Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая функциональная структура решения задач системного управления




В зависимости от характера информационной определенности возникающих проблемных ситуаций (исходных условий решения поставленных задач) используются соответствующие методы их решения.

Поскольку проблемная ситуация может быть как полностью определенной, так и иметь устранимую или неустранимую неопределенность, то соответствующие методы решения задач системного управления следующие: традиционные методы оптимизации, методы структурно- параметрической адаптации, методы целостной эволюционизации (интел­лектуализации, интеллектуальной интеграции, самоорганизации, само­развития). Структура и условия целостно-эволюционной интеграции методов решения задач управления в рамках соответствующей метатехнологии представлены на рисунке 14.10.

Рис. 14.10. Структура и условия целостно-эволюционной интеграции методов решения задач управления в рамках соответствующей метатехнологии

 

Соответствующие механизмы системного управления определим как оптимизационный, адаптивный и синергетический (эволюционный).

Общая структура технологии решения задач системного управления таможенной деятельностью представлена на рисунке 14.11.


 

Технолопы шшстру ментальные q^cTBa проектирования системы

управления

Рис. 14.11. Общая структура решения задач системного управления

таможенной деятельностью


Все таможенные системы — это совместно функционирующие, откры­тые, распределенные и развивающиеся системы. При этом основная цель их совместного функционирования и развития — согласованная целенаправлен­ная (прогрессивная) эволюция деятельности: внешнеэкономической, тамо­женной и обеспечивающей.

Системное решение (решение системного характера) — это решение непосредственно связанное с целью таможенной деятельности, а также с раз­витием таможенных систем или таможенного дела в целом.

Основное содержание процессов системного управления таможенной деятельностью характеризуется следующими составляющими: администри­рование и самоорганизация.

Основные задачи администрирования следующие: анализ проблемной ситуации, подготовка принятия решения, принятие решения, нормативно- правовое обеспечение решения, контроль реализации решения.

Основная задача самоорганизации — согласование эволюционных про­цессов вложенных систем и саморазвития единой системы таможенных орга­нов. В общем контексте самоорганизации администрирование рассматри­вается как командно-распорядительный акт.

Математическая задача системного управления есть задача формирова­ния глобально эффективной структур-стратегии (структуры и стратегии) дея­тельности или собственно организации — на основе интеграции локально эффективных структур-стратегий вложенных систем.

Системное оперативное управление связано с поиском управляющего решения в сложившейся проблемной ситуации деятельности — поиск струк­тур-стратегии деятельности в области (р*-Р) для условий <a(t)-A, b*-B, с*-С, ЕдопД>.

Системное тактическое управление связано с поиском структур- стратегии деятельности на ограниченном временном интервале в рамках при­нятой метатехнологии деятельности — поиск структур-стратегии деятельно­сти в области <р*-Р(т)> для условий <а(т)-А, Ь*-В, с*-С, Едоп,т>.

Системное стратегическое управление заключается в развитии метатех­нологии деятельности — в формировании структур-стратегий, обеспечиваю­щих согласованную эволюцию и устойчивое функционирование системы та­моженных органов на планируемом временном интервале деятельности: по­иск структур-стратегии деятельности в области <р*(Тг)-Р(Тг)> для условий <a(Tr)-A(Tr), Ь*-В, с*-С, Едоп(Тг)>.

Каждый из видов системного управления таможенной деятельностью характеризуется определенным циклом реализации.

Цикл системного оперативного управления включает: анализ проблем­ной ситуации, подготовку принятия решения, принятие решения, норматив­но-правовое обеспечение решения, корректировку структур-стратегии дея­тельности, контроль реализации решения.

Цикл системного тактического управления включает: корректировку требований на планируемом интервале деятельности, определение состава актуальных оптимальных структур-стратегий, выбор структур-стратегии дея­тельности единой системы таможенных органов на заданном временном ин­тервале, разработку предложений по локальной модернизации ЕС ТО и (или) СТО, планирование оперативно-стратегических мероприятий, нормативно- правовое обеспечение оперативно-стратегических мероприятий, контроль ре­ализации оперативно-стратегических мероприятий (в том числе и при осу­ществлении оперативного управления).

Цикл системного стратегического управления включает: анализ тен­денций эволюции макросистемы, определение целей управления и состава требований к ЕС ТО, определение направлений развития СТО, формирование структур-стратегий перспективных ЕС ТО и СТО для планируемого времен­ного интервала деятельности, модернизация метатехнологии деятельности ЕС ТО, корректировка состава оптимальных структур-стратегий метатехнологии деятельности, администрирование реализации структур-стратегии прогрес­сивной эволюции ЕС ТО.

Задачи системного управления таможенными органами формулируются в виде следующих постановок.

Задача системного стратегического управления — задача синтеза (раз­вития) новой метатехнологии таможенной деятельности.

Задача системного тактического управления — задача оптимизации (модернизации) метатехнологии таможенной деятельности — Ds.

Задача системного оперативного управления — задача оперативной корректировки структур-стратегии деятельности (реструктуризации) ТО в условиях сложившейся проблемной ситуации.

Постановки задач системного оперативного управления — это частные постановки задач системного тактического управления, а задачи тактического управления — частные постановки задач стратегического управления.

Поскольку проблемная ситуация может быть как полностью опреде­ленной, так и иметь устранимую или неустранимую неопределенность, то со­ответствующие методы решения задач системного управления следующие:

• традиционные методы оптимизации,

• методы структурно-параметрической адаптации;

• методы целостной эволюционизации (интеллектуализации, интеллек­туальной интеграции, самоорганизации, саморазвития).

Соответствующие механизмы системного управления определим как оптимизационный, адаптивный и синергетический (эволюционный).

Вопросы для самопроверки

1. Какова структура и основное содержание управления таможен­ным делом?

2. Как строится аналитическая модель системного управления та­моженной деятельностью?

3. В чем особенности решения задач системного управления тамо­женной деятельностью?

Кейс ситуация

По данным Федеральной таможенной службы в 2011 году приоритетами в работе кадровых подразделений таможенных органов являлись:

- сохранение кадрового потенциала при проведении организационно-штатных ме­роприятий в связи с оптимизацией структуры таможенных органов;

- обеспечение необходимого уровня профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов;

- реализация мероприятий перспективного плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на пери­од 2010-2012 годов, укрепление служебной дисциплины и правопорядка.

Также в материалах ФТС России отражено состояние технической составляющей деятельности таможенных органов, в том числе в 2011 году ФТС России проводила ра­боту, направленную на эффективное решение задач по обеспечению информационного взаимодействия государств — членов Таможенного союза и информационно- техническими средствами таможенных органов.

Таким образом, установлены следующие показатели кадровой и информационно- технической деятельности за 2010-2011 гг.:

□ Кадровое обеспечечнне

В Техническое обеспечение


На основе анализа кадровой и технической обеспеченности произведено позицио­нирование состояния и стратегии развития Федеральной таможенной службы в области кадровой и информационно-технической работы: К

9(100%) 92.2% 90,4%

7(78%).

4.5 (50%)

0(0%) 4.5(50%) 60.2W5,4% 7(78%) 9(100%)

где К — кадровое обеспечение ФТС России,

I — информационно-техническое обеспечение ФТС России, А — состояние технического и кадрового обеспечения за 2010 г., В состояние технического и кадрового обеспечения за 2011 г., С — целевая точка — ст ратегия развития. задание. На основе представленных данных проведите системную оценку со­стояния кадрового и информационно-технического обеспечения, сформулируйте стра­тегию развития таможенных органов в области кадрового и информационно- технического обеспечения ФТС России и предложите решения задач развития кадрово- го и информационно-технического обеспечения таможенных органов России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В учебнике рассмотрен широкий спектр вопросов, связанных с приме­нением современных управленческих моделей в таможенном деле.

Таможенный менеджмент рассмотрен как теоретическая основа уп­равления таможенным делом с двух сторон. В широком смысле — как систе­ма взглядов, представлений, идей, направленных на развитие таможенного дела как социально-экономического института. В узком и специальном смыс­ле — как форма организации научного знания, дающая целостное представ­ление о закономерностях и существенных связях в таможенных институтах, организациях (органах), процессах (процедурах, технологии) и услугах.

Таможенный менеджмент как теоретическая платформа управления та­моженным делом представляет собой особый специфический развивающийся предмет изучения, задачей которого является разработка целостной системы знаний в области управления таможенными институтами, организациями, процессами, таможенным персоналом и услугами для достижения целей та­моженной деятельности.

В управленческой деятельности таможенных органов в последние годы все более широкий интерес вызывает интегративная модель управления та­моженным делом.

Интеграция подходов, технологий, моделей и методов управления предоставляет самые широкие возможности в решении проблем, возникающих в таможенном деле на любом уровне: институциональном, организационном, процессном, ресурсном или на уровне предоставляемых услуг — конечном результате деятельности.

Все таможенные системы — это совместно функционирующие, от­крытые, распределенные и развивающиеся системы. Основная цель их сов­местного функционирования и развития — согласованная целенаправленная эволюция внешнеэкономической, таможенной и обеспечивающей деятельно­сти.

Управление таможенным делом продиктовано с системных позиций в виде стратегического, оперативного и тактического управления.

Каждый из видов системного управления деятельностью таможенных органов характеризуется определенным циклом реализации, который состоит из анализа проблемной ситуации, подготовки и принятия решения, норма­тивного правового обеспечения решения, корректировки структур-стратегий деятельности, контроля реализации решения.

Процесс управления таможенными органами отличается специфичес­ким содержанием, в котором выделяются методологический, функцио­нальный, экономический, организационный, социальный и информационный аспекты.

В современных условиях значительно возрастает роль маркетинга в успехе таможенного администрирования, в решении проблем развития тамо­женных органов России. Знание основ маркетинга и участие в реализации маркетинговых программ в ближайшем будущем должны входить в круг ос­новных обязанностей руководителей всех уровней управления таможенными органами. Каждый руководитель обязан вносить свой вклад в создание и обеспечение качества таможенных услуг, эффективно удовлетворяющих ре­альные и потенциальные потребности государства и участников ВЭД.

Предоставление государственных услуг в процессе таможенного ад­министрирования должно основываться на нормах и принципах междуна­родных таможенных конвенций и соглашений, на международных стандартах качества (по типу стандартов ИСО 9000), а также на вовлечении участников ВЭД в процесс подготовки законодательных и нормативных правовых актов.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев А.Ф., Макруеев В.В. Основы теории управления: курс лекций. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.

2. Анисимов В.Г. Введение в экономический риск-менеджмент: моно­графия/ В.Г. Анисимов, Е.Г. Анисимов, А.П. Бойко, О.В. Калинина, В.А. Карпов, Е.С. Лобас. — М.: РИО РТА, 2008. 92 с.

3. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. — М.: Омена-Л., 2006.

4. Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности. Мо­нография. М.: Издательство РТА, 2009.

5. Барамзин С.В. Функции управления в таможенном деле (проблемы качества процессов и результатов). Монография. М.: Издательство РТА, 2009.

6. Букатова И.Л., Макруеев В.В. Современные информационные технологии управления: Монография. — М.: РИО РТА, 2003.

7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. — М.: ЭКОНОМ ИСТЪ, 2006.

8. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. —М.: Экономистъ, 2011.

9. Гапоненко А.А. Панкрухин А.И. Стратегическое управление: Учебник. — М.: Омега-Л, 2008.

10. Дианова В.Ю., Макруеев В.В., Маркина О.А. Развитие таможенных институтов. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.

11. Ершов АД., Макруеев В.В., Калинина О.В., Сизова К.А. Таможенные услуги в международной цепи поставки товаров: Монография. М.: РИО РТА, 2007.

12. Карпов А.В. Психология менеджмента. — М: Гардарики, 2004.

13. Колобова И.Н., Кузнецов С.С. Управление таможенными органами на основе процессно-ориентированного подхода: монография. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010.

14. Макруеев В.В. Основы системного анализа: Учебник. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.

15. Макруеев В.В., Дианова В.Ю. Маркетинг таможенных услуг: Учебник. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010.

16. Макруеев В.В., Сафронов А.В. Государственные таможенные услуги. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2008.

17. Макруеев В.В., Тимофеев В.Т., Колобова И.Н., Барамзин С.В., Андреев А.Ф. Основы управления таможенными органами России / Под ред. Черных В.А. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.

18. Мескон М.-Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 2012.

19. Общий и специальный менеджмент: Учебник / Под ред.

A. Л. Гапоненко, А.Р. Петрухина. — М.: ЭкономистЪ, 2006.

20. Управление таможенным делом: Учебное пособие / Под общей ред.

B. В. Макрусева, В.А. Черных. — СПб.: Изд-во Троицкий мост, 2011.

21. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Ки- банова. — М.: ИНФРА-М, 2010.

Интернет-ресурсы: www.customs.ru (сайт ФТС России); www.aup.ru (Административно-управленческий портал); www.cfin.ru (Корпоративный менеджмент).



HvipeHH»«_cj)«ja__

а

Операция! |*"<ймрацг«2 ~[ Операция3

________ I_____!

29 Более подробно см.: Макрусев В.В. Основы системного анализа. М.: Изд-во РТА: Учебник, 2009.

30 Контроль — процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей и состоящий из трех основных элементов:

• установление стандартов деятельности системы, подлежащих проверке;

• измерение достигнутых результатов с ожидаемыми результатами;

• корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Профиль стандарта могут определить:

• требования по экономической безопасности;

• требования по тарифным ограничениям; требования по нетарифным ограничениям; требования по платежам и т.п.

31 Конституция Российской Федерации, ст. 71.

75 http/www.4delo.ru/inform/news/244846.html.

11 В некоторых источниках встречается термин «институционализация», который по своему содержанию в контексте данного исследования полностью совпадает с термином «институционализация».

78 Политология: словарь-справочник / М.А. Василик, М.С. Вершинин и др. — М.: Гардарики, 2001. — С. 78.

14 Флигстин И. Поля, власть и социальные навыки: критический анализ новых институциональных течений // Экономическая социология 2001. Т. 2. — С. 28-55.

4. Принятие норм, правил, процедур

5. Практическое применение и установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их примене­ния в отдельных случаях

82 Пушкарева Г.В. Общество: механизмы функционирования и развития.

92 Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление. — ОМЕГА-Л, 2004. — Стр. 17.

99 Метод коллективной генерации идей (далее КГИ) определяется как групповой метод решения проблем, активизирующий творческую мысль.

Учитель Ю.Г. Разработка управленческих решений: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Антикризисное управление» и другим экономическим специальностям, специальности «Менеджмент организации» / Под ред. Ю.Г. Учитель, А.И. Терновой, К.И. Терновой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — С. 257-258.

104 Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. — М., 2005. — С. 254.


' 1 Организация — это совокупность людей, обладающих необходимыми ресурсами, интегрированных в единую систему, преследующих общую цель и предпринимающих скоординированные действия для ее достижения.

Маркетинговый менеджмент — это единая политика организации, производства, ценообразования и продвижения на рынке продуктов и услуг, направленная на осуществление обменов, удовлетворяющих все стороны: потребителей, производителей и общество в целом.

[2] Цель — конечное состояние системы, к которому она стремится в своей структурно- функциональной организации. Цель организации — результаты, которые менеджеры считают важными для достижения успеха.

[3] Правила — точное описание того, что следует делать в сложившейся ситуации.

[4] Процедура — предписание, какие действия необходимы в конкретной ситуации.

' Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной таможенной службе» от 26 июля 2006 г. № 459.

[6] Институт (от лат institutum — установление, учреждение) — 1) совокупность устойчивых формальных и неформальных правил, норм, обычаев взаимосвязи, взаимодействия между людьми, организациями, государственными органами, имеющими место в экономике и обществе; 2) организация или орган, осуществляющие определенный вид деятельности. Таможенный институт — это целостная совокупностью идей, правил, норм и механизмов, определяющих, формирующих или развивающих таможенную организацию (таможенные органы) или сама таможенная организация как открытая эволюционирующая система.

[7] Макрусев В.В. Основы системного анализа: Учебник. — М.: РИО РТА, 2006. С. 256.

[8] 11роцесс — в узком смысле — совокупность последовательных действий, направленных им достижение определенных результатов.

[9] Дея тельность — специфическая для человека форма активности, направленная на целе­сообразное преобразование окружающего мира.

[10] Теоретические основы автократической модели управления получили развитие в начале XIX века. Первая фаза ее развития связана с работами американского исследовате­ля и фактического основателя науки менеджмента Ф. Тейлора. Базовые положения тей­лоризма нашли отражение в его работе «Принципы научного менеджмента» (1914). В ос­нове системы Тейлора лежит использование наблюдений, замеров, хронометрирования и анализа операций ручного труда с целью рационализации действий работника. Примерно в то же время, что и работы Ф. Тейлора, в свет выходят труды немецкого социолога и фило­софа М. Вебера (1864—1920), посвященные анализу бюрократических систем. М. Вебер построил систему так называемой идеальной бюрократии, в рамках которой сформулиро­вал основные принципы работы жестко регламентированной иерархической структуры. Он исходил из того, что в рамках идеальной бюрократии пребывание в должности зависит от компетентности, в основе принятия решений лежат правила и процедуры, а рациональ­но действующий менеджер должен быть хорошо информирован.

[11] Правила — точное описание, что следует делать в той или иной уникальной ситуации.

[12] 11роцедура — предписание, какие действия необходимы в конкретной ситуации.

[13] Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Первичность целого — основной по­стулат теории систем. Предположение, что системы существуют как целое, которое затем можно членить на компоненты, является исходным онтологическим моментом теории.

[14] Таможенное регулирование — правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через границу Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

[15] Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — участников Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

[16] Ершов А.Д. Менеджмент: учебное пособие. - СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2007.

[17] Организационно-функциональная модель («бизнес-модель») управления определяет функционал организации в качестве вида деятельности, базовые организационные структуры и зоны ответственности руководителей и исполнителей. Модель должна включать эффективные информационные технологии, интегрированные в органи­зационные структуры, бизнес-процессы и документооборот организации.

[18] Изучение психологических условий и особенностей и закономерностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления.

[19] Таможенное администрирование — специфическая методология управления, система административных методов и технологий воздействия на сферу ВЭД, организуемая и управляемая с целью качественной реализации функций таможенного регулирования и контроля, обеспечения социально-экономической эффективности этого сектора экономики и экономики России в целом.

[20] Цель организации — результаты, которые менеджеры считают важными для достижения успеха.

[21] Андерсен Бьерн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005.

[22] Отметим, что в указанной схеме выделены действия, имеющие основополагающее зна­чения для рассматриваемого процесса. Сопутствующие действия, играющие обеспечива­ющую роль (подготовка документа в электронном виде, его распечатка, передача докумен­тов различным исполнителям и пр.) на схеме не представлены.

227 Подробнее см. Макрусев В.В. Основы системного подхода: Учебник. М.: Изд-во РТА, 2009.

[24] Подробнее см. Мескон MX., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2005.

организации и осуществления таможенного кон­троля.

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО с системных позиций:

сфера государственной политики, особая область

государственных интересов, специфическое направление деятельности системы государствен­ной власти по регулированию и контролю эконо­мических процессов России, в первую очередь ее внешнеторговой деятельности.

Рис. 6.3. Морфологическая структура понятия «таможенное дело»

[26] Здесь же важно указать на наличие следующих терминологических конструкций: таможенное дело — таможенная деятельность — деятельность таможенного органа (отдела, специалиста) — все это деятельный подход; институт таможенного администрирования, система таможенных органов, таможенный орган — все это организационный подход.

[27] Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации. Таможенное законодательство - совокупность законов и подзаконных актов, касающихся ввоза, вывоза, перемещения или хранения товаров, применение и обеспечение исполнения которых возложено непосредственно на таможенную службу, а также любых нормативных предписаний, издаваемых таможенной службой в пределах ее компетенции.

[28] Макрусев В.В. Управление внешнеэкономической и таможенной деятельностью в условиях глобализации мировой торговли / Роль и место таможенной службы России в развитии экономики и обеспечении экономической безопасности в условиях глобализации внешней торговли. - М.: РИО РТА, 2001. - С. 416-423.

[29] Концепция государственной информационной политики. Материалы проекта (рук. академик РАЕН Черешкин Д.С.) — 1999 г.

Модернизация — система мероприятий, определяющих преобразования стратегического характера, механизмов управления ими, и их реализация для обеспечения эффективного функционирования модернизируемой организации в условиях высокой динамики внутрен-ней и внешней среды организации.

[31] Бушуев И.А. К вопросу о правовых основах внешнеэкономической деятельности (понятие и основные направления правового регулирования) // М.: РИО РТА, 1996; Макру- сев В.В. Информатизация в сфере внешнеэкономической деятельности: целостно- эволюционный подход / Таможня в условиях глобализации внешней торговли. М.: РИО РТА, 2000, —С. 221-244.

[32] Необходимо отметить, что оценка воздействия механизма регулирования на СФТП явля­ется сложной, а зачастую и невозможной в связи с затруднениями в определении количественной оценки результатов такого воздействия. Это обусловлено необозримой размерностью и сложно­стью задачи, отсутствием систематизированных данных о применении механизмов регулирования (в первую очередь нетарифных мер), трудностями оценки результата действия конкретной меры в комплексе мероприятий даже в отношении конкретного товара, трудностями получения прямой и устойчивой зависимости воздействия мер административного и неналогового характера на импорт в силу отсутствия непосредственного влияния нетарифных мер на цены импортируемых товаров, наличием слабо формализуемых политических и социально-психологических факторов. Все это в целом затрудняет решение задач регулирования ВЭД.

[33] Ворачек X. О состоянии «теории маркетинга услуг».//Проблемы теории и практики управления. № 1. 2002.

[34] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М., 1978-1980. — Т. 4. — 1980.

[35] Большая Российская энциклопедия. - 2001, EDI-Press & Web Mission. — 2000-2001, Russ Portal Company Ltd. - 2001.

[36] В общем случае продукт включает как товар, так и услугу, которые различаются по сво­ему содержанию.

[37] См. Ворачек X.

[38] Gronroos С. Service management and marketing. West Sussex, 2000.

[39] Стандартизация и сертификация в сфере услуг. Под ред. Ракова А. - М., 2002.

[40] Это важное свойство услуги, которое, например, не характерно для других продуктов деятельности.

[41] Миронова Н. Дифференцированный подход к маркетингу услуг, ateh.by.ru, 2004.

[42] Старорусское значение слова товар - имущество, имение.

[43] Цель нашего изложения - выделить понятие услуга в конструктивную категорию. В этой связи мы используем два базовых понятия: материально-вещественный предмет и услуга. В онтексте нашего изложения мы их разделяем. Однако важно понимать следующее. В других случаях в качестве объектов маркетинга могут рассматриваться, например, материальные товары, услуги, идеи, организации, территории и личности (см. Общий и специальный менеджмент: Учебник. - М.: Изд-во РАГС). В других случаях весь этот спектр объектов может быть объединен понятием «про­дукция» или даже термином «товары», употребляемым в наиболее широком смысле.

[44] Как правило - это ценность, не является физическим, вещественным предметом, но имеет стоимостную, денежную оценку и предназначена для целей сбыта.

[45] Анализ финансово-хозяйственной деятельности таможенных организаций: Учебно- методическое пособие. М.: РИО РТА, 1999. - 144с.

[46] Определение размеров сектора таможенного контроля не является целью данного материала.

[47] Bateson J. Managing services marketing. United States of America., 1995.

w Системный характер услуги говорит о том, что задачи, связанные с ее созданием и предложением, это задачи системного характера. Основные среди них: задача анализа эффективности и качества услуги, задача синтеза системы услуг, задача синтеза стратегии услуг, задача развития системы услуг. Фактически здесь применимы вся теория и практика теорий системного управления и стратегического менеджмента.

[49] Условия изменений определены в лекции 1.

'" Основные услуги в государственном секторе: регулирование и контроль сферы ВЭД (Федеральная таможенная служба как инструмент государственного регулирования ВЭД).

11 секторе ВЭД: идентификация объекта таможенного контроля в качестве товара; сниже­ние потерь участника ВЭД в таможенном секторе и др. "" Ьойетт Д., Бойетт Д. Гуру маркетинга. —М.: Эксма, 2004. 1,1 <)бщий и специальный менеджмент: Учебник. — М.: Изд-во РАГС, 2000.

[53] Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. — СПб.: Питер, 2002.

[54] Котлер Филип. Маркетинг по Котлеру: как создать, завоевать и удержать рынок. - М.: Альпина Паблишер, 2003.

" ' Тим же.

Котлер Филип. Указ. соч.

[57] Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. — СПб.: Питер, 2002.

[58] О'Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход. — СПб.: Питер, 2001.

[59] Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. — СПб.: Питер, 2002.

[60] В данном случае самый общий вид услуги - системное воздействие на объект таможенного регулирования и контроля - на сферу ВЭД (см. рис. 9.3).

[61] При другом подходе в состав таких показателей могут входить: время таможенного контроля, издержки участника ВЭД, объемы товаропотока и т.п.

[62] При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочное™ и, как правило, ограничиваться только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. В ближайшей перспективе при выборе форм таможенного контроля приоритет отдается использованию системы управления рисками. Как следствие, качество услуг, оказываемых таможенными органами, зависят от ее качества и эффективности применения. Система управления рисками должна стать одним из основных инструментов в работе по приведению процедур таможенного контроля в Российской Федерации в соответствие критериям качества таможенного админи­стрирования, предусмотренными стандартами Всемирной торговой организации. Согласно Киотской конвенции управление рисками - это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот принцип позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.

[63] Понятие будет рассмотрено нами в специальной лекции. В самом широком контексте под таможенными услугами будем понимать услуги государству и содействие современному бизнесу (в узком смысле слова — конкретному участнику ВТД) в форме таможенного регулирования и контроля.

[64] Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. — 3-е изд., доп. / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. — М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. — С. 3-5.

[65] Кухаренко В.Б. Модернизация таможенной службы. Монография. — М.: ИЦ «Классика», 2000. — С. 38.

Рис. 10.2. Элементы институциональной структуры таможенной службы, эволюционирующие в процессе ее развития.

Общая стратегическая цель развития таможенных администраций мира сформулирована в рамочных стандартах ВТО и состоит в активизации мировой торговли, повышении уровня ее защищенности от террористических посяга­тельств и увеличении вклада таможенной службы в процесс повышения социаль­но-экономического благосостояния государств. Стратегическая цель развития таможенной службы,' России определена в Концепции развития таможенной службы России до 2010 года и заключается в реализации общегосударственных задач в области таможенного дела и обеспечении безусловного и полного соблю­дения таможенного законодательства РФ для экономического процветания и со­циального благополучия нации. При такой постановке задачи значительно актуа­лизируется проблема создания методологии управления развитием таможенных органов в новых институциональных условиях, направленной на повышение ре­зультативности регулирования внешнеэкономической деятельностью России, формирование условий стабильной, благоприятной среды для внешней торговли, создание современных и универсальных инструментов таможенного регулирова­ния и контроля.

Любые преобразования таможенной системы неизбежно связаны с определенными затратами на ее изменение, что обуславливает поиск рацио­нального пути перехода от существующей системы — к перспективной. Как уже отмечалось, в настоящее время и таможенное дело, и таможенная служба как государственный институт изучены недостаточно, что принципиально ограни­чивает возможности качественного решения проблем их дальнейшего развития.

[67] Андреев Ю.П., Коржевекая Н.М., Костина Н.В. Социальные институты: содержание, функции, структура. — Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. — Стр. 21.

[68] Трансакция — это действия по координации любых взаимоотношений как внутри орга­низации (сотрудники всех уровней иерархии), так и с внешними агентами (потребители, другие хозяйствующие субъекты, общественные организации, государство и его институ­ты).

Под механизмом стратегического управления в данном случае понимается совокупность средств и методов управления, обеспечивающих и определяющих целенаправленное движение системы и ее развитие в долгосрочном периоде.

[70] Алгоритм стратегического управления, как правило, включает следующие этапы: фор­мирование видения и миссии организации; постановка целей и задач; оценка и анализ внешней среды; управленческое обслед

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...