Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: «широка, привольна и богата наша земля».




Цель: Освоение действия преобразования простран­ственных моделей.

Задачи: 1. Закреплять умения в составлении ком­позиции из знакомых элементов на объемной фигуре соответственно данному промыслу.

2. Закреплять умения детей «читать» узоры — со­лярные знаки, веточки ели, ромбы, вертикальные и го­ризонтальные линии, — понимая смысл, содержание ор­наментов.

3. Развивать творческую инициативу, фантазию, уме­ние общаться и взаимодействовать друг с другом, ува­жая чувства и мысли товарища.

4. Прививать интерес к жизни русского человека и истории своей Родины.

Творческое задание: назвать свою игрушку, приду­мать имя в зависимости от образа или рассказ, историю о ее жизни, семье и т. д.

Оборудование (материал): заранее вылепленные деть­ми игрушки, краски, кисти, подставки, макеты улиц, го­родской площади с изгородями, постройками; земной покров с расписными символами.

Звуковой ряд: русские народные наигрыши.

Ход занятия: Руководитель ИЗО:

— Сегодня вы увидите необычный город. Этот город не простой, называется он городом загадок. В нем не просто улицы и дома. Улицы здесь носят необычные названия. Например, эта улица называется Улицей Сим­волов. Сегодня мы будем гулять по этой улице. В каж­дом доме на этой улице живут игрушки определенного вида промысла. Если захотите узнать, какие игрушки живут в этом доме, то посмотрите на земной покров возле него на дворе. Угадайте, какие игрушки живут в этом доме? (Звучит ответ,)

— Теперь зайдем в соседний двор. Какие игрушки живут здесь?

— Какие в последнем доме улицы?

— Дети, а как вы догадались, какому виду промыс­лов принадлежит каждый двор? (По символам, которые используют мастера в узорах.)

— Назовите мне символические знаки. (Волнистая линия, кольца, круги, линии, точки.)

— А можно в этих символических знаках найти средства жизнедеятельности? (Вода, солнце, свет, семя, поля, земля и т. д.)

— Дети, а как используют знаки древних славян ху­дожники-декораторы, мастера, мы с вами? (Украшаем свои изделия.)

— А давайте «оживим» этот сказочный город собы­тиями, которые могут происходить с его жителями. (Зву­чит лирическая народная музыка. Дети берут лепные фигурки и расписывают их по-своему вкусу, соответ­ственно виду данного промысла.)

В конце занятия дети обыгрывают сюжеты сцен, рас­сказывают о своей игрушке стихотворение или историю. Руководитель ИЗО:

— Собирались жители города загадок на площади и похвалялись друг перед другом... (Игрушки-«жители» рассказывают о себе стихи, загадки, истории.)

— Ну, вот и разгадали мы все загадки, которые встре­тили на пути.

Вот и в сказке побывали. Кем мы только не бывали! Сказочниками и мастерами, Все загадки разгадали, А сейчас пора из сказки Возвращаться в детский сад, Чтобы вновь свои открытья В стране знаний совершать! (Звучит песня о сказках.)

 

О. А. Коваленко

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ

Культура речи является важнейшим условием вос­питания общей и внутренней культуры человека. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мыс­ли грамматически правильно, в соответствии с назначением и целью высказывания, логично, точно, вырази­тельно и образно.

Наблюдения последних лет показывают, что речь де­тей как дома, так и в дошкольных учреждениях страда­ет шаблонными словами и выражениями. В речи детей встречается много слов-«сорняков». Дети, как губка, впи­тывают в себя речь окружающих людей, рекламных роликов, мультфильмов агрессивного содержания. На­сыщение штампами и казенными словами — «канце­ляритами», как говорил К.И. Чуковский — ведет к по­тере индивидуальности, эмоциональности, непосредствен­ности, грамматической неупорядоченности. Ребенок, вла­деющий основами культуры речи, быстрее наладит кон­такты в незнакомом обществе. Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культу­ры речи в широком смысле этого слова.

Практика речевого общения постоянно сталкивает детей с различными по значению словами, различными значениями одного и того же слова, синонимами, анто­нимами, крылатыми выражениями. «Мама, ты говоришь, что мне «хоть кол на голове теши» или, что «все как об стенку горох» — как это понять? А что, правда можно «умереть со смеху»? А где «раки зимуют»? А кому «мед­ведь на ухо наступил»? Эти вопросы часто задают дети, когда сталкиваются с таким явлением языка, как фра­зеологические обороты, — одним из самых интересных и увлекательных пластов лексики русского языка. Наш язык очень богат фразеологическими оборотами. Одни из них возникли на основе наблюдений человека за общественными и природными явлениями («много сне­га — много хлеба»); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями («пусто, словно Мамай прошел»); третьи вышли из песенок, сказок, за­гадок, литературных произведений.

В работе с детьми мы стремимся помочь им овладеть не просто лексикой, а лексикой, эмоционально окрашен­ной фразеологическими оборотами. Работа начиналась с изучения уровня развития образной речи с помощью простых фразеологизмов: «одет как капуста», «летит

как угорелый», «как Федул губы надул», «как в воду опущенный», «считать ворон», «бить баклуши». Значи­тельная часть детей испытывала трудность в восприя­тии и понимании образного содержания фразеологиз­мов, но дошкольники обладают достаточным уровнем логического мышления, помогающим осмыслить их пе­реносный смысл. Важно только организовать практи­ческий опыт работы. Для этого мы придумывали конк­ретные практические ситуации, цель которых помочь детям понять переносный смысл фразеологизмов в про­цессе обогащения их жизненного опыта. И первая за­дача в осуществлении этой цели: выявить наиболее эф­фективные средства в формировании переносного смыс­ла фразеологизмов. Вот некоторые из ситуаций.

• Дети на занятии по ИЗО лепили сказочную Жар-птицу. Все трудились с увлечением. По окончании за­нятия каждый ребенок с радостью показывал свое из­делие. И только Рома сидел на своем месте. Педагог обращается к детям: «Ребята, посмотрите — наш Рома сидит как "в воду опущенный". Что случилось?» Рома ответил, что у его птицы отвалился хвост. Дети стали успокаивать мальчика.

Чуть позже педагог спрашивает: «Ребята, а что озна­чает "как в воду опущенный"?» Дети объяснили: груст­ный, расстроенный, угрюмый, мрачный.

В игре «Джунгли зовут» ребята соревновались. «Пан­тера» стала отставать от соперника «Коалы». Чтобы под­бодрить «Пантеру», преподаватель произнесла фразу: «Пантера, "прибавь ходу"1». По завершении игры у де­тей спросили: «Что значит "прибавь ходу"?». И они ответили: «Это значит быстрее бежать, чтобы победить».

• Сережа А. часто бывает виновником конфликт­ных ситуаций. Однажды дети потребовали от Сережи «дать слово» больше не обижать девочек. На вопрос, что значит «дать слово», дети ответили: «Это значит дать обещание и сдержать его до конца».

В этой работе с детьми мы широко используем игры и игровые упражнения, чтение художественных произ­ведений и малых фольклорных форм.

1. Игра «Первый снег» (лексическое упражнение по стихотворению Е. Трутневой). Цель: обогащать словарь образной лексикой.

2. Игра «Подбери сравнения» (по стихотворению Е. Трутневой «Осень»).

3. Игра «Объясни и покажи». Цель: знакомство с фразеологизмами.

4. Игра «Скажи по-другому». Цель: осваивать пере­носное значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова.

5. Игра «Ошибка». Цель: знакомиться с образными выражениями, находить смысловые неточности, ошибки.

6. Игра «Почему так говорят». Цель: знакомство с фразеологизмами. (Игры из книги О.С. Ушаковой «При­думай слово».)

7. Игра «Скажи наоборот». Цель: познакомить с антонимичными фразеологизмами, научить сравнивать и противопоставлять.

8. Игра «Фразеологизмы-синонимы». Цель: позна­комить с синонимическими фразеологическими оборо­тами, развивать внимание, учить сравнивать и делать выводы.

9. Игра «Общее слово». Цель: учить чувствовать кра­сивое слово, фантазировать, сочинять, познакомить с ча­стями речи и закрепить знания о них, развивать па­мять, слуховое внимание. (Игры из книги Е. Синициной «Умные слова».)

10. Занятие-игра «Жила-была Баклуша». Цель: зна­комство с фразеологизмом «бить баклуши», развивать творческое воображение, логику и образное мышление.

Мы считаем, что большая часть детей нашей группы смогла осмыслить сущность фразеологизмов, подтверж­дением чему служит использование их в разных видах деятельности: в игровой, учебной, трудовой, бытовой. На наш взгляд, наиболее эффективным средством по внед­рению фразеологизмов в каждодневную жизнь детей являются игры и игровые упражнения, а также процесс общения детей друг с другом и педагогом. Сформиро­ванное понимание особенностей фразеологизмов, умение самостоятельно выбирать средства художественной выразительности для собственного связного высказы­вания оказало положительное влияние на индивидуаль­ность речи каждого ребенка.

М. А. Поваляева

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...