Принудительное нововведение
Это наиболее трудоемкий путь нововведения. Но есть одно серьезное преимущество перед другими способами — он может дать выигрыш во времени. Поэтому менеджеры иногда вынуждены идти на принудительное нововведение. Главной проблемой при этом становится факт, что персонал оказывается вынужденным реализовывать программу, возможно, не отвечающую их привычным мотивациям, интересам, опыту. Сопротивление при этом может проявляться в широком спектре: • неосознанное нежелание («давайте начнем новую • неверие в проект или программу («зачем мне эти но • пассивное противодействие, искажение и утайка ин • игнорирование («без меня, ребята, я в эти игры не • активное противодействие, саботаж с призывами вер Какой бы предварительный анализ интересов и мотивов участников принудительного нововведения ни проводили специалисты и менеджеры фирмы, всех возможных причин и источников сопротивления принудитель- МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ному нововведению предусмотреть невозможно. Поэтому, рано или поздно, принудительное нововведение приходит к той или иной форме насилия: конфликтам, выговорам, административным мерам, перестановке кадров, увольнениям. В силу этих причин практически ни одно принудительное нововведение не укладывается в запланированные сроки и в запланированном объеме. Неизбежны искажения содержания нововведения, искажения и срывы сроков. Однако существует ряд условий, обеспечение которых снижает действие этих негативных аспектов принудительного нововведения.
1) Создание социальной базы поддержки нововведения, программы. Эта задача решается путем определения круга лиц — сторонников нововведения, силами которых оно и будет осуществлено. Желательно, чтобы эти работники обладали в фирме авторитетом, были компетентны, иначе их деятельность натолкнется на противодействие «лидеров мнений»;, желательно также, чтобы эти люди были достаточно молоды и энергичны и могли бы связать с нововведением свои профессиональные, де-ловые и жизненные перспективы. Необходимо по возможности расширять базу поддержки -на остальной персонал фирмы. Достигается это с помощью разъяснений целей нововведения, перспектив, возможностей, которые оно открывает перед фирмой, ее подразделениями и работниками. Обычно принудительное внедрение является «передачей технологии через улицу»: одна команда разрабатывает проект, а другая должна его внедрять. Люди вынуждены осуществлять не свою волю, не свои разработки. Даже простое непонимание уже является источником неприятия и сопротивления. Эффективным средством «вовлечения» и плетения общности интересов являются деловые игры. Например, в ходе апробационно-поисковой деловой игры, в которой могут участвовать как разработчики, так и.другие работники, программа «доводится»;, персонал, активно участвуя в выработке решений, приступает к реализации общей (в том числе и своей) программы с должной мотивацией. 7 РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ Другим эффективным средством вовлечения является установление ответственности за ход и результаты внедрения. Негативным следствием «передачи технологии через улицу» является именно то, что разработчики программы не несут ответственности за ее реализацию. Радикальным решением этой проблемы является вменение реализации проекта самим разработчикам, вплоть, до финансовых, коммерческих и других рисков. Например — создание на базе проекта нового подразделения или дочерней фирмы. Тем самым одновременно достигаются и цели диверсификации деятельности фирмы,
2) Перераспределение обязанностей и полномочий. Очень много программ и проектов не состоялось лишь потому, что работники должны были их внедрять, одно>-временно выполняя старые обязанности, занимаясь текущими делами. Если работники сталкиваются с выбором между новыми задачами и старыми обязанностями,, то жизнью доказано, что выбор делается в пользу после*-дних. Поэтому нововведению необходимо создать (расчистить) пространство обязанностей и полномочий. 3) Поскольку всех возможных причин и источников 4) В силу сказанного очевидно, что принудительное .МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Адаптивное нововведение Адаптивное (приспособительное) нововведение предполагает наличие запаса времени. По этому пути обычно идут инициаторы, не обладающие полнотой административной власти. Не спеша, явочным порядком совершаются кадровые перестановки, шаг за шагом реализуются фрагменты программы. Этот способ нововведения характерен для японского менеджмента. Сначала проект согласуется на уровне исполнителей, каждый из которых дает свои замечания и соображения. Только после этого проект передается на уровень руководителей подразделений, где процедура повторяется. И так, уровень за уровнем, реализуется «революция снизу». При таком пути" сопротивление обычно минимальное и оно гасится на стадиях разработки и согласования.
Кризисное нововведение Иногда фирма вынуждена осуществлять нововведение в условиях кризиса. Это может быть следствием как неудачных решений менеджеров фирмы, так и кризисных явлений в отрасли, на рынке, а то и в обществе в целом. Сопротивления нововведению в кризисе практически нет. Менеджеру мешает, скорее, другое — панические настроения персонала. В этом случае усилия менеджера должны быть направлены на решение следующих задач: 1) Убедить персонал фирмы в неизбежности кризиса. 2) Поскольку у кризисов есть одно замечательное 8) Иногда полезно до наступления настоящего кризиса создать искусственный, чтобы отмобилизовать коллектив фирмы к началу собственно кризиса. Однако такие действия опасны. Во-первых, можно ввергнуть фирму в неконтролируемый преждевременный кризис. А во-вторых, действия менеджера могут быть расценены как провокация в ущерб его авторитету. 7. РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ 7.3 ЛИДЕРСТВО И СТИЛИ РУКОВОДСТВА Лидерство и социально-психологическое содержание руководства В свете изложенного выше очевидно, насколько важно для руководителя быть полноценным лидером. Лидерство — это проявление власти, способность влиять на поведение других людей. Не следует думать, что в менеджменте существует только власть руководителя над подчиненными. Не менее явна и власть подчиненных над руководителем — она не имеет формально-административного основания (если не считать прав трудового коллектива и профсоюза, а также гражданских прав личности), но от этого не становится менее действенной. Поэтому на практике лидерство в менеджменте заключается в способности выстраивать баланс власти руководителя и подчиненных. При этом эффективное лидерство оказывается обусловленным добровольным признанием подчиненными авторитета руководителя.
Власть, обеспечивающая лидерство, может Иметь различную природу. Она может основываться на принуждении, т. е. на силе и страхе перед этой силой. Такое лидерство нуждается в постоянном подтверждении силы и всеохватывающем (тотальном) контроле. Возможны власть и соответствующее лидерство, основанные на вознаграждении, на возможности лидера распределять денежные и прочие блага. Данные виды лидерства могут носить чисто формальный характер, будучи связанными с пребыванием лидера в руководящей должности и в силу этого имеющего возможности распределять блага, «казнить» и миловать. Несколько иная природа лидерства, в основе которого лежит авторитет руководителя как эксперта, наиболее квалифицированного и компетентного специалиста по профилю деятельности фирмы или подразделения. Лидерство может быть основано на личных качествах руководителя, его способности быть эталоном, примером для подчиненных в моральном плане, носителем определенной харизмы, коренящейся также в психосоматических особенностях личности (внешняя привлекательность, эмо- МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ циональная заразительность и т. д.). Формальное и неформальное лидерство в фирме могут не совпадать, в принципе, в этом нет ничего страшного, если правильно выстроен баланс власти. Для дела может быть даже лучше, если в коллективе будут лидеры по отдельным направлениям деятельности и жизни организации. Реализация лидерства (властного влияния) может быть основана на принуждении (прежде всего — силой закона и распределения полномочий), на убеждении (разъяснении — прежде всего) и на участии (сопричастности, личном примере). Руководство как лидерство — многогранная деятельность. Однако в ней отчетливо прослеживаются две основные направленности: 1) ориентация на конкретные задачи (побуждение, 2) ориентация на сохранение и развитие коллектива,
Руководитель обязан не только обеспечивать достижение намеченных целей, проверять результаты работы, но и улучшать условия труда, способствовать реализации талантов и способностей сотрудников, дальнейшему росту их квалификации. В случае неудачи он должен нести свою долю личной ответственности (у руководителя она есть всегда), не перелагая ее полностью на подчиненных. Более того, его задачей является проявление справедливости по отношению к сотрудникам в случае их просчетов и неудач, учет индивидуальных особенностей каждого работника, помочь каждому из них ощутить результаты его труда, оценку его вклада в общее дело. Руководить означает не только приказывать, но и опекать, направлять, мотивировать и, хочет того руководитель или нет, — воспитывать. Опытный руководитель I
7 РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ
знает, что каждая его минута, уделенная сотрудникам, — выгодное вложение времени. Из сказанного следует, что руководитель, будучи лидером своего коллектива, выполняет по. отношению к персоналу целый комплекс функций социально-психологического характера. Прежде всего это административная функция координации индивидуальных действий по выполнению заданий. С нею связана дисциплинарная функция контроля, поощрения и наказания. Руководи^ тель выполняет также стратегическую функцию выбора целей, перспектив, путей и методов работы. В качестве -компетентного специалиста он выполняет экспертную •функцию. Само пребывание в должности заставляет его выполнять функцию представительскую: коллектива —. в вышестоящих инстанциях и обществе, а также вышестоящих инстанций и социальной среды — в своем коллективе. Сажа природа руководства с.неизбежностью вынуждает лидера выполнять воспитательную функцию, потому что все действия руководителя так или.иначе Сказываются на формировании и развитии' личности его подчиненных. Более того., руководитель зачастую выполняет психотерапевтическую (если не психоаналитическую) функцию, разрешая конфликты подчиненных, помогая им выходить из стрессовых ситуаций. Недаром подчиненными в руководителе так высоко ценятся чувство юмора, способность разрядить тяжелую ситуацию улыбкой, шуткой. Ведь если человек способен рассмеяться, значит он понимает неопасность происходящего, значит его горизонт видения и понимания ситуации позволяет видеть ее шире и полнее. Виды стилей руководства Под воздействием многих факторов на каждой фирме складывается определенный стиль руководства — свой специфический способ, манера отношений руководства и подчиненных. Стиль руководства, выступающий интегральной характеристикой персонал-ориентированного менеджмента, может складываться стихийно и может сознательно выбираться и выстраиваться. Стили руко- МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЕ! водства во многом индивидуальны и неповторимы. Однако, обобщая, можно говорить об их основных видах.. Согласно наиболее общей типологии стилей руководства (Макгрегор) различаются два стиля руководства: «стиль X» и «стиль Y». Особенности каждого из них определяются исходной установкой в отношениях руководителя к подчиненным. Если он видит в: них безответственных бездельников,: стремящихся при первой же возможности отлынивать от работы, то он является представителем «стиля X». Такой руководитель будет акцентировать внимание на контроле за процессом деятельности подчиненных, на беспрекословном исполнении принимаемых им' единолично решений, на жестком стимулировании персонала. Если же руководитель видит в подчиненных партнеров, стремящихся к профессиональной, деловой и личностной самореализации, он будет представителем «стиля Y», видеть свою задачу он будет, прежде всего, в шщске и формировании общности интересов, персонала, в создании, оптимальных условий, формирования и развития позитивной мотивации к совместной деятельности, развития инициативы. Такое различение стилей.руководства, несмотря на очень высокую, степень обобщения, раскрывает важное и принципиальное обстоятельство — роль нравственной позиции: менеджера, которая всегда решающим образом.сказывается на технологии руководстза и менеджмента в целом. Более тонкое различение видов стилей руководства содержится в широко известной типологии, согласно которой стили' руководства делятся на авторитарный, демократический и либеральный (попустительский). Для авторитарного стиля характерны единолично принимаемые решения и жесткий контроль. Для демократического — коллегиально вырабатываемые решения, контроль преимущественно за результатами работы. Для либерально-попустительского — «отпущенные вожжи» со стороны руководства, фактически пускающего дело на самотек. При всей привлекательности этой традиционной триады стилей, она также является различением, не учитывающим возможного «спектра» стилей в полной мере. Более привлекательным в зтом плане является уточнение различения стилей руководства до шести основных 7 РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ Таблица различий
видов: деспотический, бюрократический, патриархальный, кооперативный и попустительский. Уточнения в этом различении относятся, прежде всего, к традиционно понимаемому авторитарному стилю, в котором справедливо выделяются качественно отличные друг от друга стили — деспотический, бюрократический и патриархальный. Другое уточнение так же существенно. В традиционной триаде демократический стиль противопоставлялся либеральному, а последний трактовался как попустительский, что не только концептуально неверно, но и на практике способно привести к совершенной - путанице. В целях большей точности и наглядности различия между шестью стилями можно свести в таблицу (табл. 12). Данное различение интересно и важно тем, что выделенные стили не просто рядоположенные в некотором перечислении. В зависимости от степени внимания на производстве и на человеческом факторе они образуют систему, которую можно проиллюстрировать графически (рис. 35). МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Та б л и ца 12 стилей руководства
Как видно из приведенного графика, стили руководства задают как бы пространство выбора, в котором происходит формирование определенного конкретного стиля. В чистом виде стили руководства практически не встречаются. В реальной жизни и практике менеджмента, действительно, имеет место пространство или шкала стилей с акцентом на тех или иных аспектах руководства. От чего же зависит формирование стиля? Факторы формирования и динамика развития стилей руководства Формирование и развитие конкретного стиля руководства обусловлено рядом факторов, перечислить которые полностью не представляется возможным. Можно указать лишь главные. Во-первых, это содержание и технология деятельности. Сам характер деятельности часто задает и особенности контроля, и выдачи заданий, даже стиль общения. Например, давно отмечено, что для художественных руководителей (главных режиссеров, главных балетмейстеров, хормейстеров, дирижеров и т. д.) характерен авторитарный и даже деспотический стиль руководства. Это, в некотором смысле, --- условие их профессионализма, является следствием самой их деятельности. Главный '7. РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ ^ замысел пьесы, кинофильма, музыкального произведем ния принадлежит только им. Зачастую он формируется в процессе репетиций и подготовки. Актеры, музыканты для них — средства воплощения этого замысла. Если главный режиссер начинает советоваться с актерами, то это означает, что у ему самому не ясно, что надо делать. Во-вторых, это характер конкретных задач. Грубо говоря, при пожаре некогда проводить совещания и принимать коллегиальные решения — необходимо отдавать четкие приказы и жестко контролировать ситуацию. Стиль руководства зависит и от конкретной ситуации и положения, в котором находится фирма или подразделение: в стадии становления может быть Один стиль, в нормальной ситуации — другой, в ситуации восстановления коллектива после развала — третий. Кроме того, очень многое зависит от степени зрелости коллектива. Если в опытный коллектив пришел молодой начинающий руководитель, то последний поневоле, по крайней мере — на первых порах, бз^дет вынужден попустительствовать. И наоборот, если опытному руководителю приходится иметь дело с неопытными, незрелыми работниками, то, каким бы он демократом ни был, все равно какое-то время он вынужден будет «школить», натаскивать подчиненных, что невозможно без некоторой степени администрирования и патриархальности. Более того, стиль руководства проявляет зависимость от индивидуального характера и опыта отдельных исполнителей. Не секрет, что с разными подчиненными один и тот же руководитель ведет себя по-разному. Более того, встречаются люди, желающие, чтобы ими руководили авторитарно и даже деспотически: во-первых, чтобы постоянно знать, что надо делать, не особенно задумываясь на эту тему самому. А значит, и во-вторых, чтобы не нести личной ответственности («я только исполнял приказ!»). Кроме того, в-третьих, чтобы оказаться сопричастным успеху, достигнуть которого самостоятельно они не способны («маленький солдат императора»). И наконец, стиль в существеннейшей мере зависит от личности руководителя. Так, волевой тон зачастую является прикрытием личной несостоятельности, неуверенности, профессиональной беспомощности и элементарно- МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ге невежества. Особенности личности руководителя — фактор наиболее очевидный, о котором уже говорилось-выше и о котором еще будет говориться. Таким образом, стиль руководства — это не что-то неизменное, раз и навсегда данное. Более того, можно и необходимо говорить о динамике развития стилей, возможностях, путях и закономерностях перехода их друг в друга. В связи с этим представляется чрезвычайно наглядной и поучительной графическая модель, предложенная П. Херси (см. рис. 36). В модели соотносятся две группы факторов стиля руководства.* ориентация на человеческие отношения (эмоциональные или рациональные по преимуществу) и на производственные задачи. Причем вторая группа факторов совпадает с характеристиками зрелости исполнителей (понимают или не понимают они задачу, хотят или не хотят ее решать). В соответствии с выраженностью этих факторов все «поле» (пространство) стилей делится на основные четыре зоны (квадрата), каждый из которых П. Херси связывает с доминированием четырех ценностей: власти, добра, красоты и истины.
Рис. 36 1 рафическая модель Херси 75. РАБОТА. С ПЕРСОНАЛОМ В случае незрелого коллектива (не хотят и не понимают задачу) руководитель с неизбежностью будет авторита-ром-деспотом, ориентируясь на рационально выстроенные властные отношения. В том случае, когда подчиненные готовы взяться за решение задачи, но не понимают как, руководитель, поддерживая эмоционально более теплые отношения с ними, больше внимания будет уделять разъяснительной работе. В случае «Понимают, но не хотят» задачей руководителя будет при сохранении высокой степени эмоциональности отношений («гнева и милости») повышать мотивацию, сопричастность подчиненных, вовлекая их в принятие решений и контроль. В ситуации наиболее зрелого коллектива («хотят и понимают») отношения носят наиболее рациональный и спокойный характер. Замечательной особенностью модели является то, что Сказанное лишний раз подчеркивает пластичный, и динамичный характер стиля руководства и возможность контролировать и направлять эту динамику. 7.4 СТИМУЛИРОВАНИЕ И-МОТИВАЦИЯ Виды и методы стимулирования Эффективность работы с персоналом во многом определяется возможностью побуждения работников к активной и производительной трудовой деятельности. Эта сторона работы с персоналом традиционно связывается со стимулированием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|