Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика социальной сферы




Лекция №1

Тема №1 Современное состояние и проблемы социальной сферы

Вопросы:

1.Социальные отношения в общественной системе – залог успешного бизнеса

2. Проблемы социальной эффективности

3. Характеристика социальной сферы

Социальные отношения в общественной системе – залог успешного бизнеса

Новая социальная динамика вызывает необходимость планомерной реализации законов функционирования и развития общества, как целостного организма, включающего все основные сферы его организации.

Имея строгое функциональное назначение, каждая отрасль социальной сферы вносит свой специфический вклад в реализацию интегральной цели социального прогресса – создание условий развития личности, все более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей каждого члена общества.

Социальное развитие настолько специфично, что немногие общие признаки социального (уровень, образ жизни) представляют довольно скупые абстракции, здесь нужно заново создать принципиально новый по сравнению с «предисторией» тип социальных отношений.

Проблематика социального развития на современном этапе стала особенно актуальной именно потому, что социальные цели в общественном производстве не предстают в полноте непосредственно, производство создает материальные блага и услуги, которые выступают, в свою очередь, в качестве условий и факторов социального развития, протекающих в других сферах, за пределами производства.

На фоне известного обилия традиционных материальных благ и услуг в сфере реализации иная картина предстает в основных отраслях социальной сферы, где наряду с сохраняющейся социальной дифференциацией предоставляемых услуг (по качеству, объему) образовательные, медицинские услуги, в духовной сфере различный доступ к ценностям культуры, в сфере отдыха, жилища и бытовых условий.

Производство выбрасывает потребителям виды товаров и услуг явно суррогатного свойства, а в сфере удовлетворения культурных, духовных запросов населения открывает социально и физиологически опасные виды продуктов и услуг (алкоголь, наркотики, табак). Индустрия развлечений – способ формирования духовно нищей и опустошенной, примитивной личности.

Культура во многих жанрах служит по своему существу той же цели, формируя фактически отчуждение личности: в политике, социальной деятельности, трудовой сфере и др.

Поощрение эрзац культурных ценностей, масштабная пропаганда в средствах массовых коммуникаций насилия, негативных, социально нездоровых отношений, и все эти ценности замешаны на идеологии национализма, превосходства США, агрессивном патриотизме и идее мирового господства.

Социальные плоды проводимых в России реформ, с проникновением и утверждением рыночных отношений вместе с западными стандартами рыночных принципов функционирования учреждений и организаций культуры проявляются в грандиозном потоке западной «массовой» культуры.

Таким образом, выстраивается многозвенная цепь отчуждения человека по всем основным сферам жизнедеятельности, что свидетельствует об отсутствии реальной социально ориентированной экономики, этот процесс сопровождается социальным неравенством, социальной поляризацией в обществе, поскольку сохраняется экономическая и социально-политическая основа отчуждения.

Проблемы социальной эффективности

Социальная эффективность, в узком смысле слова, выражает результирующую таких преобразований в социальных отношениях, которые изменяют положение человека в обществе, создавая все более совершенные условия для его развития.

Эффективность социального развития характеризует социальный прогресс, который в широком смысле слова означает восхождение к более сложным формам общественного устройства, а механизм его реализации – возникновение новых потребностей людей и возможностей их удовлетворения.

Оценка эффективности народнохозяйственного нововведения в любой сфере: положительное сальдо между общими издержками на создание и тиражирование новой продукции, услуги, социального института, элемента законодательства и др. и суммарным ущербом, образующимся в результате неудовлетворенности в той или иной потребности.

Целостная общественная система может эффективно функционировать только во взаимодействии всех ее подсистем: экономической, социальной, духовной и политической. Базисной является экономическая подсистема, она влияет на социальную подсистему, особенно на отрасли социальной сферы – образование, здравоохранение, коммунально-бытовое и жилищное обслуживание.

Современная наука ставит социальную сферу наравне с экономической, таким образом преодолевается разобщение экономической и социальной эффективности, которое порой доходит до их противопоставления и даже констатации обратной связи между ними.

На подобных базовых положениях формулируется вывод о возможности перевода социальной сферы на механизм саморазвития, ранее отрицаемый, исходя из характера услуг и ценностей, создаваемых различными отраслями социальной сферы (культуры, образования, здравоохранения, ЖКХ).

Эффективность социальной политики государства определяется, прежде всего, таким индикатирующим параметром как уровень жизни. При сохранении тенденции низкого уровня государственных расходов на содержание основных отраслей социальной сферы (наука и культура, образование и здравоохранение) социальная эффективность реформирования будет падающей. Каждая из социальных реформ в отдельных отраслях социальной сферы и социальных отношениях характеризуется сочетанием социальной и экономической эффективности их реализации. Специфика различных видов и форм социального эффекта социальных реформ в определенных областях социальной подсистемы общества представляет известную трудность в сведении их к однозначному выражению.

Оценку эффективности социальных реформ следует проводить по предметным областям:

· сфера социально-трудовых отношений;

· сфера образования;

· сфера здравоохранения;

· сфера социально-культурных отношений;

· уровень и образ жизни;

· социально-демографические отношения.

Социальные преобразования, основанные на неадекватной концепции, особенно при использовании концепции, апробированной в иных условиях и среде, т.е. простой проекции социальных преобразований в еще несформированную социальную среду, могут вызвать вместо ожидаемого эффекта, социальный ущерб и социальные потери.

Характеристика социальной сферы

Социальная сфера представляет собой совокупность отраслей, деятельность которых непосредственно связана с предоставлением услуг населению. Под социальной сферой понимается сфера жизнедеятельности общества, в которой обеспечивается определенный уровень бла­госостояния, качества жизни населения вне непосредственной сферы материального производства.

Социальная сфера относится к непроизводственному третич­ному сектору — сектору услуг.

Услуги — это различные виды деятельности, направленные на удовлетворение потребностей людей, не создающие материальных благ и относящиеся к непроизводственной сфере.

Результатом деятельности предприятий социальной сферы является не материальный продукт, а неосязаемая услуга, поэтому наряду с термином социальная сфера существует термин непроизводственная сфера.

Организации социальной или непроизводственной сферы классифицируются по отраслевым признакам: жилищно-коммунальный комплекс, просвещение, культура и искусство, здравоохранение, образование, пассажирский транспорт, связь, бытовое обслуживание, кредитование и страхование, торговля, общественное питание.

Отрасли социальной сферы тесно связаны с деятельностью других отраслей общественного производства, с одной стороны, предоставляя населению разнообразные услуги оказывают воздействие на потенциал рабочей силы, трудоспособность, образовательный и культурный уровень, с другой стороны потребляя продукты труда отраслей производственной сферы.

Особое место в непроизводственной сфере, как наиболее значимое в удовлетворении первоочередных нужд населения, отводится жилищно-коммунальному комплексу, образованию, здравоохранению, культуре.

В дореформенный период услуги организаций социальной сферы носили преимущественно социальный характер, т.к. почти все эти организации имели бюджетное финансирование и оказывали населению бесплатные услуги.

Результат бюджетного финансирования получил негативное отражение в отношениях между потребителями и финансирующими организациями, которое выражается в следующем:

· жесткая централизация управления отраслями;

· отсутствие конкурентных начал в деятельности предприятий;

· неэффективность и большая ресурсоемкость обслуживания;

· высокая нагрузка на бюджеты и др.

Однако доступность услуг предоставляемых организациями социальной сферы и соответствующих фондов (жилья, медицинских и образовательных центров и т.д.) являлась безусловным преимуществом.

Вопросы реформирования данной сферы неразрывно связаны с преодолением негативных сторон функционирования отраслей услуг на «бесплатной» основе и не менее важным осуществлением контроля доступности услуг и обеспечивающих их фондов для широких слоев населения.

В период перехода страны к рынку многообразие и относительное равноправие форм собственности на объекты образования, культуры, здравоохранения, ЖКХ обрели право на жизнь и те отрасли, которые раньше целиком относились к государственной собственности, все более активно вливаются в процесс разделения их материального, имущественного и научно-интеллектуального комплекса на государственную (федеральную и муниципальную), коллективно-акционерную, частную собственность и сочетание этих форм.

Эффективность деятельности организаций социальной сферы в складывающихся условиях, характеризуется качеством предоставляемых услуг, выражающим соотношение между общественно необходимыми затратами труда производителя и личным индивидуальным временем потребления человека. Высвободившееся время, в результате качественно оказанной услуги, человек тратит на осуществление личных планов, отдых, творчество.

Новый механизм хозяйствования включает рыночные механизмы управления и обеспечения рентабельности деятельности предприятий, в состав которых входит маркетинг. Именно маркетинг решает проблемы продвижения и сбыта продукта деятельности предприятий, в частности услуг, т.к. речь идет о непроизводственной сфере.

Сегодня маркетинг в организациях социальной сферы находится в стадии становления, накопления опыта. Руководители учреждений начинают понимать, что применение маркетинга способствует оптимизации деятельности предприятия, которая выражается в рациональном планировании, возможности планировать товарооборот, изучать потребности рынка социальных услуг, посредством маркетинговых исследований определять уровень востребованности тех услуг, за которые потребитель готов платить деньги. Основные направления маркетинговой деятельности, включающие изучение маркетинговой среды, изучение потребительских рынков, сегментацию рынка, установление цен на услуги, продвижение услуг до потребителя призваны помочь разобраться в рыночной ситуации и построить свою эффективную деятельность в условиях рынка.

Лекция 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...