Прогнозирование СТЭП-факторов
Уникальность внешней среды маркетинга предприятий и организаций социальной сферы обусловлена влиянием государства и государственной социальной политики на эту сферу. Поэтому прогнозирование изменений внешней среды маркетинга самым непосредственным образом связано с законодательством в области социальной политики, нормативными актами, регламентирующими обязательства государства в области экономического обеспечения различных отраслей социальной сферы, долгосрочными инвестициями в сферу образования, здравоохранения и другие социальные сферы, размерами текущего нормативного финансирования и т.д. Таким образом, СТЭП-факторы дают наиболее общее представление о внешнем окружении, а СТЭП-анализ позволяет выявить возможности и угрозы для организации. Отметим преимущества, которые дает этот анализ: - возможность рассматривать внешнюю среду как динамично из - возможность прогнозирования изменения элементов внешней среды; - появление устойчивой привычки размышлять над внешним окружением, а не увлекаться внутренними проблемами; - выработка у сотрудников видения внешнего окружения, общих методов анализа внешнего окружения. Рынок можно определить как набор фактических и потенциальных потребителей рыночного предложения. Задача маркетолога — выделить различные уровни исследуемого рынка: потенциальный, доступный, квалифицированный, целевой и освоенный рынок. Следующий шаг — оценка объема текущего спроса, выявление значимых конкурентов и оценка позиций на рынке каждого из них, сопоставление своей доли рынка, чтобы понять, уменьшается она или растет. В большинстве отраслей сферы социальных услуг совокупный рыночный спрос и спрос для конкретной организации не являются устойчивыми, поэтому решающее значение приобретает прогноз, оценка будущего спроса.
Анализ рыночной среды призван определить: - главные рынки организации, их сегменты, перспективы каждого сегмента рынка; - потребителя, его нужды, намерения и поведение; - главных конкурентов и положение организации на рынке по Центром внимания являются, как правило, потребители и конкуренты.В особых случаях повышенное внимание может быть обращено на другие элементы рынка — поставщиков (какие тенденции оказывают на них влияние), торговлю (количественные и качественные темпы изменения торговли), посредников (насколько эффективно они обеспечивают каналы распространения), каналы сбыта (какие основные каналы сбыта используется, насколько эффективно работают), контактные аудитории (какие контактные аудитории вызывают проблемы и представляют возможности). Следует рассмотреть тенденции изменения рынка, размеры рынка, темпы его роста, географическое распределение и прибыль. Особенности рыночной среды в социальной сфере — ее неоднородность, ограниченность развития рыночных отношений в отраслях, находящихся на бюджетном финансировании, низкий уровень конкуренции вследствие наличия естественных монополистов, многочисленность конкурентов (здесь функционируют в основном малые и средние предприятия) и т.п. Все большее влияние на состояние рыночной среды в социальной сфере оказывают процессы глобализации, ведущие к потере значительной части потребителей социальных услуг, относящихся к высокодоходным группам, которые все более активно выходят на глобальный рынок социальных услуг (образование, здравоохранение, туризм, спорт и т.д.). Проблема конкурентоспособности на мировом рынке социальных услуг становится все более актуальной для России.
Анализ внутренней среды Анализ внутреннего потенциала организации предназначен для проверки ресурсов и выявления своих конкурентных преимуществ. Цель анализа — выявить возможности организации. Анализ потенциала должен включать практически все сферы деятельности предприятия — производство услуг (технологичность производства), финансы (наличие свободных денежных средств), научные исследования (развитость на предприятии), кадры (профессионализм работающих сотрудников) и т.д. Анализ сильных и слабых сторон (анализ издержек, объемов продаж, доли рынка, каналов сбыта, тенденций развития рынка) необходим для выявления преимуществ и недостатков по сравнению с основными соперниками. Из выявленных с помощью анализа потенциала резервов экономически наиболее значимыми являются те, которые обеспечивают долгосрочный отрыв от конкурентов. Особое значение в анализе внутренней среды организации имеют: - выявление особенностей менеджмента, применяемого в данной организации; - ее иерархическая структура и нацеленность на достижение маркетинговых целей; - роль и место специализированных маркетинговых служб (или - информационные источники, характеризующие деятельность Анализ внутренней среды должен выявить конкурентные преимущества организации, связанные с ее ресурсным потенциалом: - собственные ноу-хау; - квалифицированный персонал; - имиджевый потенциал; - материально-техническая база; - информационные ресурсы; - недвижимость; - финансовые ресурсы. Анализ шансов риска (возможность отклонения от предполагаемой цели, вероятность достижения желаемого результата, возможность материальных потерь, связанных с осуществлением выбранной в условиях неопределенности альтернативы) объединяет результаты всех предыдущих видов анализа. Он требуется для возможно более раннего обнаружения тех изменений в макросистеме и на рынке, которые имеют связь с преимуществами и недостатками собственного предприятия. Это облегчает выработку своевременных стратегических решений. Управление риском должно становиться ведущей стратегией организации.
SWOT-анализ подытоживает основные результаты аудита, называя сильные и слабые стороны компании, а также основные существующие угрозы и возможности. Далее следует анализ бизнес-портфеля предприятия. Используя специальные аналитические методы (в частности, матрицу рост/доля рынка BCG, и матрицу развития товара/рынка GE), необходимо решить, какие сферы деятельности должны получить больше ресурсов, а какие — меньше. Кроме того, необходимо принять важные решения относительно способов достижения роста и прибыли организации. В этом поможет матрица развития товара/рынка, представляющая три возможных пути роста: углубление рынка, развитие рынка, диверсификация. Таким образом, обобщающий анализ позволяет сократить объем информации до немногих, действительно решающих факторов. Комплексность подхода позволяет анализировать предприятие с учетом его связей со своим окружением; в то же время внимание обращается на немногие, особо существенные шансы и проблемы. На основе всех этих данных руководство предприятия должно подготовить подробный маркетинговый план, где будут учтены возможные организационные изменения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|