Примерные базовые показатели по группе клубных учреждений
Таблица 20 Примерные базовые показатели по группе парковых учреждений
8. ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
| • количество дней в году активной работы парка | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
• количество аттракционов, игровых и спортивных площадок | ._____ (_ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
• наличие баз проката, лекториев, танцплощадок, библиотек | 1-1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
• количество новых форм работы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
• отсутствие зафиксированных жалоб | ю | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Показатели эффективности | ___1 (50) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | • процент используемых фондов | J~20~] | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
• размер превышения доходов над расходами | ' 30 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого: 150 | Итого- |
Та б л и ц а 21
Примерные базовые показатели по группе учебных заведений (художественных и музыкальных школ)
N° | Показатели | Значение показателя | Базовое количес тво баллов | Фактическое количество баллов | ||
План | Факт | К | ||||
2 | ||||||
1. | Показатели объема работы | (50) | ||||
• количество концертов, выставок | 20 | |||||
• количество общерайонных акций | ||||||
Показатели качества работы | (50) | |||||
2. | » количество отчетных мероприятий | |||||
» новые формы обучения | ||||||
со' | Показатели эффективности | (50) | ||||
«выполнение финансового плана | ||||||
• использование фондов | ||||||
Итого: 150 | Итого: |
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
![]() |
При ло же ние
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА КУРСА, ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ»
ОБОСНОВАНИЕ КУРСА «МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ»
|
|
АКТУАЛЬНОСТЬ КУРСА
Социально-культурная сфера —- одна из наиболее динамично развивающихся сфер деятельности в современном обществе. В России переход сферы культуры в новые организационно-экономические условия, начавшийся в 1989 г., проходит особенно драматично. Сфера, традиционно поддерживавшаяся на средства государственного бюджета, выполняющая, прежде всего, функции обеспечения и подкрепления идеологической ин-доктринации общества, оказалась не готовой, прежде всего, профессионально. Работники сферы культуры испытывают острейшую нехватку знаний и умений экономического, правового, а главное — менеджментного профиля.
Задача усложняется тем, что она не может быть решена за счет знакомства работников культуры с основами общего мег неджмента. Дело в том, что технология современного эффективного менеджмента (отечественного и зарубежного) позволяв ет говорить о нарастании социально-культурного, гуманитарного содержания современного менеджмента. Более того, можно говорить о возрастании значения и влияния сферы культуры на социальные процессы — вплоть до политической жизни и экономики. Проявляется это практически по всем векторам современного менеджмента: в маркетинге (связанном с учетом социально-культурных факторов, обстоятельств и особенностей потребления), в public relations, в работе с персоналом. Фирменный стиль, организационная культура, дух корпорации из метафор очень быстро превратились в конкретные технологические требования. Система менеджмента на различных уровнях приобретает все более отчетливые характеристики технологии социально-культурного нововведения.
Эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму современного менеджера сферы
ПРИЛОЖЕНИЕ
культуры и не только. К традиционным требованиям знания технологии, организации, финансового контроля и маркетинга в современных условиях добавляются требования культурологического и гуманитарного характера. Современный менеджер, вне зависимости от профиля деятельности его фирмы, должен быть знаком с современными культурными процессами в тех обществах, в среде которых ему приходится или придется иметь дело, практически ориентироваться в механизмах и процессах формирования и развития культуры (национальной, профессиональной, фирмы, личностной).
|
|
Разработанные и читаемые курсы по менеджменту в сфере культуры, по преимуществу, являются адаптациями курсов по общему менеджменту, в лучшем случае — курсов по экономике непроизводственной сферы и не учитывают специфики и возможностей собственно менеджмента в сфере культуры. Подобная модель курса вполне допустима на общеэкономических и управленческих специализациях. Но при подготовке менеджеров непосредственно социально-культурной сферы требуется курс, вводящий в технологию менеджмента применительно к особенностям профессиональной деятельности. В этом случае слушателей целесообразно ориентировать на более глубокое рассмотрение общих закономерностей и- меха-. низмов менеджмента в сфере культуры, роли, значения и со-. держания государственного регулирования и поддержки, технологии определения приоритетов поддержки и развития культурной жизни, привлечения и аккумулирования финансовых средств из различных источников (фандрейзинг), технологии планирования, учета и контроля; разработки культурных программ различного профиля и уровня, формирования творческих коллективов и команд, особенностей учета и развития мотивации — в целом технологии эффективного менеджмента на уровне коллективов, учреждений и организаций, а также — региональном уровне, вопросов профессионального самоопределения.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ НОВИЗНА КУРСА
В курсе впервые систематически рассмотрены содержание и технология менеджмента в сфере культуры.
Введено понятие механизма менеджмента и рассмотрена необходимая и достаточная система механизмов менеджмента в социально-культурной сфере. Рассмотрен отечественный и зарубежный опыт и соответствующие модели эффективной государственной поддержки сферы культуры. Раскрыто содержание требований к компетентности современного менеджера в сфере культуры. Особое внимание уделено социально-культурной природе мотивации, раскрыт ее общий механизм, свя-
|
|
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
занный с фундаментальной ролью оценки. Предложена типология мотивации и соответствующих уровней зрелости личности (от признания, через преодоление и самосовершенствование к призванию).
В предложенном курсе впервые систематически рассматриваются методы определения приоритетов управления сферой культуры, технология разработки культурных программ, содержание и технология фандрейзинга, проблемы и перспективы спонсорства, патронажа и благотворительности в сфере культуры, роль, значение, содержание организационной культуры фирмы, совокупной культуры менеджмента, направления взаимодействия современного бизнеса со сферой культуры. Специально рассматривается понятие эффективности менеджмента, виды, уровни и методы анализа эффективности менеджмента в сфере культуры.
Программа является авторской, в ней использован ряд идей и результатов, сформулированных и полученных в работах автора программы.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ.,..
При чтении курса по данной программе используются такие формы обучения, как лекции, семинары, самостоятельная работа студентов (подготовка рефератов и докладов, подготовка курсовой работы). По некоторым темам используются другие активные методы обучения: выполнение практических заданий, разбор ситуаций, деловые игры. Аттестация осуществляется по итогам работы в течение семестра, написания курсовой работы и сдачи экзамена.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ
Согласно учебному плану специальности «менеджер культуры», разработанному в соответствии с требованиями Госстандарта, курс является центральным в цикле специальных дисциплин. Курс читается на III году обучения, когда студенты подготовлены к восприятию содержания курса после курсов по экономике культуры, гражданского права, основам пред-. принимательства, общему менеджменту, культурологии. С другой стороны, знакомство с содержанием этого курса оказывается существенным и необходимым звеном в переходе к ряду специальных дисциплин III, IV и V годов обучения: маркетинг, психология управления, этика бизнеса, реклама, public relations и др. Данный курс, таким образом, занимает центральное — в концептуальном плане — место в структуре учебного плана специальности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 361
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ»
№ | Телш | Количество часов | ||
Лекционные | Практические | Всего | ||
1. Сфера культуры и технология менеджмента | ||||
Культура, сфера культуры и менеджмент | — | |||
Система механизмов менеджмента | — | |||
Особенности менеджмента в сфере культуры | ||||
Эволюция технологии менеджмента | — | |||
Компетентность современногб менеджера и гуманитарная культура | . — | |||
2. Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры | ||||
Государственное регулирование в сфере культуры | ||||
Негосударственная поддержка социально-культурной сферы | ||||
Источники финансирования работы учреждений культуры | 2 | — | ||
3. Технология организационного и финансового обеспечения социально-культурной деятельности | ||||
Определение приоритетов поддержки и развития культуры: зарубежный и отечественный опыт | — | |||
Культурные программы как метод управления | ||||
Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрейзинг) | ||||
Разработка организационных документов | ||||
4. Технология планирования | ||||
Виды планов в сфере культуры | — | |||
Организация плановой деятельности (этапы планирования) | . 1 | — | ||
Методы планирования |
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
|
|
111) о а о л -ж: с н | и | е • in a | |||
№ | Темы | Коли Лекционные | tccinao Практические | юсов | |
5. Учет, отчетность и контроль | |||||
Роль и значение учета, отчетности и контроля | - | Ь | |||
Виды учета и отчетности, требования к их организации | |||||
Технология контроля | |||||
6. Работа с персоналом | |||||
Система работы с персоналом | |||||
Управление сопротивлением | — | ||||
Лидерство и стили руководства | .— | ||||
Стимулирование и мотивация | « | ||||
Культура менеджмента и организационная культура фирмы | — | 2. | |||
7. Проблема эффективности менеджлгента в сфере ку | 1ьтуры | ||||
Понятие, виды и уровни анализа эффективности | — | ||||
Методы анализа эффективности i | |||||
Итого: | 28 | 7S | |||
ПРОГРАММА КУРСА «МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ»
1. СФЕРА КУЛЬТУРЫ
И ТЕХНОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Культура, сфера культуры и менеджмент. Система механизмов менеджмента. Необходимость технологического Представления менеджмента.
Административно-организационный механизм. Экономический механизм. Работа с персоналом. Информационный Механизм. Проблема обеспечения единства механизмов менеджмента. Особенности менеджмента в сфере культуры. Сфера культуры как сфера услуг. Проблема единства механизмов менеджмента в сфере культуры.
ПРИЛОЖЕНИЕ
заз
Опыт и итоги административных нововведений в сфере культуры России.
Эволюция технологии менеджмента. Компетентность современного менеджера и гуманитарная культура.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Государственное регулирование в сфере культуры. Возможные роли государства в управлении сферой культуры. Международные акты и отечественное законодательство по культуре. Органы государственного управления сферой культуры. Информационное обеспечение управления в сфере культуры.
Негосударственная поддержка социально-культурной сферы. Спонсорство, благотворительность, патронаж. Цели и формы спонсорства. Благотворительность: проблемы и организация. Некоммерческие организации, фонды.
Источники финансирования работы учреждений культуры: бюджетные (бюджет текущего содержания и финансирование программ по уровням бюджетообразования, возможность бюджетного финансирования непосредственно потребителя услуг в сфере культуры) и внебюджетные (средства доноров, спонсорские средства, гранты отечественных, зарубежных и международных фондов и организаций, собственные коммерческая деятельность и платные услуги й т. д.).
3. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО
И ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Определение приоритетов поддержки и развития культуры: зарубежный и отечественный опыт. «Американская» модель: отказ от определения приоритетов. «Постсоветская» модель: «научно обоснованные» приоритеты. «Общественно-государственная» модель определения приоритетов. Культурные программы как метод управления. Роль, значение и содержание культурных программ. Технология разработки и обеспечения реализации культурных программ.
Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрейзинг). Организационное и техническое обеспечение фандрейзинга. Планирование фандрей-зинговой кампании. Информационное обеспечение фандрейзинга. Виды и размеры возможных субсидий. Контакты с потенциальными донорами. Специальные мероприятия. Фандрейзинг по почте и по телефону. Анализ эффективности фандрейзинго-вой кампании.
Разработка организационных документов (уставов, положений, должностных инструкций и т. д.).
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
4. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ
Виды планов в сфере культуры. Организация плановой деятельности (этапы планирования). Методы планирования. Аналитическое планирование. Элементы-маркетинга. Нормативное планирование. Целевое обоснование планов. Планирование материального и финансового обеспечения (балансовые методы планирования).
Планирование организационного обеспечения (матричный и сетевой план).
5. УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И КОНТРОЛЬ
Роль и значение учета, отчетности и контроля. Виды учета и отчетности, требования к их организации. Текущий (оперативный) учет. Статистический учет и отчетность. Творческие отчеты. Технология контроля. Виды и типы контроля. Средства и формы контроля. Организация (этапы) проведения ревизии.
в. РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ
Система работы с персоналом. Персонал в сфере культуры и кадровая политика. Требования к работникам сферы культуры и проблемы их подготовки. Содержание и методы подбора компетентного персонала.
Требования к расстановке кадров. Оценка и аттестация. Переподготовка и повышение квалификации.
Управление нововведением. Внешнее и внутреннее сопротивление нововведению. Управление сопротивлением. Принудительное нововведение. Адаптивное нововведение. Кризисное нововведение.
Лидерство и стили руководства. Лидерство и социально-психологическое содержание руководства. Виды стилей руководства. Факторы формирования и динамика стилей руководства. Стимулирование и мотивация. Виды и методы стимулирования. Содержание мотивации и виды мотивов. Мотивация и проблема успеха. Свобода и ответственность. Создание и развитие мотивационных условий. Два потока внутрифирменной информации. Культура менеджмента и организационная культура фирмы.
7. ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Эффект и эффективность. Виды эффективности в сфере культуры. Целесообразность, рациональность и экономичность в социально-культурной сфере. Уровни анализа эффективности: уровень социально-культурной деятельности, уровень деятельности фирмы, уровень управления организациями и учреждениями. Методы анализа эффективности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ «МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ»
1. Система управленческой деятельности. Механизмы управ
ления в сфере культуры.
2. Социально-экономическая ситуация и профессиональное
самоопределение работников культуры.
3. Эволюция современного менеджмента и сфера культуры.
4. Условия хозяйствования в сфере культуры.
5. Государственное регулирование поддержки и развития куль
турной деятельности: зарубежный и отечественный опыт.
6. Источники финансирования деятельности учреждений
культуры.
7. Определение приоритетов развития сферы культуры.
8. Культурная программа как экономический метод управле
ния и социальной защиты.
9.'Культура и бизнес.
10. Привлечение и аккумулирование средств из различных
источников (фандрейзинг).
11. Технология разработки региональных культурных про-
. грамм.
12. Роль, значение и требования к содержанию бизнес-плана.
13. Система планирования в сфере культуры.
14. Аналитические методы планирования.
15. Нормативный метод планирования. Нормы и нормативы в
сфере культуры.
16. Методы планирования организационного обеспечения.
17. Балансовый метод планирования. Виды балансов.
18. Организация плановой деятельности.
19. Учет и отчетность в сфере культуры: роль, виды и органи
зация.
20. Контроль в управлении учреждением культуры.
21. Организация и проведение инспекторской проверки.
22. Управление нововведением. Методы управления сопротив
лением.
23. Культура руководства: содержание, функции, критерии.
24. Культура делового общения.
25. Социально-психологические функции руководства.
26. Организационная культура и фирменный стиль.
27. Стимулирование: цели, функции, методы.
28. Стимулирование и мотивация. Создание мотивационных
условий.
29. Стили руководства.
30. Мотивация творческой деятельности. Мотивация и ответ
ственность.
31. Персонал и специалисты в сфере культуры, требования к
их компетентности, формы подготовки.
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
'■«•-.*.
32. Подбор кадров.
33. Расстановка кадров.
34. Введение в должность.
35. Оценка и аттестация кадров.
36. Переподготовка и повышение квалификации персонала и
специалистов.
37. Уход работника.
ВОПРОСЫ ПО МАРКЕТИНГУ
1. Эволюция менеджмента (1910-1990 гг.) и маркетинга. При
чины возникновения и развития.
2. Маркетинг и современный менеджмент.
3. Социально-культурное значение маркетинга.
4. Сферы применения и виды маркетинга.
5. Особенности маркетинга в некоммерческой сфере.
6. Государство и маркетинг.
7. Виды и особенности некоммерческих (нонпрофитных) орга
низаций сферы культуры и маркетинг.
8. Маркетинг территорий (мест).
9. Маркетинг идей (программ).
10. Маркетинг учреждений культуры.
11. Платные услуги в сфере культуры и маркетинг.
12. Условия эффективности маркетинга в сфере культуры.
13. Сфера культуры России и перспективы маркетинга.
14. Значение и перспективы сферы культуры в современном
маркетинге.
15. Маркетинг и система планирования. Маркетинговые стра
тегии.
16. Виды маркетинговых стратегий.
17. Стратегическое управление и маркетинг.
18. Концепции маркетинга.
19. Факторы выбора стратегии маркетинга.
20. Анализ зоны деловой активности.
21. Основные'элементы бизнес-плана. Роль и значение бизнес-
плана.
22. Товарная стратегия: задачи, содержание.
23. Источники товарных идей. Маркетинговая информация.
24. Сегментация рынка: роль, виды, основания.
25. Понимание потребителя: факторы культуры, социальные,
личностные, психологические.
26. Функциональный анализ товара (услуги).
27. Ценообразование и эффективность товара. Методы анали
за места в конкуренции.
28. Ценовая стратегия: роль, значение, содержание.
29. Соотношение, и динамика цены, спроса и предложения
Определение максимальной цены.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Yf?
Эластичность спроса по ценам.
Определение минимальной цены.
Методы ценообразования.
Факторы и условия ценовой ситуации на рынке.
Ценовая политика фирмы.
Сбытовая стратегия: роль и содержание.
Каналы реализации: виды и особенности.
Товародвижение и организация реализации.
Продвижение товаров (услуг): коммуникация, public
relations.
Стратегия рекламы. Критерии эффективности рекламы.
Стимулирование сбыта (реализации).
Организация маркетинговой службы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ПО КУРСУ «МЕНЕДЖМЕНТ
В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ»
(1 СЕМЕСТР)
Задания являются конкретизацией лекционного материала курса и соответствуют основным его темам.
Задания выдаются во время аудиторных практических занятий, после знакомства с практической значимостью соответствующих решений и документов, с требованиями к порядку их разработки и содержанию. Задание 1 предполагает 4 часа аудиторных занятий, задание 2 — 2 часа, задание 3 — 6 часов (итого: 12 часов).
Тематика конкретного индивидуального задания согласуется с преподавателем. Оформленные выполненные задания сдаются преподавателю до зачетной недели.
Ход выполнения задания, наиболее удачно выполненные задания и типичные ошибки обсуждаются на последующих аудиторных практических занятиях. Выполнение заданий является предметом аттестации студентов в течение семестра.
ЗАДАНИЕ 1 ТЕМА:
«Административно-организационный механизм менеджмента в СКС»
СОДЕРЖАНИЕ:
а) Разработать проект устава (положения) фирмы, действу
ющей в СКС (по профилю специализации группы) или в инфор
мационной инфраструктуре СКС;
б) Разработать должностную инструкцию работника или
специалиста соответствующей фирмы.
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ПРИМЕЧАНИЕ:
выполнение заданий (а) и (б) может быть дополнено организационной структурой фирмы с указанием должностей.
ФОРМА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Проекты соответствующих организационных документов* устава (положения) и должностной инструкции.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ:
Устав (положение) должен включать в себя общие положения, организацию, управление и руководство, финансирование, труд и зарплата, порядок реорганизации и ликвидации фирмы;
Должностная инструкция должна содержать общие положения (назначение должности, квалификационные требования, необходимые знания и умения, порядок назначения и освобождения, замещения), обязанности, права и ответственность работника.
ЗАДАНИЕ 2
ТЕМА:
«Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрейзинг)»
СОДЕРЖАНИЕ:
Разработать проект информационного письма-предложения потенциальным спонсорам конкретного проекта фирмы из предыдущего задания.
ФОРМА ВЫПОЛНЕНИЯ:
Текст информационного письма-предложения.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ:
Текст письма должен содержать обращение, суть предложения, информацию об организаторах и их компетентности, потенциальных партнерах, об отношении властей, степени участия СМИ, дополнительных выгодах, контактные данные.
ЗАДАНИЕ 3
ТЕМА:
«Планирование в СКС» СОДЕРЖАНИЕ:
а) Целевое обоснование акции из предыдущего задания;
б) Финансовое или также материальное обоснование его
осуществления;
в) Организационное обеспечение и контроль исполнения.
ФОРМА ИСПОЛНЕНИЯ:
(а) Дерево целей и сценарный план;
(б) Стоимостной баланс (смета расходов и доходов) или так
же материальный (натуральный) баланс;
ПРИЛОЖЕНИЕ
(в) Сетевой план подготовки и проведения. ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛНЕНИЮ:
Соответствие методике и правилам, изложенным на аудиторных занятиях или в литературе.
ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ»
• Разработать набор факторов конкурентоспособности для
конкретной фирмы (организации) в сфере культуры и пред
ставить их в табличной форме КСФ.
• Каковы функции маркетинга (какие задачи он решает) в
сфере культуры?
• Существует (ют) ли рынок (ки) в сфере культуры?
• Предложите классификацию услуг в сфере культуры.
• Какие услуги в сфере культуры наиболее перспективны?
Какие достигли зрелости? Какие спада?
• Устарели ли такие услуги, как тематические вечера; уст
ные журналы, вечера вопросов и ответов, лекции, экс
курсии?
• Какие возможны сопутствующие и дополнительные услу
ги в сфере культуры?
• Какие потребности Вы хотите удовлетворять?
• Каких клиентов Вы хотите обслуживать?
• Как Вы намерены это делать?
• Сформулируйте цели Вашего предприятия не более, чем в
25 словах.
• Сформулируйте варианты миссии известных или знако
мых Вам фирм в сфере культуры.
• Дать характеристику мотиваций потребительского поведе
ния в сфере культуры по стадиям развития семьи.
• Каким образом возможны сбор и изучение информации
спроса на услуги в сфере культуры?
• Кто может быть в городских (сельских) условиях конку
рентом клубного учреждения? Досугового центра? Библио
теки? Видеосалона? Парка культуры и отдыха?
• Чем вызвана необходимость маркетинговой ориентации уч
реждений культуры?
• Почему некоторые руководители учреждений культуры воз
ражают против маркетинговой ориентации?
• Предложите развернутое определение маркетинговых услуг.
• Как можно отличить нереагирующее на рынок учрежде
ние культуры от маркетингово ориентированного?
• В чем отличие потребности от нужды, спроса?
• С какой целью может быть создана служба маркетинга?
Каковы могут быть ее функции?
• Каким образом выявляются маркетинговые проблемы?
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
'■г:-г.
![]() |
• Каковы этапы разработки и запуска новых программ?
• Каковы источники товарных идей?
• Укажите способы проверки спроса.
• Дайте характеристики этапов жизненного цикла товара.
• С помощью каких мер можно стимулировать поиск новых
идей?
• Как может быть организована работа по сбору необходи
мых средств?
• Коммерческая деятельность учреждения культуры — вре
менная вынужденность мер, необходимый элемент менедж
мента.
• Какую выгоду может иметь спонсор от поддержки проекта
в сфере культуры?
• Какие возможны альтернативные каналы реализации?
• В чем отличие PR от рекламы?
• Чем отличается целевой рынок от целевой аудитории?
• Чем следует руководствоваться при выборе средств рек
ламы?
• Как оценить эффективность информирования?
• Составить рекламное письмо.
• Провести анализ эффективности предложенной рекламы.
• Каковы виды маркетингового контроля?
• Предложить план проведения маркетинговой ревизии.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ■ •
И СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ
РАССМОТРЕНИЕ
АбчукВ.А. Путь к успеху, или Курс бизнеса. СПб.: Мир и Семья Интерлайн, 1998. 765 с.
Ансофф И. Новая стратегия. СПб.: Питер, 1999. 414 с.
Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1987. 684 с.
Бинкин В. А., Черняк В. И. Эффективность управления: наука и практика, М., 1982.
Водди Д. П. Основы менеджмента. СПб. и др.: Питер, 1999.
Ваара Л., Линдхольм Л.-Э. Менеджмент для руководителей в странах с экономикой переходного типа. Рига, 1996.
Валдайцев С. В. Инновация, инвестиции и коммерческие риски. СПб., 1993.
Герчикова И. Н. Менеджмент. М., 2000. 602 с.
Глаголев А. И. Экономические отношения в художественной культу
ре. Т. 1-3. М., 1991-1994.,
Грибалев Н. П., Игнатьева И. Г. Бизнес-план. Практическое руководство к составлению. СПб.: Белл, 1994.
Дафт Р. Л. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000.
Диксон Д. Система поддержки культуры и искусства в США // Культура и власть. СПб., 1994. С. 51-56.
Дойль П. Менеджмент. Стратегия и тактика. СПб., 1999. 560 с.
Егоров А. Ю. «Пульсирующий» менеджмент. М.; Екатеринбург, 1998. 224 с.
Зарубина Н. Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: Магистр, 1998. 360 с.
Зеленина Л. Э., Тульчинский Г. Л. Программно-целевое планирование деятельности учреждений культуры. М., 1987, 66 с.
Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1999.
Иосифович Н. Ты Босс. Как стать толковым руководителем. М., 1995.
Карлоф В. Деловая стратегия. М., 1991.
Коробович Ю. Г., Перминова С. В., Тульчинский Г. Л. Служба культуры. Л.: Лениздат, 1988. 128 с.
Культура и власть. Материалы российско-американского семинара. СПб., 1994. 102 с.
Культура: организация, управление, экономика. СПб., 1992. 153 с.
Ла&анов И. Д. Практический менеджмент. М., 1996.
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
Ладенко И. С, Тулъчинский Г. Л. Логика целевого управления. Новосибирск: Наука, 1989. 207 с.
Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. М., 1999.
Макаров И., Соколов В., Абрамов А. Целевые комплексные программы. М., 1980. 136 с.
Маркое М. Технология и эффективность социального управления. М., 1982. 267 с.
Мароши М. Организация, стимулирование, эффективность. М., 1981.
Менеджмент и культура. СПб.: СПб ГАК, 1998.
Менеджмент (Современный российский менеджмент). М., 1999. 504 с.
Мескон М. и др. Основы менеджмента. М., 1992.
Методика определения эффективност
|
|