И совершенно справедливо отметил журнал «За ру- 22 глава
вот я в пятницу сразу после утренней смены и мах- нул сюда, да не один даже, с женой вместе. Посидели жарким летним деньком на зеленых холмах, что у станции Боровая под Минском, свежим воздухом по- дышали, а заодно и колоссальное удовольствие полу- чили. Замечательное это зрелище—кольцевые гон- ки! Настоящий фестиваль скоростей, праздник серд- ца для истинного автомобилиста. Да к тому же изо всех сил за наших заводских спортсменов болели: Ю. Теренецкий на «Москвиче-412» в группе 2 шел, молодой Н. Казаков—на гоночном «Москвиче-ГМ» формулы 1. И неплохие места заняли, если учесть, какая тут серьезная компания собралась. А почему сразу за этот дневник ухватился, прямо скажу—чтобы еще один факт в моей жизни зафик-
======================== 309 ======================== сировать. Документально, так сказать. А именно: подходит к нам во время гонки Роман Александрович Чертов, с женой за руку здоровается. А мне эдак снисходительно молвит: — Ну, что, могиканин? Не потерял еще вкуса, значит... Кстати, когда у тебя отпуск?.. Интересно. Зачем бы это ему знать?
Запись Пятьдесят Седьмая РАЛЛИ «ТЫСЯЧИ ПРЫЖКОВ» Хельсинки. 18 августа 1973 года.
Неспроста, конечно, спрашивал меня Чертов об от- пуске. Вот направил «технарем» с командой на рал- ли «Тысяча озер». Незавидная для меня роль, но я ведь совершенно не тренирован. Кроме того, никогда в Финляндии не бывал—так уж каждый раз полу- чалось, что не мог в это время с работы отлучаться. А в нынешнем году все совпало по срокам. Что сказать об этом ралли? Не случайно оно счи- тается одним из самых сложных международных соревнований. Действительно, тяжелейшее испыта- ние для водителей и автомобилей. Протяженность
трассы как раз невелика—1500 километров, но ка- ких! Узкие дороги с гравийно-щебеночным покры- тием, лесные участки, то и дело встречаются закры- тые повороты — обзорность порой не превышает и 20 метров перед ветровым стеклом. А главное—трам- плины. Их тут не счесть, не зря же соревнование это нередко называют в шутку ралли «тысячи прыж- ков». Полеты машин в воздухе на расстояние в 20— 30 метров (в зависимости от скорости, с которой про- ходят трамплин) — самое обычное дело. Можно себе представить, что все это значит для механика коман- ды, в роли которого я подвизаюсь... Дела хватает. К тому же скорости задаются умопомрачитель-
======================== 310 ======================== ные. На трассе 40 скоростных участков, их общая протяженность превышает треть всей дистанции— так что от понятия ралли тут мало чего остается. Да и официально это соревнование называется теперь — Большие гонки Ювяскюля. Но самое яркое мое впечатление здесь, в Финлян-
дии,—наш советский гонщик Стасис Брундза. Пора- зительный талант!.. Надо было видеть, как он на на- шем «Москвиче-412» уверенно обгонял шведских и немецких гонщиков, выступавших на гораздо более мощных машинах СААБ и БМВ! А в своем клас- се (до 1600 см3, группа 2) ему просто не было рав- ных—вместе со штурманом В. Ильиным он занял первое место. Хорошо прошел дистанцию и другой наш заводской экипаж в составе В. Бубнова и А Пе-
======================== 311 ======================== ченкина. Благодаря этому команда СССР заняла вы- сокое второе место в национальном зачете, уступив первенство только хозяевам трассы и получив приз за лучший результат среди иностранных клубов Другое мое яркое впечатление—автомобильная Финляндия. Нигде, пожалуй, я не видел такой образ- цовой транспортной дисциплины и такого порядка на улицах и дорогах. В краю, изрезанном тысячами озер, исчерченном руслами множества рек и кана-
лов, не очень-то с руки строить железные дороги Основные коммуникации здесь рассчитаны на авто- мобиль. К его услугам и многочисленные современ- ные дороги с травяной разделительной полосой или небольшим барьером, и паромы—морские, озерные речные, и прекрасная четкая организация движения весьма оживленного отнюдь не только на магистра- лях, но и на самых маленьких, «захолустных» авто- мобильных тропах, сеть которых поражает своей густотой. И еще одна занятная особенность: дороги, как правило, имеют справа сплошную белую линию раз- метки, запрещающую выезд на обочину. Но пример- но через каждую сотню метров линия прерывается и открывает выезд на специальные площадки для остановки. Толково!
Запись Пятьдесят Восьмая ДЕНЬ 1000-й Москва. 26 сентября 1973 года.
Нет, подумать только, какая круглая и знаменатель- ная дата! Сегодня —1000-й день пятилетки. И не праздник ведь, никак особо этот день не отмечается, а вот факт же: все каким-то особым светом освещено, даже некоторую торжественность во всем чувству- ешь. Еще бы! Эта пятилетка—совершенно особенная.
======================== 312 ======================== Революция в легковом автомобилестроении, значи- тельный рост выпуска большегрузных автомобилей, выход на проектную мощность Волжского автомо- бильного завода в Тольятти, завершение реконструк- ции нашего автозавода, строительство гигантского промышленного комплекса КамАЗ, дальнейшее раз- витие автомобильного производства на заводах в Мо- скве, Горьком, Минске, Ижевске, Львове, Запорожье, Ульяновске, Кутаиси, Риге, Кременчуге, на Урале и в Подмосковье, специализированных моторных заво- дах в Ярославле, Заволжье, Уфе, Мелитополе и дру- гих городах—дух захватывает от этой картины. Словно мчишься по какой-то широченной магистра- ли, проложенной в гуще корпусов и заводов, дымя- щихся теплоэлектроцентралей, тянущихся вверх строительных кранов, а по сторонам мелькают пест- рой чередой, словно дорожные указатели,—ВАЗ, ГАЗ, ЗАЗ, КрАЗ, КамАЗ, ЛАЗ, ЛиАЗ, МАЗ, РАФ, УАЗ... И вот на этой необычной трассе мы отмечаемся сегодня на «КВ-1000»—нечто вроде «промежуточ- ного финиша», говоря на нашем, раллистском языке.
Причем, судя по всему, идем «тик в тик», даже с не- которым опережением. Пик плановых задач пяти- летки возвышается на фоне славных наших трудо- вых будней. Почти во всех звеньях производства АЗЛК уже сейчас заметны существенные успехи. В кузовном цехе, например, упоминавшийся мною выше рекорд стал ежедневной нормой. Здесь достиг- нута наивысшая со времени пуска цеха выработка на одного рабочего. И мы тоже на главном конвейере держим доволь- но высокий темп. Каждая смена, как правило, соби- рает теперь уже на 2—3 автомобиля больше, чем предусмотрено заданием. На сегодняшний день, на- пример, коллектив старшего мастера Евгения Горба- чева имеет 48 «Москвичей», сделанных сверх сен- тябрьского графика.
======================== 313 ======================== Запись Пятьдесят Девятая МЫ УЖЕ В БУДУЩЕМ ГОДУ 14 декабря 1973 года.
Ровно две недели наш главный конвейер работает с производительностью, предусмотренной планом на будущий год. С начала 1971 года выпущено свыше 360 тысяч автомобилей «Москвич» различной моди- фикации. Завод досрочно завершил третий, решаю- щий год пятилетки и соответственно план первых ее трех лет. Собственно, что дело к тому идет, мы почувство- вали еще в 1000-й день пятилетки и особенно 17 ок- тября, когда у нас шла сборка стотысячного с начала года «Москвича». Я как раз в ту смену работал и помню, как старший мастер Е. Горбачев, очень сча- стливый, мне подмигнул: — Ну, что, старик, скоро уже таких «круглень- ких» будем по два раза в год выдавать? Да, выходит, что так. Приближаемся к нашей про- ектной мощности. На будущий год выпуск уже 155 тысяч машин запланирован. И тут уместно, по прав- де, сказать не столько о нас, «стариках», доброе сло- во, сколько о замечательной нашей молодежи. Это ведь по призыву заводского комитета комсомола раз- вернулось движение с точно заданной целью: к 1 декабря досрочно, без привлечения дополнительной рабочей силы, выйти на рубеж четвертого года пяти- летки. Молодежь вообще сейчас многое решает— наш многотысячный коллектив на три четверти сос-
тоит из людей комсомольского возраста. Вот уж по- истине—автозавод имени Ленинского комсомола! Сегодня, между прочим, подведены итоги одного интересного мероприятия — «Конкурса молодых сборщиков». Он проводился в несколько этапов— сначала были отобраны 48 лучших молодых произ- водственников, затем 12 из них вышли в полуфинал,
======================== 314 ======================== а теперь жюри объявило победителя. И кого же? Юру Баранова, слесаря-сборщика с главного конвейера! Честное слово, давно так не радовался — не от всякой спортивной победы получишь столько удовольствия, сколько от подобного «чужого» успеха. Который и о нас, рядом работающих, кое-что говорит...
Запись Шестидесятая ТРОФЕИ, КОТОРЫХ НЕТ 23 января 1974 года.
А вот в спорте у нас за последний год шаги далеко не «саженьи». Нет, соревнования, конечно, проводят- ся; всяк, кто может, в них активно участвует; есть и победы—командные и отдельных гонщиков. Но при всем значении наших успехов за рубежом главными остаются дела домашние—местные календарные встречи, в которых и выковывается мастерство. Не случайно же «Трофей заводов» учрежден как пере- ходящий приз за лучшие результаты в первенствах СССР: по ралли, кроссу, ипподромным гонкам, коль- цевым гонкам на легковых и на гоночных автомоби- лях. В зачет идут первые десять мест, оцениваемые соответственно 15, 12, 10, 8, 6, 5, 4, 3, 2 и 1 очками. Два года подряд мы выигрывали «Трофей заво- дов» с большим преимуществом. А вот итоги прош- лого года определились разницей всего в... одно очко, причем, увы, не в нашу пользу. Набрав 112 очков (у АЗЛК—111), трофей завоевали спортсмены ВАЗ. Да и на международных соревнованиях нас очень чувствительно потеснили волжане. «Тур Европы» на этот раз не принес никаких трофеев: оба приза — Зо- лотой и Серебряный кубки — достались спортсменам, выступавшим на «Жигулях». Две же команды «Мо- сквичей», хотя и финишировали в полном составе, остались в тени шумного успеха представителей ВАЗ. М, наконец, даже в ралли «Русская зима», между- народном автомобильном соревновании, проводив-
======================== 315 ======================== шемся на наших отечественных трассах,—дома, где стены помогают! — мы уступили личное первен- ство в своем классе и в абсолютном зачете болгарам И. Чубрикову и К. Кирову; а если уж по-честному говорить, так и второе место С. Брундзы и А. Брума было завоевано ими на «Москвиче», выпускаемом Ижевским автомобильным заводом. Это соревнование проходило совсем недавно, и свежи еще в памяти связанные с ним надежды и тре- волнения. Старт давался при 25-градусном морозе,
потом замела декабрьская пурга, которую сменила резкая оттепель с гололедом и снежными наносами на дорогах. Словом, все карты нам в руки—настоя- щая русская зима! Требовавшаяся безошибочность регулировки карбюраторов с учетом температурных скачков, привычное для нас вождение машин в зим- них условиях, дополнительные скоростные испыта- ния (так называемые «допы») на льду: четыре сла- лома, две шоссейно-кольцевые и две ипподромные гонки, в которых мы особенно сильны,— ведь это на- ша родная стихия, мы были обязаны здесь победить! А украшением соревнований стала великолепная ду- эль между болгарином И. Чубриковым и литовцем С. Брундзой, наши же заводские гонщики довольст- вовались здесь ролью статистов. Правда, команда СССР вышла все-таки на первое место в националь- ном зачете, но разница в очках со сборной Болгарии (6094,9: 6096,8) составила в результате трехдневной гонки на 3500 километров всего 1,9 секунды! Лишь блестящий финишный спурт Стасиса Брундзы в мо- сковском слаломе и в заключительной гонке склонил чашу весов в нашу пользу. Перечитал я сейчас эту невеселую запись и ужас- нулся. Не потому ли я ударился в такое критическое брюзжание, что сам-то в соревнованиях не участво- вал? Это ведь легче легкого—выражать подобным образом свое неудовольствие, глядя со стороны! Но нет, дело не в субъективных оценках. Да и гляжу я на все отнюдь не со стороны. Моя родная
======================== 316 ======================== команда, мой отчий завод. На котором, между про- чим, производственные дела идут все лучше и луч- ше. С первых дней января взят очень высокий темп. «Сделаем рекордные достижения нормой каждого рабочего!»—под таким девизом развертывается со- циалистическое соревнование. И успехи цехов, как в зеркале, отражаются в ритме работы главного кон- вейера: мы теперь ежедневно собираем 550 «Москви- чей»—на сто машин больше, чем выпускалось за сутки в прошлом году. Все ближе проектный рубеж производственной мощности нового главного корпуса—715 автомоби- лей в день. И надо сделать все, чтобы и спорт шел в ногу с таким прогрессирующим производством.
Запись Шестьдесят Первая ШОФЕР, НЕ ГОНИ ЛОШАДЕЙ! 7 мая 1974 года.
Да, сегодня у меня, чего уж греха таить, екнуло ра- зочек сердечко. По частному, так сказать, поводу. Утром, еще в начале смены, подходит ко мне со- трудник нашей многотиражки и сообщает: звонили вчера вечером из журнала «За рулем», просили зай- ти. В любое удобное для тебя время, как он выра- зился. — Меня? — удивился я. И действительно, не при- помню, чтобы когда-нибудь до сих пор получал та- кие приглашения. — Ну да,— ответил он.— Когда звонили, тебя уже не было, ребята сказали, что на тренировку укатил. А редакции ты зачем-то понадобился. И тут меня словно ошпарило. Мыслишка такая шальная мелькнула: чем черт не шутит?.. Может, прослышали они там про ночные мои литературные бдения? И хотят познакомиться с некоторыми запи-
======================== 317 ======================== сями Но я, правда, вскоре эту нескромную версию отбросил. Подавил в себе желание съездить сначала домой и—так, просто на всякий случай—прихва- тить с собой этот дневник. А сразу же после смены, не оттягивая, поехал на Сретенку. Заместитель главного редактора журнала очень тепло меня встретил, о разном порасспросил, а потом говорит: — У нас тут к вам просьба есть. Прокомментиро- вать несколько писем читателей. По актуальному очень вопросу. Вот как... Прокомментировать, стало быть. Ничего себе занятие. Я подумал, подумал, для солидности даже крякнул разок и, сам себе удивляясь, почему-то сказал: — Ну что ж, это можно будет... Раз надо. Дело шло вот о чем. В течение месяца один и тот же автомобиль можно было увидеть в Ленинграде и в Кзыл-Орде, в Москве и у озера Иссык-Куль, на бе- регах Волги и в Сибири, на улицах Барнаула и в пес- ках Кызыл-Кума, в далеком Томске и у Аральского моря, в Куйбышеве и в Пензе, затем опять в Москве. Не прошло, повторяю, и месяца, как тот же самый автомобиль уже снова приближался к Ленинграду, оставив за собой огромный путь в 13 тысяч километ- ров. Причем подгоняли водителя только лишь сро- ки окончания очередного отпуска, поскольку путе- шествие это не было предусмотрено ни календарем спортивных соревнований, ни какими-либо планами проведения испытательных пробегов. Его совершила по собственному желанию одна супружеская пара из Ленинграда на своем автомобиле «Москвич-412» ле- том прошлого года. И рапортовала об этом в редак- цию «За рулем». — Понимаете ли,— сказал заместитель редактора, когда я пробежал глазами это письмо,—ряды авто- любителей растут сейчас невиданными темпами, бук- вально с часу на час, и такое очень отрадно; по су- ществу, это тыл нашего автомобильного спорта. Сев
======================== 318 ======================== за руль, люди, особенно молодые, естественным обра- зом испытывают ощущение «покорителей простран- ства», становятся ценителями скорости и динамики. Многие из них вступают в автомобильные клубы ДОСААФ, в Общество автолюбителей, участвуют в разного рода соревнованиях. Вы знаете кстати сколько человек у нас в стране занимаются авто- спортом? — Н-нет,—честно признался я, внутренне себя попрекнув: «Эх ты, «комментатор»... — Так вот, в ходе прошлой Спартакиады СССР по техническим видам спорта только лишь в автомо- бильных соревнованиях участвовало 1004355 чело- век. А в VI Спартакиаде народов СССР, в которую теперь включен и автомобильный спорт, мы ожидаем участия 1,5 миллиона автомобилистов. В самых раз- личных видах соревнований — ралли, фигурном вож- дении, многоборье и т. д. Меня, по правде говоря, поразили эти цифры. Я знал, конечно, что автомобильный спорт у нас в стране стал массовым, что занимаются им во многих автомобильных клубах и спортивных обществах, что вырастили они немало прекрасных гонщиков—а как же, с ними-то ведь и соревнуемся в различных состязаниях на первенство республик и страны! — но как-то не представлял себе истинных масштабов этого дела. Думал, тысячи, ну от силы — десятки ты- сяч человек. А тут—миллион, да нет—даже пол- тора миллиона, выходит! Есть, как говорится, над чем подумать. — Ну вот,—продолжал редактор.—Эта большая армия спортсменов имеет, разумеется, свои пробле- мы. Но нас-то сейчас заботит другое. Одно дело, ког- да люди всерьез занимаются спортом, тренируются, повышают свое водительское мастерство в спортив- ных коллективах. А другое...—он огорченно показал рукой на стопку лежащих перед ним бумаг.—Ведь это письмо, которое вы читали,—далеко не единст- венное в почте редакции. Возьмите почитайте...
======================== 319 ======================== Я прочел. Многие автолюбители сообщали в пись- мах о своих поездках в духе победных реляций. Пре- исполненные гордости, как бы заочно соревнуясь друг с другом, они называли длиннющие маршруты и колоссальные цифры километров пройденного пу- ти, восторгались тем, как быстро они ехали, весьма преуспев на этом поприще. Большинство были очень довольны собой... А я, признаться, читая эти письма, с которыми познакомила меня редакция, испытывал совсем иные чувства. Мне стало жаль их авторов, жаль, что они так много потеряли, превращая туризм в его сурро- гат, в нечто среднее между автомобильными гонками и просто автомобильным движением. Нет, нет, я вовсе не собираюсь заниматься нраво- учениями. В конце концов, пусть каждый путешест- вует в свое удовольствие; вряд ли тут уместны стро- гие регламентации. Более того: как старый автомо- билист, я прекрасно понимаю, что кроме желания посетить интересные места, расширить свой круго- зор, полюбоваться красотами природы у автолюби- теля есть еще и особые, чисто субъективные стиму- лы к тому, чтобы отправиться в туристское путеше- ствие. На то он и автолюбитель — для полноты чувств ему надобно проделать весь путь на колесах, сжи- мая сладостно баранку в руках и вперив взгляд в даль убегающей ленты шоссе. Он испытывает ни с чем не сравнимое наслаждение от самой езды, от своей власти над десятками «лошадей» под капотом, покорно подчиняющихся легкому нажатию на педаль акселератора; он любит шелест шин и едва слышный посвист ветерка за дверцей, и ровное жужжание мо- тора на оборотах—всю эту неповторимую музыку, которая возникает только на шоссе и звучит как сле- дует только в дальней дороге... Да, что и говорить, даже обычная воскресная вы- лазка за город или на дачу не идет в сравнение с суетливым метанием по городским улицам или де- ловой поездкой в близлежащий район. Но это все же
======================== 320 ======================== не гонка, не кросс, не ралли! Автомобильные сорев- нования проводятся, как известно, с другими целя- ми, на других основаниях, в совершенно иных усло- виях, а главное—при достаточном обеспечении без- опасности движения и возможности предваритель- ных тренировок участников, которые лишь после этого допускаются к старту соответственно своим спортивным разрядам или уровню подготовки. По- этому автолюбитель, вознамерившийся проехать за месяц 13 тысяч километров (то есть ежесуточно по 500 километров в среднем!), берется, попросту го- воря, не за свое дело, садится не в свои (хоть и соб- ственные!) сани. Пытаясь без достаточных к тому оснований уподобиться гонщику, спортсмену или этакому опытному «дорожному волку», он—как и всякий человек, поступающий нелепо,—ставит себя в смешное положение, волей-неволей превращается в кого-то вроде... шута на дороге. Шута, с которым, однако, шутки плохи. Известно, что основным критерием водительского мастерства является движение соответственно складывающимся условиям. Вождение автомобиля в разных условиях имеет свои особенности и законы, которые в гонке, на большой скорости—при езде с «квадратными глаза- ми» — едва ли может соблюдать водитель средней руки. Лихой турист, едущий зачем-то в темпе ралли, не только смешон, но и чрезвычайно опасен, он под- вергает неоправданному риску других участников движения, и прежде всего своих пассажиров. Кроме того, он обкрадывает себя. Не добившись ничего в чужом для него деле спортивной гонки (по- скольку гонка-то была бессмысленной, не оценивае- мой никем, кроме разве инспекторов ГАИ), он фак- тически начисто лишается многих радостных момен- тов автолюбительства, которые дарит ему дорога. Я знаю это по собственному опыту, так как и сам раньше немало грешил в своей автолюбительской жизни — и до сих пор не могу простить себе того, как много потерял и сколь много упустил, пока не постиг
======================== 321 ======================== элементарную истину: туризм не терпит суеты и спешки, прелесть его — не в быстрой смене впечатле- ний, а в их глубине и силе воздействия, которая об- ратно пропорциональна показаниям спидометра. По иронии судьбы, понял я это, став однажды... участником ралли, специально организованного для автолюбителей по маршруту Москва—Севасто- поль—Москва и проводившегося (с учетом води- тельской квалификации) в темпе обычного турист- ского путешествия. Меня пригласили туда в качест- ве механика. «Щадящий» режим, приятная обстанов- ка. интересные спутники, а главное—удачное соче- тание элементов туризма и спорта позволили, так сказать, вкусить сладость и того и другого, оценить каждый вид отдыха по достоинству. И вот, взяв после старта курс на Севастополь, двигаясь по довольно-таки объезженному маршруту, по которому раньше, чего греха таить, я не раз уже «простегивал» с большой скоростью, спеша скорей к морю, на юг, к месту отдыха, мы с изумлением обна- ружили, что знакомая дорога стала — как бы это ска- зать?— гораздо красивее, живописнее, интереснее. Проезжая по Орловщине, например, я — может быть, первый раз в своей жизни — смог по-настоящему, не торопясь, полюбоваться ее полями и перелесками, ее массивным, стоящим «вдали стеной» и «алеющим на солнце», буковым лесом, ее разнотравьем на «водя- нисто-зеленых» лугах и задумчивыми, медленно те- кущими реками, как все это описано И. С. Тургеневым. В Ясной Поляне мы останавливались на целый день и поэтому могли не просто посмотреть на березовую белоствольную рощу или знаменитый лес Чепыж, но и постоять в задумчивости у могилы Л. Н. Толсто- го — невысокого прямоугольного холмика в лесу, без креста, без венков, без- памятника и даже без надпи- си о том, кто здесь похоронен. В Кромах, если не форсировать этот районный центр «транзитом», а ос- тановиться хоть ненадолго и оглядеться, нельзя не вспомнить о замечательной сцене из оперы «Борис
======================== 322 ======================== Годунов» (и, может быть, даже затянуть баском: «Э-эх!.. Расходилась, разгулялась сила, удаль моло- децкая...»), а проезжая деревушку, которая называ- ется Курица, или населенный пункт, именуемый Бу- тылкой, посмеяться вволю, теряясь в догадках, от- куда пошли такие названия. Да и дальше—как же не остановиться и не постоять хоть минуту с непо- крытой головой у памятника героям Курской дуги, не полюбоваться светлыми, словно прикрытыми дымкой, очертаниями приближающегося Белгорода. не замереть в изумлении от вида встающих над ним, будто нарочно выбеленных меловых гор, которые только при ближайшем рассмотрении—только если остановишься и вглядишься—оказываются берега- ми реки Северный Донец! Хочу заметить, что все эти впечатления (впрочем, далеко не все—их было гораздо больше!) получены на отрезке пути всего в 250 километров: от Тулы до Белгорода — на самой, так сказать, банальной, изъез- женной трасе, которую иной изощренный турист да- же и не посчитал бы за туристскую. Так сколько же сулят нам еще тропы нехоженые, неизведанные, при- пасшие массу новых знакомств, впечатлений и пере- живаний! А также сопутствующих удовольствий, которые тоже не надо сбрасывать со счетов. Что мо- жет, например, сравниться по вкусу с ухой, сварен- ной из собственноручно наловленной рыбы, или со свежими грибами, попадающими на сковородку пря- мо из-под кустика, под которым они росли, или с чайком, заваренным цветущим чабрецом? И как чу- десно дышится вечером на привале в лесочке, где воздух, по-тургеневски «свеж и жидок», трава никог- да и никем не была примята, а деревья легонько и убаюкивающе шуршат листвой над притомившимся от езды деньской вашим верным «Москвичом»! Но наслаждаться всем этим возможно лишь при одном условии — если сам не устал смертельно. И если, укладываясь в спальный мешок, подводя мысленно итоги дня, вспомнишь с удовлетворением
======================== 323 ======================== не о мелькавших за окнами километровых столбах, а о том, что действительно интересного довелось пови- дать. Ведь порой очень многое могут рассказать и не-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|