Обучени детей плаванию в логопедической группе
Впервые проводя входную диагностику детей логопедических групп, которым предстояло заниматься плаванием в детском саду, мы обратили внимание на то, что все они имеют специфические особенности, а именно: • поверхностное (ключичное) дыхание, показания жизненной емкости легких — незначительны, что делает фразу отрывистой, несколько скандированной; • нарушена координация движений, затруднено согласование движений различных частей тела (рук и ног, ног и головы и т. д.); • понимание речевых инструкции недостаточное, затруднены коммуникативные функции, а это приводит к тому, что отдельные инструкции необходимо повторять несколько раз. Совместное обсуждение результатов первичной диагностики с логопедом и педагогами, работающими в логопедических группах, позволило нам наметить перспективный план коррекционно-образовательной работы на занятиях по плаванию как на суше, так и в воде. Всю свою работу мы осуществляли в трех направлениях. Первое включало серию упражнений и заданий по постановке диафрагмально-речевого дыхания. Неправильное или слабое участие дыхательных мышц наносит вред процессу звукообразования, и поэтому основной задачей данного этапа была постановка правильного дыхания и увеличения жизненной емкости легких. Для этого на занятиях применялись следующие приемы: 1. Разделение ротового и носового дыхания: вдох носом — выдох ртом; вдох ртом —- выдох носом; вдох носом — выдох носом; вдох ртом — выдох ртом; раздельное продувание: вдох левой ноздрей, выдох — правой. 2. Отработка нижнего, диафрагмального, дыхания, или дыхания животом, в исходном положении лежа на спине, сидя и стоя; и среднего, или грудного, дыхания, которое осуществляется за счет движения ребер и расширения грудной клетки.
3. Использование упражнений на развитие длительной, направленной воздушной струи. Применялись и такие игровые упражнения, как «Остуди чай», «Дует ветер на кораблик», «Чей фонтан больше», «Сделай воронку», «Рубка дров» (со словом «ха» на выдохе) «Обними плечи» и другие. Второе направление включало упражнения на развитие моторики: общей (координация движений) и мелкой (укрепление мускулатуры лица), особенно круговой мышцы рта и мышц, удерживающих нижнюю челюсть в сомкнутом состоянии (жевательные мышцы). Последнее наиболее успешно решалось при обучении детей плаванию кролем на груди и брассом, т. к. эти виды плавания предполагают резкое напряжение круговой мышцы рта (губы вытянуты трубочкой) при выдохе в воду, и произвольной задержке дыхания при выполнении таких упражнений как «Поплавок», «Медуза», «Звездочка» (рот плотно закрыт, язык лежит за зубами, лицо опущено в воду). Упражнения на развитие координации движений давались с постепенным усложнением заданий. Сначала использовались упражнения, в которых как бы изолированно тренируются ноги, руки, туловище или отрабатывается дыхание, а затем постепенно вводятся упражнения, объединяющие движения рук, ног и дыхание. Вначале дается сочетание из двух звеньев. Например, согласование работы ног (при плавании кролем на груди) с дыханием или согласование работы ног и скольжения и другие; затем из трех и более звеньев. Переход к новым упражнениям допустим только при четком выполнении ранее разученных. Третье направление работы заключалось в расширении, уточнении и обогащении лексического запаса. Для этого не нужно было забирать драгоценные минуты у самого процесса обучения плаванию, а просто, входя в воду, спросить: «Вода какая?». И услышать ответы: «Вода прохладная, теплая, чистая, прозрачная, голубая и т. д.», а также услышать подбор прилагательных, характеризующих личностные качества, необходимые при обучении плаванию: храбрый, смелый, ловкий, уверенный, настойчивый, сильный.
Параллельно со словарной работой развивалась планирующая функция речи, для чего мы предлагали малышам уточнить программу их действий. Например, «чтобы выполнить упражнение «Звездочка», надо развести ноги и руки в стороны, сделать глубокий вдох, задержать дыхание и лечь на воду»; или: «чтобы выполнить скольжение натруди, надо поднять руки вверх, сделать вдох, задержать дыхание, немного присесть и, слегка оттолкнувшись ногами от дна, лечь на воду и скользить по ее поверхности». Таким образом, в ходе повседневной работы по обучению детей логопедических групп плаванию, выполнялись не только профессиональные функции, но и осуществлялись интегративные связи, тесный контакт со специалистами других направлений. И вместе мы не только выстраиваем единый образовательный процесс, но и помогаем друг другу раскрыть индивидуальные особенности каждого малыша, использовать их на его благо. И когда дети, посещающие логопедические группы, достигают определенных успехов, испытываем чувство удовлетворения от того, что в этом есть и доля нашего труда. Л. В. Гаврильченко, М. А. Поваляева ВЗАИМОСВЯЗЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ Детские рисунки предоставляют богатый диагностический материал не только для выявления состояния изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей, уровня их знаний и представлений об окружающем мире, но и для диагностики речевых нарушений. По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка, по качеству изобразительных навыков — штриховке, силе нажима и др, критериям — о наличии дизартрической симптоматики. Спастичность характеризуется тем, что ребенок при штриховке не в состоянии регулировать силу нажима и рвет бумагу. При паретичности от карандаша практически не остается следа или он еле заметен; цветовая гамма рисунка бледная, он как бы размыт, не имеет четких границ. Однако анализ научно-методической литературы не дает достаточно четких и полных сведений об особенностях изобразительной деятельности детей, имеющих речевые нарушения (Р. Линднер, 1925; Ф. Гудинаф, 1926; В. И. Кириенко, 1961; Г. В. Лабунская, 1965; X. Зурвайер, 1966; Т. Н. Головина, 1971; Т. С. Комарова, 1994; Л. В. Компанцева, 1999).
Ежегодно свою работу мы начинаем со стартовой диагностики, которая помогает выявить актуальный уровень знаний и навыков наших детей и построить коррекционно-развивающий процесс с учетом личностно-ориентированного подхода. При проведении в начале года анализа рисунков детей с нарушениями речи были отмечены низкие качественные показатели. Так, детские рисунки отличались схематичностью, нарушением пропорциональной соотнесенности частей предмета, пропуском существенных деталей. Лицо человека дети могли обозначить только овалом и двумя точками вместо глаз; в фигуре человека изображали лишь наиболее крупные части тела: голову, туловище, конечности, а более мелкие (глаза, волосы, пальцы) нередко отсутствовали. При изображении дерева отсутствовали сучья, листья; при рисовании дома стены, крыша намечались только контуром. В большинстве случаев рисунки детей, имеющих речевые проблемы, отличались бедностью композиции, фризовым расположением предметов и фигур, статичностью и недостаточной реалистичностью. Самой яркой отличительной особенностью детских рисунков являлось нарушение пропорций: фигура человека могла по высоте превышать дом, ствол дерева по толщине приближался к размерам дома. Довольно часто рисунки этого контингента детей непропорционально малы по сравнению с размером листа. Из основных цветов дети пользуются двумя-тремя, не говоря об оттенках. Так, когда спросили одного мальчика, почему он выбрал при рисовании дерева красный цвет, он ответил: «Чтобы было красиво». У детей отсутствует мотивация выбора. Совместно с логопедом мы решили понаблюдать за детьми и провести анализ их рисунков, что позволило выявить слабое звено этих детей в речевом поведении — уровень планирующей функции речи. А это немаловажный фактор, влияющий в свою очередь на качественный показатель рисунков. Ведь при создании образа у большинства детей снижены умения действовать по словесной инструкции, поэтому изображения носят фрагментарный характер, а человеческая фигура напоминает головонога. Они часто изображают лишь отдельные элементы сюжета, допуская ошибки при размещении рисунка на плоскости листа. Дети не умеют предварительно обговаривать детали рисунка, планировать его содержание, поэтому у них не развит сюжет. С учетом выявленных изобразительных особенностей дошкольников, имеющих нарушения речи, было намечено построить совместную коррекционную работу так, чтобы повысить качество детского рисунка. На консилиумах специалисты обговаривали тему, над изучением которой работали одновременно, что усиливало у детей впечатления от образа и повышало качество рисунка.
Известно, что наиболее полному восприятию прекрасного способствуют наблюдения. Они содействуют появлению выразительных пейзажных описаний в детском словесном творчестве. Дети, наблюдая, сопоставляют разноудаленные предметы по величине, сравнивают их. В результате у ребят появляется желание изобразить увиденное. Дети накапливают свой жизненный опыт в предметной деятельности, играх, которые организуют совместно с педагогом, расширяют свои знания об окружающих предметах, явлениях, жизни и труде взрослых. Благодаря комплексному подходу всех специалистов Центра развития ребенка была намечена речевая работа в разных жизненных ситуациях. Каждый специалист создает благоприятные условия для поддержания интереса к занятиям и обогащения выразительной стороны детских рисунков. Нами был разработан цикл комбинированных занятий в изобразительной студии, в каждом из которых сочетались элементы разных видов изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование. Включались разнообразные материалы, нетрадиционные техники (монотипия, граттаж, «набрызг», «кляксография», тампонирование, «печать от руки» и др.), что создавало условия, при которых на протяжении всей изобразительной деятельности поддерживался высокий уровень активности и работоспособности. Комплексный, интегрированный подход значительно повысил детское внимание, качество занятий, что, естественно, отразилось на конечном результате. Детские работы систематически выставлялись в галерее на обозрение сверстников, родителей, педагогов, гостей, что повысило у детей самооценку и уверенность в своих силах. Наряду с вышеназванными методами детям с низким уровнем изобразительной деятельности предлагалась работа с трафаретами, что позволяло нам закреплять представления о строении изображений.
Для формирования у детей сюжетного рисунка закреплялись умения изображать деревья, птиц, животных в разное время года. Они учились рисовать и лепить от простого к сложному. Нам с педагогами пришлось подходить к программным требованиям избирательно, с учетом личностно-ориентированного подхода и компенсаторных возможностей каждого ребенка, потому что у таких детей нарушена моторика мелких мышц и им особенно необходима лепка. Лепить мы начинали с простейших форм — шара и цилиндра. Затем постепенно проделывали существенные преобразования этих форм: «различные овощи и фрукты», «блюдце с чашкой», «животные» и даже «человечек». На первых порах предметы, которые лепят дети, должны быть отображением предметов и вещей, которые они видят в повседневной жизни. При изостудии создан великолепный музей народной игрушки, который дети часто посещают на занятиях и в свободное время. Народная игрушка явилась хорошим материалом и стимулом к работе. Своей пластичностью, простотой и доступностью она способствовала развитию у детей наблюдательности, умения изобразить и соотнести результат с увиденным. А главное — они, как настоящие художники-декораторы, расписывают собственную игрушку красочным узором. Конечно, навыки лепки приходят не сразу, но уже после нескольких занятий качество изделия значительно улучшается. Педагогов радовало желание детей решить с помощью вопросов возникшие в процессе деятельности затруднения. Главное, что дети не безразличны к работе, их радует успех, они ищут одобрения и поддержки у окружающих. Очень приятно, когда в процессе работы у ребенка возникает вопрос и ему отвечает сверстник. Это развивает товарищество, взаимопомощь. Если кто-то допустил неточность при передаче формы предмета, то это не вызывает насмешки. Дети понимают, что в следующий раз у товарища ошибок будет меньше, а пока они учатся быть скульпторами и художниками. Очень большая работа проводится по овладению композиционным построением сюжетного рисунка. В этом помогает тонированная бумага, что усиливает у детей ответственность за создание изображения, интерес и эмоциональный настрой. Помогают игры с экраном, с составляющими накладными полями — изображаемыми предметами. Так дети постепенно учатся изображать на картине многоплановые композиции, наблюдаемые ими в жизни. Уже к середине учебного года заметны позитивные изменения в планирующей речи детей. Индивидуальные беседы, вопросы, наблюдения за окружающей действительностью, игры, чтение художественных произведений, рассматривание картин способствовали расширению пассивного и активного словаря, так как дети самостоятельно проговаривали процесс изодеятельности. Таким образом, в результате целенаправленной системы обучения детей с различными нарушениями речи можно улучшить качественные характеристики процесса изображения и сами графические образы. В ходе обучения изобразительной деятельности также создаются условия для развития и коррекции речевого, психического, интеллектуального развития, мелкой моторики, пополнения активного словарного запаса и др. Многолетние наблюдения ученых и опыт Центра развития ребенка подтвердили то, что практически все дети, слабо владеющие изобразительными навыками, в гаке ле имеют проблемы с письмом, так как у них нарушается зрительно-моторная координация, ориентировка в пространстве, что является предрасполагающими факторами для дизартричного почерка, оптической, моторной и акустической дисграфий (нарушению письменной речи). Следовательно, необходимо умелое коррекционное воздействие на познавательные и личностные качества детей, что не только совершенствует изобразительные навыки, но и способствует профилактике и коррекции речевых недостатков. Изобразительная деятельность повышает эмоционально-положительный фон, создает благоприятные условия для успешного развития ребенка. Известный писатель и исследователь детской речи К. И. Чуковский отмечал, что воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого. В. А. Сухомлинский говорил о том, что иногда приходится ждать годами, пока вдруг, в какой-то день, в какой-то миг, при стечении каких-то обстоятельств и настроений сердце ребенка дрогнет, переполнится счастьем. И нам, педагогам, нужно создавать все условия для этого мгновения, чтобы оно настало как можно быстрее. Л. В. Гаврильченко
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|