Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словарь имен и терминов




 

А

Абхаса (а̄ бха̄ са) – отражение, подобие.

Абхидхея (абхидхейа) – одно из трех основополагающих понятий вайшнавской теологии, значение, смысл; средства достижения конечной цели; преданное служение в стадии практики (садхана-бхакти).

Абхишека (абхиш̣ ека) – священная церемония омовения (обычно йогуртом, молоком и водой). Проводится во время установки Божества или коронации царя.

Авадхут (авадхӯ та) – святой высочайшего уровня, личность, находящаяся выше общественных, социальных, и даже религиозных правил и принятых условностей.

Аватара (авата̄ ра) – «Тот, кто нисходит», явление Бога или Его посланника в определенном образе с той или иной миссией.

Агамы (а̄ гамы) – дополнительные ведические писания, такие как Панчаратры.

Адвайта (адваита) – «недвойственность»: 1) качество Всевышнего, означающее, что Он является единой, неделимой Истиной; хотя из Него исходит сияние бесконечного Брахмана и Он распространяет Себя в виде частичного проявления Сверхдуши – Параматмы, Он остается неделимым; 2) философская система адвайта-веданты (майявада ) провозглашает единство индивидуальной души и Брахмана.

Адвайта Ачарья (Адваита А̄ ча̄ рйа) — один из ближайших спутников Шри Чайтаньи Махапрабху. Входит в Панча-таттву. Почитается Гаудия-вайшнавами как проявление Маха-Вишну.

Адхарма (адхарма) – неправедность, равнодушие к религии, отклонение от закона дхармы.

Адхокшаджа (Адхокш̣ аджа) – одно из Имен Бога, означающее «Тот, кого невозможно постичь материальными чувствами»; запредельный, трансцендентный.

Айодхья (Айодхйа̄ ) – святая обитель Рамачандры; город в Северной Индии, столица царей Икшваку (солнечной династии).

Айшварья (аиш́ варйа) – величие, могущество; внушающий чувство благоговения, трепета и преклонения величественный аспект Абсолюта, олицетворением которого является Шри Нараяна Вайкунтхи, противоположность мадхурье, одно из шести божественных величий, которыми обладает Шри Бхагаван.

Аланкара (алан̇ ка̄ ра) – средства выразительности литературного произведения.

Аланкара-шастра (алан̇ ка̄ ра-шастра) – труды, посвященные принципам поэтики и риторики.

Амная (а̄ мна̄ йа) – ведическая традиция, передающаяся по цепи ученической преемственности; Ве­ды, услышанные от духовного учителя.

Амша-аватара (ам̇ ш́ а-авата̄ ра) – частичная, неполная аватара.

Ананда (а̄ нанда) – блаженство, высший божественный экстаз.

Ананта (Ананта) – безграничный, бесконечный. 1) распространение Баларамы в виде тысячеглавого змея, поддерживающего все миры и олицетворяющего собою силу притяжения; 2) одно из имен Баларамы.

Анартха (анартха) – «бесполезное, нежелательное»; внутренние препятствия на пути к чистой преданности. Берут начало в ложных представлениях о себе, Боге, о цели, пути и препятствиях на пути. Анартхи приводят к: а) жажде временных материальных удовольствий, мистических сил и освобождения; б) апарадхам; в) к слабостям сердца: пустым привязанностям, лицемерию, насилию и т. п.

Анартха-нивритти (анартха-нив­р̣ тти) – стадия пути бхакти, на которой происходит очищение сердца от низменных склонностей, мешающих духовному развитию.

Апара-пракрити (апара-пракр̣ ти) – низшая, внешняя энергия, майя-шакти.

Апарадха (апара̄ дха), буквально «то, что уводит от служения Богу» ) – оскорбление Бога, Его Святого Имени, Его преданного, духовного наставника или святой дхамы.

Апа-сампрадая (апа-сампрада̄ йа) – религиозное течение, отклонившееся от подлинной вайшнавской сампрадаи.

Арджуна (другие имена Партха, Дхананьджая, Бхарата) – вечный спутник Шри Кришны, пребывающий в сакхья-расе с Ним. Великий воин, один из братьев-Пандавов. Перед битвой на Курукшетре Кришна поведал ему «Бхагавад-гиту».

Арчана (арчана) – поклонение образу Бога в храме, одна из девяти форм преданного служения.

Асана (а̄ сана) – 1) место для сидения, возвышенное сидение для ведущего собрание, чистая подстилка для сидения в момент проведения религиозного обряда; 2) поза, положение тела; 3) третья ступень йоги.

Асур (асура) – противоположность божественному человеку; демон; тот, кто не следует принципам писаний; атеист; закоренелый материалист; также тот, кто завидует Богу, отвергает верховенство Вишну.

Ачарья (а̄ ча̄ рйа) – духовный учитель, который учит своим примером и утверждает подлинные религиозные принципы. Обычно титул «Ачарья» дается особо возвышенным учителям.

Ачинтйа-бхедабхеда-таттва (ачинтйа-бхеда̄ бхеда-таттва) – учение о «непостижимом одновременном единстве-отличии» Бога и его энергий, которое проповедовал Чайтанья Махапрабху.

Аскеза – добровольное принятие трудностей, неудобств; или усилие, направленное на удовлетворение Всевышнего или Его посланника, духовного учителя.

Ачарьянидхи (А̄ ча̄ рйанидхи) – см. Пундарик Видьянидхи.

Ачьютананда (Ачйута̄ нанда) – сын Адваита Ачарьи; основатель Ачьюта-готры. Его гуру – Шри Гададхар Пандит.

Ауда̄ рйа (ауда̄ рйа) – божественное сострадание. Основое качество Шри Чайтаньи Махапрабху.

Аулы (в ед. ч. а̄ ула) – одна из апа-сампрадай, секта, учение которой отрицает различие между духом и материей, Богом и обычным человеком, любовью к Богу и мирской любовью мужчины и женщины. Считают себя последователями Шри Чайтаньи, но на самом деле искажают Его учение.

Ашрам (а̄ ш́ рама) – 1) ступень духовного развития (см. также брахмачари, грихастха, ванапрастха и санньяси); 2) место, где занимаются духовной практикой, приняв ашраю (прибежище и руководство) истинного гуру.

Ашрая-виграха (а̄ ш́ райа-виграха) – Шримати Радхарани. Это имя означает «прибежище души», поскольку вечное предназначение души – служить Радхарани.

 

Б

Бабаджи (Ба̄ ба̄ джӣ ) – подвижник, живущий в отречении.

Бадарикашрам (Бада­рика̄ ш́ ра-ма) – сокровенное место паломничества в Гималаях. Его посещали Пандавы во время своих лесных странствий (см. Вана-парву «Махабхараты» ). Обитель Нары и Нараяны, где они совершают аскетические подвиги, сидя под бадарӣ (сливовым деревом).

Баддха-джива (баддха-джӣ ва) – зависимая, порабощенная майей душа, вынужденная претерпевать повторяющиеся рождения и смерти.

Баладэв Видьябхушан (Баладэва Видйа̄ бхӯ ш̣ ан̣ ) – великий вайшнавский святой, автор многих книг по вайшнавской философии ( «Говинда-бхашья», и др. ).

Баларама (Балара̄ ма) – первое полное проявление Кришны. В аударья-лиле – Нитьянанда. Изначальный духовный учитель.

Бахиранга (бахиран̇ га̄ ) – см. майя.

Баулы (в ед. ч. ба̄ ула) – одна из апа-сампрадай, секта, возникшая после ухода Чайтаньи Махапрабху, поверхностно истолковавшая Его учение; слово ба̄ ула происходит от санскритского слова ватула (безумец). Бродячие музыканты, в своих сентиментальных и таинственных песнях выражают свою философию, которая очень близка к аулам и сахаджиям.

Билвамангала Тхакур (Билваман̇ гала Тха̄ кур) – великий вайшнавский святой и поэт из Южной Индии, автор многих произведений, главное из которых – «Шри Кришна-карнамрита».

Благодать – помощь, ниспосланная свыше, к исполнению воли Божьей (В. Даль).

Брахма, Брахмаджи (Брахма̄, Брахма̄ джӣ ) – первое сотворенное существо во вселенной; одна из гуна-аватар, управляет гуной страсти (раджо-гуной); создает материальный мир при помощи силы, дарованной Шри Кришной. Обычно принадлежит к джива-таттве, но иногда Сам Вишну становится Брахмой. Брахма нашей вселенной известен как Вайраджа. У него четыре головы, восемь глаз и восемь рук. Он – великий бхакта Шри Кришны и изначальный гуру Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадаи.

Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадая (Брахма̄ -Мадхва-Гауд̣ ӣ йа-сам­пра­да̄ йа) – сампрадая, берущая свое начало от Брахмы, которому Шри Кришна открыл знание Вед. Эту сампрадаю возглавляют Шри Чайтанья Махапрабху и Шри Мадхва.

Брахман (Брахман) – Абсолют; безличное, лишенное качеств, всепроникающее проявление Бхагавана, сияние божественного образа Шри Кришны.

Брахманы (бра̄ хман̣ а) – сословие ученых людей и священнослужителей; высший из четырех сословий в системе варнашрамы.

«Брахма-самхита» – молитвы Брахмы, в которых он описывает духовный мир и процесс сотворения материальной вселенной. Состоит из ста глав, однако в настоящее время доступна лишь одна, пятая глава. Эта глава была найдена Шри Чайтаньей Махапрабху во время Его паломничества по Южной Индии. Величайшие ачарьи Гаудия-вайшнавизма, такие как Шрила Рупа Госвами, Шрила Джива Госвами, Шрила Бхактивинода Тхакур и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада написали комментарии к «Брахма-самхите».

Брахмачари (брахмача̄ рӣ ) – ученик, живущий в ашраме гуру и соблюдающий обет целомудрия; носит одежду шафранового цвета.

Брихаспати (Бр̣ хаспати) – духовный учитель богов.

Брихад-вайшнава-тошани (Бр̣ хад-ваиш̣ н̣ ава-тош̣ ан̣ ӣ ) – комментарий Шрилы Санатаны Госвами к «Шримад Бхагаватам».

Бхавананда Паттанаяка (Бхава̄ нанда Пат̣ т̣ ана̄ йака) – отец Шри Рамананды Рая.

Бхавартха-дипика (Бха̄ ва̄ ртха-дӣ пика) – комментарий Шридхара Свами к «Шримад-Бхагаватам».

«Бхагавад-гита» – «Песнь Бога» (Бхагавана). Знаменитая беседа Шри Кришны с Его преданным Арджуной, состоявшаяся перед началом битвы на Курукшетре. В ней раскрывается суть духовного знания и высшим совершенством души провозглашается преданность (бхакти). Входит в шестую книгу «Махабхараты», хотя издается и читается как самостоятельное произведение.

Бхагаван (Бхагава̄ н) – бесконечный, изначальный, нерожденный. Высший, личностный аспект Бога, обладающий шестью величиями: красотой, силой, славой, богатством, знанием и отреченностью в их абсолютной полноте. Тот, кто безраздельно распоряжается всеми видами энергий и повелевает всеми силами мироздания.

Бхагавата (бха̄ гавата) – все, что связано с Бхагаваном, Верховным Господом, в первую очередь – Его великий преданный и «Шримад-Бхагаватам».

Бхагавата-дхарма (бха̄ гавата-дхарма) – вечная религия преданного служения Всевышнему Господу.

«Бхагаватам» – см. «Шримад-Бхагаватам».

«Бхагавата-пурана» – см. «Шримад-Бхагаватам».

Бхакта (бхакта) – преданный Кришны.

Бхакти (бхакти) – чистая преданность Кришне; любовное преданное служение Всевышнему Господу, не оскверненное примесями кармы, гьяны и т. п.

Бхактивинода Тхакур (Бхактивинода Тха̄ кур) – величайший вайшнавский святой, богослов, мыслитель и поэт, во второй половине XIX века положивший начало ренессансу Гаудия-вайшнавизма, продолжающемуся и поныне. Автор множества книг и песен. Отец и духовный наставник прославленного Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

Бхакти-йога (бхакти-йога)– единение со Всевышним через преданность Ему. Путь преданного служения Кришне в чистой любви.

«Бхакти-расамрита-синд-ху» (бхакти-раса̄ мр̣ та-синдху) — произведение Шрилы Рупы Госвами на санскрите, содержащее подробное описание всех аспектов бхакти-йоги.

Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур (Бхактисиддха̄ нта Сарасватӣ Тха̄ кур) – духовный учитель Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадаи. Широко распространил учение Шри Чайтаньи Махапрабху по всей Индии и создал основу для его распространения по всему миру. Основатель духовного движения Гаудия Матх, представляющего Гаудия-сампрадаю. Сын и продолжатель дела Шрилы Бхактивиноды Тхакура.

Бхарата-варша (Бха̄ рата-вар­ш̣ а) – древнее название Индии.

Бхаттачарья (Бхат̣ т̣ а̄ ча̄ рйа) – титул брахмана, которого он удостаивается, если тщательно изучит логику и мимамсу, если он знает наизусть одну из четырех Вед, или если он становится выдающимся учителем, глубоко постигшим философию.

Бхишмака (Бхӣ ш̣ мака) – отец Рукмини.

Бхога – 1) подношение для Божества; 2) наслаждение.

Бхригу (Бхр̣ игу) – один из семи великих мудрецов, сын Брахмы. История Бхригу изложена в девятой песни «Шримад Бхагаватам».

Бхукти (бхукти) – мирское чувственное наслаждение; цель материалистов.

Бху-шакти (Бхӯ -ш́ акти) – энергия космического творения, поддерживающая все планеты.

 

В

Ваджранабха (Ваджрана̄ бха) – правнук Кришны; был сыном Анируддхи, сына Прадьюмны.

Вайбхава (ваибхава) – величие, могущество.

Вайдхи-бхакти (ваидхӣ -бхакти) – часть садханы, осуществляемая по правилам и предписаниям шастр.

Вайкунтха (Ваикун̣ т̣ ха) – буквально, «место, где нет тревог»; вечные духовные миры, где Кришна предстает в образе Нараяны.

Вайшнав (ваиш̣ н̣ ав) – преданный Вишну или Кришны; тот, кто понимает положение Бхагавана и с любовью служит Ему.

«Вайшнава-манджуша» (Ваиш̣ н̣ ава-ман̃ джуш̣ а̄ ) – словарь вайшнавской терменалогии, который составил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.

Вайшнавизм – см. бхагавата-дхарма.

Вайшьи (в ед ч. вайш́ йа) – сословие земледельцев и торговцев; третий уклад ведического общества в системе варнашрамы.

Вакрешвар (Вакреш́ вар) – вечный спутник Чайтаньи Махапрабху.

Валлабхачарья (Валлабха̄ ча̄ рйа) – отец Лакшмиприи.

Валмики Муни – великий мудрец, автор «Рамаяны».

Ванапрастха (ва̄ напрастха) – удаление от дел – третий из четырех ашрамов (укладов или стадий жизни) варнашрамы, следующий за этапом семейной жизни (грихастхой); человек в этом ашраме.

Ванинатх (Ва̄ н̣ ӣ на̄ тха) – великий вайшнав, последователь Шри Чайтаньи, сын Бхавананды Рая и брат Рамананды Рая.

Вамана (Ва̄ мана) – пятнадцатая лила-аватара в образе карлика-брахмана, отобравшего все у Бали Махараджа и даровавшего ему Свое высшее покровительство.

Варанаси (Ва̄ ра̄ н̣ асӣ ) — одно из самых древних и знаменитых мест паломничества в Индии, также известное как Каши и Бенарес. Центр имперсональной философии (майявады). Здесь Шри Чайтанья победил в диспуте и обратил в вайшнавизм Пракашананду Сарасвати, лидера майявади того времени.

Вараха (Вара̄ ха) – воплощение Вишну в образе вепря, поднявшего Землю со дна океана Гарбходака и убившего демона Хираньякшу (см. Третью песнь «Шримад-Бхагаватам»).

Варна (варн̣ а) – сословие в ведической системе деления общества. Принад­лежность человека к ней определяется р­одом его деятельности и влиянием на него гун природы. См. также брахман, кшатрий, вайшья, шудра.

Варнашрама(-дхарма) (варн̣ а̄ ш́ рама (-дхарма)) – ведическая общественно-религиозная система деления общества на четыре сословия (варны) – брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр), а также на четыре уклада жизни (ашрама) – брахмачари, грихастх, ванапрастх и санньяси.

Вартма-прада̄ рш́ ака-гуру (Вартма-прада̄ рш́ ака-гуру) – гуру, который первым дает знание о Высшей Истине и направляет на духовный путь.

Варшабханави-деви (Ва̄ рш̣ абха̄ навӣ -девӣ ) – Шримати Радхарани, дочь Вришабхану.

Васиштха (Васиш̣ т̣ ха) – великий мудрец, соперник Вишвамитры; семейный священослужитель Дашаратхи Махараджа, отцаШри Рамачандры.

Ва̄ судэв – Господь Кришна как сын Васудевы, Шри Кришна в Матхуре и Двараке; первый образ Бхагавана в Его четверичном распространении (чатур-вьюхе).

Васудэв – отец Шри Кришны.

Ватсалья-раса (ва̄ тсалйа-раса) – одна из пяти основных рас, чистое преданное служение Кришне в настроении родительской любви.

Вашули (Ва̄ ш́ улӣ ) – одно из имен Дурги.

Веда – буквально, «знание»; Священное Писание.

Веды – четыре изначальных богооткровенных Писания: «Риг»-, «Яджур»-, «Сама»- и «Атхарва Веда»; в более широком смысле — все священные писания ведической традиции.

Веданта (Веда̄ нта) – «венец Вед»; совершенные ведические философские заключения, представленные в Упанишадах. В сжатой форме изложены великим мудрецом Шрилой Вьясадэвом в «Веданта-сутре».

«Веданта-сутра» – трактат Шрилы Вьясадэва, в котором в предельно сжатой форме (в форме сутр) изложены истины Вед.

«Видагдха-мадхава» – поэма Шрилы Рупы Госвами.

Видьядхары (в ед. ч. видйа̄ -дхара) – боги из свиты Шивы, обладают знанием мистических сил.

Випра – ученый брахман.

Вираджа (Вираджа̄ ) – «река бесстрастия», разделяющая материальный и духовный миры.

Вирарагхава (Вӣ рара̄ гхава) – великий вайшнав Рамануджа-сампрадаи, известный своими комментариями на священные писания.

Вишая-виграха (виш̣ айа-виграха) – главенствующее Божество, Верховный Наслаждающийся; Бог, которому служат.

Вишахари (Виш̣ ахари) – (Манаса̄ -деви) богиня змей; ей поклоняются люди, стремящиеся к материальному процветанию.

Вишва-вайшнава-раджа-сабха (Ви­ш́ ва-ваиш̣ н̣ ава-ра̄ джа-сабха, Гаудия Матх) – всемирная община вайшнавов, основанная Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Госвами Прабхупадой.

Вишва-гуру (виш́ ва-гуру) – духовный учитель всего мироздания.

Вишвамбхар (Виш́ вамбхара) – имя Шри Чайтаньи Махапрабху до принятия санньясы.

Вишванатх Чакраварти Тхакур (Виш́ вана̄ тх Чакравартӣ Тха̄ кур) – великий ачарья Гаудия-вайшнавов, живший во второй половине XVII – первой половине XVIII веков, автор богословских поэтических трудов, в которых глубоко раскрывает многие духовные истины. Его труды воплощают идеи Шри Рупы и Шри Санатаны.

Вишварупа (Виш́ варӯ па) – старший брат Чайтаньи Махапрабху. Проявление Баларамы-Нитьянанды. Приняв санньясу в раннем возрасте, стал впоследствии известен как Шанкараранья.

Вишну (Виш̣ н̣ у) – «Всепроникающий»; четырехрукое проявление Кришны, пребывающее на Вайкунтхе. Разные Вишну отвечают за сотворение и поддержание материальных вселенных (Пуруша-аватары). В материальной вселенной гуна-аватара Вишну управляет гуной благости (саттвой).

Вишну-таттва (виш̣ н̣ у-таттва) – категория Бога. Полное проявление Бхагавана.

Вишнуприя Деви (Виш̣ н̣ уприйа̄ -деви) – супруга Шри Чайтаньи Маха­прабху до принятия Им санньясы.

«Вишну-пурана» – одна из восемнадцати основных Пуран. Предназначена для людей, находящихся под влиянием саттва-гуны.

Вишнусвами (Виш̣ н̣ усва̄ мӣ ) – величайший ачарья Рудра-сампрадаи, по имени которого называют всю эту сампрадаю.

Восходящий метод познания – см. гьяна-йога.

Вриндаван, Врадж (Вр̣ нда̄ вана, Враджа) – вечная обитель Кришны, где Он в полной мере проявляет Свою всепривлекательность. Наивысшая обитель в духовном мире, превосходящая планеты Вайкунтхи. В материальном мире Вриндаван проявлен как Гокула в округе Матхура, где пять тысяч лет назад Кришна явил Свои детские игры.

Вриндаван дас Тхакур – великий вайшнав, автор «Шри Чайтанья Бхагаваты», одной из наиболее полных, знаменитых и авторитетных биографий Шри Чайтаньи. Считается Вьясадэвом Чайтанья-лилы.

Вришабхану (Вр̣ шабха̄ ну) – отец Шримати Радхарани.

Высшая Душа – см. Параматма.

Вьяса, Вьясадэв (Вйа̄ са, Вйа̄ садэв) – воплощение Кришны, великий мудрец, сын Парашары Муни. В нaчале Кали-юги записал Веды и составил большинство Пуран, «Веданта-сутру» и «Махабхарату». Он направлял Пандавов и даровал Санджае видение битвы на Курукшетре. Он все еще живет в этом мире.

 

Г

Гададхар Пандит (Гада̄ дхар Пан̣ д̣ ит) – воплощение Шримати Радхарани, один из вечных спутников Шри Чайтаньи Махапрабху. Входит в Панча-таттву.

Гангадас Пандит (Ган̇ га̄ да̄ с Пан̣ д̣ ит) – школьный учитель Шри Чайтаньи Махапрабху.

Гандхарвы – боги, певцы и музыканты на высших небесных планетах.

Гандхарвика (Га̄ ндхарвика̄ ) – имя Шримати Радхарани, означающее «поющая подобно гандхарвам».

Гарбходакашайи Вишну (Гарбходакаш́ а̄ йӣ Виш̣ н̣ у) – вторая пуруша-аватара; входит в каждую вселенную. Из цветка лотоса, выросшего из Его живота, рождается Брахма.

Гаруда, Гарудадэв (Гаруд̣ а, Гаруд̣ а­дэв) – великий преданный, сын Адити и Кашьяпы Муни, который принимает облик гигантского орла и носит на себе Вишну. Его изображения часто помещают над входом в вайшнавские храмы. Также символ Гаруды есть на колеснице Кришны.

Гауда, Гауда-деша (Гауд̣ а, Гауд̣ а-деш́ а) – Бенгалия.

Гаудия-вайшнава-сампрадая (Гау-д̣ ӣ йа-ваиш̣ н̣ ава-сампрада̄ йа) – духовная преемственность последователей Шри Чайтаньи Махапрабху.

Гаудия-вайшнавизм – см. Гаудия-вайшнава-сампрадая.

Гаудия-вайшнавы (Гауд̣ ӣ йа-вайш̣ н̣ авы) – последователи Шри Чайтаньи Махапрабху.

Гаудия Матх (Гауд̣ ӣ йа Мат̣ х) – духовный институт вайшнавизма, основанный в 1918 году Шрилой Бхактисиддханой Сарасвати Тхакуром для проповеди учения Шри Чайтаньи.

Гаура, Гауранга (Гаура, Гаура̄ н̇ га) – другое Имя Шри Чайтаньи; означает «Прекрасный золотой Господь».

Гауракишор дас Бабаджи (Гауракиш́ ора да̄ са Ба̄ ба̄ джӣ ) – великий вайшнавский святой подвижник, духовный наставник Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.

Гаура-Кришна – «Золотой Кришна», Шри Чайтанья Махапрабху.

Гаура-нагари (гаура-на̄ гарӣ ) – одна из апа-сампрадай, последователи которой объявляют себя учениками Шри Чайтаньи и имитируют мадхурья-расу – супружеские взаимоотношения с Ним. Именно эти так называемые последователи вызвали в обществе стойкое неприятие к учению Махапрабху, поскольку люди ошибочно принимали их измышления за подлинное учение Гаудиев.

Гаятри (га̄ йатрӣ ) – сокровенная ведическая мантра из двадцати четырех слогов, Мать Вед; раскрывает сущность вечного звука Ом; содержит в себе описание духовной и материальной реальности. Воспевается брахманами три раза в день: на восходе солнца, в полдень и на закате.

Гиридхари (Гиридха̄ рӣ ) – имя Шри Кришны, означающее «поднявший холм Говардхан».

Говардхан – знаменитый холм неподалеку от Вриндавана, место встреч Кришны и гопи.

Говинда – имя Кришны, «Тот, кто приносит наслаждение земле, коровам и духовным чувствам».

Говинда-бхашья (говинда-бха̄ ш̣ йа) – комментарий Шри Баладэва Видьябхушана к «Веданта-сутре».

Гокула – Вриндаван и окружающая его местность, где Кришна проводил Свои чудесные игры в облике юного пастушка. Земная Гокула является неотличной от Голоки.

Голока – «страна коров и пастухов», наивысшая обитель духовного мира, где Шри Кришна пребывает в Своем изначальном двуруком, человекоподобном облике.

Гопал (Гопа̄ л) – имя Шри Кришны как пастушка во Врадже.

Гопала Бхатта Госвами (Гопа̄ ла Бхат̣ т̣ а Госва̄ мӣ ) – один из шести Госвами Вриндавана, основатель храма Шри Шри Радхи-Раманы, автор «Сат-крия-сара-дипики», свода вайшнавских правил поклонения.

Гопи (гопӣ ) – юные пастэшки Враджа, хладини-шакти Шри Кришны, служающие Ему в настроении супружеской любви. Обычно это слово указывает на подруг Шримати Радхарани, которые помогают Ей в сокровенном служении Шри Кришне.

Гопинатх (Гопӣ на̄ тх) – одно из имен Кришны; означает «Повелитель гопи».

Гопинатх Ачарья (Гопӣ на̄ тх А̄ ча̄ рйа) – великий преданный Чайтаньи Махапрабху; был шурином Сарвабхаумы Бхаттачарьи; воплощение Брахмы. В его доме останавливался Ишвара Пури, когда гостил в Навадвипе.

Госвами (Госва̄ мӣ ) – тот, кто владеет своим умом и чувствами: титул санньяси.

Госвами Вриндавана - Шрила Рупа Госвами, Шрила Санатана Госвами, Шрила Рагхунатх Бхатта Госвами, Шрила Рагхунатх даса Госвами, Шрила Джива Госвами и Гопала Бхатта Госвами, – близкие ученики, вечные спутники Шри Чайтаньи Махапрабху, систематизировавшие Его учение. Они жили во Вриндаване, и на них была возложена задача отыскать утерянные места деяний Кришны и описать труды о науке преданности. Госвами Вриндавана являли собой пример высочайшего уровня сознания Кришны.

Грихастха (гр̣ хастха) – праведный семейный человек, живущий в соответствии с правилами и предписаниями Вед; вторая ступень духовного совершенствования в ведическом обществе.

Гуна (гун̣ а) – в буквальном переводе с санскрита означает «веревка», а также «качества». Три основных свойства или состояния материальной природы, различные сочетания которых создают все разнообразие проявлений материального мира: саттва-гуна (бытие, свет, благость), раджа-гуна (страсть, активность) и тама-гуна (тьма, лень, невежество). Термин философии санкхйи, под которым понимают различные виды влияния, оказываемого иллюзорной материальной энергией на живые существа. В зависимости от того, какая гуна преобладает в человеке, определяется его образ жизни, мышления и деятельности.

Гуру, Гурудэв – духовный учитель.

Гхат (Гха̄ т̣ )– место для омовения.

Гхи – очищенное топленое масло.

Гьяна (джн̃ а̄ на) – знание, в первую очередь, духовное знание; знание Брахмана. Обычно слово используется в значении «знание о безличном Брахмане» или «знание, дарующее освобождение от страданий материального мира».

Гьяни (джн̃ а̄ нӣ ) – человек, идущий путем гьяна-йоги.

Гьяна-йога (джн̃ а̄ на-йога) – путь философского поиска Абсолютной Истины, мудрости и отречения. Он может привести к просветлению и освобождению, но не сможет дать чистой любви к Богу (бхакти).

 

Д

Дакшина, Гуру-дакшина (дакш̣ ина) – богатство, дары, предлагаемые учениками духовному учителю.

Данда (дан̣ д̣ а) – посох, который носят санньяси. Вайшнавы и маявади носят разные данды (см. триданди санньяса).

Дандават (дан̣ д̣ ават) – полный поклон, при котором человек падает ниц, прямой, как палка (дан̣ д̣ а).

Дари-санньяси (да̄ ри-саннйа̄ сӣ ) – класс «женатых санньяси»; лже-санньяси, занятые тантрическими практиками в обществе женщин.

Даршан (дарш́ ан) – буквально, «созерцание»; 1) непосредственное лицезрение Божества или духовного учителя; 2) система мысли, философия.

Дас (да̄ са) – слуга.

Дасья-раса (да̄ сйа-раса) – вечное служение в настроении преданного слуги.

Дашаратха (Даш́ аратха) – отец Шри Рамачандры.

Двадаши (два̄ даш́ ӣ ) – двенадцатый день после полнолуния и новолуния.

Двапара-юга (Два̄ пара-йуга) – третья юга в цикле из четырех юг, длящаяся в течение 2 400 лет богов, или 864 000 солнечных лет.

Дварака (Два̄ рака̄ ) – столица Кришны на западном побережье Индии, где Он, играя роль великого царя, являл свое великолепие и наслаждался богатствами, равными сокровищам Вайкунтхи.

Деваки (Девакӣ ) – мать Кришны в Матхуре.

Девакинанда Дас (Девакӣ нанда да̄ са) – известный поэт-вайшнав.

Деви-дхама (Девӣ -дха̄ ма) – материальный мир как обитель Дурги.

Джагадананда (Джагада̄ нан­да) – величайший преданный и вечный спутник Чайтаньи Махапрабху.

Джаганнатха, Джаганнатхадэв (Джаганна̄ тха, Джаганнатхадэв) – Повелитель Вселенной, проявление Кришны.

Джаганнатха Пури (Джаганна̄ тха Пурӣ ) – святой город в Ориссе (Индия), где Кришне поклоняются в образе Шри Джаганнатхадэва.

Джамбаван (Джа̄ мбава̄ н) – царь медведей, великий преданный Шри Рамачандры, отличавшийся большой мудростью. Джамбаван был одним из четырех министров Сугривы, повелителя обезьян и правителя царства Кишкинды. Говорится, что он появился на свет благодаря зевку Брахмы.

Джамбавати деви (Джа̄ мбаватӣ -девӣ ) – Маха-Лакшми, одна из восьми главных цариц Кришны, дочь Джамбавана.

Джамбудвипа (Джамбӯ двӣ па) – центральная часть Бху-мандалы, мира Земли, занимающего среднее положение между райскими и адскими мирами. Бхарата-варша (земля Индии) – одна из частей Джамбудвипы.

Джапа – призывание Святого Имени. Возможно три варианта джапы: повторение про себя, вслух и шепотом.

Джати-госаи (джа̄ ти-госа̄ и) – приверженцы теории о наследственных привилегиях, секта, считающая, что титул Госвами, духовного учителя, определяется по праву рождения, а не по внутренним качествам и поведению человека. Хотя джати-госаи являются потомками спутников Шри Чайтаньи, они враждебны духу Его учения.

Джахнави-деви ( Джа̄ хнавӣ -девӣ ) – одно из имен реки Ганги.

Джива (джӣ ва) – индивидуальная душа, часть татастха-шакти, пограничной энергии Шри Бхагавана. Истинная природа дживы – сат-чит-ананда, а предназначение – вечное служение Шри Кришне в любви и преданности.

Джива Госвами – один из шести Госвами Вриндавана, непосредственных учеников, преемников и вечных спутников Шри Чайтаньи. Автор многих философских произведений и комментариев на труды великих вайшнавов, в том числе комментариев на «Шримад-Бхагаватам» ( «Крама-сандарбха» ). Главным трудом Дживы Госвами считается «Шат-сандарбха» ( «Шесть сандарбх» ), являющееся самым значительным философским трудом во всей истории Гаудия-вайшнавизма.

Джива-таттва (джӣ ва-таттва) – знание о природе и положении души.

Джхарикханда (Джха̄ рикхан̣ -д̣ а) – лес, знаменитый тем, что через него прошел Чайтанья, направляясь в Матхуру (см. комментарий на текст 1. 169).

Дигвиджай (дигвиджайӣ ) – букв. «непобедимый ученый», Кешавачарья из Ка̄ ш́ мӣ ра, которого победил в диспуте Нимай Пандит, обратив в вайшнавизм (см. главу 13).

Дикша (дикш̣ а) – брахманская инициация (духовное посвящение), которое дает истинный духовный учитель – Шри Гуру.

Драупади (Драупадӣ ) – добродетельная жена братьев-Пандавов, великая преданная Кришны, одна из главных героинь «Махабхараты».

Дхама (дха̄ ма) – святая обитель; место паломничества, такое как Вриндаван, Навадвипа и Джаганнатха Пури.

Дхарма – 1) внутренняя природа чего-либо; 2) религия, свод религиозных законов, определяющих обязанности человека в соответствии с его положением к Богу; 3) обязанности человека в соответствии с его положением в системе варнашрамы.

Дхарма-шастры (Дхарма-ш́ а̄ стры) – своды религиозных правил и предписаний.

Дурваса Муни (Дурва̄ са Му­ни) – йог-мистик, частичное воплощение Шивы.

Дурга деви (Дурга̄ -девӣ ) – супруга Шивы; олицетворенная материальная природа. Имеет устрашающий облик и восседает на тигре. Она невероятна могуществена, и превзойти ее может лишь Сам Вишну. Внешнее проявление внутренней энергии – Йогамайи.

 

И

Итихасы (Итиха̄ сы) – раздел Вед, состоящий из исторических хроник, таких как «Махабхарата» и «Рамаяна».

Ишвара (Иш́ вара) – Верховный Владыка, управляющий всем мирозданием.

Ишвара Пури – великий вайшнавский святой, ученик Шрилы Мадхавендры Пури. Сам Шри Кришна Чайтанья принял его своим духовным учителем.

«Ишопанишад» – одна из 108 Упанишад, входящая в состав «Яджур Веды».

 

Й

Йога – буквально «воссоединение»; богооткровенный путь восстановления связи с Бхагаваном. Также любая систематизированная практика духовного совершенствования. Часто под этим словом понимают аштанга-йогу (восьмиступенчатую)йогу, включающую такие ступени, как яма, нияма, асана и т. д. ).

Йогамайя (йогама̄ йа̄ ) – внутренняя энергия Кришны, создающая все необходимое для Его лилы.

Йога-нидра (йога-нидра̄ ) – мистический сон Вишну.

Йогапитх (Йогапӣ т̣ х) – место явления Шри Чайтаньи Махапрабху.

 

К

Каятстха (ка̄ йастха) – обычно слуга брахманов, иногда клерк, политик или тот, кто не может подтвердить принадлежность к определенной касте; по социальному положению приравнивается к шудрам.

Кали – см. Дурга.

Кали-юга – эпоха ссор, вражды и лицемерия, последняя в цикле четырех юг, периодически сменяющих друг друга. Кали-юга длится 1 200 лет богов, или 432 000 солнечных лет, началась около пяти тысяч лет назад.

«Кальяна-калпа-тару» (Калйа̄ н̣ а-калпа-тару) – одна из поэтических книг Шрилы Бхактивиноды Тхакура.

Кама (ка̄ ма) – 1) Первая, и самая низшая, из четырех целей человеческой жизни, регулируемое социальными законами Вед (варнашрама-дхармой) наслаждение чувств. 2) Стремление к материальному наслаждению. 3) Эротическое влечение, вожделение.

Камса (Кам̇ са) – демонический царь династии Бходжа, сын Уграсены и дядя Шри Кришны по материнской линии. Он заточил в тюрьму своего отца и захватил власть над страной. Жестоко расправился с шестью новорожденными детьми Деваки. Был убит Шри Кришной.

Каништха-адхикари (каниш̣ т̣ ха-адхи-ка̄ рӣ ) – начальный уровень вайшнава.

Каранодакашайи Вишну (Ка̄ ран̣ о­дакаш́ а̄ йӣ Виш̣ н̣ у) – Маха-Вишну, первая Пуруша-аватара. Возлежит на водах Причинного океана и своим дыханием порождает все вселенные, которые выходят из Его пор.

Караталы – музыкальный инструмент в виде бронзовых тарелочек.

Карма – материальная деятельность; любые поступки (праведные и неправедные), совершенные живым существом ради своего собственного наслаждения, а также последствия этих поступков; материальный закон причин и следствий.

Карма-йога – духовный путь, в основе которого лежит посвящение всех результатов деятельности Всевышнему; также деятельность, совершаемая в соответствии с правилами и предписаниями Вед.

Карма-канда (карма-ка̄ н̣ д̣ а) – первый из трех разделов Вед, описывающий церемонии и жертвоприношения, служащие благочестию и гарантии и возвышающие до райских миров.

Карми – человек, порабощенный своей кармой и действующий лишь ради наслаждения плодами своего труда.

Картабхаджа (карта̄ бхаджа̄ ) – одна из апа-сампрадай. Как и все прочие подобные движения, заявляет о себе как об истинной традиции, идущей от Шри Чайтаньи Махапрабху, хотя произвольно толкует и искажает Его учение.; известны своей доктриной гурувада (провозглашением гуру как прямого проявления Бога). Эта идея берет свое начало в философии майявады об Абсолютном Единстве и утверждает, что Бог принимает поклонение лишь через гуру, и любое другое поклонение лишено смысла.

Кешава (Кеш́ ава)– одно из имен Кришны, означающее «Победитель демона Кеши».

Кешавачарья, Кешава (Кешава̄ ча̄ рйа, Кеш́ ава) – см. дигвиджай.

Кашьяпа Муни (Каш́ йапа Муни) – великий святой, отец многих богов, также проявление Ваманадэва; один из семи сыновей Брахмы, рожденных из его ума.

Киртан (кӣ ртан) – одна из девяти форм преданного служения, воспевание святых имен и прославление Бога, часто сопровождаемое танцем.

Киртида (Кӣ ртида) – мать Шримати Радхарани.

«Крама-сандарбха» – комментарий Шри Дживы Госвами на «Шримад-Бхагаватам».

Кришна (Кр̣ иш̣ н̣ а) – «Всепривлекающий», Верховная Личность Бога, Бхагаван, Прекрасная Реальность. Источник всех образов и нисшествий Божественного. Абсолют в Своем наивысшем, наиболее прекрасном облике, обладающий неотразимой вечной духовной привлекательностью для всего живого, включая все Свои проявления и даже Себя Самого.

Кришнадас Кавирадж Госвами (Кр̣ иш̣ н̣ ада̄ с Кавира̄ дж Госва̄ мӣ ) – великий вайшнавский святой, современник шести Госвами Вриндавана, автор «Чайтанья-чаритамрты».

Кумары (Кума̄ ры) – четверо целомудренных мудрецов, сыновей Брахмы, вечно пребывающих в облике пятилетних детей. Основатели одной из подлинных вайшнавских сампрадай.

Курма (Кӯ рма) – лила-аватара в образе гигантской черепахи.

Курукшетра (Курукш̣ етра) – название долины, где произошло знаменитое сражение между Кауравами и Пандавами. На этом поле битвы Кришна поведал Арджуне «Бхагавад-гиту».

Кшатрии (в ед. ч. кш̣ атрийа) – сословие воинов и правителей. Второй уклад ведического общества (варнашрама), защищавший его от опасностей.

Кширодакашайи Вишну (Кш̣ ӣ родакаш́ а̄ йӣ Виш̣ н̣ у) – третья Пуруша-аватара Вишну. Он возлежит в молочном океане и входит в сердце каждого живого существа как Параматма.

 

Л

Лагна – знак Зодиака, появляющийся на восточном небосклоне в определенный момент времени и в отношении определенного участка Земли; асцендент.

«Лагху-тошани» (Лагху-тош̣ ан̣ ӣ ) – комментарий Шри Дживы Госвами на «Шримад-Бхагаватам».

Лакшман (Лакш̣ ман̣ ) – младший брат Рамачандры. Проявление Санкаршаны. Сопровождал Раму и Ситу в их изгнании в лес.

Лакшми Деви (Лакш̣ м

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...