Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитательная работа.




Создание воспитательной системы в творческом объединении учащихся по дополнительной общеразвивающей программе «Обучение игре на скрипке, фортепиано, синтезаторе» рассматривается как управление процессом развития личности через создание благоприятных условий, которые способствуют социализации отношений в детском коллективе, позволяют объединить детей и взрослых в рамках данного объединения.

Целю воспитательной работы является создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации личности учащегося – личности психически и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально – мобильной и востребованной в современном обществе.

Задачи:

¾ Организовать единое образовательное пространство, разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания учащегося.

¾ Развивать самоуправление учащихся, предоставить им реальную возможность участия в деятельности творческих и общественных объединений различной направленности.

¾ Содействовать формированию сознательного отношения учащихся к своей жизни, здоровью, а также к жизни и здоровью окружающих людей.

Особенностью воспитательной работы в объединении является организация социального взаимодействия педагога и учащегося, ориентированного на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.

Воспитательный процесс осуществляется в двух направлениях: основы профессионального воспитания и основы социального воспитания.

Профессиональное воспитание учащихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

¾ Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов.

¾ Культура организации своей деятельности.

¾ Уважительное отношение к профессиональной деятельности других.

¾ Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов.

¾ Знание и выполнение профессионально-этических норм.

¾ Понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность).

Социальное воспитание включает в себя работу по формированию следующих составляющих поведения учащегося:

¾ коллективная ответственность и терпимость;

¾ умение взаимодействовать с другими членами коллектива;

¾ активность и желание участвовать в делах творческого коллектива и стремление к самореализации социально адекватными способами;

¾ соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).

Воспитательная работа в творческом объединении учащихся осуществляется в соответствии с Планом воспитательной работы учреждения и планом воспитательной работы творческого объединения, отражающим две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым учащимся и формирование детского творческого коллектива.

Индивидуальная воспитательная работа в детском творческом объединении является обязательным условием успешности образовательного процесса и решает целый ряд педагогических задач:

¾ помогает ребенку адаптироваться в детском коллективе, занять в нем достойное место;

¾ выявляет и развивает потенциальные общие и специальные способности учащегося;

¾ формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к саморазвитию;

¾ способствует удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;

¾ развивает в ребенке психологическую уверенность перед публичными выступлениями (концертами, конкурсами, докладами, презентациями и др. );

¾ формирует у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов своей работы;

¾ создает условия для развития творческих способностей каждого учащегося.

Очень важными вопросами в воспитательной работе объединения учащихся являются организационные вопросы: как регулярно ребенок посещает занятия (в случае пропуска 2-3 занятий подряд необходимо сделать звонок домой, и уточнить причины), насколько он активен в учебном процессе и «вне учебных» мероприятиях, каковы его отношения с другими учащимися. От этого во многом зависит успешность всего образовательного процесса, поэтому упускать их из виду педагогу нельзя.

Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:

¾ создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым;

¾ создание «ситуации успеха» для каждого участника детского объединения, чтобы научить ребенка самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;

¾ использование различных форм массовой воспитательной работы, в которой каждый воспитанник мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;

¾ создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.

В процессе организации воспитательной работы с учащимися используются методы воспитания, ориентированные на развитие социально значимых потребностей и мотивации ребенка, его сознания и приемов поведения:

¾ методы формирования сознания (методы убеждения) – объяснение, рассказ, беседа, диспут, пример;

¾ методы организации деятельности и формирования опыта поведения – приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации;

¾ методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение (выражение положительной оценки, признание качеств и поступков) и наказание (обсуждений действий и поступков, противоречащих нормам поведения).

Воспитательная работа в детском творческом объединении выстраивается на принципах воспитания, к которым относятся:

¾ принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой. В соответствии с этим принципом воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям.

¾ принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. В соответствии с этим принципом в воспитательном процессе должны быть согласованы между собой цели и задачи, содержание и средства.

¾ принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности (активности) учащихся. В соответствии с этим принципом педагог при организации воспитательного процесса должен предлагать те виды деятельности, которые будут стимулировать активность детей, их творческую свободу, но сохранять при этом руководящие позиции.

¾ принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему. В соответствии с этим принципом воспитательный процесс строится на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, любви, доброжелательности.

¾ принцип опоры на положительное в личности ребенка. В соответствии с этим принципом воспитания при организации воспитательного процесса педагог должен верить в стремление учащегося быть лучше, и сама воспитательная работа должна поддерживать и развивать это стремление.

¾ принцип воспитания в коллективе и через коллектив. В соответствии с этим принципом воспитание в группе, в процессе общения должно быть основано на позитивных межличностных отношениях.

¾ принцип учета возвратных и индивидуальных особенностей детей. Для реализации этого принципа педагогу необходимо знать типичные возрастные особенности учащихся, а также индивидуальные различия детей в конкретной учебной группе.

¾ принцип единства действий и требований к ребенку в семье, образовательном учреждении, социуме. В соответствии с этим принципом педагогу необходимо установить тесный контакт с семьей и договориться о согласованных действиях.

Воспитание в условиях системы дополнительного образования позволяет включать каждого ребенка в практическую творческую деятельность, соответствующую его интересам. Содержание такой деятельности наполнено не только знаниями и умениями по профилю, но и полезным социальным опытом для жизни в настоящее время и в будущем.

 

      Материально-техническая база, необходимая для реализации программы:

  • персональный компьютер с колонками;
  • цифровой проектор - для отображения компьютерной информации и видео;
  • интерактивная доска - возможность прямо на доске изменять демонстрационные электронные материалы;
  • видеокамера для записи выступления детей;

· DVD плеер и телевизор;

· музыкальный центр с микрофоном;

· инструменты синтезаторы, скрипки, пианино;

· пюпитры;

· нотная литература и пособия наглядные по теории музыки и информация о выдающихся композиторах, исполнителях музыкантах;

· набор видеофильмов на CD по тематике.

Для занятий на скрипке необходимо достаточно просторное помещение, где можно разместить: фортепиано, пюпитры для нот, шкаф или полки для нот, большое зеркало, классную доску с нотным станом, несколько стульев, нотные тетради и ноты.

У педагога формируется учебно-методический комплекс, в котором имеются методические и учебные пособия, ноты, сборники пьес и этюдов, сборники произведений для ансамбля, наглядные пособия: графические изображения музыкальных знаков и терминов, книги о музыке, о музыкантах-исполнителях, о композиторах, историческая музыкальная литература, словарь музыкальных терминов.

У учащегося обязательно наличие скрипки дома для самостоятельных занятий, пюпитр для нот, камертон для настройки инструмента. Важную роль в процессе усвоения правильной постановки играет подбор размера скрипки и смычка, соответствующих по размеру физических данных ребёнка. Размеры скрипки меняются с взрослением ребёнка от самого маленького до взрослого: одна восьмая, одна четвертная, половинная, три четверти, целая.

Для индивидуальных занятий на синтезаторе необходимо достаточно просторное помещение, где можно свободно разместить: фортепиано, несколько синтезаторов, шкаф или полки для нот, большое зеркало, классную доску с нотным станом, несколько стульев, нотные тетради и ноты. У педагога формируется учебно-методический комплекс, в котором имеются методические и учебные пособия, ноты, сборники пьес и этюдов, сборники произведений для ансамбля, наглядные пособия: графические изображения музыкальных знаков и терминов, книги о музыке, о музыкантах-исполнителях, о композиторах, историческая музыкальная литература, словарь музыкальных терминов.

У учащегося обязательно наличие дома фортепиано или синтезатора для самостоятельных занятий.

Занятия ансамбля проходят в достаточно просторных классах, желательно с хорошей звукоизоляцией. В классе ансамбля должны быть:

· клавишные инструменты (фортепиано, рояль или синтезаторы),

· струнные инструменты (скрипки различных размеров по возрасту учащихся),  

· пюпитры для нот, стулья,

· звукоусиливающая аппаратура (микрофоны, динамики, микшерный пульт),

· звукозаписывающая аппаратура.

Д ля занятий оркестра должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Занятия оркестра проходят на сцене в малом или большом концертных залах. Учебные аудитории для занятий групп оркестра должны иметь хорошую звукоизоляцию.

В классах эстрадно-симфонического оркестра должны быть:

· клавишные инструменты (фортепиано, рояль или синтезатор),

· струнные инструменты (скрипки, альты, виолончели, контрабас),  

· духовые инструменты (кларнет, саксофон, флейта, труба),  

· инструменты ритм-группы (бас-гитара, электрогитара, ритм-гитара),

· ударные инструменты (ксилофон, ударная установка, перкуссии),

· пюпитры для нот,

· стулья,

· звукоусиливающая аппаратура (микрофоны, динамики, микшерный пульт)

· звукозаписывающая аппаратура,

· светотехническая аппаратура.

В образовательном учреждении необходимы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Список литературы для педагога:

 

1. Баренбойм Л. «Музыкальная педагогика и исполнительство». – Л., 1974

2. Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975

3. Коган Г. «У врат мастерства». – М., 1977

4. Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта». – М., 1958

5. «Вопросы музыкальной педагогики» - научные труды МГК им. П. И. Чайковского,

вып. 11, сборник 16 под ред. Рощиной Л. – М., 1997

Список литературы для детей:

1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. - М.: ООО «ИД РИППОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 222с. –(серии «Учимся играючи», «Азбука развития»)

2. Гольденвейзер А. «О музыкальном искусстве». Сборник статей. – М., 1975

3. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с., ил.

4. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1. –608с.: нот.

5. Финкельштейн Э. И. Музыка от А до Я. – М.: Изд-во «Советский композитор», 1991. – 191с.: ил.

6. 19. Ритм: Хрестоматия по автоаккомпанементу для синтезатора / Ред. -сост. Л. Петренко. Тверь, 1996. Вып. 1.

7. 20. Ритм: Хрестоматия по автоаккомпанементу для синтезатора / Ред. -сост. Л. Петренко. Тверь, 1997. Вып. 2.

8. 26. Эстрадные и джазовые пьесы для фортепиано / Ред. -сост. Н. Замороко. Киев, 1985.

9. 27. Юный пианист: Песни, этюды, пьесы, ансамбли для начальных классов ДМШ. 1-2 классы. / Ред. -сост. Л. Ройзман, В. Натансон. М., 1976. Вып. 1.

10. 28. Юный пианист: Песни, этюды, пьесы, ансамбли для средних классов ДМШ / Ред. -сост.

Список нотной литературы:

1. Якубовская В. Начальный курс игры на скрипке. Л., 1986г.

    2. Гуревич Л. Зимина Н. Маленький скрипач М. 2002 г.

3. Шальман С. Я буду скрипачом. Л., 1987г.

4. Григорян А. Начальная школа игры на скрипке. М., 1989г.

5. Родионов К. Начальные уроки игры на скрипке. М., 1987г.

6. Берлянчик М. Основы воспитания начинающего скрипача. Изд-во “Лань”, 2000 г.

7. Николаева А. Фортепианная игра. М., 1991г.

8. Алексеева В. Любимые пьесы для фортепиано, синтезатора. М., «Музыка», 1980г.

9. «Хрестоматия для синтезатора» (вып. 1, 2) И. Шавкунова и «Школа игры на синтезаторе»

     С. Важова. «Курс игры на синтезаторе» В. Пешняка, учебное пособие для детских

     музыкальных школ. Издание второе, дополненное и исправленное. Москва, 2004г.

10. «В классе синтезатора. Аранжировки. Практические задание. » «Синтезатор в классе

      фортепиано. Аранжировки для учащихся ДМШ и ДШИ» О. Изотовой. г. Пермь. 2004г.

11. Ширнин Ю. Сборники партий для инструментов эстрадно-симфонического оркестра

(скрипки, синтезатора), переложения популярных эстрадных, джазовых, классических произведений для эстрадно-симфонического оркестра.

 

Электронные источники:

 

1. Записи классической музыки [сайт]. URL: http: //classic-online. ru

2. Музыка. Музыкальный словарь. Музыкальные термины /Библиотекарь. Ру – электронная библиотека /[сайт]. URL http: //www. bibliotekar. ru/slovarmuzika/index. htm

3. Методика проведения репетиций, [сайт] URL: www. ddutvyborg. ru

4. Социальная сеть работников образования nsportal. ru, [сайт] URL: http: //nsportal. ru

5. Подготовка публичных выступлений в разных жанрах, [сайт] URL: http: //bibliofond. ru

6. Все для музыкальной школы. Подготовка к выступлению, [сайт] URL: http: //as-sol. net/publ/metodicheskaja

7. Музыкальные сезоны. Портал о классической музыке, опере, танце. [сайт] URL: https: //musicseasons. org/author/music-seasons/

8. Cловарь музыкальных терминов/ Классическая музыка [сайт]. URL: http: //www. olofmp3. ru/index. php/Muzykalynye-termin

9. Форум любителей классической музыки [сайт]. URL: http: //www. forumklassika. ru 10. Энциклопедия Belcanto. ru/ Belcanto. ru – оперный портал [сайт]. URL: http: //www. belcanto. ru/ 11. On-line classical music videos: Opera, ballet, concert [сайт]. URL: http: //www. medici. tv

 

Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...