Примерные базовые показатели по группе клубных учреждений
Таблица 20 Примерные базовые показатели по группе парковых учреждений
8. ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
• количество дней в году активной работы парка
|
|
|
|
|
|
• количество аттракционов, игровых и спортивных площадок
| ._____ (_
|
|
|
|
• наличие баз проката, лекториев, танцплощадок, библиотек
| 1-1
|
|
|
|
| • количество новых форм работы
|
|
|
|
|
|
| • отсутствие зафиксированных жалоб
|
|
|
| ю
|
|
| Показатели эффективности
|
|
| ___1 (50)
|
| 3.
| • процент используемых фондов
|
|
|
| J~20~]
|
|
• размер превышения доходов над расходами
|
|
|
| ' 30
|
|
|
| Итого: 150
| Итого-
| Та б л и ц а 21 Примерные базовые показатели по группе учебных заведений (художественных и музыкальных школ)
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
При ло же ние ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА КУРСА, ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ» ОБОСНОВАНИЕ КУРСА «МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ»
АКТУАЛЬНОСТЬ КУРСА Социально-культурная сфера —- одна из наиболее динамично развивающихся сфер деятельности в современном обществе. В России переход сферы культуры в новые организационно-экономические условия, начавшийся в 1989 г., проходит особенно драматично. Сфера, традиционно поддерживавшаяся на средства государственного бюджета, выполняющая, прежде всего, функции обеспечения и подкрепления идеологической ин-доктринации общества, оказалась не готовой, прежде всего, профессионально. Работники сферы культуры испытывают острейшую нехватку знаний и умений экономического, правового, а главное — менеджментного профиля. Задача усложняется тем, что она не может быть решена за счет знакомства работников культуры с основами общего мег неджмента. Дело в том, что технология современного эффективного менеджмента (отечественного и зарубежного) позволяв ет говорить о нарастании социально-культурного, гуманитарного содержания современного менеджмента. Более того, можно говорить о возрастании значения и влияния сферы культуры на социальные процессы — вплоть до политической жизни и экономики. Проявляется это практически по всем векторам современного менеджмента: в маркетинге (связанном с учетом социально-культурных факторов, обстоятельств и особенностей потребления), в public relations, в работе с персоналом. Фирменный стиль, организационная культура, дух корпорации из метафор очень быстро превратились в конкретные технологические требования. Система менеджмента на различных уровнях приобретает все более отчетливые характеристики технологии социально-культурного нововведения. Эти обстоятельства предъявляют новые требования к компетентности и профессионализму современного менеджера сферы ПРИЛОЖЕНИЕ культуры и не только. К традиционным требованиям знания технологии, организации, финансового контроля и маркетинга в современных условиях добавляются требования культурологического и гуманитарного характера. Современный менеджер, вне зависимости от профиля деятельности его фирмы, должен быть знаком с современными культурными процессами в тех обществах, в среде которых ему приходится или придется иметь дело, практически ориентироваться в механизмах и процессах формирования и развития культуры (национальной, профессиональной, фирмы, личностной).
Разработанные и читаемые курсы по менеджменту в сфере культуры, по преимуществу, являются адаптациями курсов по общему менеджменту, в лучшем случае — курсов по экономике непроизводственной сферы и не учитывают специфики и возможностей собственно менеджмента в сфере культуры. Подобная модель курса вполне допустима на общеэкономических и управленческих специализациях. Но при подготовке менеджеров непосредственно социально-культурной сферы требуется курс, вводящий в технологию менеджмента применительно к особенностям профессиональной деятельности. В этом случае слушателей целесообразно ориентировать на более глубокое рассмотрение общих закономерностей и- меха-. низмов менеджмента в сфере культуры, роли, значения и со-. держания государственного регулирования и поддержки, технологии определения приоритетов поддержки и развития культурной жизни, привлечения и аккумулирования финансовых средств из различных источников (фандрейзинг), технологии планирования, учета и контроля; разработки культурных программ различного профиля и уровня, формирования творческих коллективов и команд, особенностей учета и развития мотивации — в целом технологии эффективного менеджмента на уровне коллективов, учреждений и организаций, а также — региональном уровне, вопросов профессионального самоопределения. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ НОВИЗНА КУРСА В курсе впервые систематически рассмотрены содержание и технология менеджмента в сфере культуры. Введено понятие механизма менеджмента и рассмотрена необходимая и достаточная система механизмов менеджмента в социально-культурной сфере. Рассмотрен отечественный и зарубежный опыт и соответствующие модели эффективной государственной поддержки сферы культуры. Раскрыто содержание требований к компетентности современного менеджера в сфере культуры. Особое внимание уделено социально-культурной природе мотивации, раскрыт ее общий механизм, свя-
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ занный с фундаментальной ролью оценки. Предложена типология мотивации и соответствующих уровней зрелости личности (от признания, через преодоление и самосовершенствование к призванию). В предложенном курсе впервые систематически рассматриваются методы определения приоритетов управления сферой культуры, технология разработки культурных программ, содержание и технология фандрейзинга, проблемы и перспективы спонсорства, патронажа и благотворительности в сфере культуры, роль, значение, содержание организационной культуры фирмы, совокупной культуры менеджмента, направления взаимодействия современного бизнеса со сферой культуры. Специально рассматривается понятие эффективности менеджмента, виды, уровни и методы анализа эффективности менеджмента в сфере культуры. Программа является авторской, в ней использован ряд идей и результатов, сформулированных и полученных в работах автора программы. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ.,.. При чтении курса по данной программе используются такие формы обучения, как лекции, семинары, самостоятельная работа студентов (подготовка рефератов и докладов, подготовка курсовой работы). По некоторым темам используются другие активные методы обучения: выполнение практических заданий, разбор ситуаций, деловые игры. Аттестация осуществляется по итогам работы в течение семестра, написания курсовой работы и сдачи экзамена. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ Согласно учебному плану специальности «менеджер культуры», разработанному в соответствии с требованиями Госстандарта, курс является центральным в цикле специальных дисциплин. Курс читается на III году обучения, когда студенты подготовлены к восприятию содержания курса после курсов по экономике культуры, гражданского права, основам пред-. принимательства, общему менеджменту, культурологии. С другой стороны, знакомство с содержанием этого курса оказывается существенным и необходимым звеном в переходе к ряду специальных дисциплин III, IV и V годов обучения: маркетинг, психология управления, этика бизнеса, реклама, public relations и др. Данный курс, таким образом, занимает центральное — в концептуальном плане — место в структуре учебного плана специальности. ПРИЛОЖЕНИЕ 361 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ»
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
ПРОГРАММА КУРСА «МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ» 1. СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ТЕХНОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА Культура, сфера культуры и менеджмент. Система механизмов менеджмента. Необходимость технологического Представления менеджмента. Административно-организационный механизм. Экономический механизм. Работа с персоналом. Информационный Механизм. Проблема обеспечения единства механизмов менеджмента. Особенности менеджмента в сфере культуры. Сфера культуры как сфера услуг. Проблема единства механизмов менеджмента в сфере культуры. ПРИЛОЖЕНИЕ заз Опыт и итоги административных нововведений в сфере культуры России. Эволюция технологии менеджмента. Компетентность современного менеджера и гуманитарная культура. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Государственное регулирование в сфере культуры. Возможные роли государства в управлении сферой культуры. Международные акты и отечественное законодательство по культуре. Органы государственного управления сферой культуры. Информационное обеспечение управления в сфере культуры. Негосударственная поддержка социально-культурной сферы. Спонсорство, благотворительность, патронаж. Цели и формы спонсорства. Благотворительность: проблемы и организация. Некоммерческие организации, фонды. Источники финансирования работы учреждений культуры: бюджетные (бюджет текущего содержания и финансирование программ по уровням бюджетообразования, возможность бюджетного финансирования непосредственно потребителя услуг в сфере культуры) и внебюджетные (средства доноров, спонсорские средства, гранты отечественных, зарубежных и международных фондов и организаций, собственные коммерческая деятельность и платные услуги й т. д.). 3. ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО Определение приоритетов поддержки и развития культуры: зарубежный и отечественный опыт. «Американская» модель: отказ от определения приоритетов. «Постсоветская» модель: «научно обоснованные» приоритеты. «Общественно-государственная» модель определения приоритетов. Культурные программы как метод управления. Роль, значение и содержание культурных программ. Технология разработки и обеспечения реализации культурных программ. Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрейзинг). Организационное и техническое обеспечение фандрейзинга. Планирование фандрей-зинговой кампании. Информационное обеспечение фандрейзинга. Виды и размеры возможных субсидий. Контакты с потенциальными донорами. Специальные мероприятия. Фандрейзинг по почте и по телефону. Анализ эффективности фандрейзинго-вой кампании. Разработка организационных документов (уставов, положений, должностных инструкций и т. д.). МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 4. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ Виды планов в сфере культуры. Организация плановой деятельности (этапы планирования). Методы планирования. Аналитическое планирование. Элементы-маркетинга. Нормативное планирование. Целевое обоснование планов. Планирование материального и финансового обеспечения (балансовые методы планирования). Планирование организационного обеспечения (матричный и сетевой план). 5. УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И КОНТРОЛЬ Роль и значение учета, отчетности и контроля. Виды учета и отчетности, требования к их организации. Текущий (оперативный) учет. Статистический учет и отчетность. Творческие отчеты. Технология контроля. Виды и типы контроля. Средства и формы контроля. Организация (этапы) проведения ревизии. в. РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ Система работы с персоналом. Персонал в сфере культуры и кадровая политика. Требования к работникам сферы культуры и проблемы их подготовки. Содержание и методы подбора компетентного персонала. Требования к расстановке кадров. Оценка и аттестация. Переподготовка и повышение квалификации. Управление нововведением. Внешнее и внутреннее сопротивление нововведению. Управление сопротивлением. Принудительное нововведение. Адаптивное нововведение. Кризисное нововведение. Лидерство и стили руководства. Лидерство и социально-психологическое содержание руководства. Виды стилей руководства. Факторы формирования и динамика стилей руководства. Стимулирование и мотивация. Виды и методы стимулирования. Содержание мотивации и виды мотивов. Мотивация и проблема успеха. Свобода и ответственность. Создание и развитие мотивационных условий. Два потока внутрифирменной информации. Культура менеджмента и организационная культура фирмы. 7. ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Эффект и эффективность. Виды эффективности в сфере культуры. Целесообразность, рациональность и экономичность в социально-культурной сфере. Уровни анализа эффективности: уровень социально-культурной деятельности, уровень деятельности фирмы, уровень управления организациями и учреждениями. Методы анализа эффективности. ПРИЛОЖЕНИЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ «МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ» 1. Система управленческой деятельности. Механизмы управ 2. Социально-экономическая ситуация и профессиональное 3. Эволюция современного менеджмента и сфера культуры. 4. Условия хозяйствования в сфере культуры. 5. Государственное регулирование поддержки и развития куль 6. Источники финансирования деятельности учреждений 7. Определение приоритетов развития сферы культуры. 8. Культурная программа как экономический метод управле 9.'Культура и бизнес. 10. Привлечение и аккумулирование средств из различных 11. Технология разработки региональных культурных про- 12. Роль, значение и требования к содержанию бизнес-плана. 13. Система планирования в сфере культуры. 14. Аналитические методы планирования.
15. Нормативный метод планирования. Нормы и нормативы в 16. Методы планирования организационного обеспечения. 17. Балансовый метод планирования. Виды балансов. 18. Организация плановой деятельности. 19. Учет и отчетность в сфере культуры: роль, виды и органи 20. Контроль в управлении учреждением культуры. 21. Организация и проведение инспекторской проверки. 22. Управление нововведением. Методы управления сопротив 23. Культура руководства: содержание, функции, критерии. 24. Культура делового общения. 25. Социально-психологические функции руководства. 26. Организационная культура и фирменный стиль. 27. Стимулирование: цели, функции, методы. 28. Стимулирование и мотивация. Создание мотивационных 29. Стили руководства. 30. Мотивация творческой деятельности. Мотивация и ответ 31. Персонал и специалисты в сфере культуры, требования к МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ '■«•-.*. 32. Подбор кадров. 33. Расстановка кадров. 34. Введение в должность. 35. Оценка и аттестация кадров. 36. Переподготовка и повышение квалификации персонала и 37. Уход работника. ВОПРОСЫ ПО МАРКЕТИНГУ 1. Эволюция менеджмента (1910-1990 гг.) и маркетинга. При 2. Маркетинг и современный менеджмент. 3. Социально-культурное значение маркетинга. 4. Сферы применения и виды маркетинга. 5. Особенности маркетинга в некоммерческой сфере. 6. Государство и маркетинг. 7. Виды и особенности некоммерческих (нонпрофитных) орга 8. Маркетинг территорий (мест). 9. Маркетинг идей (программ).
10. Маркетинг учреждений культуры. 11. Платные услуги в сфере культуры и маркетинг. 12. Условия эффективности маркетинга в сфере культуры. 13. Сфера культуры России и перспективы маркетинга. 14. Значение и перспективы сферы культуры в современном 15. Маркетинг и система планирования. Маркетинговые стра 16. Виды маркетинговых стратегий. 17. Стратегическое управление и маркетинг. 18. Концепции маркетинга. 19. Факторы выбора стратегии маркетинга. 20. Анализ зоны деловой активности. 21. Основные'элементы бизнес-плана. Роль и значение бизнес- 22. Товарная стратегия: задачи, содержание. 23. Источники товарных идей. Маркетинговая информация. 24. Сегментация рынка: роль, виды, основания. 25. Понимание потребителя: факторы культуры, социальные, 26. Функциональный анализ товара (услуги). 27. Ценообразование и эффективность товара. Методы анали 28. Ценовая стратегия: роль, значение, содержание. 29. Соотношение, и динамика цены, спроса и предложения ПРИЛОЖЕНИЕ Yf? Эластичность спроса по ценам. Определение минимальной цены. Методы ценообразования. Факторы и условия ценовой ситуации на рынке. Ценовая политика фирмы. Сбытовая стратегия: роль и содержание. Каналы реализации: виды и особенности. Товародвижение и организация реализации. Продвижение товаров (услуг): коммуникация, public relations. Стратегия рекламы. Критерии эффективности рекламы. Стимулирование сбыта (реализации). Организация маркетинговой службы. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ» (1 СЕМЕСТР) Задания являются конкретизацией лекционного материала курса и соответствуют основным его темам. Задания выдаются во время аудиторных практических занятий, после знакомства с практической значимостью соответствующих решений и документов, с требованиями к порядку их разработки и содержанию. Задание 1 предполагает 4 часа аудиторных занятий, задание 2 — 2 часа, задание 3 — 6 часов (итого: 12 часов). Тематика конкретного индивидуального задания согласуется с преподавателем. Оформленные выполненные задания сдаются преподавателю до зачетной недели. Ход выполнения задания, наиболее удачно выполненные задания и типичные ошибки обсуждаются на последующих аудиторных практических занятиях. Выполнение заданий является предметом аттестации студентов в течение семестра. ЗАДАНИЕ 1 ТЕМА: «Административно-организационный механизм менеджмента в СКС» СОДЕРЖАНИЕ: а) Разработать проект устава (положения) фирмы, действу б) Разработать должностную инструкцию работника или МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ПРИМЕЧАНИЕ: выполнение заданий (а) и (б) может быть дополнено организационной структурой фирмы с указанием должностей. ФОРМА ВЫПОЛНЕНИЯ: Проекты соответствующих организационных документов* устава (положения) и должностной инструкции. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Устав (положение) должен включать в себя общие положения, организацию, управление и руководство, финансирование, труд и зарплата, порядок реорганизации и ликвидации фирмы; Должностная инструкция должна содержать общие положения (назначение должности, квалификационные требования, необходимые знания и умения, порядок назначения и освобождения, замещения), обязанности, права и ответственность работника. ЗАДАНИЕ 2 ТЕМА: «Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрейзинг)» СОДЕРЖАНИЕ: Разработать проект информационного письма-предложения потенциальным спонсорам конкретного проекта фирмы из предыдущего задания. ФОРМА ВЫПОЛНЕНИЯ: Текст информационного письма-предложения. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ: Текст письма должен содержать обращение, суть предложения, информацию об организаторах и их компетентности, потенциальных партнерах, об отношении властей, степени участия СМИ, дополнительных выгодах, контактные данные. ЗАДАНИЕ 3 ТЕМА: «Планирование в СКС» СОДЕРЖАНИЕ: а) Целевое обоснование акции из предыдущего задания; б) Финансовое или также материальное обоснование его в) Организационное обеспечение и контроль исполнения. (а) Дерево целей и сценарный план; (б) Стоимостной баланс (смета расходов и доходов) или так ПРИЛОЖЕНИЕ (в) Сетевой план подготовки и проведения. ТРЕБОВАНИЯ К ИСПОЛНЕНИЮ: Соответствие методике и правилам, изложенным на аудиторных занятиях или в литературе. ЗАДАНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «МАРКЕТИНГ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ» • Разработать набор факторов конкурентоспособности для • Каковы функции маркетинга (какие задачи он решает) в • Существует (ют) ли рынок (ки) в сфере культуры? • Предложите классификацию услуг в сфере культуры. • Какие услуги в сфере культуры наиболее перспективны? • Устарели ли такие услуги, как тематические вечера; уст • Какие возможны сопутствующие и дополнительные услу • Какие потребности Вы хотите удовлетворять? • Каких клиентов Вы хотите обслуживать? • Как Вы намерены это делать? • Сформулируйте цели Вашего предприятия не более, чем в • Сформулируйте варианты миссии известных или знако • Дать характеристику мотиваций потребительского поведе • Каким образом возможны сбор и изучение информации • Кто может быть в городских (сельских) условиях конку • Чем вызвана необходимость маркетинговой ориентации уч • Почему некоторые руководители учреждений культуры воз • Предложите развернутое определение маркетинговых услуг. • Как можно отличить нереагирующее на рынок учрежде • В чем отличие потребности от нужды, спроса? • С какой целью может быть создана служба маркетинга? • Каким образом выявляются маркетинговые проблемы? МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ '■г:-г. • Каковы этапы разработки и запуска новых программ? • Каковы источники товарных идей? • Укажите способы проверки спроса. • Дайте характеристики этапов жизненного цикла товара. • С помощью каких мер можно стимулировать поиск новых • Как может быть организована работа по сбору необходи • Коммерческая деятельность учреждения культуры — вре • Какую выгоду может иметь спонсор от поддержки проекта • Какие возможны альтернативные каналы реализации? • В чем отличие PR от рекламы? • Чем отличается целевой рынок от целевой аудитории? • Чем следует руководствоваться при выборе средств рек • Как оценить эффективность информирования? • Составить рекламное письмо. • Провести анализ эффективности предложенной рекламы. • Каковы виды маркетингового контроля? • Предложить план проведения маркетинговой ревизии. ПРИЛОЖЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ■ • И СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ АбчукВ.А. Путь к успеху, или Курс бизнеса. СПб.: Мир и Семья Интерлайн, 1998. 765 с. Ансофф И. Новая стратегия. СПб.: Питер, 1999. 414 с. Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1987. 684 с. Бинкин В. А., Черняк В. И. Эффективность управления: наука и практика, М., 1982. Водди Д. П. Основы менеджмента. СПб. и др.: Питер, 1999. Ваара Л., Линдхольм Л.-Э. Менеджмент для руководителей в странах с экономикой переходного типа. Рига, 1996. Валдайцев С. В. Инновация, инвестиции и коммерческие риски. СПб., 1993. Герчикова И. Н. Менеджмент. М., 2000. 602 с. Глаголев А. И. Экономические отношения в художественной культу Грибалев Н. П., Игнатьева И. Г. Бизнес-план. Практическое руководство к составлению. СПб.: Белл, 1994. Дафт Р. Л. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000. Диксон Д. Система поддержки культуры и искусства в США // Культура и власть. СПб., 1994. С. 51-56. Дойль П. Менеджмент. Стратегия и тактика. СПб., 1999. 560 с. Егоров А. Ю. «Пульсирующий» менеджмент. М.; Екатеринбург, 1998. 224 с. Зарубина Н. Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: Магистр, 1998. 360 с. Зеленина Л. Э., Тульчинский Г. Л. Программно-целевое планирование деятельности учреждений культуры. М., 1987, 66 с. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1999. Иосифович Н. Ты Босс. Как стать толковым руководителем. М., 1995. Карлоф В. Деловая стратегия. М., 1991. Коробович Ю. Г., Перминова С. В., Тульчинский Г. Л. Служба культуры. Л.: Лениздат, 1988. 128 с. Культура и власть. Материалы российско-американского семинара. СПб., 1994. 102 с. Культура: организация, управление, экономика. СПб., 1992. 153 с. Ла&анов И. Д. Практический менеджмент. М., 1996. МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ Ладенко И. С, Тулъчинский Г. Л. Логика целевого управления. Новосибирск: Наука, 1989. 207 с. Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. М., 1999. Макаров И., Соколов В., Абрамов А. Целевые комплексные программы. М., 1980. 136 с. Маркое М. Технология и эффективность социального управления. М., 1982. 267 с. Мароши М. Организация, стимулирование, эффективность. М., 1981. Менеджмент и культура. СПб.: СПб ГАК, 1998. Менеджмент (Современный российский менеджмент). М., 1999. 504 с. Мескон М. и др. Основы менеджмента. М., 1992. Методика определения эффективност
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|