Модуль «Обучение игре на фортепиано, синтезаторе».
Описание модуля. Обучение по модулю программы позволит учащимся получить навыки игры на фортепиано и приобщить их к изучению электронной музыки игрой на синтезаторе. Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащихся и обучение исполнительским навыкам игры на фортепиано и синтезаторе. Количество часов в год: 72 часа Срок реализации: 4 года Возраст учащихся: 7-17 лет Планируемые предметные результаты. ¾ Учащиеся узнают технические особенности инструмента и оперативные режимы: Normal, Split, Single, Fingered. ¾ Учащиеся изучат стили и деления на основные музыкальные направления с помощью демонстративных сонгов (записанных пьес), узнают тембровые различия голосов. ¾ Учащиеся освоят понятия ладовой и гармонической основы, буквенно-цифровые обозначения, аккордовые последовательности. ¾ Учащиеся получат навыки самостоятельно грамотно разучивать новые произведения, исполнять произведения различных жанров и стилевых направлений как солист и как аккомпаниатор, читать ноты с листа. Формами подведения итогов реализации модуля являются концертные выступления различных уровней, участие в класс-концертах, в конкурсах, фестивалях, музыкальных олимпиадах, тестированиях, защита индивидуальных творческих проектов.
Учебно-тематический план первого и второго годов обучения.
Учебно-тематический план
третьего и четвертого годов обучения.
Содержание программы модуля. Планирование занятий и репертуара исходит из индивидуальных способностей ученика и возможностей их дальнейшего совершенствования. В репертуаре учащегося изучаются произведения русских и зарубежных композиторов, уделяется внимание знакомству детей с музыкой современных композиторов. Занятия могут быть не только индивидуальные, но и с двумя, тремя учениками одновременно.
В течение каждого года обучения учащийся изучает 4-6 различных по характеру произведений. На фортепиано пьесы на различные штрихи (non legato, legato, staccato) двумя руками, 1-2 пьесы с элементами полифонии. Организация рук. Способы извлечения звука на фортепиано, а затем на синтезаторе. Штрихи (Legato, Non legato, Staccato). На синтезаторе в режиме Normal 2-3 пьесы, 1-2 этюда, 1-2 пьесы с элементами полифонии. В режиме автоаккомпанемента изучаются песни в простейших аккордовых последовательностях пройденных тональностях мажора и минора. Тема: Правила техники безопасности. Введение. Звукоизвлечение. Теория: инструктаж учащимся о правильном поведении на занятии, бережном отношения к инструменту, имуществу, к своим рукам, как к игровому аппарату. Практика: учащимся предлагается сыграть на инструменте первые музыкальные звуки. Тема: Подготовка синтезатора, фортепиано к эксплуатации и правила его эксплуатации. Теория: инструктаж учащимся о процессе игры на инструменте, Практика: учащимся предлагается подобрать по слуху свои любимые песенки, услышать различные тембры звучания на инструменте. Тема: Знакомство с клавишными инструментами – фортепиано и синтезатор. История их создания. Теория: показ презентации с рассказом об истории клавишных инструментах совместно с игрой педагога, прослушиванием записей. Практика: викторина на узнавание звучания инструментов, загадки о музыкальных инструментах. Тема: Организация игры двумя руками. Способы извлечения звука на фортепиано, на синтезаторе, артикуляция в музыке, штрихи (Legato, Non legato, Staccato). Теория: объяснение приёмов игры, ощущений свободы рук при исполнении штрихов, обозначение штрихов в нотной записи. Нотная грамота, метр, размер, такт, лад, альтерация. Практика: показ педагога и повторение учащимся с последующей корректировкой качества. Тема: Изучение дисплея (работа с курсором, параметры дорожек автоаккомпанемента, оперативные режимы).
Теория: изучение описания использования устройств на инструменте от производителя. Общие понятия о ритме, мелодии, гармонии, гамме. Практика: предлагается учащимся самостоятельно устанавливать программу для звучания. Тема: Знакомство со стилями и направлениями музыки с помощью демонстрационных сонгов. Теория: игра на синтезаторе в режиме Normal – клавиатура одного инструмента. Практика: исполнение выбором основного голоса, использование цифровых кнопок. Тема: использование автоаккомпанемента: Fingered (Normal, Bass и Full режимов и типы аккордов). Теория: изучение описания использования устройств на инструменте от производителя. Практика: Использование колеса быстрого набора цифр; игра и установка громкости. Тема: Знакомство со стилями: Pop, Pop Ballad, Rock, Dance, Disco, Bluss, Latin, Caribbean, March. Теория: общие понятия о характере исполнения музыки (термины), темпе (термины), динамике, артикуляции в музыке (основные приемы). Практика: чтение с листа одноголосных мелодий. Материалом для чтения с листа служат одноголосные мелодии с постепенно усложняющимся метроритмическим рисунком, затем мелодии с простейшей гармонизацией. Тема: Интервалы, аккорды, буквенное обозначение нот и аккордов. Теория: общие понятия о буквенной нотации, интервалах, аккордах. Лады: мажор и минор. Практика: игра мажорных и минорных гамм с одним ключевым знаком, отдельно каждой рукой. Игра трезвучий в разных октавах. Тема: Подбор музыки по слуху, подбор аккомпанемента в песнях. Теория: понятия о строении музыки (период, предложение, фразы, мотив, интонация, простые двухчастные и трехчастные формы). Практика: изучение пьес на фортепиано, синтезаторе по нотам. Подбор по слуху с несложных детских песенок, популярных пьес. Материалом для подбора служит музыка, исполняемая преподавателем на инструменте или голосом. Тема: контрольный урок (исполнение выученных произведений). Теория: предлагается учащимся подготовить сообщение о композиторах и об исполняемых произведениях, объяснить технические трудности произведения и методы разучивания их.
Практика: Исполнение учащимися выученных произведений с последующим обсуждением. Тема: Участие в концертах, конкурсах, олимпиадах. Посещение концертов в качестве зрителей. Обсуждение выступлений. Теория: Определение жанровых и стилевых направлений музыки на концертах. Изучение показанных исполнителями технических приемов игры на инструменте, звуковедении. Практика: Предложение учащимся оценить качество интонирования, правильность фразировки.
Стартовый уровень: детям предлагается выполнить предложенное задание по показу взрослого после подробного объяснения педагога с уточнением деталей. Базовый уровень: детям предлагается самостоятельно выполнить предложенные задание после показа или объяснения педагога. Продвинутый уровень: детям предлагается самостоятельно изучить учебный материал и выполнить предложенное задание, привнеся в него своё творческое видение и т. д.
Методическое обеспечение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|