II период обучения (вторая половина ноября — февраль)
Всего 39 занятий: 15 недель (групповые/подгрупповые занятия по произношению, обучению грамоте — 3 раза в неделю; со второй половины февраля (с 25-й недели) — произношение, обучение грамоте — 2 раза в неделю, обучение связной речи — 1 раз в неделю)
Неделя
Звуки
Буквы
Количество занятий
Звукослоговой анализ, грамота
Лексико-грамматический строй речи
Связная речь
12-я
[н]
[з]
Н
Я
Деление слов на слоги. Анализ слов типа Нина, Наша.
Анализ слогов са, ся: слов типа Таня.
Анализ слов типа зубы
Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.
Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (большой мишка, большая кошка, большие башмаки, большое пальто). Закрепление навыка употребления прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (Дети кормили морковкой белого кролика. Дети давали корм белым кроликам). Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже (один стул, одна книга, одно платье; один стул, два стула, пять стульев, одна книга, одной книги, одной книгой).
Сравнение, сопоставление глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени (катаю, катал, буду катать); глаголов совершенного и несовершенного вида.
Образование слов на новом лексическом материале с помощью приставок, суффиксов, словосложения.
Развитие умения составлять рассказ из предложений, данных без соблюдения логической последовательности.
Развитие умения давать полные ответы на вопросы в ходе подготовки к пересказу текста. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.
Закрепление умения пересказывать тексты, составлять рассказы по картине, серии картин
13-я
[з]
[з] [з’]
[c] [c’]
[з] [з’]
Анализ слов типа Зина, козы.
Составление схемы слова. Звонкие и глухие согласные
14-я
[с], [c’]
[з] [з’]
[б]
[б] [б’]
Б
Анализ слов типа бутон, батон.
Анализ слов типа кубик. Чтение предложений, текстов
15-я
[б] [б’]
[п], [п’]
[в]
В
Анализ слов типа Иван, волки
16-я
[т]
[т']
[д']
Д
Выделение ударного гласного звука.
Работа с разрезной азбукой (составление, преобразование слогов, слов дубы, дубок)
17-я
[д], [т]
[д] [д’]
[т] [т’]
[г] [г’]
Г
Анализ слов типа диван.
Анализ слов тина бумага.
Упражнения с разрезной азбукой, чтение
18-я
Каникулы
Закрепление умения употреблять образованные слова в составе предложений в разных падежных формах (У меня нет стеклянной вазы. Я катался на трехколесном велосипеде). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (У лисы длинный пушистый хвост. У зайчика коротенький пушистенький хвостик).
Составление предложений без предлогов и с предлогамина, под, над, у, к, от, с (со), из, в. по, между, за, перед; из слов, данных в начальной форме: скамейка, под, спать, собака (Собака спит под скамейкой). Составление предложений из «живых слов» (слова называют дети). Распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу. Миша вешает в шкаф меховую шубу).
Составление предложений с заданными словосочетаниями: серенькую белочку, серенькой белочке. (Дети видели в лесу серенькую белочку. Дети дали орехи серенькой белочке).
19-я
20-я
[г] [г']
[к], [к']
[ш]
Анализ слов типавагоны. Чтение, выкладывание слов из букв разрезной азбуки. Анализ слов чипамишка. Преобразование слов(мишка — мышка). Правило написанияши
21-я
[c], [ш]
Е
Преобразование слов(миска —мишка).
Выкладывание из букв разрезной азбуки слов типасетка, чтение этих слов. Преобразование спов(ватка — ветка)
22-я
[л]
[л], [л']
Л
Анализ слов тинаплита, волк, слава.
Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение. Подбор слов к схемам
23-я
[ж]
[ж] [ш]
Ж
Анализ слов типаужата. Правило написанияжи, ши
24-я
[ж] [з]
[й]
ё
Самостоятельное составление схем слов. Выполнение заданий с использованием букв разрезной азбуки. Чтение, выкладывание из букв разрезной азбуки слов типакотенок. Анализ слов типасиний
Добавление в предложения пропущенных предлогов: перед, за, у, около, возле (Кусты сирени посадили... домом. Елочка росла... дома). Составление предложений но результатам выполнения словесной инструкции: взять зеленую грузовую машину и поставить ее на среднюю полку шкафа (Я взял зеленую грузовую машину и поставил на среднюю полку шкафа)
25-я
[р]
Анализ слов типакрасный. Преобразование слов
Закрепление умения составлять рассказ из предложений, данных без логической последовательности
26-я
[р] [р’]
[р] [л]
Р
Анализ слов сложной звуко-слоговой структуры. Преобразование слов
Составление рассказа но серии сюжетных картинок
III период обучения (март, апрель, май)
Всего 36 занятий: 12 недель (занятия по произношению, обучению грамоте — 2 раза в неделю; по связной речи — 1 раз в неделю)
Неделя
Звуки
Буквы
Количество занятий
Звукослоговой анализ, грамота
Лексико-грамматический строй речи
Связная речь
27-я
[с], [з].
[ш], [ж]
[р], [p']
[л], [л']
Анализ слов сложной звукослоговой структуры
Закрепление полученных ранее навыков.
Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов путем присоединения приставки или суффикса, путем словосложения.
Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учить - учитель - учительница - ученик; футбол - футболист). Умение использовать образованные слова в составе предложений. Воспитание умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, снегурочка, снежный).
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных на усложненном лексическом материале (черная юбка - черненькая юбочка, синий передник - синенький передничек, красное платье - красненькое платьице).
Практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов (иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у елки). Закрепление употребления сложных предлогов из-за, из-под (Кот вылез из-под стола). Закрепление (на новом лексическом материале) навыка составления и распространения предложений. Составление предложений с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали). Составление предложений но опорным словам: мальчик, поймать, ежик. (В лесу под кустом мальчик поймал серого колючего ежика. На опушке леса мальчик поймал маленького колючего ежика).
Закрепление навыка употребления сложносочиненных предложений с разными придаточными (Мы пойдем в игрушечный магазин, чтобы купить красивую куклу.., большую грузовую машину, заводной трактор, подарок братишке)
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
28-я
[ч]
Ь
Анализ слов типа хорь, письмо, васильки. Чтение предложений, текстов.
Подбор слов к буквенным схемам: м.. ш.. а (мышка, мушка, мишка). Правило написания ча, чу
Составление рассказа по серии сюжетных картинок с элементами творчества
29-я
М
[т], [т']
Ч
Повторение пройденного материала
—\\—
30-я
[ц]
Ю
Ц
1 1
Анализ слов разного звукового состава типа клюв, юла, дают.
Чтение предложений, текстов.
Подбор слов к буквенным схемам
Составление рассказа по сюжетной картинке
31-я
[ц], [с]
[ч], [с’]
[т'], [ц]
[с]
Повторение пройденного материала
Составление рассказа по сюжетной картинке с элементами творчества
32-я
[ф]
[щ]
Ф
Щ
Выполнение заданий с использованием букв разрезной азбуки. Чтение.
Подбор слов к буквенным схемам. Правило написания ща, щу
Составление рассказа-описания с использованием схем
33-я
[щ] [ч]
Ъ
Анализ слов типа съел, подъехал
Составление рассказа-описания
34-я
[щ] [ц]
[т’]
[ц][с], [с’]
Анализ слов разного звукослогового состава, произнесение которых не расходится с написанием