Учебный план программы. Содержание программы.. Модуль «Обучение игре на скрипке».
Учебный план программы.
Содержание программы. Модуль «Обучение игре на скрипке». Описание модуля. Скрипка является не только сольным инструментом, но ансамблевым и оркестровым. Владея игрой на скрипке, учащийся имеет возможность познакомиться с лучшими образцами музыкальной культуры различных жанров. Учащиеся изучают возможности скрипки, осваивают правильную постановку рук на инструменте, занимаются развитием музыкально-слуховых представлений, изучением нотной грамоты и теории музыки. Модуль программы отражает организацию учебного процесса, все разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также возможность реализации индивидуального подхода к каждому ребёнку. В обучении преобладает практический метод - показ педагогом способов и приемов игры на скрипке. Исполнение педагогом произведений и игровых приёмов сочетаются с методами пояснения, образного сравнения. Практический метод отработки навыка постановки сочетается с наглядным и словесным, сопровождается объяснением специфики инструмента, беседами о роли струнных инструментов в ансамбле и оркестре, рассказами об истории создания скрипки и струнных инструментов. Цель программы модуля: развитие музыкально-творческих способностей учащихся и обучение их исполнительским навыкам игры на скрипке. Количество часов в год: 72 часа Срок реализации: 4 года
Возраст учащихся: 6 - 17 лет Планируемые предметные результаты. ¾ Учащиеся освоят навыки игры на скрипке, узнают особенности звучания струнного инструмента. ¾ Учащиеся получат навыки самостоятельно грамотно разучивать новые произведения, исполнять произведения различных жанров и стилевых направлений как солист и как аккомпаниатор, читать ноты с листа. ¾ Учащийся может быть подготовлен технически для занятий в составе ансамбля «Вокализ», поступить в состав городского эстрадно-симфонический оркестра. Формами подведения итогов реализации модуля являются концертные выступления различных уровней, участие в класс-концертах, в конкурсах, фестивалях, музыкальных олимпиадах, тестированиях, защита индивидуальных творческих проектов. Учебно-тематический план первого и второго годов обучения.
Учебно-тематический план модуля третьего и четвертого годов обучения.
Содержание программы модуля.
На начальном этапе обучения с изучением нотной грамоты педагог занимается с учащимся подбором по слуху, пением песен. С первого урока знакомство с инструментом. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки, позволяющие освоить основные приёмы игры: detashe, legato, staccato. Работа над навыками чтения нот с листа, работа над гаммами и упражнениями. Все требования индивидуальные на усмотрение педагога и уровень подготовленности учащегося. В работе с учащимся третьего и четвёртого годов обучения обращается внимание на технический рост, исполнение штрихов спиккато и стаккато, особенно в исполнении гамм, арпеджио, этюдов. Больше внимание уделяется качеству звука, кантилене. Последующая работа идёт в направлении овладения более сложными ритмами, интонационными оборотами, развитием беглости. Большое внимание уделяется фразировке, культуре звука, вибрации. Тема: Правила техники безопасности. Введение в программу. Звукоизвлечение. Теория: инструктаж учащимся о правильном поведении на занятии, бережном отношения к инструменту, имуществу, к своим рукам, как к игровому аппарату. Практика: учащимся предлагается сыграть на инструменте первые музыкальные звуки. Тема: Знакомство с струнным инструментом скрипкой. История создания скрипки, рассказы о скрипачах, слушание музыки. Теория: показ презентации с рассказом об истории скрипки и музыкантах совместно с игрой педагога, прослушиванием записей выдающихся музыкантов. Практика: викторина на узнавание звучания инструментов, загадки о музыкальных инструментах. Тема: Основы музыкальной грамоты, основы теории музыки. Теория: нотная грамота и запись нот, длительности нот, паузы в музыке, знаки альтерации, темп и метроритм, лады в музыке, интервалы, трезвучия и аккорды, буквенное обозначение нот.
Практика: написание нот и музыкальных знаков, чтение нотной записи и разбор песен. Тема: Формирование основных навыков игры на инструменте. Теория: постановка рук на скрипке, изучение штрихов и приёмов игры, звукоизвлечение, игра. Практика: учащимся предлагается оценить качество звука и чистоту интонирования. Тема: Формирование исполнительских навыков музыканта. Теория: знакомство с пьесами разного технического уровня и жанрового направления. Практика: изучение учащимися различных произведений по нотам и наизусть. Тема: Контрольный урок (исполнение выученных произведений). Теория: учащимся предлагается подготовить сообщение о композиторах и об исполняемых произведениях, объяснить технические трудности произведения и методы разучивания их. Практика: исполнение учащимися выученных произведений с последующим обсуждением. Тема: Участие в концертах, конкурсах, олимпиадах. Посещение концертов в качестве зрителей. Обсуждение выступлений. Теория: определение жанровых и стилевых направлений музыки на концертах. Изучение показанных исполнителями технических приемов игры на инструменте, звуковедении. Практика: предложение учащимся оценить качество интонирования, правильность фразировки, диагностирование учащихся.
Стартовый уровень: детям предлагается выполнить предложенное задание по показу взрослого после подробного объяснения педагога с уточнением деталей. Базовый уровень: детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задание после показа или объяснения педагога. Продвинутый уровень: детям предлагается самостоятельно изучить учебный материал и выполнить предложенное задание, привнеся в него своё творческое видение и т. д.
Методическое обеспечение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|