Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И совершенно справедливо отметил журнал «За ру- 22 глава




вот я в пятницу сразу после утренней смены и мах-

нул сюда, да не один даже, с женой вместе. Посидели

жарким летним деньком на зеленых холмах, что у

станции Боровая под Минском, свежим воздухом по-

дышали, а заодно и колоссальное удовольствие полу-

чили. Замечательное это зрелище—кольцевые гон-

ки! Настоящий фестиваль скоростей, праздник серд-

ца для истинного автомобилиста. Да к тому же изо

всех сил за наших заводских спортсменов болели:

Ю. Теренецкий на «Москвиче-412» в группе 2 шел,

молодой Н. Казаков—на гоночном «Москвиче-ГМ»

формулы 1. И неплохие места заняли, если учесть,

какая тут серьезная компания собралась.

А почему сразу за этот дневник ухватился, прямо

скажу—чтобы еще один факт в моей жизни зафик-

 

======================== 309 ========================

сировать. Документально, так сказать. А именно:

подходит к нам во время гонки Роман Александрович

Чертов, с женой за руку здоровается. А мне эдак

снисходительно молвит:

— Ну, что, могиканин? Не потерял еще вкуса,

значит... Кстати, когда у тебя отпуск?..

Интересно. Зачем бы это ему знать?

 

Запись

Пятьдесят

Седьмая

РАЛЛИ

«ТЫСЯЧИ ПРЫЖКОВ»

Хельсинки. 18 августа 1973 года.

 

Неспроста, конечно, спрашивал меня Чертов об от-

пуске. Вот направил «технарем» с командой на рал-

ли «Тысяча озер». Незавидная для меня роль, но я

ведь совершенно не тренирован. Кроме того, никогда

в Финляндии не бывал—так уж каждый раз полу-

чалось, что не мог в это время с работы отлучаться.

А в нынешнем году все совпало по срокам.

Что сказать об этом ралли? Не случайно оно счи-

тается одним из самых сложных международных

соревнований. Действительно, тяжелейшее испыта-

ние для водителей и автомобилей. Протяженность

трассы как раз невелика—1500 километров, но ка-

ких! Узкие дороги с гравийно-щебеночным покры-

тием, лесные участки, то и дело встречаются закры-

тые повороты — обзорность порой не превышает и 20

метров перед ветровым стеклом. А главное—трам-

плины. Их тут не счесть, не зря же соревнование это

нередко называют в шутку ралли «тысячи прыж-

ков». Полеты машин в воздухе на расстояние в 20—

30 метров (в зависимости от скорости, с которой про-

ходят трамплин) — самое обычное дело. Можно себе

представить, что все это значит для механика коман-

ды, в роли которого я подвизаюсь... Дела хватает.

К тому же скорости задаются умопомрачитель-

 

======================== 310 ========================

ные. На трассе 40 скоростных участков, их общая

протяженность превышает треть всей дистанции—

так что от понятия ралли тут мало чего остается. Да

и официально это соревнование называется теперь —

Большие гонки Ювяскюля.

Но самое яркое мое впечатление здесь, в Финлян-

 

 

дии,—наш советский гонщик Стасис Брундза. Пора-

зительный талант!.. Надо было видеть, как он на на-

шем «Москвиче-412» уверенно обгонял шведских и

немецких гонщиков, выступавших на гораздо более

мощных машинах СААБ и БМВ! А в своем клас-

се (до 1600 см3, группа 2) ему просто не было рав-

ных—вместе со штурманом В. Ильиным он занял

первое место. Хорошо прошел дистанцию и другой

наш заводской экипаж в составе В. Бубнова и А Пе-

 

======================== 311 ========================

ченкина. Благодаря этому команда СССР заняла вы-

сокое второе место в национальном зачете, уступив

первенство только хозяевам трассы и получив приз

за лучший результат среди иностранных клубов

Другое мое яркое впечатление—автомобильная

Финляндия. Нигде, пожалуй, я не видел такой образ-

цовой транспортной дисциплины и такого порядка на

улицах и дорогах. В краю, изрезанном тысячами

озер, исчерченном руслами множества рек и кана-

лов, не очень-то с руки строить железные дороги

Основные коммуникации здесь рассчитаны на авто-

мобиль. К его услугам и многочисленные современ-

ные дороги с травяной разделительной полосой или

небольшим барьером, и паромы—морские, озерные

речные, и прекрасная четкая организация движения

весьма оживленного отнюдь не только на магистра-

лях, но и на самых маленьких, «захолустных» авто-

мобильных тропах, сеть которых поражает своей

густотой.

И еще одна занятная особенность: дороги, как

правило, имеют справа сплошную белую линию раз-

метки, запрещающую выезд на обочину. Но пример-

но через каждую сотню метров линия прерывается

и открывает выезд на специальные площадки для

остановки. Толково!

 

Запись

Пятьдесят

Восьмая

ДЕНЬ 1000-й

Москва. 26 сентября 1973 года.

 

Нет, подумать только, какая круглая и знаменатель-

ная дата! Сегодня —1000-й день пятилетки. И не

праздник ведь, никак особо этот день не отмечается,

а вот факт же: все каким-то особым светом освещено,

даже некоторую торжественность во всем чувству-

ешь.

Еще бы! Эта пятилетка—совершенно особенная.

 

======================== 312 ========================

Революция в легковом автомобилестроении, значи-

тельный рост выпуска большегрузных автомобилей,

выход на проектную мощность Волжского автомо-

бильного завода в Тольятти, завершение реконструк-

ции нашего автозавода, строительство гигантского

промышленного комплекса КамАЗ, дальнейшее раз-

витие автомобильного производства на заводах в Мо-

скве, Горьком, Минске, Ижевске, Львове, Запорожье,

Ульяновске, Кутаиси, Риге, Кременчуге, на Урале и

в Подмосковье, специализированных моторных заво-

дах в Ярославле, Заволжье, Уфе, Мелитополе и дру-

гих городах—дух захватывает от этой картины.

Словно мчишься по какой-то широченной магистра-

ли, проложенной в гуще корпусов и заводов, дымя-

щихся теплоэлектроцентралей, тянущихся вверх

строительных кранов, а по сторонам мелькают пест-

рой чередой, словно дорожные указатели,—ВАЗ,

ГАЗ, ЗАЗ, КрАЗ, КамАЗ, ЛАЗ, ЛиАЗ, МАЗ, РАФ,

УАЗ...

И вот на этой необычной трассе мы отмечаемся

сегодня на «КВ-1000»—нечто вроде «промежуточ-

ного финиша», говоря на нашем, раллистском языке.

Причем, судя по всему, идем «тик в тик», даже с не-

которым опережением. Пик плановых задач пяти-

летки возвышается на фоне славных наших трудо-

вых будней. Почти во всех звеньях производства

АЗЛК уже сейчас заметны существенные успехи.

В кузовном цехе, например, упоминавшийся мною

выше рекорд стал ежедневной нормой. Здесь достиг-

нута наивысшая со времени пуска цеха выработка на

одного рабочего.

И мы тоже на главном конвейере держим доволь-

но высокий темп. Каждая смена, как правило, соби-

рает теперь уже на 2—3 автомобиля больше, чем

предусмотрено заданием. На сегодняшний день, на-

пример, коллектив старшего мастера Евгения Горба-

чева имеет 48 «Москвичей», сделанных сверх сен-

тябрьского графика.

 

======================== 313 ========================

Запись

Пятьдесят

Девятая

МЫ УЖЕ В БУДУЩЕМ ГОДУ

14 декабря 1973 года.

 

Ровно две недели наш главный конвейер работает с

производительностью, предусмотренной планом на

будущий год. С начала 1971 года выпущено свыше

360 тысяч автомобилей «Москвич» различной моди-

фикации. Завод досрочно завершил третий, решаю-

щий год пятилетки и соответственно план первых

ее трех лет.

Собственно, что дело к тому идет, мы почувство-

вали еще в 1000-й день пятилетки и особенно 17 ок-

тября, когда у нас шла сборка стотысячного с начала

года «Москвича». Я как раз в ту смену работал и

помню, как старший мастер Е. Горбачев, очень сча-

стливый, мне подмигнул:

— Ну, что, старик, скоро уже таких «круглень-

ких» будем по два раза в год выдавать?

Да, выходит, что так. Приближаемся к нашей про-

ектной мощности. На будущий год выпуск уже 155

тысяч машин запланирован. И тут уместно, по прав-

де, сказать не столько о нас, «стариках», доброе сло-

во, сколько о замечательной нашей молодежи. Это

ведь по призыву заводского комитета комсомола раз-

вернулось движение с точно заданной целью: к

1 декабря досрочно, без привлечения дополнительной

рабочей силы, выйти на рубеж четвертого года пяти-

летки. Молодежь вообще сейчас многое решает—

наш многотысячный коллектив на три четверти сос-

тоит из людей комсомольского возраста. Вот уж по-

истине—автозавод имени Ленинского комсомола!

Сегодня, между прочим, подведены итоги одного

интересного мероприятия — «Конкурса молодых

сборщиков». Он проводился в несколько этапов—

сначала были отобраны 48 лучших молодых произ-

водственников, затем 12 из них вышли в полуфинал,

 

======================== 314 ========================

а теперь жюри объявило победителя. И кого же? Юру

Баранова, слесаря-сборщика с главного конвейера!

Честное слово, давно так не радовался — не от всякой

спортивной победы получишь столько удовольствия,

сколько от подобного «чужого» успеха. Который и о

нас, рядом работающих, кое-что говорит...

 

Запись

Шестидесятая

ТРОФЕИ, КОТОРЫХ НЕТ

23 января 1974 года.

 

А вот в спорте у нас за последний год шаги далеко

не «саженьи». Нет, соревнования, конечно, проводят-

ся; всяк, кто может, в них активно участвует; есть и

победы—командные и отдельных гонщиков. Но при

всем значении наших успехов за рубежом главными

остаются дела домашние—местные календарные

встречи, в которых и выковывается мастерство. Не

случайно же «Трофей заводов» учрежден как пере-

ходящий приз за лучшие результаты в первенствах

СССР: по ралли, кроссу, ипподромным гонкам, коль-

цевым гонкам на легковых и на гоночных автомоби-

лях. В зачет идут первые десять мест, оцениваемые

соответственно 15, 12, 10, 8, 6, 5, 4, 3, 2 и 1 очками.

Два года подряд мы выигрывали «Трофей заво-

дов» с большим преимуществом. А вот итоги прош-

лого года определились разницей всего в... одно очко,

причем, увы, не в нашу пользу. Набрав 112 очков

(у АЗЛК—111), трофей завоевали спортсмены ВАЗ.

Да и на международных соревнованиях нас очень

чувствительно потеснили волжане. «Тур Европы» на

этот раз не принес никаких трофеев: оба приза — Зо-

лотой и Серебряный кубки — достались спортсменам,

выступавшим на «Жигулях». Две же команды «Мо-

сквичей», хотя и финишировали в полном составе,

остались в тени шумного успеха представителей ВАЗ.

М, наконец, даже в ралли «Русская зима», между-

народном автомобильном соревновании, проводив-

 

======================== 315 ========================

шемся на наших отечественных трассах,—дома,

где стены помогают! — мы уступили личное первен-

ство в своем классе и в абсолютном зачете болгарам

И. Чубрикову и К. Кирову; а если уж по-честному

говорить, так и второе место С. Брундзы и А. Брума

было завоевано ими на «Москвиче», выпускаемом

Ижевским автомобильным заводом.

Это соревнование проходило совсем недавно, и

свежи еще в памяти связанные с ним надежды и тре-

волнения. Старт давался при 25-градусном морозе,

потом замела декабрьская пурга, которую сменила

резкая оттепель с гололедом и снежными наносами

на дорогах. Словом, все карты нам в руки—настоя-

щая русская зима! Требовавшаяся безошибочность

регулировки карбюраторов с учетом температурных

скачков, привычное для нас вождение машин в зим-

них условиях, дополнительные скоростные испыта-

ния (так называемые «допы») на льду: четыре сла-

лома, две шоссейно-кольцевые и две ипподромные

гонки, в которых мы особенно сильны,— ведь это на-

ша родная стихия, мы были обязаны здесь победить!

А украшением соревнований стала великолепная ду-

эль между болгарином И. Чубриковым и литовцем

С. Брундзой, наши же заводские гонщики довольст-

вовались здесь ролью статистов. Правда, команда

СССР вышла все-таки на первое место в националь-

ном зачете, но разница в очках со сборной Болгарии

(6094,9: 6096,8) составила в результате трехдневной

гонки на 3500 километров всего 1,9 секунды! Лишь

блестящий финишный спурт Стасиса Брундзы в мо-

сковском слаломе и в заключительной гонке склонил

чашу весов в нашу пользу.

Перечитал я сейчас эту невеселую запись и ужас-

нулся. Не потому ли я ударился в такое критическое

брюзжание, что сам-то в соревнованиях не участво-

вал? Это ведь легче легкого—выражать подобным

образом свое неудовольствие, глядя со стороны!

Но нет, дело не в субъективных оценках. Да и

гляжу я на все отнюдь не со стороны. Моя родная

 

======================== 316 ========================

команда, мой отчий завод. На котором, между про-

чим, производственные дела идут все лучше и луч-

ше. С первых дней января взят очень высокий темп.

«Сделаем рекордные достижения нормой каждого

рабочего!»—под таким девизом развертывается со-

циалистическое соревнование. И успехи цехов, как в

зеркале, отражаются в ритме работы главного кон-

вейера: мы теперь ежедневно собираем 550 «Москви-

чей»—на сто машин больше, чем выпускалось за

сутки в прошлом году.

Все ближе проектный рубеж производственной

мощности нового главного корпуса—715 автомоби-

лей в день. И надо сделать все, чтобы и спорт шел в

ногу с таким прогрессирующим производством.

 

Запись

Шестьдесят

Первая

ШОФЕР,

НЕ ГОНИ ЛОШАДЕЙ!

7 мая 1974 года.

 

Да, сегодня у меня, чего уж греха таить, екнуло ра-

зочек сердечко. По частному, так сказать, поводу.

Утром, еще в начале смены, подходит ко мне со-

трудник нашей многотиражки и сообщает: звонили

вчера вечером из журнала «За рулем», просили зай-

ти. В любое удобное для тебя время, как он выра-

зился.

— Меня? — удивился я. И действительно, не при-

помню, чтобы когда-нибудь до сих пор получал та-

кие приглашения.

— Ну да,— ответил он.— Когда звонили, тебя уже

не было, ребята сказали, что на тренировку укатил.

А редакции ты зачем-то понадобился.

И тут меня словно ошпарило. Мыслишка такая

шальная мелькнула: чем черт не шутит?.. Может,

прослышали они там про ночные мои литературные

бдения? И хотят познакомиться с некоторыми запи-

 

======================== 317 ========================

сями Но я, правда, вскоре эту нескромную версию

отбросил. Подавил в себе желание съездить сначала

домой и—так, просто на всякий случай—прихва-

тить с собой этот дневник. А сразу же после смены,

не оттягивая, поехал на Сретенку.

Заместитель главного редактора журнала очень

тепло меня встретил, о разном порасспросил, а потом

говорит:

— У нас тут к вам просьба есть. Прокомментиро-

вать несколько писем читателей. По актуальному

очень вопросу.

Вот как... Прокомментировать, стало быть. Ничего

себе занятие. Я подумал, подумал, для солидности

даже крякнул разок и, сам себе удивляясь, почему-то

сказал:

— Ну что ж, это можно будет... Раз надо.

Дело шло вот о чем. В течение месяца один и тот

же автомобиль можно было увидеть в Ленинграде и

в Кзыл-Орде, в Москве и у озера Иссык-Куль, на бе-

регах Волги и в Сибири, на улицах Барнаула и в пес-

ках Кызыл-Кума, в далеком Томске и у Аральского

моря, в Куйбышеве и в Пензе, затем опять в Москве.

Не прошло, повторяю, и месяца, как тот же самый

автомобиль уже снова приближался к Ленинграду,

оставив за собой огромный путь в 13 тысяч километ-

ров. Причем подгоняли водителя только лишь сро-

ки окончания очередного отпуска, поскольку путе-

шествие это не было предусмотрено ни календарем

спортивных соревнований, ни какими-либо планами

проведения испытательных пробегов. Его совершила

по собственному желанию одна супружеская пара из

Ленинграда на своем автомобиле «Москвич-412» ле-

том прошлого года. И рапортовала об этом в редак-

цию «За рулем».

— Понимаете ли,— сказал заместитель редактора,

когда я пробежал глазами это письмо,—ряды авто-

любителей растут сейчас невиданными темпами, бук-

вально с часу на час, и такое очень отрадно; по су-

ществу, это тыл нашего автомобильного спорта. Сев

 

======================== 318 ========================

за руль, люди, особенно молодые, естественным обра-

зом испытывают ощущение «покорителей простран-

ства», становятся ценителями скорости и динамики.

Многие из них вступают в автомобильные клубы

ДОСААФ, в Общество автолюбителей, участвуют в

разного рода соревнованиях. Вы знаете кстати

сколько человек у нас в стране занимаются авто-

спортом?

— Н-нет,—честно признался я, внутренне себя

попрекнув: «Эх ты, «комментатор»...

— Так вот, в ходе прошлой Спартакиады СССР

по техническим видам спорта только лишь в автомо-

бильных соревнованиях участвовало 1004355 чело-

век. А в VI Спартакиаде народов СССР, в которую

теперь включен и автомобильный спорт, мы ожидаем

участия 1,5 миллиона автомобилистов. В самых раз-

личных видах соревнований — ралли, фигурном вож-

дении, многоборье и т. д.

Меня, по правде говоря, поразили эти цифры.

Я знал, конечно, что автомобильный спорт у нас в

стране стал массовым, что занимаются им во многих

автомобильных клубах и спортивных обществах, что

вырастили они немало прекрасных гонщиков—а

как же, с ними-то ведь и соревнуемся в различных

состязаниях на первенство республик и страны! —

но как-то не представлял себе истинных масштабов

этого дела. Думал, тысячи, ну от силы — десятки ты-

сяч человек. А тут—миллион, да нет—даже пол-

тора миллиона, выходит! Есть, как говорится, над

чем подумать.

— Ну вот,—продолжал редактор.—Эта большая

армия спортсменов имеет, разумеется, свои пробле-

мы. Но нас-то сейчас заботит другое. Одно дело, ког-

да люди всерьез занимаются спортом, тренируются,

повышают свое водительское мастерство в спортив-

ных коллективах. А другое...—он огорченно показал

рукой на стопку лежащих перед ним бумаг.—Ведь

это письмо, которое вы читали,—далеко не единст-

венное в почте редакции. Возьмите почитайте...

 

======================== 319 ========================

Я прочел. Многие автолюбители сообщали в пись-

мах о своих поездках в духе победных реляций. Пре-

исполненные гордости, как бы заочно соревнуясь

друг с другом, они называли длиннющие маршруты

и колоссальные цифры километров пройденного пу-

ти, восторгались тем, как быстро они ехали, весьма

преуспев на этом поприще. Большинство были очень

довольны собой...

А я, признаться, читая эти письма, с которыми

познакомила меня редакция, испытывал совсем иные

чувства. Мне стало жаль их авторов, жаль, что они

так много потеряли, превращая туризм в его сурро-

гат, в нечто среднее между автомобильными гонками

и просто автомобильным движением.

Нет, нет, я вовсе не собираюсь заниматься нраво-

учениями. В конце концов, пусть каждый путешест-

вует в свое удовольствие; вряд ли тут уместны стро-

гие регламентации. Более того: как старый автомо-

билист, я прекрасно понимаю, что кроме желания

посетить интересные места, расширить свой круго-

зор, полюбоваться красотами природы у автолюби-

теля есть еще и особые, чисто субъективные стиму-

лы к тому, чтобы отправиться в туристское путеше-

ствие. На то он и автолюбитель — для полноты чувств

ему надобно проделать весь путь на колесах, сжи-

мая сладостно баранку в руках и вперив взгляд

в даль убегающей ленты шоссе. Он испытывает ни с

чем не сравнимое наслаждение от самой езды, от

своей власти над десятками «лошадей» под капотом,

покорно подчиняющихся легкому нажатию на педаль

акселератора; он любит шелест шин и едва слышный

посвист ветерка за дверцей, и ровное жужжание мо-

тора на оборотах—всю эту неповторимую музыку,

которая возникает только на шоссе и звучит как сле-

дует только в дальней дороге...

Да, что и говорить, даже обычная воскресная вы-

лазка за город или на дачу не идет в сравнение с

суетливым метанием по городским улицам или де-

ловой поездкой в близлежащий район. Но это все же

 

======================== 320 ========================

не гонка, не кросс, не ралли! Автомобильные сорев-

нования проводятся, как известно, с другими целя-

ми, на других основаниях, в совершенно иных усло-

виях, а главное—при достаточном обеспечении без-

опасности движения и возможности предваритель-

ных тренировок участников, которые лишь после

этого допускаются к старту соответственно своим

спортивным разрядам или уровню подготовки. По-

этому автолюбитель, вознамерившийся проехать за

месяц 13 тысяч километров (то есть ежесуточно по

500 километров в среднем!), берется, попросту го-

воря, не за свое дело, садится не в свои (хоть и соб-

ственные!) сани. Пытаясь без достаточных к тому

оснований уподобиться гонщику, спортсмену или

этакому опытному «дорожному волку», он—как и

всякий человек, поступающий нелепо,—ставит себя

в смешное положение, волей-неволей превращается

в кого-то вроде... шута на дороге.

Шута, с которым, однако, шутки плохи. Известно,

что основным критерием водительского мастерства

является движение соответственно складывающимся

условиям. Вождение автомобиля в разных условиях

имеет свои особенности и законы, которые в гонке, на

большой скорости—при езде с «квадратными глаза-

ми» — едва ли может соблюдать водитель средней

руки. Лихой турист, едущий зачем-то в темпе ралли,

не только смешон, но и чрезвычайно опасен, он под-

вергает неоправданному риску других участников

движения, и прежде всего своих пассажиров.

Кроме того, он обкрадывает себя. Не добившись

ничего в чужом для него деле спортивной гонки (по-

скольку гонка-то была бессмысленной, не оценивае-

мой никем, кроме разве инспекторов ГАИ), он фак-

тически начисто лишается многих радостных момен-

тов автолюбительства, которые дарит ему дорога.

Я знаю это по собственному опыту, так как и сам

раньше немало грешил в своей автолюбительской

жизни — и до сих пор не могу простить себе того, как

много потерял и сколь много упустил, пока не постиг

 

======================== 321 ========================

элементарную истину: туризм не терпит суеты и

спешки, прелесть его — не в быстрой смене впечатле-

ний, а в их глубине и силе воздействия, которая об-

ратно пропорциональна показаниям спидометра.

По иронии судьбы, понял я это, став однажды...

участником ралли, специально организованного для

автолюбителей по маршруту Москва—Севасто-

поль—Москва и проводившегося (с учетом води-

тельской квалификации) в темпе обычного турист-

ского путешествия. Меня пригласили туда в качест-

ве механика. «Щадящий» режим, приятная обстанов-

ка. интересные спутники, а главное—удачное соче-

тание элементов туризма и спорта позволили, так

сказать, вкусить сладость и того и другого, оценить

каждый вид отдыха по достоинству.

И вот, взяв после старта курс на Севастополь,

двигаясь по довольно-таки объезженному маршруту,

по которому раньше, чего греха таить, я не раз уже

«простегивал» с большой скоростью, спеша скорей к

морю, на юг, к месту отдыха, мы с изумлением обна-

ружили, что знакомая дорога стала — как бы это ска-

зать?— гораздо красивее, живописнее, интереснее.

Проезжая по Орловщине, например, я — может быть,

первый раз в своей жизни — смог по-настоящему, не

торопясь, полюбоваться ее полями и перелесками, ее

массивным, стоящим «вдали стеной» и «алеющим на

солнце», буковым лесом, ее разнотравьем на «водя-

нисто-зеленых» лугах и задумчивыми, медленно те-

кущими реками, как все это описано И. С. Тургеневым.

В Ясной Поляне мы останавливались на целый день

и поэтому могли не просто посмотреть на березовую

белоствольную рощу или знаменитый лес Чепыж, но

и постоять в задумчивости у могилы Л. Н. Толсто-

го — невысокого прямоугольного холмика в лесу, без

креста, без венков, без- памятника и даже без надпи-

си о том, кто здесь похоронен. В Кромах, если не

форсировать этот районный центр «транзитом», а ос-

тановиться хоть ненадолго и оглядеться, нельзя не

вспомнить о замечательной сцене из оперы «Борис

 

======================== 322 ========================

Годунов» (и, может быть, даже затянуть баском:

«Э-эх!.. Расходилась, разгулялась сила, удаль моло-

децкая...»), а проезжая деревушку, которая называ-

ется Курица, или населенный пункт, именуемый Бу-

тылкой, посмеяться вволю, теряясь в догадках, от-

куда пошли такие названия. Да и дальше—как же

не остановиться и не постоять хоть минуту с непо-

крытой головой у памятника героям Курской дуги,

не полюбоваться светлыми, словно прикрытыми

дымкой, очертаниями приближающегося Белгорода.

не замереть в изумлении от вида встающих над ним,

будто нарочно выбеленных меловых гор, которые

только при ближайшем рассмотрении—только если

остановишься и вглядишься—оказываются берега-

ми реки Северный Донец!

Хочу заметить, что все эти впечатления (впрочем,

далеко не все—их было гораздо больше!) получены

на отрезке пути всего в 250 километров: от Тулы до

Белгорода — на самой, так сказать, банальной, изъез-

женной трасе, которую иной изощренный турист да-

же и не посчитал бы за туристскую. Так сколько же

сулят нам еще тропы нехоженые, неизведанные, при-

пасшие массу новых знакомств, впечатлений и пере-

живаний! А также сопутствующих удовольствий,

которые тоже не надо сбрасывать со счетов. Что мо-

жет, например, сравниться по вкусу с ухой, сварен-

ной из собственноручно наловленной рыбы, или со

свежими грибами, попадающими на сковородку пря-

мо из-под кустика, под которым они росли, или с

чайком, заваренным цветущим чабрецом? И как чу-

десно дышится вечером на привале в лесочке, где

воздух, по-тургеневски «свеж и жидок», трава никог-

да и никем не была примята, а деревья легонько и

убаюкивающе шуршат листвой над притомившимся

от езды деньской вашим верным «Москвичом»!

Но наслаждаться всем этим возможно лишь при

одном условии — если сам не устал смертельно.

И если, укладываясь в спальный мешок, подводя

мысленно итоги дня, вспомнишь с удовлетворением

 

======================== 323 ========================

не о мелькавших за окнами километровых столбах, а

о том, что действительно интересного довелось пови-

дать. Ведь порой очень многое могут рассказать и не-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...