Тема: «широка, привольна и богата наша земля».
Цель: Освоение действия преобразования пространственных моделей. Задачи: 1. Закреплять умения в составлении композиции из знакомых элементов на объемной фигуре соответственно данному промыслу. 2. Закреплять умения детей «читать» узоры — солярные знаки, веточки ели, ромбы, вертикальные и горизонтальные линии, — понимая смысл, содержание орнаментов. 3. Развивать творческую инициативу, фантазию, умение общаться и взаимодействовать друг с другом, уважая чувства и мысли товарища. 4. Прививать интерес к жизни русского человека и истории своей Родины. Творческое задание: назвать свою игрушку, придумать имя в зависимости от образа или рассказ, историю о ее жизни, семье и т. д. Оборудование (материал): заранее вылепленные детьми игрушки, краски, кисти, подставки, макеты улиц, городской площади с изгородями, постройками; земной покров с расписными символами. Звуковой ряд: русские народные наигрыши. Ход занятия: Руководитель ИЗО: — Сегодня вы увидите необычный город. Этот город не простой, называется он городом загадок. В нем не просто улицы и дома. Улицы здесь носят необычные названия. Например, эта улица называется Улицей Символов. Сегодня мы будем гулять по этой улице. В каждом доме на этой улице живут игрушки определенного вида промысла. Если захотите узнать, какие игрушки живут в этом доме, то посмотрите на земной покров возле него на дворе. Угадайте, какие игрушки живут в этом доме? (Звучит ответ,) — Теперь зайдем в соседний двор. Какие игрушки живут здесь? — Какие в последнем доме улицы? — Дети, а как вы догадались, какому виду промыслов принадлежит каждый двор? (По символам, которые используют мастера в узорах.)
— Назовите мне символические знаки. (Волнистая линия, кольца, круги, линии, точки.) — А можно в этих символических знаках найти средства жизнедеятельности? (Вода, солнце, свет, семя, поля, земля и т. д.) — Дети, а как используют знаки древних славян художники-декораторы, мастера, мы с вами? (Украшаем свои изделия.) — А давайте «оживим» этот сказочный город событиями, которые могут происходить с его жителями. (Звучит лирическая народная музыка. Дети берут лепные фигурки и расписывают их по-своему вкусу, соответственно виду данного промысла.) В конце занятия дети обыгрывают сюжеты сцен, рассказывают о своей игрушке стихотворение или историю. Руководитель ИЗО: — Собирались жители города загадок на площади и похвалялись друг перед другом... (Игрушки-«жители» рассказывают о себе стихи, загадки, истории.) — Ну, вот и разгадали мы все загадки, которые встретили на пути. Вот и в сказке побывали. Кем мы только не бывали! Сказочниками и мастерами, Все загадки разгадали, А сейчас пора из сказки Возвращаться в детский сад, Чтобы вновь свои открытья В стране знаний совершать! (Звучит песня о сказках.)
О. А. Коваленко ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли грамматически правильно, в соответствии с назначением и целью высказывания, логично, точно, выразительно и образно. Наблюдения последних лет показывают, что речь детей как дома, так и в дошкольных учреждениях страдает шаблонными словами и выражениями. В речи детей встречается много слов-«сорняков». Дети, как губка, впитывают в себя речь окружающих людей, рекламных роликов, мультфильмов агрессивного содержания. Насыщение штампами и казенными словами — «канцеляритами», как говорил К.И. Чуковский — ведет к потере индивидуальности, эмоциональности, непосредственности, грамматической неупорядоченности. Ребенок, владеющий основами культуры речи, быстрее наладит контакты в незнакомом обществе. Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова.
Практика речевого общения постоянно сталкивает детей с различными по значению словами, различными значениями одного и того же слова, синонимами, антонимами, крылатыми выражениями. «Мама, ты говоришь, что мне «хоть кол на голове теши» или, что «все как об стенку горох» — как это понять? А что, правда можно «умереть со смеху»? А где «раки зимуют»? А кому «медведь на ухо наступил»? Эти вопросы часто задают дети, когда сталкиваются с таким явлением языка, как фразеологические обороты, — одним из самых интересных и увлекательных пластов лексики русского языка. Наш язык очень богат фразеологическими оборотами. Одни из них возникли на основе наблюдений человека за общественными и природными явлениями («много снега — много хлеба»); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями («пусто, словно Мамай прошел»); третьи вышли из песенок, сказок, загадок, литературных произведений. В работе с детьми мы стремимся помочь им овладеть не просто лексикой, а лексикой, эмоционально окрашенной фразеологическими оборотами. Работа начиналась с изучения уровня развития образной речи с помощью простых фразеологизмов: «одет как капуста», «летит как угорелый», «как Федул губы надул», «как в воду опущенный», «считать ворон», «бить баклуши». Значительная часть детей испытывала трудность в восприятии и понимании образного содержания фразеологизмов, но дошкольники обладают достаточным уровнем логического мышления, помогающим осмыслить их переносный смысл. Важно только организовать практический опыт работы. Для этого мы придумывали конкретные практические ситуации, цель которых помочь детям понять переносный смысл фразеологизмов в процессе обогащения их жизненного опыта. И первая задача в осуществлении этой цели: выявить наиболее эффективные средства в формировании переносного смысла фразеологизмов. Вот некоторые из ситуаций.
• Дети на занятии по ИЗО лепили сказочную Жар-птицу. Все трудились с увлечением. По окончании занятия каждый ребенок с радостью показывал свое изделие. И только Рома сидел на своем месте. Педагог обращается к детям: «Ребята, посмотрите — наш Рома сидит как "в воду опущенный". Что случилось?» Рома ответил, что у его птицы отвалился хвост. Дети стали успокаивать мальчика. Чуть позже педагог спрашивает: «Ребята, а что означает "как в воду опущенный"?» Дети объяснили: грустный, расстроенный, угрюмый, мрачный. В игре «Джунгли зовут» ребята соревновались. «Пантера» стала отставать от соперника «Коалы». Чтобы подбодрить «Пантеру», преподаватель произнесла фразу: «Пантера, "прибавь ходу"1». По завершении игры у детей спросили: «Что значит "прибавь ходу"?». И они ответили: «Это значит быстрее бежать, чтобы победить». • Сережа А. часто бывает виновником конфликтных ситуаций. Однажды дети потребовали от Сережи «дать слово» больше не обижать девочек. На вопрос, что значит «дать слово», дети ответили: «Это значит дать обещание и сдержать его до конца». В этой работе с детьми мы широко используем игры и игровые упражнения, чтение художественных произведений и малых фольклорных форм. 1. Игра «Первый снег» (лексическое упражнение по стихотворению Е. Трутневой). Цель: обогащать словарь образной лексикой. 2. Игра «Подбери сравнения» (по стихотворению Е. Трутневой «Осень»). 3. Игра «Объясни и покажи». Цель: знакомство с фразеологизмами. 4. Игра «Скажи по-другому». Цель: осваивать переносное значение слов и словосочетаний, подбирать к ним близкие по смыслу слова. 5. Игра «Ошибка». Цель: знакомиться с образными выражениями, находить смысловые неточности, ошибки. 6. Игра «Почему так говорят». Цель: знакомство с фразеологизмами. (Игры из книги О.С. Ушаковой «Придумай слово».) 7. Игра «Скажи наоборот». Цель: познакомить с антонимичными фразеологизмами, научить сравнивать и противопоставлять.
8. Игра «Фразеологизмы-синонимы». Цель: познакомить с синонимическими фразеологическими оборотами, развивать внимание, учить сравнивать и делать выводы. 9. Игра «Общее слово». Цель: учить чувствовать красивое слово, фантазировать, сочинять, познакомить с частями речи и закрепить знания о них, развивать память, слуховое внимание. (Игры из книги Е. Синициной «Умные слова».) 10. Занятие-игра «Жила-была Баклуша». Цель: знакомство с фразеологизмом «бить баклуши», развивать творческое воображение, логику и образное мышление. Мы считаем, что большая часть детей нашей группы смогла осмыслить сущность фразеологизмов, подтверждением чему служит использование их в разных видах деятельности: в игровой, учебной, трудовой, бытовой. На наш взгляд, наиболее эффективным средством по внедрению фразеологизмов в каждодневную жизнь детей являются игры и игровые упражнения, а также процесс общения детей друг с другом и педагогом. Сформированное понимание особенностей фразеологизмов, умение самостоятельно выбирать средства художественной выразительности для собственного связного высказывания оказало положительное влияние на индивидуальность речи каждого ребенка. М. А. Поваляева
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|