Особенности маркетинга качества услуг
Основой маркетинга услуг является их качество. Понятие качества услуг сформировалось в 80-е гг. XX в. Приспособление услуг к изменениям, их постоянное совершенствование — важнейшая задача маркетинга, важнейшая составляющая стратегии качества. Главная задача маркетинга — влияние на восприятие качества потребителем. Для описания восприятия качества услуги была предложена «модель оправданных ожиданий» (Р. Оливер), согласно которой клиент сравнивает свои ожидания от услуги с тем, что он получает в реальности, и его ожидания оправдываются или нет. На восприятие качества услуги можно оказывать влияние, управляя ожиданиями, происходящими событиями и имиджем, т.е. теми сферами, где традиционно применяется маркетинг. Кроме того, важное значение имеет управление качеством услуги и внутри организации, т.е. управление источниками качества — качеством разработки и качеством производства и предоставления услуг (Гронрос и Гуммессон). Если маркетинг не стал частью услуги с момента ее замысла, ее продвижение становится невыполнимым. В связи с отсутствием общепринятой методики разработки услуг выпускаемые на рынок услуги часто бывают не проверены и не продуманы должным образом. Это одна из основных проблем сферы услуг и маркетинга услуг. А. Парасураман, В. Зейтхамль и Л. Берри предложили модель определения качества услуги, а также сформулировали пять «разрывов», являющихся причиной неудовлетворенности клиентов предоставляемыми услугами. Клиент оценивает следующие параметры качества: 1) осязаемые составляющие — оборудование, люди и средства коммуникации и т.д.; 2) надежность — способность производителя услуг сдержать обещание и предоставлять услугу в соответствии с договоренностью;
3) оперативность — готовность производителя помочь клиенту и быстро предоставить услугу; 4) внимание — знания, учтивость и репутация персонала; 5) сопереживание — способность поставить себя на место другого, принять чужую точку зрения, проявить заботу и уделить внимание каждому отдельному человеку. Этот общий перечень должен быть уточнен и конкретизирован в каждой организации социальной сферы с учетом ключевых параметров ее деятельности. Причины неудовлетворенности клиентов: 1) Разрыв между потребительскими ожиданиями и их восприятием руководством компании (руководство компании, предоставляющей услуги, не всегда представляет, что именно хотят потребители, — так, разработчики делают упор на функциональные элементы, в то время как для клиента важнее красивый дизайн). 2) Разрыв между восприятием руководства потребительских ожиданий и их представлением о качестве услуг (в качестве примера можно привести отсутствие стандартов качества или невозможность их достижения. Вряд ли кто-нибудь сможет определить критерии качества дизайна). 3) Разрыв между спецификациями качества услуг и качеством предоставляемых услуг (это может быть вызвано неудовлетворительной подготовкой персонала, его перегруженностью работой и т.п.). 4) Разрыв между предоставляемыми услугами и внешней информацией (если обещания, которые содержатся в предоставляемой рекламной информации или которые дает менеджер, не будут выполнены, последует резкая негативная реакция со стороны потребителя). На восприятие услуг влияют также качества персонала, предоставляющего услуги. Так, исследовательская группа Висконсинского университета пришла к выводу, что физические особенности продавца (возраст и внешний вид) не имеют существенного значения в процессе продажи; наиболее важными являются уровень мастерства и мотивации — характеристики, которые вырабатываются обучением и практикой. Авторы выделяют ряд профессиональных навыков, которые способствуют удачному взаимодействию клиента и продавца:
1. Воспринимаемые знания и опыт (осведомленность продавца) (при наличии профессиональных знаний у продавца 2/3 клиентов совершают покупку, в противном случае число продаж падает до 20%). 2. Импонирование продавца (умение заслужить доверие). 3. Знание потребителя (знание категории потребителя и предположение развития сценария переговоров). 4. Адаптация продавца к ситуации (способность ответить на нужды Безусловно, существуют и объективные факторы, влияющие на конкурентоспособность услуги. Это, прежде всего соответствие услуги ожиданиям потенциальных клиентов. Ожидания клиента формируются на основе имеющегося у него опыта, а также информации, получаемой по различным каналам маркетинговых коммуникаций (через СМИ и иные рекламные носители, а также через личные контакты с другими лицами). Исходя из этого потребители выбирают поставщика услуг, а затем сравнивают свое представление от полученной услуги со своими ожиданиями.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|