) по критерию Es(t): Es(t) Ym(t)------- > Ys*(t). Io, Is При этом учитываются следующие ограничения: Ym(t) < Em доп, Ys(t) > Едоп, tcTs. Анализ приведенных постановок задач показывает следующее. Постановка задачи стратегического и оперативно-стратегического управления — это постановка задачи синтеза или модернизации когнитивных параметров метатехнологии. В первом случае речь идет о перспективной ЕС ТО, во втором — о существующей. Задача оперативного управления — задача оптимальной актуализации продуктивных структур-стратегий, решаемая в условиях сложившейся метатехнологии для конкретной проблемной ситуации деятельности. Следовательно, постановки задач оперативного управления — это частные постановки задач тактического управления, а задачи тактического управления — частные постановки задач стратегического управления. По своему содержанию задачи стратегического управления — это задачи синтеза метатехнологии Ds, согласованные с метатехнологией Do и с условиями изменений проблемной ситуации деятельности. В этой связи очевидны две взаимосвязи эволюционных изменений: по вложенности и по согласованию. С этих позиций в рамках постановка задачи стратегического управления относительно ЕС ТО формулируется задача прогрессивной эволюции совместно эволюционирующих систем и решается поставленная проблема интеграции знаний систем в целях эффективной деятельности ЕС ТО.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|