Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Он восседает в паланкине, его сопровождают множество последователей, слоны и кони. 34 страница




ত া হ া র া ও য ে ন ম ো র গ ু ণ -ক ী র ্ ত ্ ত ি গ া য ় ” ॥ ৪ ৯ ॥

а̄ ма̄ ре декхийа̄ эбе йе-саба пала̄ йа

та̄ ха̄ ра̄ о йена мора гун̣ а-кӣ рти га̄ йа’

Те, кто сегодня избегают Меня, завтра будут воспевать Мою славу и превозносить Мои достоинства».

 

Стих 50

এ ত ে ক ব ল ি য ় া প ্ র ভ ু চ ল ি ল া হ া স ি ত ে ।

ঘ র ে গ ে ল া ন ি জ -শ ি ষ ্ য গ ণ ে র স হ ি ত ে ॥ ৫ ০ ॥

этека балийа̄ прабху чалила̄ ха̄ сите

гхаре гела̄ ниджа-ш́ иш̣ йа-ган̣ ера сахите

Сказав так, Нимай улыбнулся и вместе с учениками отправился домой.

 

Стих 51

এ ই ম ত র ঙ ্ গ ক র ে ব ি শ ্ ব ম ্ ভ র -র া য ় ।

ক ে ত া ন ে জ া ন ি ত ে প া র ে, য দ ি ন া জ া ন া য ় ? ॥ ৫ ১ ॥

эи-мата ран̇ га каре виш́ вамбхара-ра̄ йа

ке та̄ ’не джа̄ ните па̄ ре, йади на̄ джа̄ на̄ йа?

Сможет ли кто-нибудь понять игры Вишвамбхара, пока сам Господь не откроет их смысл?

 

Стих 52

হ ে ন ম ত ে ভ ক ্ ত গ ণ ন দ ী য ় া য ় ব ৈ স ে ।

স ক ল ন দ ী য ় া ম ত ্ ত ধ ন -প ু ত ্ ত ্ র -র স ে ॥ ৫ ২ ॥

хӣ намате бхакта-ган̣ а надӣ йа̄ йа ваисе

сакала надӣ йа̄ матта дхана-путра-расе

Так жили преданные Навадвипы, где все люди думали лишь о семье и богатстве.

 

Стих 53

শ ু ন ি ল ে ই ক ী র ্ ত ্ ত ন, ক র য ় ে প র ি হ া স ।

ক ে হ ব ো ল ে, —“স ব প ে ট প ু ষ ি ব া র আ শ ” ॥ ৫ ৩ ॥

ш́ унилеи кӣ ртана, карайе париха̄ са

кеха боле — ‘саба пет̣ а пуш̣ иба̄ ра а̄ ш́ а’

Люди насмехались над преданными, когда те пели киртан. Некоторые говорили: «Они поют, чтобы выпросить еду».

Комментарий:

Находясь во власти мирского знания, жители Надии были полностью погружены в семейные заботы, стремясь приумножить свое богатство и получить образование. Их не интересовало служение Господу Хари. У них не было привязанности к слушанию славы Кришны, они не осознавали величия воспевания славы Кришны. Они отвергали служение Господу и думали, что преданные совершают хари-киртан не ради служения Господу, а для того, чтобы выпросить еду. Они считали вайшнавов такими же корыстными в своих поступках, как и они сами.

 

Стих 54

ক ে হ ব ো ল ে, —“জ ্ ঞ া ন -য ো গ এ ড ় ি য ় া ব ি চ া র ।

উ দ ্ ধ ত ে র প ্ র া য ় ন ৃ ত ্ য, —এ ক ো ব ্ য ভ া র ? ” ॥ ৫ ৪ ॥

кеха боле, — ‘джн̃ а̄ на-йога эд̣ ийа̄ вича̄ ра

уддхатера пра̄ йа нр̣ тйа, — э кон вйабха̄ ра? ’

Другие люди говорили: «Они оставили учебу, чтобы танцевать подобно безумцам. Почему они так ведут себя? »

Комментарий:

Гьяна — это лишь умозрительные рассуждения о безличном Брахмане. Имперсоналисты убеждены, что гьяна — это цель жизни. Все, что предназначено для наслаждения чувств обусловленных живых существ, отвернувшихся от Кришны, называется вишая (объекты чувств). Йога — это способность сохранять непривязанность к таким объектам или умение обуздывать свой ум. Те, кто следует философии монизма, считают растворение в Брахмане или слияние с Господом конечной целью жизни. Садхана таких людей также основывается на имперсональном понимании Веданты и аш̣ т̣ ан̇ га-йога-шастрах. Однако преданное служение Господу никогда не приводит к этому отвратительному и мерзкому самообману. Беспокойство людей, занятых преданным служением Господу, никак не связано с желанием чувственных удовольствий. Но имперсоналисты и йоги из-за узости мышления не способны осознать суть усилий преданных. «Шримад-Бхагаватам» говорит об этом так:

эвам̇ -вратах̣ сва-прийа-на̄ ма-кӣ ртйа̄

джа̄ та̄ нура̄ го друта-читта уччаих̣

хасатй атхо родити раути га̄ йатй

унма̄ да-ван нр̣ тйати лока-ба̄ хйах̣

«Ежедневно воспевая святые имена Верховного Господа, человек обретает любовь к Богу и начинает черпать наслаждение в этом воспевании. Ощущая близость Господа, он приходит в возбуждение и громко поет Святое Имя. Он смеется, плачет, испытывает большое волнение и кричит, подобно сумасшедшему, не обращая внимания на окружающих». [ШБ 11. 2. 40]

Что касается вопроса об абхидхейе, следует понимать, что преданные не признают кратковременные садханы, которым отдают предпочтение гьяни и йоги. Действия, благоприятные в преданном служении и совершаемые вечно освобожденными душами, называются абхидхея-садхана-бхакти. Однако из этого отнюдь не следует, что лицемерные действия, направленные на обретение чувственных наслаждений, совершаемые под видом так называемого слушания, повторения, танцев и игры на музыкальных инструментах, практикуемые среди аулов, баулов, картабхаджей, сахаджиев, сакхибекхи, смартов и ативади, являются формами бхакти-садханы, то есть практиками чистого преданного служения Богу.

 

Стих 55

ক ে হ ব ো ল ে, —“ক ত ব া প ড ় ি ল ু ঁ ভ া গ ব ত ।

ন া চ ি ব ক া ঁ দ ি ব, —হ ে ন ন া দ ে খ ি ল ু ঁ প থ ॥ ৫ ৫ ॥

кеха боле, — ‘ката ва̄ пад̣ илун̇ бха̄ гавата

на̄ чиба ка̄ н̇ диба, — хӣ нана̄ декхилун̇ патха

Кто-то сказал: «Я долгое время изучал «Шримад-Бхагаватам», но никогда не встречал упоминания таких духовных практик, как танцы и стенания.

Комментарий:

Не обладающие истинным знанием, подобные ослам чтецы священных писаний, чьи сердца закованы в железо, гордо утверждали, что в «Шримад-Бхагаватам» ничего не говорится о танце и плаче преданных во время слушания и воспевания имен Кришны. «Шримад-Бхагаватам» не дает указаний совершать показные танцы и лить лживые слезы с целью удовлетворить свою корысть, но на страницах «Шримад-Бхагаватам» можно найти множество упоминаний о спонтанных проявлениях любовной преданности Шри Кришне, возникающих в сердцах искренних и чистых душ, погруженных в служение Верховному Господу.

 

Стих 56

শ ্ র ী ব া স প ণ ্ ড ি ত -চ া র ি ভ া ই র ল া গ ি য ় া ।

ন ি দ ্ র া ন া হ ি য া ই, ভ া ই, ভ ো জ ন ক র ি য ় া ॥ ৫ ৬ ॥

ш́ рӣ ва̄ са-пан̣ д̣ ита-ча̄ ри-бха̄ ира ла̄ гийа̄

нидра̄ на̄ хи йа̄ и, бходжана карийа̄

Мои дорогие братья, по вине Шриваса и его братьев мы не можем заснуть после еды.

Комментарий:

Преданные громко пели святые имена ради удовлетворения Господа Кришны и этим сильно беспокоили материалистов, привязанных к чувственным удовольствиям, мешая им наслаждаться едой и сном. Каждую ночь Шривас Пандит и его братья громко пели святые имена Кришны, и это тревожило материалистов, которые не были способны понять возвышенных концепций абхидхейи (практики бхакти).

 

Стих 57

ধ ী র ে -ধ ী র ে ‘ক ৃ ষ ্ ণ ’ ব ল ি ল ে ক ি প ু ণ ্ য ন হ ে ? ।

ন া চ ি ল ে, গ া ই ল ে, ড া ক ছ া ড ় ি ল ে, ক ি হ য ় ে ? ” ॥ ৫ ৭ ॥

дхӣ ре дхӣ ре ‘кр̣ ш̣ н̣ а’ болиле ки пун̣ йа нахе?

на̄ чиле, га̄ иле, д̣ а̄ ка чха̄ д̣ иле, ки хайе? ’

Разве нет благочестия в нежном произнесении святых имен Кришны? Зачем нужно петь, танцевать и громко кричать?

Комментарий:

Любые действия мирских людей направлены на получение выгоды. Даже хорошие поступки они совершают, чтобы накопить благочестие. Их цель — мирское благополучие. Согласно логике ка̄ мука̄ х̣ ка̄ минӣ -майам паш́ йанти никхилам̇ джагад (что значит «похотливый человек видит вокруг себя одних лишь женщин»), люди думали, что возвышенные преданные служат Господу Хари, чтобы накопить благочестие, и затем еще больше наслаждаться. Мирские люди считали, что преданные руководствуются в своей жизни теми же мотивами, что и они сами. Находясь во власти своих предубеждений, материалисты ложно заключали, что вайшнавы, подобно им самим, стремятся к накоплению благочестия и только ради этого совершают все свои действия. По этой причине непреданные и преданные различаются во взглядах на то, что есть абхидхейа-садхана, или метод достижения цели. Непреданные отдают предпочтение притворному повторению Святого Имени в уединении и отвергают пение святых имен Кришны в обществе вайшнавов. Воображение ведет их по ложному пути, и они заявляют, что действия вайшнавов, такие, как пение и танцы, предназначенные для удовлетворения Кришны, или громкое любовное призывание имен Кришны, равны или даже менее значимы, чем поддельная нирджана-бхаджана, или повторение святых имен в уединении.

 

Стих 58

এ ই ম ত য ত প া প -প া ষ ণ ্ ড ী র গ ণ ।

দ ে খ ি ল ে ই ব ৈ ষ ্ ণ ব ে র ে, ক র ে ক ু -ক থ ন ॥ ৫ ৮ ॥

эи-мата йата па̄ па-па̄ ш̣ ан̣ д̣ ӣ ра ган̣ а

декхилеи ваиш̣ н̣ авере, каре, ку-катхана

Так греховные атеисты насмехались над вайшнавами каждый раз, когда встречали их.

Комментарий:

Слово сам̇ катхана указывает на враждебность, проявлявшуюся в критике вайшнавов.

 

Стих 59

শ ু ন ি য ় া ব ৈ ষ ্ ণ ব স ব ম হ া দ ু ঃ খ প া য ় ।

‘ক ৃ ষ ্ ণ ’ ব ল ি ’ স ব ে ই ক া ঁ দ ে ন ঊ র ্ দ ্ ধ র া য ় ॥ ৫ ৯ ॥

ш́ унийа̄ ваиш̣ н̣ ава саба маха̄ дух̣ кха па̄ йа

‘кр̣ ш̣ н̣ а’ бали’ сабеи ка̄ н̇ дена ӯ рдхвара̄ йа

Cлыша оскорбительные речи безбожников, преданные были полны печали. Они продолжали петь имена Кришны и громко плакали.

Комментарий:

Вайшнавам было больно слышать жестокие слова материалистов, погруженных в корыстную деятельность, чувственные наслаждения и умозрительные рассуждения. Видя плачевное положение этих людей, вайшнавы думали об их благе, и в глубине сердца молились Господу об их спасении.

 

Стих 60

“ক ত দ ি ন ে এ -স ব দ ু ঃ খ ে র হ ব ে ন া শ ।

জ গ ত ে র ে, ক ৃ ষ ্ ণ চ ন ্ দ ্ র, ক র হ প ্ র ক া শ ” ॥ ৬ ০ ॥

‘ката-дина э-саба дух̣ кхера на̄ ш́ а

джагатере, кр̣ ш̣ н̣ ачандра, караха прака̄ ш́ а’

[Преданные молились]: «Как долго еще будет длиться это печальное положение? О Кришначандра, пожалуйста, яви Себя этим людям! »

Комментарий:

Преданные ждали, что вскоре Абсолютная Истина, Господь Шри Кришна, явит Себя миру. Тогда тьма невежества материального мира рассеется — мысль об этом успокаивала их.

 

Стих 61

স ক ল ব ৈ ষ ্ ণ ব ম ি ল ি ’ অ দ ্ ব ৈ ত ে র স ্ থ া ন ে ।

প া ষ ণ ্ ড ী র ব চ ন ক র ে ন ন ি ব ে দ ন ে ॥ ৬ ১ ॥

сакала ваиш̣ н̣ ава мили’ адваитера стха̄ не

па̄ ш̣ ан̣ д̣ ӣ ра вачана карена ниведане

Вайшнавы рассказали Адвайте о том, что говорят безбожники.

Комментарий:

Люди, не желающие слушать об играх Верховного Господа и равнодушные к преданному служению Ему, называются пашанди. Речь и поведение таких людей исполнены злых чувств по отношению к вайшнавам. Зная о том, что Шри Адвайта был главой вайшнавов Навадвипы, преданные рассказывали Ему о том, что говорили безбожники.

 

Стих 62

শ ু ন ি য ় া অ দ ্ ব ৈ ত হ য ় র ু দ ্ র -অ ব ত া র ।

‘স ং হ া র ি ম ু স ব ’ ব ল ি ’ ক র য ় ে হ ু ঙ ্ ক া র ॥ ৬ ২ ॥

ш́ унийа̄ адваита хайа рудра-авата̄ ра

‘сам̇ ха̄ риму саба’ бали’ карайе хун̇ ка̄ ра

В ответ на это Адвайта Ачарья пришел в гнев. В настроении Господа Рудры Он воскликнул: «Я убью их всех!

Комментарий:

Как глава всех вайшнавов (Вишва-вайшнава-раджа-сабхи), Шри Адвайта, услышав оскорбительные слова пашанди, страшно разгневался и громогласно заявил: «Я уничтожу их всех! » Неразумные люди, враждебные вайшнавам, могут подумать, что гнев Ачарьи Адвайты ничем не отличается от их собственного гнева. Однако это не так. Вспышки гнева материалистов возникают из-за препятствий на пути удовлетворения их чувственных желаний. Такой гнев ведет в ад.

 

Стих 63

“আ স ি ত ে ছ ে এ ই ম ো র প ্ র ভ ু চ ক ্ র ধ র ।

দ ে খ ি ব া ক ি হ য ় এ ই ন দ ী য ় া -ভ ি ত র ॥ ৬ ৩ ॥

‘а̄ ситечхе эи мора прабху чакрадхара

декхиба̄ ки хайа эи надӣ йа̄ -бхитара

Вскоре явится Мой Господь. В Его руке — чакра; вы еще увидите, что произойдет с Надией!

Комментарий:

Когда вайшнавы пришли с жалобами на оскорбительные речи безбожников, Шри Адвайта поведал им, что очень скоро почитаемый Им Господь Вишну, держа в руке Сударшана-чакру, низойдет в Навадвипу. Господь сам уничтожит невежество глупцов.

 

Стих 64

ক র া ই ম ু ক ৃ ষ ্ ণ স র ্ ব ্ ব -ন য ় ন গ ো চ র ।

ত ব ে স ে ‘অ দ ্ ব ৈ ত ’ ন া ম ক ৃ ষ ্ ণ ে র ক ি ঙ ্ ক র ! ॥ ৬ ৪ ॥

кара̄ иму кр̣ ш̣ н̣ а сарва-найана-гочара

табе се ‘адваита’-на̄ ма кр̣ ш̣ н̣ ера кин̇ кара!

Я сделаю так, что Кришну сможет увидеть каждый, и тогда всем станет ясно, что Тот, кого зовут Адвайта, слуга Кришны.

Комментарий:

Преданные Кришны неотличны от самого Кришны. Так как Абсолютная Истина недвойственна, согласно концепции единства, не существует разницы между Всевышним Господом и Его полными частями. Однако согласно концепции джива-таттвы, живые существа одновременно и непостижимо едины и отличны от Него. Из этого объяснения становится ясным, почему Адвайта принял титул «Адвайта». Ранее философия ачинтья-бхедабхеда называлась шуддхадвайта (чистый монизм). Затем, с согласия мудрецов в ученической преемственности Бодхаяны, эта философская концепция получила имя вишиштадвайта (качественный монизм) в линии Шри Рамануджи. Однако данная доктрина была частичным проявлением философии ачинтья-бхедабхеды. В одном ряду с учениями шуддхадвайта и вишиштадвайта стоит и философия двайтадвайта, — она тоже противостоит философии кеваладваиты (исключительного монизма) и является частичным проявлением философии ачинтья-бхедабхеда. В этом же ключе необходимо рассматривать философию шуддха-двайта (чистый дуализм), которая открыто и ясно бросает вызов философии кеваладваиты и является начальной ступенью философии ачинтья-бхедабхеда. Желая объединить и довести до совершенства четыре вышеупомянутые философские школы (шуддхадвайта, вишиштадвайта, двайтадвайта и шуддха-двайта), Ачарья Гаудия-вайшнавов Шри Адвайта представил Веданту в свете принципов ачинтья-бхедабхеды, философии одновременного и непостижимого единства-различия. Шри Гаурасундар и Его последователи, Шесть Госвами, еще дальше развили идеи этой философии.

Желая явить смысл своего имени, а также призвать в мир Кришну (чтобы Его смогли увидеть все — даже буддисты, карми и имперсоналисты), вечный слуга Господа, Шри Адвайта Ачарья показал людям силу своего божественного служения.

Слово сарва, использованное в этом стихе, указывает на мудрецов-вайшнавов прошлых веков, включая последователей Мадхвачарьи, который проповедовал в Средние века. Слуга Кришны не имеет иных дел, кроме служения Господу. Все действия преданного направлены на удовлетворение Кришны. Ачарья всегда думает: «Пусть все живые существа в этом мире служат Кришне». Когда преданное служение, смешанное с корыстной деятельностью, становится абсолютно чистым и свободным от малейшего намека на эгоизм, его называют кавала-бхакти, или чистое (беспримесное) преданное служение. В этот момент исчезают различия, основанные на материальных суждениях, и проявляется духовное различие, вечно существующее между Господом и Его преданным.

 

Стих 65

আ র দ ি ন -ক ত গ ি য ় া থ া ক, ভ া ই স ব ! ।

এ থ া ই দ ে খ ি ব া স ব ক ৃ ষ ্ ণ -অ ন ু ভ ব ” ॥ ৬ ৫ ॥

а̄ ра дина ката гийа̄ тха̄ ка, бха̄ и саба!

этха̄ и декхиба̄ саба кр̣ ш̣ н̣ а анубхава’

Мои дорогие братья, подождите немного — пройдет всего несколько дней, и вы увидите Кришну прямо здесь».

Комментарий:

Шри Адвайта сказал: «О, вайшнавы, подождите всего несколько дней. Очень скоро вы увидите Господа Кришну как внутри, так и снаружи. Благодаря вашему преданному служению Господь Кришна, всегда наслаждающийся играми в обществе гопи, предстанет перед вами в своем облике Шри Гаурасундара. Служа Ему, вы обретете совершенство служения Кришне». Однако на основании слов Адвайты не следует делать вывод, будто Он проповедовал философию гопи-чхади, исповедуемую школой гауранга-нагари, то есть поклонение Гауранге (как Господу Кришне, который оставил гопи) в настроении возлюбленной. Служение Шри Гаурасундару — хари-киртан, и в этом киртане поклонение Гауре является поклонением Кришне, а поклонение Кришне является поклонением Гауре. Неспособные видеть, что Шри Гаурасундар — это сам Кришна, считающие Шри Нитьянанду Сварупу не более чем духовным учителем, эти невежественные люди лишаются возможности совершать преданное служение Господу. Все, кто считает игры Гауры играми преданного Кришны, но не самого Кришны, оставят путь преданности. Игры Шри Кришны — это игры Шри Гаурасундара, дарующего нектар расы супружеской любви. Эти игры чисты и свободны от скверны философии пракрита-сахаджиев — материалистичных преданных. Как только садхака подумает о том, что игры Шри Гауры не являются играми Кришны, но представляют собой разновидность материальных наслаждений, он утратит свое положение и станет обычной невежественной душой. Он оставит служение Кришне и под влиянием майи разовьет вымышленные и греховные представления о том, будто способен наслаждаться Гаурой.

Чистые преданные Гауры не хотят общаться с так называемыми гаура-бхактами, которые в действительности являются слугами майи и последователями философии ш́ акта. Согласно мнению чистых преданных, смешанное преданное служение культивируется главным образом в трех псевдо-вайшнавских апа-сампрадаях: баула, сахаджия и гаура-нагари. Чтобы стать искренним последователем Шри Гаурасундара, необходимо отказаться от какого-либо общения с подобными людьми. Следует понимать, что до тех пор, пока природная склонность к служению Кришне не пробудится в сердце живого существа, его восприятие Шри Гаурасундара будет покрыто пеленой материальных, чувственных наслаждений. Только после того как это покрытие спадет, чистая душа сможет увидеть Шри Гаурасундара таким, какой Он есть. И это может произойти лишь по милости Шри Адвайты.

 

Стих 66

অ দ ্ ব ৈ ত ে র ব া ক ্ য শ ু ন ি ’ ভ া গ ব ত গ ণ ।

দ ু ঃ খ প া স র ি য ় া স ব ে ক র ে ন ক ী র ্ ত ্ ত ন ॥ ৬ ৬ ॥

адваитера ва̄ кйа ш́ уни’ бха̄ гавата-ган̣ а

дух̣ кха па̄ сарийа̄ карена кӣ ртана

Выслушав слова Адвайты, преданные позабыли все печали и начали киртан.

 

Стих 67

উ ঠ ি ল ক ৃ ষ ্ ণ ে র ন া ম প র ম -ম ঙ ্ গ ল ।

অ দ ্ ব ৈ ত -স হ ি ত স ব ে হ ই ল া ব ি হ ্ ব ল ॥ ৬ ৭ ॥

ут̣ хила кр̣ ш̣ н̣ ера на̄ ма парама-ман̇ гала

адваита-сахита сабе хаила̄ вихвала

Когда раздался всеблагой звук киртана имен Кришны, Адвайту и других преданных охватило духовное блаженство.

Комментарий:

При первых звуках громкого пения имен Шри Радха-Говинды, то есть Харе Кришна маха-мантры, состоящей из шестнадцати имен или тридцати двух слогов, Шри Адвайта погрузился в блаженство. Согласно мнению возвышенных ученых, имена Шри Радха-Кришны, на которые Шри Рагхунатх дас Госвами указал в двух заключительных стихах «Вилапа-кусуманджали», начинающихся со слов а̄ ш́ а̄ бхараир амр̣ та-синдху-майаих̣ н̃, входят в число шестнадцати имен или тридцати двух слогов Харе Кришна маха-мантры. Некоторые так называемые преданные, представители апа-сампрадай, враждебные к последователям Шри Рупы Госвами, не понимают природы имен Кришны и не способны признать, что шестнадцать имен или тридцать два слога маха-мантры — это имена Кришны, неотличные от Него самого. Они считают Харе Кришна маха-мантру обычной мантрой, одной из многих. Эти оскорбители, отвергнувшие своего гуру, следуют прямиком в ад. В этой связи мы настоятельно рекомендуем читателям обсудить известный стих тун̣ д̣ е та̄ н̣ д̣ авинӣ ратим̇ н̃ н̃. Имена Шри Кришны, или «Харе Кришна» — это имена Шри Радха-Говинды. Точно также «Харе Рама» — имена Радха-Говинды. Те, кто предан Шри Рагхунатхе дасу Госвами, те, кто всегда следует наставлениям Шри Рупы Госвами Прабхупады, составившего «Шри Радхаштаку» и «Шри Хари-намаштаку», никогда не смогут нанести оскорбление стопам Шри Дживы Госвами. Шри Гаурасундар низошел в мир, чтобы учить людей тому, что имена Шри Радха-Говинды — это сами Радха-Говинда. Он учил мудрых людей истинам философии ачинтйа-бхеда̄ бхеда.

«У меня есть великая надежда, помогающая мне коротать эти долгие дни. Подобно нектарному океану, она питает меня, влечет и поддерживает мою жизнь. Но больше ждать я не в силах. О прекрасная Шримати Радхарани, если прямо сейчас Ты не явишь мне свою милость, со мной будет покончено — я лишусь желания жить. Даже жизнь во Вриндаване и общение с Кришной кажутся мне бессмысленными, если Ты не даруешь мне служение Твоим лотосным стопам в сокровенном кругу Твоих близких слуг». [Вилапа-кусуманджали, 102]

твам̇ чет кр̣ па̄ майи кр̣ па̄ м̇ майи дух̣ кхита̄ йа̄ м̇

наива̄ танор атитара̄ м̇ ким иха прала̄ паих̣

тват-кун̣ та-мадхйам апи тад-баху-ка̄ лам эва

сам̇ севйама̄ нам апи ким̇ ну кариш̣ йатӣ ха

«О, Всемилостивая, если Ты, видя мои страдания, не даруешь свою милость, то о чем тогда молить? Что я обрету тогда, даже служа Тебе — служа Радха-кунде многие годы? » [Вилапа-кусуманджали 103])

«Мне неведомо, сколько нектара вмещают два слога «Кришна». Когда я воспеваю Святое Имя Кришны, кажется, что Оно танцует на языке. Поэтому я хочу обладать бессчетным количеством языков. Когда Святое Имя достигает слуха, я желаю иметь миллионы ушей. А когда Святое Имя касается сердца, оно являет облик, красоту, качества, славу и игры Шри Кришны, покоряя и захватывая ум, сердце и чувства безграничным неземным блаженством». [Видагдха-Мадхава 1. 15])

 

Стих 68

প া ষ ণ ্ ড ী র ব া ক ্ য -জ ্ ব া ল া স ব গ ে ল দ ূ র ।

এ ই ম ত প ু ল ক ি ত ন ব দ ্ ব ী প প ু র ॥ ৬ ৮ ॥

па̄ ш̣ ан̣ д̣ ӣ ра ва̄ кйа-джва̄ ла̄ саба гела дӯ ра

эи-мата пулакита навадвӣ па-пура

Боль в сердцах преданных, вызванная злыми речами атеистов, утихла. Вся Навадвипа погрузилась в блаженство.

Комментарий:

Атеисты сравнивали преданных Кришны с безбожниками, которые поклоняются пяти богам и завидуют вайшнавам. Слова Шри Адвайты успокоили преданных, для которых такие сравнения были нестерпимы. Ненависть к вайшнавам и преданному служению, то есть чувство, составляющее саму основу атеизма, в скрытом виде присутствует в буддизме (во всех его формах), несмотря на его внешние миролюбие и благопристойность. Когда это греховное умонастроение, хранителями которого являются все учения имперсонализма с их врожденной ненавистью к вайшнавизму, было на время изгнано из Навадвипы, люди избавились от материалистичных взглядов, и преданные возликовали.

 

Стих 69

অ ধ ্ য য ় ন -স ু খ ে প ্ র ভ ু ব ি শ ্ ব ম ্ ভ র -র া য ় ।

ন ি র ব ধ ি জ ন ন ী র আ ন ন ্ দ ব া ড ় া য ় ॥ ৬ ৯ ॥

адхйайана-сукхе прабху виш́ вамбхара-ра̄ йа

ниравадхи джананӣ ра а̄ нанда ба̄ д̣ а̄ йа

Господь Вишвамбхар счастливо проводил дни в учении и одаривал несравненной радостью мать Шачи.

Комментарий:

Шри Гаурасундар хотел помочь живым существам обрести сознание Кришны. Именно с этой целью Он являл свои игры обучения. Поэтому радость матери Шачи росла день ото дня. Никто не должен думать, что Шачи деви, неотличная от матери Яшоды, равна майе, внешней энергии Господа. Такие взгляды присущи последователям Дурги в рамках учения ш́ акта. Майа деви, внешняя энергия и мать вселенной, не может стать матерью Гаурасундара. Мать Шачи — олицетворение ватсалья-расы, родительской любви, которая наполняет духовный мир еще большим блаженством. Люди, жаждущие чувственных наслаждений, карми, вовлеченные в корыстную деятельность, и умозрительные философы отдают предпочтение вторичному значению слов — их сердца остаются глухими к первостепенному смыслу. Только те, кто занят служением Господу, могут понять главный, первостепенный смысл. Такое понимание пробуждается в сердце живого существа лишь по милости Кришны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...