Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место проведения свадебной церемонии украсили горшками с водой, масляными лампами, рисовыми зернами, йогуртом, листьями манго и другими благоприятными вещами. 15 страница




Комментарий:

В этом мире люди встречаются и расстаются (рождаются и умирают) лишь по воле Верховного Господа. Никто, кроме Господа, не может повелевать судьбами живых существ. Верховный Господь — вечный правитель, а живые существа вечно подчинены Ему. Хотя живые существа наделены независимостью, их желания чувственных наслаждений бывают порой полностью несовместимы друг с другом, и поэтому они вынуждены собирать урожай горьких разочарований. Эти горькие плоды страданий ограничивает их возможности наслаждаться. Лишь приняв прибежище в поклонении Верховному Господу, живые существа могут освободиться от мирского ложного эго и представления о себе как о действующих. Майа, внешняя энергия Господа, наказывает живые существа за их злоупотребление дарованной им независимостью, навлекая на них страдания трех видов, производные трех гун материальной природы. Поэтому в счастье и несчастье, в удаче и невезении — во всем присутствует несущая благо рука Верховного Господа. Поняв это, следует отбросить иллюзию и обратиться к служению Верховному Господу. И в один благоприятный момент в сердце живого существа пробудится стремление молить Господа о милости.

 

Стих 186

অ ত এ ব য ে হ ই ল ঈ শ ্ ব র -ই চ ্ ছ া য ় ।

হ ই ল স ে ক া র ্ য ্ য, আ র দ ু ঃ খ ক ে ন ে ত া য ়? ॥ ১ ৮ ৬ ॥

атаева йе хаила ӣ ш́ вара-иччха̄ йа

хаила се ка̄ рйа, а̄ ра дух̣ кха кене та̄ йа?

Поэтому любое событие уже предначертано желанием Всевышнего. Зачем же тогда горевать?

 

Стих 187

স ্ ব া ম ী র অ গ ্ র ে ত ে গ ঙ ্ গ া প া য ় য ে স ু ক ৃ ত ি ।

ত া র ব ড ় আ র ক ে ব া আ ছ ে ভ া গ ্ য ব ত ী? ” ॥ ১ ৮ ৭ ॥

сва̄ мӣ ра агрете ган̇ га̄ па̄ йа йе сукр̣ ти

та̄ ’ра бад̣ а а̄ ра ке ва̄ а̄ чхе бха̄ гйаватӣ? ’

Кто более удачлив и благочестив, чем женщина, которая оставляет тело до того, как умирает ее муж? »

 

Стих 188

এ ই ম ত প ্ র ভ ু জ ন ন ী র ে প ্ র ব ো ধ ি য ় া ।

র হ ি ল ে ন ন ি জ -ক ৃ ত ্ য ে আ প ্ ত গ ণ ল ৈ য ় া ॥ ১ ৮ ৮ ॥

эи-мата прабху джананӣ ре прабодхийа̄

рахилена ниджа-кр̣ тйе а̄ пта-ган̣ а лаийа̄

Так Господь успокоил мать Шачи и отправился по своим делам в окружении друзей.

 

Стих 189

শ ু ন ি য ় া প ্ র ভ ু র অ ত ি অ ম ৃ ত -ব চ ন ।

স ব া র হ ই ল স র ্ ব ্ ব দ ু ঃ খ -ব ি ম ো চ ন ॥ ১ ৮ ৯ ॥

ш́ унийа̄ прабхура ати амр̣ та-вачана

саба̄ ра хаила сарва-дух̣ кха-вимочана

Выслушав нектарные слова Господа, люди освободились от скорби.

Комментарий:

Господь есть Нараяна, Повелитель духовного мира; Он не подвержен невежеству; Он — видйа̄ -вадхӯ -джӣ ванам — «жизнь трансцендентного знания». Господь всегда занят своими блаженными играми в роли ученого.

 

Стих 190

হ ে ন ম ত ে ব ৈ ক ু ণ ্ ঠ -ন া য ় ক গ ৌ র হ র ি ।

ক ৌ ত ু ক ে আ ছ ে ন ব ি দ ্ য া -র স ে ক ্ র ী ড ় া ক র ি ’ ॥ ১ ৯ ০ ॥

хӣ на мате ваикун̣ т̣ ха-на̄ йака гаурахари

каутуке а̄ чхена видйа̄ -расе крӣ д̣ а̄ кари’

Так Шри Гаурахари, Повелитель Вайкунтхи, счастливо наслаждался своими играми в роли ученого в Навадвипе.

 

Стих 191

শ ্ র ী ক ৃ ষ ্ ণ চ ৈ ত ন ্ য -ন ি ত ্ য া ন ন ্ দ চ া ন ্ দ জ া ন ।

ব ৃ ন ্ দ া ব ন দ া স ত ছ ু প দ য ু গ ে গ া ন ॥ ১ ৯ ১ ॥

ш́ рӣ кр̣ ш̣ н̣ а-чаитанйа нитйа̄ нанда-ча̄ нда джа̄ на

вр̣ нда̄ вана да̄ са тачху пада-йуге га̄ на

Шри Кришна Чайтанья и Шри Нитьянанда — моя жизнь и душа! Так поет славу Их лотосным стопам Вриндаван дас.

Глава 15. Женитьба на Вишнуприе

Краткое содержание Пятнадцатой главы

 

Эта глава описывает свадьбу Гауры-Вишнуприи. Нимай Пандит регулярно учил своих студентов в Чанди-мандапе, расположенной во дворе дома Мукунды Санджаи. Стоило Господу, защитнику санатана-дхармы, заметить, что кто-то из Его учеников явился на занятие, не нанеся на лоб тилаку, Он отчитывал его так, что подобное никогда уже не могло повториться. Обычно Господь говорил: «Лоб брахмана, не отмеченный знаком тилаки, ничем не лучше места кремации. Так утверждают священные писания». Если Господь видел, что его ученик не имеет на лбу тилаки, Он заявлял, что этот человек не выполнил утренних духовных обязанностей и отправлял его домой. Только после того, как ученик наносил тилаку, Господь позволял ему продолжить учебу.

Нимай Пандит любил шутить и поддразнивать каждого. В особенности Он смеялся над произношением жителей Шрихатты. Однако Господь никогда не позволял себе шуток с женщинами и не шутил в их обществе. Стоило Ему встретить женщину, как Он немедленно отходил в сторону, уступая ей дорогу. В деяниях Шри Гауры нет сокровенных любовных игр, подобных явленным в этом мире Господом Кришначандрой. Поэтому махаджаны и их последователи, знающие истину о Гаура-Кришне, никогда не обращаются к Господу Гаурасундару как к Надия-нагаре (герою-любовнику Надии), и не уподобляют Гауру Кришне, олицетворению сокровенных любовных деяний. Проучившись один год под руководством Господа, студенты обретали всестороннее знание священных писаний.

Тем временем Шачимата, желая женить сына во второй раз, попросила Кашинатха Пандита устроить брак Нимая с дочерью Санатаны Мишры — раджа-пандита из Навадвипы. Мудрый аристократ Буддхиманта Кхан пожелал оплатить все расходы, связанные с женитьбой Господа. В благоприятный день был пышно проведен фестиваль Адхиваса, включающий в себя ритуалы, совершаемые за день до свадьбы. В благоприятное время суток, в сумерки, Господь прибыл на паланкине к дому раджа-пандита. Были соблюдены все необходимые ведические и традиционные свадебные ритуалы. Воистину великолепным и величественным было бракосочетание Вишнуприи и Гауры, неотличных от Лакшми-Нараяны. Желая доставить удовольствие Господу Вишну, Санатана Мишра отдал Господу свою горячо любимую дочь, а вместе с ней и множество ценных даров. Следующим вечером, сидя на паланкине с Вишнуприей, Господь возвращался домой; их сопровождал цветочный дождь, музыка, пение и танцы. Когда Лакшми-Нараяна входили в дом, Их славила вся вселенная.

Если человек будет слушать повествование о вечных лилах бракосочетания Лакшми-Нараяны, он очистится от вожделения, связывающего вместе мужчину и женщину, которые играют в материальном мире иллюзорные роли наслаждающегося и объекта наслаждения. Разум такого человека пробудится, и он сможет понять, что Господь Нараяна — есть единственный наслаждающийся во вселенной. Когда Господь милостиво обнял Буддхиманту Кхана, счастью последнего не было границ.

 

Стих 1

জ য ় জ য ় গ ৌ র চ ন ্ দ ্ র জ য ় ন ি ত ্ য া ন ন ্ দ ।

দ া ন দ ে হ ’ হ ৃ দ য ় ে ত ো ম া র প দ দ ্ ব ন ্ দ ্ ব ॥ ১ ॥

джайа джайа гаурачандра джайа нитйа̄ нанда

да̄ на деха’ хр̣ дайе тома̄ ра пада-двандва

Слава Шри Гаурачандре! Слава Нитьянанде! Пусть Ваши лотосные стопы станут бесценным сокровищем моего сердца.

Комментарий:

Фраза да̄ на деха’ означает «раздавать милость» или «проявлять сострадание».

 

Стих 2

গ ো ষ ্ ঠ ী র স হ ি ত ে গ ৌ র া ঙ ্ গ জ য ় জ য ় ।

শ ু ন ি ল ে চ ৈ ত ন ্ য -ক থ া ভ ক ্ ত ি ল ভ ্ য হ য ় ॥ ২ ॥

гош̣ т̣ хӣ ра сахите гаура̄ н̇ га джайа-джайа

ш́ униле чаитанйа-катха̄ бхакти лабхйа хайа

Слава Шри Гауранге и Его спутникам! Любой, кто слушает о Господе Чайтанье, обретет преданное служение Ему (бхакти).

 

Стих 3

হ ে ন ম ত ে ম হ া প ্ র ভ ু ব ি দ ্ য া র আ ব ে শ ে ।

আ ছ ে গ ূ ঢ ় র ূ প ে, ক া র ে ন া ক র ে প ্ র ক া শ ে ॥ ৩ ॥

хӣ на-мате маха̄ прабху видйа̄ ра а̄ веш́ е

а̄ чхе гӯ д̣ ха-рӯ пе, ка̄ ’ре на̄ каре прака̄ ш́ е

Пока Господь совершал игры ученого, Он не раскрывал тайны своей личности.

 

Стих 4

স ন ্ ধ ্ য া -ব ন ্ দ ন া দ ি প ্ র ভ ু ক র ি ’ ঊ ষ ঃ ক া ল ে ।

ন ম স ্ ক র ি ’ জ ন ন ী র ে প ড ় া ই ত ে চ ল ে ॥ ৪ ॥

сандхйа̄ -вандана̄ ди прабху кари’ ӯ ш̣ ах̣ -ка̄ ле

намаскари’ джананӣ ре пад̣ а̄ ите чале

Рано утром Господь проводил ежедневное поклонение, затем кланялся матери и уходил в школу.

Комментарий:

Описание молитв сандхйа̄ -вандана содержится в «Хари-бхакти-виласе» [3. 140–155].

Существует два вида сандхьи — ведическая и тантрическая. Первую из них можно описать так: «Необходимо совершить а̄ чаман, повторяя при этом мантру:

ом̇ тад виш̣ н̣ ох̣ парамам̇ падам̇

сада̄ паш́ йанти сӯ райо

дивӣ ва чакш̣ ур а̄ татам

«Божественные стопы Господа — как внимательное око нашего любящего Хранителя, их можно уподобить сияющему солнцу, смотрящему с небес. Вся наша жизнь проходит под всевидящим взором нашего Господина». [Риг Веда-самхита 1. 22. 20]

Затем вайшнав должен правильным образом украсить свое тело знаками тилаки, после чего омыть руки и совершить ведическую или тантрическую сандхью. В разделе Вьяса-гита «Курма-пураны» сказано: «Сев на подстилку из травы куша лицом на восток, нужно три раза со спокойным умом выполнить пранаяму. Затем следует приступать к сандхья-медитации. Так повелевают Веды». В «Ману-самхите» сказано: «Повторяя мантру богини Савитри, брахман должен медитировать на ее образ, находящийся внутри солнечного диска. После этого следует начать сандхья-медитацию». Также сказано: «Ученый человек должен сесть лицом на восток и, сосредоточив ум, повторить Савитри-мантру». Ниже приводятся сандхья-мантры:

ом̇ ш́ анна а̄ по дханванйа̄ х̣ ш́ аманах̣

санту нӯ пйа̄ х̣ ш́ аннах̣ самудрийа̄

а̄ пах̣ ш́ аманах̣ санту кӯ пйа̄ х

«Пусть воды пустынных земель, океана и водоемов принесут нам благо».

ом̇ друпа̄ д ива мумуча̄ нах̣

ш́ виннах̣ сна̄ то мала̄ д ива

пӯ там̇ павитрен̣ ева̄ джйама̄ пах̣

ш́ уддханти маинасах̣

«Омываясь в чистой речной воде, человек становится чистым; пусть же эта вода своими благими качествами очистит меня от всех греховных реакций».

oм̇ а̄ по хиш̣ т̣ ха̄ майо бхуваста̄

на ӯ рдждже дадха̄ тана

махеран̣ а̄ йа чакш̣ асе

«Чистая вода — первооснова мира; склонимся же в почтении пред вкусом чистой воды и насладимся им».

oм̇ йо вах̣ ш́ иватаморасас

тасйа бха̄ джайатеха нах̣

уш́ атӣ р ива ма̄ тарах̣

ом̇ тасма̄ аран̇ гама̄ ма йе

йасйа кш̣ айа̄ йа джинвахта

а̄ по джанайатха̄ ча нах̣

«Ребенок ищет защиты у матери — ведь его тело произошло от нее; также и мы целиком зависим от воды».

ом̇ р̣ там̇ ча сатйам̇ ча̄ бхӣ ддха̄ т

тапасо’дхй аджа̄ йатах̣

тато ра̄ трй аджа̄ йата

татах̣ самудро ‘рн̣ авах̣

самудра̄ д-арн̣ ава̄ д-адхи

-сам̇ ватсаро ‘джа̄ йата

ахора̄ тра̄ н̣ и видадхад

виш́ васйа миш̣ ато ваш́ ӣ

сӯ рйа-чандрамасау дха̄ та̄

йатха̄ пӯ рвам акалпайат

дивам̇ ча пр̣ тхивӣ м̇

ча̄ нтарӣ кш̣ ам атхо свах̣

«Будь правдив и кроток, совершай аскезы. Из аскезы родилась ночь, из ночи родился океан, из океана родился год. Господь принял Вселенскую Форму для того, чтобы поддерживать день и ночь. Так же, как в предыдущую кальпу, в эту калпу Господь создал солнце и луну. Он создал дни, ночи, небеса, миры, рай и духовное царство».

Тот, кто не совершает сандхья-вандану, живет в грехе, поскольку сказано: «Человек, не совершающий сандхью, всегда нечист и ни на что не годен. Он не сможет достичь успеха ни в какой деятельности. О лучший из брахманов, человек, который пренебрегает сандхья-ванданой и вместо этого старательно совершает иные религиозные действия, несомненно, попадет в тысячи адов».

Далее приводится описание тантрической сандхьи: «Необходимо совершать поклонение Божеству мантры, предлагая Ему воду и различные подношения. Также следует делать подношения спутникам Господа и Его слугам». В «Баудхаяна-смрити» сказано: «Ученый человек поклоняется Господу Хари следующим образом: предлагает жертвенному огню топленое масло, подносит цветы и воду, созерцает Господа в своем сердце и медитирует на образ Господа, скрытый внутри солнечного диска». В беседе между Шри Вьясадэвом и Амбаришей Махараджем (описанной в «Падма-пуране»), сказано: «Нет лучшего поклонения, чем предложение воды Господу Хари, пребывающему в солнце и в воде».

Процедура тантра-сандхьи описана следующим образом: «После этого необходимо повторять мула-мантру и медитировать на лотосные стопы Шри Кришны, повторяя при этом такие слова: «Я предлагаю Тебе эту воду». С этими словами человек должен три раза поднести Господу воду. Необходимо должным образом медитировать на Кришну, находящегося внутри солнечного диска, и десять раз произносить Кама-гаятри-мантру. Затем следует вознести Кришне молитву «О Господь, пожалуйста, прости мои оскорбления» и после этого совершить подношение солнцу».

 

Стих 5

অ ন ে ক জ ন ্ ম ে র ভ ৃ ত ্ য ম ু ক ু ন ্ দ -স ঞ ্ জ য ় ।

প ু র ু ষ ো ত ্ ত ম দ া স হ য ় য া ঁ হ া র ত ন য ় ॥ ৫ ॥

анека джанмера бхр̣ тйа мукунда-сан̃ джайа

пуруш̣ оттама-да̄ са хайа йа̄ н̇ ха̄ ра танайа

Мукунда Санджай служил Господу в течение многих жизней. Его сына звали Пурушоттам Дас.

 

Стих 6

প ্ র ত ি দ ি ন স ে ই ভ া গ ্ য ব ন ্ ত ে র আ ল য ় ।

প ড ় া ই ত ে গ ৌ র চ ন ্ দ ্ র ক র ে ন ব ি জ য ় ॥ ৬ ॥

прати-дина сеи бха̄ гйавантера а̄ лайа

пад̣ а̄ ите гаурачандра карена виджайа

Ежедневно Гаурачандра преподавал в доме удачливого Мукунды Санджая.

 

Стих 7

চ ণ ্ ড ী গ ৃ হ ে গ ি য ় া প ্ র ভ ু ব স ে ন প ্ র থ ম ে ।

ত ব ে শ ে ষ ে শ ি ষ ্ য গ ণ আ ই স ে ন ক ্ র ম ে ॥ ৭ ॥

чан̣ д̣ ӣ -гр̣ хе гийа̄ прабху васена пратхаме

табе ш́ еш̣ е ш́ иш̣ йа-ган̣ а а̄ исена краме

Обычно Господь приходил первым и садился в Чанди-мандапе; затем собирались Его ученики.

Комментарий:

То, что во дворе дома Мукунды Санджая была Чанди-мандапа, не означает, что он поклонялся богине Чанди.

 

Стих 8

ই ত ো ম ধ ্ য ে ক দ া চ ি ৎ ক ে হ ক ো ন দ ি ন ে ।

ক প া ল ে ত ি ল ক ন া ক র ি য ় া থ া ক ে ভ ্ র ম ে ॥ ৮ ॥

ито-мадхйе када̄ чит кеха кона дине

капа̄ ле тилака на̄ карийа̄ тха̄ ке бхраме

Иногда кто-то из Его учеников забывал нанести на лоб знак тилаки.

Комментарий:

Слово тилака обозначает особые священные знаки, которые наносит на двенадцать частей тела человек, получивший посвящение в вайшнавы. Двенадцать частей — это лоб, живот, грудь, горло, правая часть живота, правая рука, правое плечо, левая часть живота, левая рука, левое плечо, верх спины и низ спины. Знаки тилаки — это храмы Господа Хари, или урдхва-пундра (две вертикальные линии). В первую очередь тилаку наносят на лоб. В «Нарада-пуране» сказано:

йе ва̄ лала̄ т̣ а-пхалаке ласадӯ рдхва пун̣ д̣ ра̄ сте

ваиш̣ н̣ ава̄ бхуванама̄ ш́ у павитрайанти

«Вайшнав, украшающий свой лоб знаком урдхва-пундры, очищает весь мир».

Преданные Господа Вишну всегда наносят на лоб урдхва-пундру, тогда как шиваиты, отвергающие служение Господу Вишну, наносят трипундру, или три горизонтальные линии. В шастрах сказано, что царь, увидев дваждырожденного без знака тилаки на лбу, должен изгнать его из города, усадив на осла задом наперед. Поэтому каждый инициированный вайшнав должен всегда носить тилаку. Таково было наставление Господа, учителя всех живых существ (джагад-гуру), явленное в период Его юношеских игр.

Если человек намерен поклоняться Господу Вишну, он должен совершить пять самскар, связанных с посвящением. Обычно дваждырожденные проходят через десять самскар; остальным же надлежит совершить пятнадцать подобных обрядов, чтобы стать вайшнавами. Точно так же, как брахман обязан следить за чистотой священного шнура, инициированный вайшнав должен иметь шикху, брахманскую нить, тилаку и малу.

В «Хари-бхакти-виласе» [4. 66–98] описывается, как наносить тилаку. В «Падма-пуране» [Уттара-кханда] сказано: «Садхака должен украшать свое тело двенадцатью знаками тилаки, повторяя при этом имена Господа, такие, как Кешава». Нанесение знаков тилаки проходит в следующем порядке:

лала̄ т̣ е кеш́ авам̇ дхйа̄ йен

на̄ ра̄ йан̣ ам атходаре

вакш̣ ах̣ -стхале ма̄ дхавам̇ ту

говиндам̇ кан̣ т̣ ха-кӯ паке

виш̣ н̣ ум̇ ча дакш̣ ин̣ е кукш̣ ау

ба̄ хау ча мадхусӯ данам

тривикрамам̇ кандхаре ту

ва̄ манам̇ ва̄ ма-па̄ рш́ ваке

ш́ рӣ дхарам̇ ва̄ ма-ба̄ хау ту

хр̣ ш̣ ӣ кеш́ ам̇ ту кандхаре

пр̣ ш̣ т̣ хе ча падмана̄ бхам̇ ча

кат̣ йа̄ м̇ да̄ модарам̇ нйасет

тат пракш̣ а̄ лена-тойан ту

ва̄ судева̄ йа мӯ рдхани

ӯ рдхва-пун̣ д̣ рам̇ лала̄ т̣ е ту

сарвеш̣ а̄ м̇ пратхамам̇ смр̣ там

лала̄ т̣ а̄ ди кремен̣ аива

дха̄ ран̣ ан ту видхӣ йате

«Когда садхака украшает свой лоб знаком тилаки, он должен помнить о Господе Кешаве; нанося знак тилаки на живот, он должен помнить о Господе Нараяне; нанося знак тилаки на грудь, – о, Господе Мадхаве; нанося знак тилаки в области горла, — о Господе Говинде; нанося знак тилаки на правую сторону живота, — о, Господе Вишну; нанося знак тилаки на правую руку, — о, Господе Мадхусудане; нанося знак тилаки на правое плечо — о, Господе Тривикраме; нанося знак тилаки на левую сторону живота, — о, Господе Вамане; нанося знак тилаки на левую руку, — о Господе Шридхаре; нанося знак тилаки на левое плечо, — о, Господе Хришикеше; нанося знак тилаки в верхней части спины, — о, Господе Падманабхе и, наконец, нанося знак тилаки в нижней области спины — о, Господе Дамодаре. После этого он должен вымыть руки и вытереть их о голову в области макушки, памятуя при этом о Господе Ва̄ судэве. Правило гласит: в первую очередь садхака должен нанести знак тилаки на лоб. После этого следует нанести знаки тилаки в вышеупомянутой последовательности». В «Падма-пуране» Господь утверждает: «Мои преданные всегда носят тилаку, устраняющую всякий страх».

Преданный, который не желает ставить знаков тилаки, повинен в совершении греха. Шри Нарада Муни в «Падма-пуране» утверждает: «Если человек, не нанося тилаки, проводит жертвоприношения, совершает аскезы, изучает Веды или предлагает пищу ушедшим предкам, все его действия не принесут плодов. Не стоит даже смотреть на человека, чье тело не украшено знаками тилаки, поскольку его тело не лучше места кремации трупов». В «Адитья-пуране» сказано: «Встретив падшего брахмана, тело которого лишено знаков вайшнава-тилаки, символов раковины и чакры, царь должен усадить его на спину осла и вывезти за границы своего царства». В «Падма-пуране» [Уттара-кханда] сказано: «Чем бы ни занимался человек, будь то поклонение Божеству или иная благочестивая деятельность, если он не украшает свое тело знаками тилаки, ему не обрести истинного блага. В этом не может быть ни тени сомнения. Знай наверняка: тот, кто совершает сандхья-вандану, не нанеся знаков тилаки, обладает демоническими качествами и обязательно попадет в ад».

Священные писания запрещают носить трипун̣ д̣ ру (тилаку из трех горизонтальных линий). В «Падма-пуране» [Уттара-кханда] об этом сказано так: «Человек, который вместо того, чтобы носить благоприятную вайшнава-тилаку (урдхва-пундру), наносит на лоб тилаку из трех линий, — низший из людей. Человеческое тело это обитель Господа Вишну, и тот, кто нарушает правила украшения своего тела знаками вайшнава-тилаки, непременно отправится в ад». В «Сканда-пуране» сказано: «Человек не должен носить неровный знак тилаки, особенно если он стоит на пороге смерти. Также ему не стоит повторять любое другое имя, кроме Святого Имени Господа Нараяны. Если для этого нет никаких препятствий, человек должен наносить тилаку с помощью гопи-чанданы». В другом месте сказано: «Ученые люди говорят, что вайшнавы и брахманы должны носить вайшнава-тилаку, тогда как другие люди должны носить тилаку из трех линий. Если человек увидит или прикоснется к телу брахмана, который вместо вайшнава-тилаки носит тилаку из трех горизонтальных линий, он должен прямо в одежде немедленно броситься в реку. Вайшнав никогда не должен носить трипун̣ д̣ ру, поскольку это действие огорчает Господа Хари». В прославлении месяца картики из «Сканда-пураны» сказано: «Никогда не следует смотреть на человека, чей лоб не украшает знак тилаки; увидев такого человека, следует немедленно взглянуть на солнце, поскольку тилака является местом пребывания Хари и Лакшми деви». В «Падма-пуране» [Уттара-кханда] сказано: «Прекрасней всего знак тилаки, напоминающий по форме лист баньяна, лист бамбука или бутон лотоса».

Далее приводятся цитаты из священных писаний, прославляющие украшение тела знаками тилаки: «Пустое пространство, образуемое линиями тилаки — место пребывания Шри Лакшми и Шри Джанарданы, Бога богов. Знай наверняка — тело, украшенное тилакой, является освященным храмом Господа». В «Брахманда-пуране» сказано: «Если нечистый, порочный человек, постоянно совершающий греховные действия в уме, украсит свое тело знаками тилаки, он моментально и навсегда избавится от греха, став полностью чистым. Нужно наносить тилаку, глядя в зеркало или в воду, не прикасаясь к тилаке ногтями».

Существуют следующие правила нанесения тилаки: В «Падма-пуране» [Уттара-кханда] сказано: «Самые удачливые безгрешные преданные Господа Хари должны украшать свои тела знаками тилаки, напоминающими лотосные стопы Господа Хари, оставляя пустое пространство между двумя линиями. Линии должны начинаться от носа и заканчиваться у основания волос; тилаку нужно наносить с помощью гопи-чанданы или другой подходящей глины. Словосочетание «от носа» здесь означает «три четверти пространства от основания носа до его верхушки». От межбровья нужно провести вверх две параллельные линии, оставив пустое пространство между ними». Что касается пустого пространства между двумя линиями, то в шастрах об этом сказано так: «Падший дваждырожденный, который наносит тилаку, не оставляя пустого пространства между двумя вертикальными линиями, рано или поздно отвергнет Шри Хари и Лакшми, пребывающих в этом священном пространстве. Дваждырожденный, который не оставляет пустого пространства между вертикальными линиями тилаки, держит собачьи лапы на своей голове. Поэтому брахманы и женщины должны всегда украшать свой лоб знаком тилаки, который представляет собой две параллельные линии с пустым пространством между ними».

Тилака олицетворяет храм Господа Хари. Об этом говорится так: «Знак тилаки, начинающийся от носа и заканчивающийся на лбу у корней волос, представляющий собой две параллельные линии с пустым пространством между ними, называется храмом Господа Хари. Брахма пребывает на левой стороне тилаки, Садашива — на правой, а Господь Вишну — посередине. Середина тилаки должна оставаться пустой». В «Падма-пуране» говорится о том, какую глину нужно использовать для нанесения тилаки: «Необходимо собрать глину на берегу проточных вод реки, омывшей Господа Вишну. Также можно собрать глину в обители Господа Хари: на холме Венката, в Шри Рангаме, в Шри Курмакшетре, в Двараке, в Шри Праяге, в Шри Нрисимхакшетре, в Шри Варахакшетре, в Шри Вриндаване [или в любой роще туласи], и затем смешать эту глину с водой, омывшей стопы Господа Вишну. С помощью этой глины нужно нанести тилаку на разные части своего тела и так предстать перед Господом. О Махарадж Амбариша, лишь однажды увидев человека, чей лоб украшает знак гопи-чанданы, ты уменьшишь последствия своих грехов». В «Сканда-пуране» Дхрува Махарадж говорит следующее: «Если тебе доведется встретить человека, чье тело украшают знаки тилаки в форме раковины и чакры, чей лоб украшен туласи-манджари, чье тело умащено гопи-чанданой, тебе больше не нужно будет бояться последствий прошлых греховных поступков. Вайшнав должен украшать лоб знаком тилаки, наносимым с помощью глины, собранной у корней туласи. Вайшнав должен украшать лоб гопи-чанданой и носить гирлянду, которая была предложена Господу. Тилака вайшнава может быть трех видов. Одновременно вайшнав может украшать свое тело различными символами в форме Матсьи и Курмы или различного божественного оружия, например чакры. Этим вайшнав доставит удовольствие Господу Хари».

О правилах нанесения тилаки Веды говорят следующее. В разделе «Хираньякешия» «Яджур-веды» сказано: «Человек, который носит тилаку, напоминающую лотосные стопы Господа Хари, очень удачлив и дорог Верховному Брахману, Господу Шри Хари. Человек, который носит тилаку с пустым пространством посередине, становится достойным освобождения». В разделе «Катха» «Яджур-веды» сказано: «Если человек, нанеся тилаку, произносит соответствующие мантры и медитирует на Верховную Абсолютную Истину, Высшего из Величайших, Господа Вишну, который пребывает в сердцах своих преданных, держа в руке божественный диск (чакру), он становится чист. Этот человек достоин называться великой душой (махатмой)». В «Атхарва-веде» сказано: «Удачливый человек, который в течение всей жизни украшает тело знаками тилаки, напоминающими по форме чакру и прочее, несомненно, достигнет высшей обители Господа Вишну — конечной цели преданных».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...