Тема 6. Внедрение маркетинговой концепции управления организацией социальной сферы
Вопросы: 1. Алгоритм перехода организации к маркетинговому типу управления 2. Маркетинговое планирование в организациях социальной сферы 3. Реализация маркетингового плана 4. Мотивация сотрудников к участию в маркетинговом управлении 5. Контроль процесса маркетингового управления Алгоритм перехода организации к маркетинговому типу управления Внедрение маркетинговой ориентации, маркетинговой философии в организацию — непростая задача, требующая обоснования и убедительных доводов, поиска союзников и нейтрализации противников и в первую очередь — обеспечения лояльности новому мышлению высшего руководства. Алгоритм перехода организации к маркетинговому типу управления, решения возникающих при таком переходе типичных организационных проблем, который может быть использован при условии, что каждая организация будет учитывать специфические проблемы, характерные и важные для нее на данный момент. Переход к маркетинговой стратегии управления означает видоизменение и сглаживание конкурентной борьбы путем выявления и завоевания целевого рынка и избегания прямой и агрессивной конкуренции. Маркетинговая стратегия управления ориентирована на работу на рынке в режиме строгого распределения его сегментов. Организация может строить свою концепцию управления исходя из различных приоритетов. Формирование «рынка потребителя» — насыщенного товарами рынка, где предложение превышает спрос, делает наиболее эффективной маркетинговую концепцию управления, ориентированную на рынок, конкретные запросы потребителей. Переход к маркетинговой стратегии означает переориентацию всех направлений деятельности организации — финансовой деятельности и ценовой политики, которая ориентирована не просто на снижение себестоимости, а в первую очередь на возможности конкретного покупателя, научно-исследовательских разработок, которые ориентированы не просто на улучшение качества, а в первую очередь на конкретные запросы рынка.
Переход к маркетинговому управлению означает реализацию системного подхода к управленческой деятельности, с четко поставленной целью, детализированной совокупностью мероприятий, направленных на ее достижение. Маркетинговое управление представляет собой определенный образ мышления в управлении организацией (учреждением) социальной сферы, специфика которого — ориентация на требования рынка социальных услуг. Таким образом, основные принципы маркетингового управления в социальной сфере таковы: - тщательное и всестороннее изучение рынка социальных услуг, исходя из имеющихся потребностей и предпочтений потребителей; - целенаправленное воздействие на рынок социальных услуг в целях формирования платежеспособного спроса на определенные виды услуг; - приспособление текущей деятельности организации к требованиям рынка; разработка и внедрение таких видов социальных услуг, которые отвечают потребительским предпочтениям населения. Основная идея концепции маркетингового управления — приоритет рыночных взаимодействий над внутрифирменными. Первое следствие основной идеи концепции маркетингового управления — это необходимость динамической привязки фирмы к реальности на всех уровнях. Второе следствие — это необходимость контроля результата вводимых изменений. В данном случае этот контроль особенно важен, так как предприятию, внедряющему новый стиль управления, очень просто принять желаемое за действительное и путем последующего планирования окончательно отдалиться от цели.
Концепция маркетингового управления пригодна для всех типов стратегий и стилей руководства, но наиболее эффективна для предприятий, использующих стратегии долгосрочного присутствия на рынке, и для руководителей, применяющих демократический или «благосклонно-автократический» стиль. Маркетинговое управление имеет место, как правило, в тех организациях, где придерживаются принципа поддержания динамического равновесия со своим окружением. Изменения, происходящие в таких организациях, дискретны, но всегда согласуются с общим направлением изменений в их окружении. При планировании своего будущего положения такие организации ориентируются на изменения во внешнем окружении. В случае когда развитие организации планируется, некоторые изменения можно предусмотреть, т.е. изменения носят характер не ответа на накопившиеся проблемы, а предвидения будущих проблем. Маркетинговое планирование в организациях социальной сферы Маркетинговое планирование включает два основных этапа: проведение маркетинговых исследований и формулирование маркетинговых планов. Проведение маркетинговых исследований завершается анализом текущего и будущего положения организации и среды; на этой основе вырабатываются цели и стратегии для их достижения; в заключение определяется комбинация инструментов, позволяющая эффективно с точки зрения достижения целей реализовать избранные стратегии. Общая цель планирования — найти баланс между внутренней средой фирмы и часто неблагоприятным окружением, являющимся «внешним» по отношению к предприятию. Если окружение фирмы дружественно и стабильно, планирование не является необходимым; если же окружающая среда слишком неблагоприятна и турбулентна, планирование невозможно. Таким образом, планирование осуществимо лишь при выполнении определенных условий. Маркетинговый план включает следующие разделы: 1. Обзор компании (миссия, философия, история компании, географическое месторасположение, стратегические преимущества, текущее состояние). 2. Организация бизнеса (структура компании, основные под разделения, каналы сбыта). 3. Продукты/услуги (характеристики, конкурентоспособность, целевые сегменты, потенциальные клиенты).
4. Анализ рынка (положение конкурентов на рынке, сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, поставщики, посредники). 5. Задачи и стратегии (общие задачи, продукт-микс, критерии успеха). 6. План мероприятий (реклама, выставки, семинары, стимулирование сбыта). В состав маркетингового плана обязательно входит план организационных изменений. При этом во внимание должны приниматься различные уровни вмешательства в старую структуру (индивидуум, группа, подразделение), а также многочисленные организационные параметры: - структура и процессы (тенденция к сглаживанию иерархии и строгой ориентации на процесс создания благ в «горизонтальных подразделениях»); - производственная и информационная технологии (например, внедрение минимизированного производства); - организационная культура как модель основополагающих ценностей и принципов, разделяемых членами организации (коренное их изменение оказывается чрезвычайно трудным); - кадровые ресурсы (путем отбора, развития персонала, систем стимулирования и мотивационного управления персоналом и тд.). Разработка маркетингового плана — основа для формирования стратегии развития предприятия и осуществления управления в соответствии с ней. Реализация маркетингового плана Реализация маркетингового плана (организация) наступает после тщательного анализа и подробного планирования. Для того чтобы достичь эффекта при реализации маркетингового плана, требуется слаженная работа на всех уровнях и подразделениях предприятия. Успех зависит от следующих ключевых моментов: - необходимы программы действий, которые координируют - важна формальная организационная структура компании, которая также определяет задачи и полномочия и направляет усилия сотрудников компании; - должна быть эффективной система принятия решений и
- обязательно планирование трудовых ресурсов — следует нанимать, обучать, подыскивать и удерживать нужных людей; - требуется учет культуры компании: маркетинговую стратегию, не соответствующую культуре компании, трудно внедрить; - успешная реализация возможна только при стойкой, ясно сформулированной культуре компании, которая соответствует выбранной стратегии. В целом организация работы в соответствии с маркетинговым планом зависит от того, насколько хорошо компания использует совокупность всех этих пяти элементов в рамках единой программы, поддерживающей ее стратегию. При реализации маркетингового плана принципиально важно различать частичные и радикальные изменения. Частичные изменения базируются на существующих системах ценностей, структурах и процессах; здесь доминирует практическая пригодность проекта, а не безусловное достижение идеального (концептуального) состояния. Радикальные изменения бывают остро необходимыми в связи с бурным развитием окружающей рыночной обстановки после продолжительной фазы стабильности и длительного игнорирования необходимых адаптационных шагов. Такой «революционный» процесс изменений для достижения преимуществ по отношению к конкурентам может быть желательным стратегически, но встретить решительное сопротивление со стороны персонала. Мотивация сотрудников к участию в маркетинговом управлении. Изменения со стороны высшего руководства предприятия (для него это новые шансы) и со стороны его сотрудников (для них перемены чреваты опасностью) по-разному оцениваются. Сопротивление переменам проявляется как в форме пассивного, более или менее скрытого неприятия перемен, выражающегося в виде абсентеизма, снижения производительности или желания перейти на другую работу, так и в форме активного выступления (забастовка, явное уклонение от внедрения новшеств и т.д.). Причиной сопротивления могут быть личные и структурные барьеры. Личные барьеры: - страх перед неизвестным, когда предпочтение отдается привычному; - потребность в гарантиях, особенно когда под угрозой оказывается собственное рабочее место; - отрицание необходимости перемен и опасение явных потерь - угроза сложившимся на старом рабочем месте социальным отношениям; - невовлеченность в преобразования затрагиваемых переменами лиц; - недостаток ресурсов и времени из-за оперативной работы, что
Барьеры на уровне организации: - инертность сложных организационных структур, трудность переориентации мышления из-за сложившихся социальных норм; - взаимозависимость подсистем, ведущая к тому, что одно «несинхронизированное» изменение тормозит реализацию всего проекта; - сопротивление передаче привилегий определенным группам и - отрицательный прошлый опыт, связанный с проектами изменений; - сопротивление трансформационным процессам, навязанным Затрагиваемые переменами лица сами должны быть заинтересованы в том, чтобы изменить свою нормативную ориентацию по отношению к старым моделям и выработать новую систему обязанностей. Для этого создаются программы организационно-культурных перемен, в которых находят место и рациональные элементы (знания, планирование, информация, институционализация). Содержание этих элементов можно определить следующим образом: - аргументация необходимости срочных изменений — оценка условий рынка и конкуренции, идентификация и анализ кризисных явлений, потенциальных кризисов и возможных шансов для предприятия; - создание коалиции — определение команды влиятельных руководителей, которые могут успешно возглавить процесс перемен; - разработка перспективы, которая при организационных изменениях выполняет руководящую и направляющую функции и реализуется с помощью соответствующей стратегии; - содействие реализации перспективы — разъяснение содержания - делегирование полномочий по достижению перспективы нижестоящим звеньям — ликвидация барьеров, мешающих переменам, изменение устаревших структур и систем, стимулирование незаурядных идей, создание благоприятных условий для экспериментов, творчества и инноваций; - планирование и достижение успеха в краткосрочном плане — - консолидация первых достижений и принятие новых проектов - институционализация нового образа действия — увязка отношений между новыми моделями поведения и организационным успехом, создание систем оплаты труда и стимулирования, способствующих утверждению новых моделей поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|