Разработка маркетинговой стратегии
Как только руководство организации приняло установку на реализацию концепции маркетингового управления, оно должна выбрать соответствующую маркетинговую стратегию. Стратегический маркетинг — это комплекс маркетинга для освоения целевого рынка. Основные цели стратегического маркетинга: - достижение устойчивого положения на рынке в условиях конкурентной борьбы; - удовлетворение нужд потребителей на основе развития с ними долгосрочных отношений (концепция партнерских отношений). Основные задачи стратегического маркетинга: - выбор маркетинговой стратегии; - сегментирование рынка социальных услуг; - позиционирование на рынке социальных услуг. Фазы стратегического маркетинга: 1) фаза планирования: ситуационный анализ; постановка целей; разработка программы маркетинга; 2) фаза реализации: получение ресурсов; создание организационной структуры маркетинга; разработка календарных графиков; осуществление программы маркетинга; 3) фаза контроля: сопоставление достигнутых результатов с запланированными показателями; меры по устранению отрицательных отклонений и использованию положительных. Можно выделить три основных этапа анализа текущего положения: сбор информации (маркетинговый аудит), прогнозирование и свот-анализ (strength — сила; weakness — слабость; opportunities — возможности; threats —угрозы). Сбор текущей информации (маркетинговый аудит) включает в себя анализ макросистемы, рынка, возможностей и угроз, а также шансов риска, сегментный анализ доходности и прибыльности, анализ привлекательности сегментов рынка (факторы внешней среды), потенциала организации, ее сильных и слабых сторон (внутренние факторы), а также обзор собственной маркетинговой деятельности.
Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если внешняя и внутренняя среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы, дает возможность организации существовать и выживать в определенном промежутке времени. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Анализ внешней среды С позиции современной теории управления состояние организации в определяющей степени зависит от того, насколько успешно она реагирует на различные по своей природе воздействия извне. Понимание, прогнозирование и реагирование на внешнее окружение — признаки живой, динамично развивающейся организации. «Дальнее внешнее окружение» (социальные, технологические, экономические и политические факторы — СТЭП-факторы) представляет собой ту часть окружения, на которую менеджер практически не может оказать никакого воздействия, но он должен учитывать происходящие здесь изменения, поскольку они способны повлиять на деятельность организации. Необходимо понять эту часть окружения в целях извлечения выгоды из тех возможностей, которые периодически возникают, и противодействия множеству неблагоприятных факторов. «Ближнее внешнее окружение» — это потребители услуг организации, поставщики, конкурирующие организации, т.е. та часть окружения, которую менеджер организаций не может контролировать, но на которую способен оказать определенное влияние. «Дальнее» внешнее окружение, т.е. СТЭП-факторы, влияющие на деятельность многих организаций социальной сферы.
Социальные факторы: - демографическая структура общества; - рост/сокращение населения; - уровень образования; - мобильность людей, т.е. готовность к перемене места жительства; - отношение людей к работе и качеству жизни; - разделяемые людьми ценности; - существующие в обществе обычаи и верования. Технологические факторы Достижения науки и техники открывают возможности для производства новой продукции, усовершенствования производимой продукции, модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Сейчас важнейшими факторами, влияющим на деятельность организаций социальной сферы, становятся ускорение технологических перемен, массовое применение информационных технологий, снижение цен на высокотехнологичные товары. Экономические факторы: - общий уровень экономического развития; - уровень образованности рабочей силы; - величина средней заработной платы; - уровень инфляции; - уровень безработицы; - процентная ставка; - нормы налогообложения; - обменный курс валют; - цены на энергию и т.д. Политические факторы: - изменения в законодательстве, регулирующие экономические процессы; - базовые характеристики политической подсистемы; - отношение правительства к различным отраслям экономики и - группы лоббирования, существующие в органах государственной власти. Внешняя среда организаций социальной сферы самым непосредственным образом зависит от регулирующей деятельности государства: законодательной защиты конкуренции и ограничения монопольной деятельности в социальной сфере, регулирования ценообразования, защиты прав потребителя (контроль за качеством услуг, борьба с антисоциальными формами потребительского поведения, государственная поддержка потребительского движения и т.п.). Серьезное негативное влияние на состояние внешней среды организаций социальной сферы оказывает отсутствие эффективных рычагов социальной защиты и поддержания важнейших отраслей социальных услуг (образования, здравоохранения, культуры, ЖКХ), отсутствие реалистической концепции развития малого предпринимательства на государственном (муниципальном) уровне и, соответственно, эффективных мер его государственной поддержки. С этим связаны высокий уровень риска деятельности организаций социальной сферы, нестабильность и неуверенность, отнюдь не способствующие выработке стратегий долговременного присутствия на рынке социальных услуг, расширение теневого рынка социальных услуг. Маркетинговая среда в социальной сфере продолжает оставаться крайне неоднородной в территориальном и секторно-экономическом отношении, нестабильной по многим параметрам, информационно непрозрачной. Рост стабильности и предсказуемости маркетинговой среды организаций социальной сферы становится в этих условиях важнейшим фактором, стимулирующим утверждение маркетинговой ориентации их деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|