Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристики целей и потребностей




 

Уровней рас­смотрения Потребност и (идеал) Цели Результаты Затраты
Управление учреждения­ми культуры Представле­ния об осу­ществлении функций управления Изменения в плане совер­шенствования практики управления Реальная практика осуществле­ния функций управления Финансовые, материаль­ные и прочие затраты на управление
Деятель­ность учре­ждений куль­туры Функции учреждений культуры Совершенст­вование организации и методики работы Конкретные формы и методы работы Финансовые, материаль­ные и прочие затраты на формы работы
Культурная деятель-. ность насе­ления Показатели образа жизни в сфере сво­бодного вре­мени Изменения в объеме и структуре потребления (в соответст­вии с целевы­ми нормати­вами) Реальные объем и структура потребления Финансовые, материаль­ные и прочие затраты на­селения и государства

управленческого воздействия. Однако эта методика, свя­занная с методикой планирования «от достигнутого уров­ня», имеет существенные недостатки. Так, эффективность в этом случае проявляет зависимость от «базы». Создает­ся даже парадоксальная ситуация, поскольку, чем хуже база, тем выше будет эффективность. Меняется база — меняется и эффективность, даже в том случае, если зат­раты ресурсов будут теми же самыми.

Не менее часто применяется и другая методика —
сравнение деятельности данного учреждения, управле­
ния им или культурной деятельности в регионе с ре­
зультатами деятельности других аналогичных учреж­
дений и т. п.. ■

Наиболее же перспективной представляется третья методика — сопоставление не с реальной, а с норматив­ной базой. Об этом методе, в том числе о целевых норма­тивах подробно говорилось выше в разделе, посвящен­ном нормативному методу планирования.

Следует отметить также методику анализа «мульти­пликативной» эффективности, обоснованную Н. Стефано-вым. Эта методика основана на очевидно справедливом


■'♦-•Л


соображении, что эффективность проявляет не разовый, а нарастающий (мультипликативный) характер: одно ново­введение вызывает (в силу сложности социальных взаи­мосвязей и взаимозависимостей) следствия и резонанс в других сферах, влечет сопутствующие изменения и т. д.

При анализе эффективности речь может идти не толь­ко о количественных, но и о качественных (содержатель­ных и неформальных) показателях. Аналогично и проце­дуры анализа эффективности не обязательно предполага-, ют математические расчеты, а могут осуществляться и неформально, например, с помощью экспертных оценок, содержательного анализа качества работы, мероприятий, четкости, ясности, оперативности руководства и т. п.

Нетривиальную в методическом плане проблему пред-' ставляет вопрос о возможности сравнения итогов работы различных структурных подразделений или разнородных фирм, входящих в объединение, или разнотипных учреж­дений, работающих в одном регионе. Необходимость та­кого сравнения и ранжирования по его итогам возникает довольно часто (для распределения средств, льгот, поощ­рений руководителям и работникам и т. п.). Обычно глав­ную трудность такого сравнения видят в поиске «общего знаменателя» в деятельности совершенно разнородных структур, имеющих разные цели и функции.

Однако существует методика сравнения (разработан­ная в 1984 г. Л. Э. Зелениной и Г. Л. Тульчинским), не предполагающая введения специальных сложных рас­четных показателей, позволяющих сравнивать друг с другом различные организации и учреждения, вне зави­симости от их типа, вида, категории и ведомственной принадлежности (например, библиотеку, музей, клуб, парк культуры и отдыха, книжный магазин, учебное заведение и т. д.). При этом важно, что в основе сравне­ния лежат показатели результатов работы, специфичные. для каждого вида учреждений.

Описать методику удобнее всего на примере техноло­гии сравнения итогов работы учреждений культуры в ре­гиональном масштабе, хотя технология сравнения легко и просто «опрокидывается» на уровень отдельной фирмы (сравнение итогов работы творческих, хозяйственных, на­учных, маркетинговых и прочих служб и подразделений).



Я ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ 353

12-1185



"Ш.


Сравнение осуществляется в несколько этапов. На первом этапе учреждения (подразделения) группируют­ся по однотипной деятельности. В нашем примере это будут группы: музейных, билиотечных, клубных, пар­ковых, концертно-зрелищных и учебных организаций и учреждений.

Затем, на втором этапе показатели работы для каж­дой группы учреждений (подразделений) формируются в три группы: 1) показатели объема работы; 2) показатели качества работы; 3) показатели эффективности работы. Показатели выбираются в соответствии со следующими требованиями:

• они должны учитывать специфику деятельности уч­
реждений данной группы;

• они должны быть легко проверяемы с помощью дан­
ных учета;

• они должны быть существенными с точки зрения це­
лей инстанции, проводящей сравнение (иначе гово­
ря, набор показателей выбирается исходя из состоя­
ния системы управления, наиболее важных аспектов
работы на данный момент и т. д. — в этом плане м&-
тодика является гибкой и дает менеджерам возмож­
ность маневра).

Количество показателей в каждой из трех групп по­казателей (у каждого типа учреждений) может быть про­извольным — главное, чтобы они были важны для целей сравнения и менеджмента в целом.

Примерный вариант распределения показателей содер*-жится в приведенных ниже таблицах (17, 18, 19, 20, 21)t

На третьем этапе каждой из групп показателей (в mt-шем случае: объема, качества и эффективности работы) присваивается базовая сумма баллов. В приведенных таблицах каждой из трех групп показателей дано по 50 базовых баллов. Базовая сумма баллов распределяет­ся внутри каждой конкретной группы по типам учреж­дений. Иначе говоря, каждому конкретному показателю присваивается определенное количество базовых баллов. Процедура является не чем иным, как распределением весов базовых баллов. Конкретный вес показателя (ко­личество базовых баллов) определяется в зависимости от важности данного показателя (в этом месте методика



МЕНЕДЖМЕНТ В 6ФЕРЕ, КУЛЬТУРЫ


Таблица IT

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...