И совершенно справедливо отметил журнал «За ру- 24 глава
Европы» на наших славных заводских «Москвичах» делали погоду приглашенные со стороны «варяги» С. Брундза и А. Карамышев, В. Спрукт и А. Кал- найс. Нет у нас сейчас таких гонщиков, которые по-настоящему доминировали бы на трассах, как это положено представителям столичного автозавода. Но есть зато очень способная, перспективная мо- лодежь. Есть, например, молодые гонщики, такие, как Е. Безногов, А. Григорьев, В. Гудков, которые уже успели сказать веское слово в спорте; но значи-
======================== 338 ======================== тельно больше тех, кто еще только ждет своего часа. Надо искать таланты среди них, бережно растить, смелее выдвигать, всемерно помогать. Возьму вот и скажу об этом Александру Василье- вичу в первый же день. Если хочет вернуть заводу былую спортивную славу, пусть пестует молодежь, ориентируется на нее. А мы, «старая гвардия», будем ему в таком деле верной опорой.
Запись Шестьдесят Седьмая ПО ЗАКОНУ РАБОЧЕЙ ЧЕСТИ 4 июня 1975 года.
Сегодня, на месяц раньше срока, наш завод завершил план 4,5 лет по объему выпускаемой продукции. Полгода осталось до конца пятилетки! Мы собираем больше 620 автомобилей в сутки, приближаемся к выходу на проектный рубеж. Но нельзя забывать: к тому времени, как мы выйдем на него, выпускать надо будет уже новую, очередную модель «Москви- ча». А для того чтобы поставить ее на конвейер, предстоит наладить производство сотен новых дета- лей, разработать десятки тысяч технологических операций, получить и смонтировать необходимое оборудование, изготовить несколько тысяч единиц инструмента, технологической оснастки, штампов, пресс-форм и т. д. Уже сейчас в цехах можно увидеть
плакаты: «Заказам для нового автомобиля—зеленую улицу!» Переход на производство новой модели по- требует от всего заводского коллектива огромных усилий. Ну а пока не меньших усилий требует выполне- ние плана и обеспечение высокого качества продук- ции, выпускаемой сейчас. Прямо у проходной каждо- го встречает огромный щит, вопрошающий: «Авто- заводец! Что ты сделал для присвоения «Москвичу»
======================== 339 ======================== государственного Знака качества?» Попадаешь в цех, и везде—графики, отображающие ход аттестации разных деталей, узлов, агрегатов и операций. Борьба за качество составляет сейчас главное содержание социалистического соревнования. У нас, в цехе сборки № 1, рядом с конвейером сто- ит стенд, а на нем—таблица. Список работающих; против каждой фамилии—красные или синие тре- угольнички. Красные обозначают сдачу всех опера- ций в течение дня с первого предъявления, синие— со второго. Клеточек против каждой фамилии столь- ко, сколько дней в рабочем месяце. Таблица запол- няется ежедневно. Такая система предъявила новые требования к техническим контролерам—они те- перь не просто проверяют операцию, но и оценивают работу сборщиков. В пересменок рабочие толпятся у этого стенда. Каждому хочется посмотреть, как дела идут. Еще бы! Мне, например, очень приятно, что моя смена—поч- ти сплошь в красной палитре. Только кое-где мель- кают синие треугольнички. Между тем темп конвейера сейчас уже очень вы- сок. Почти вдвое превышает прежний. На каждую операцию отпущено строго определенное время. Рит- мичность—наша первая заповедь, но она же и род- ная сестра качества, не терпит малейших ошибок, требует от сборщиков полного взаимопонимания: ведь все мы тесно связаны общим делом, единым итогом нашего труда. Недаром в наших социалисти- ческих обязательствах сказано: «Овладеть не менее
чем тремя-четырьмя операциями, всю продукцию сдавать с первого предъявления». Наша работа на главном конвейере — это что-то вроде последнего штриха в картине, а простейшие гайковерты, ключи да отвертки в наших руках—не только монтажные инструменты, но и средства су- перфиниша, которым завершается многогранная, многоступенчатая деятельность очень многих людей, начатая еще конструкторами на ватмане. Поэтому
======================== 340 ======================== нигде так не требуется чувство ответственности, по- нимание каждым значения своего труда в общем процессе, высокая коммунистическая сознательность, как при работе на главном конвейере. И социалисти- ческое соревнование тут, дух борьбы за качество, план необходимы как воздух—они создают естест- венную, привычную атмосферу творчества. А пишу я все это сейчас потому, что вычитал не- давно такую характеристику работы на конвейере: «Монотонный характер операций и необходимость соблюдения определенного ритма при их выполнении превращают рабочих сборочной линии в роботов, тя- готящихся своим трудом, изнывающих от скуки, однообразия и тоскливого одиночества, хотя вокруг, бок о бок с ними, работает множество таких же ра- бочих. Для выражения их душевного состояния по- явился даже специальный термин — «конвейерная ипохондрия». Так описывает главный конвейер концерна «Форд» американский журнал, который никак не за- подозришь в желании сгустить краски или опоро- чить американский образ жизни. Я уже довольно немало поездил по свету и всяче- ских язв капитализма нагляделся достаточно. Но описанная картина, по правде сказать, потрясла меня своей мрачностью. Как-то трудно представить себе все это. Ипохондрия... Скука... Роботы, тяготящиеся своим трудом... Другой мир. Нет уж, нам на конвейере, как я уже говорил, скучать не приходится. И ипохондрии тоже не пре- даемся. Конвейер, конечно, и у нас работает мерно, ритмично, задает четкий и быстрый темп в работе. Но это не означает нивелировки. Не исключает ини- циативы. Не мешает трудиться творчески, радостно, с любовью к делу. Конвейер подвластен людям. И движется, образно говоря, в том направлении, куда устремлены их по- мыслы, их чаяния и высокие цели.
======================== 341 ======================== Запись Шестьдесят Восьмая СТАВКА НА МОЛОДЕЖЬ 1 января 1976 года.
Все это время было не до записей — по горло был за- нят работой на производстве и в нашем обновляю- щемся и набирающем новую силу спортивном кол- лективе. Не знаю даже, где больше; Ипатенко запряг нас всех крепенько. Что касается производственных дел, то достаточ- но, мне кажется, записать одно: в конце декабря 1975 года автомобилестроители страны одержали большую трудовую победу—досрочно выполнили задание девятой пятилетки. Наш завод имени Ленин- ского комсомола награжден орденом Октябрьской Революции. Впечатляющий трудовой итог!.. Хочется, по традиции, о спортивных наших де- лах при смене года поговорить. Прежде всего ставка на молодежь постепенно оправдывается. Начало этому было положено уже в мае, на ралли «Москвич-75». Хозяева трассы, то есть мы, спортсмены АЗЛК, после долгого перерыва заво- евали Главный приз, молодой А. Григорьев вместе с А. Печенкиным первенствовали в личном зачете, стали чемпионами Москвы. В двух других «ипоста- сях» этого крупного «трехликого» соревнования— двухдневном ралли «Москвич»—смена» и одноднев- ном «Москвич»—любитель»—тоже хорошо прояви- ли себя заводские спортсмены. Перворазрядники Е. Денисов и С. Колпаков весьма символически (не без намека, как говорится) выиграли ралли «Моск- вич» — смена». Евгений Безногов вместе с тем же То- лей Печенкиным успешно выступили в финальном ралли VI летней Спартакиады народов СССР, завое- вав бронзовые медали. Чемпионом СССР по кольце- вым гонкам на автомобилях 2-й группы стал в ре- зультате четырех заездов на киевской и рижской
======================== 342 ======================== трассах наш заводской гонщик Ю. Теренецкий. Там же неплохо показал себя и Е. Безногов, занявший четвертое место. Дает себя знать начатая пере- стройка! И наконец, в составе сборной команды СССР на- ши заводские гонщики упорно боролись за Кубок дружбы социалистических стран, разыгрывавшийся на шести этапах—в ралли «Волан» (Венгрия), «Зо-
лотые пески» (Болгария), «Рейд Польский» (Польша), «Татры» (Чехословакия), «Вартбург» (ГДР) и «Рус- ская зима» (СССР). После первых двух раундов наша команда вышла на второе место в общем зачете, «Рейд Польский» принес ей первую победу и вывел в лидеры; это положение удалось сохранить и после двух следующих этапов. (Любопытно, что ни одной из национальных команд, кроме ГДР, не удалось вы- играть ралли в родных стенах!) Таким образом, к «Русской зиме», о которой у меня самые свежие впе- чатления, — это ралли только что закончилось — мы подошли с большими шансами на общую победу. Здесь, однако, надо признать, что кое-кто из на- ших молодых также и потрепал нам нервы. «Русская зима» не трудна по режимам дорожного движения, изюминку ее составляют кольцевые и ипподромные гонки по льду, слаломы, а также другие скоростные состязания, на которые и был перенесен акцент за- ключительной спортивной борьбы. Вот тут-то неожи- данно сплоховал Е. Безногов—он вылетел на ско- ростном участке с трассы. Казалось, дело плохо. Но если наш заводской гон- щик чуть не подвел сборную, то уж определенно вы- ручила ее... наша сервисная служба, Александр Пав- лович Терехин, великий наш «Саша-помоги!», про- явил исключительную оперативность и высшую ра- бочую квалификацию, когда на ижевском «Москви- че» Стасиса Брундзы неожиданно вышла из строя коробка передач. В считанные минуты коробка была заменена, и Брундза в свойственном ему стиле обо- шел нескольких гонщиков, выступавших на таких
======================== 343 ======================== мощных раллийных машинах 4-й группы, как «Рено- 17-Гордини», «Фиат-124-спайдер-абарт» и др. Наря- ду с блестящим финишным спуртом Каститиса Гир- даускаса это решило судьбу Главного командного приза. Впервые за всю историю Кубка дружбы соци- алистических стран его выиграла сборная СССР. И совершенно справедливо отметил журнал «За ру- лем», что «этот большой успех советских спортсме- нов с полным основанием разделяют АЗЛК, волж- ский и ижевский автозаводы, их сервисная служба».
Запись Шестьдесят Девятая. ДОРОГУ НОВОМУ «МОСКВИЧУ»! 23 февраля 1976 года.
И вот последний, завершающий аккорд в многоголо- сой трудовой симфонии, называемой подготовкой производства. Сегодня, в канун открывающегося XXV съезда КПСС, начато серийное производство автомобилей «Москвич-2140» и «Москвич-2138». Мы выполнили главный пункт своих предсъездовских социалистических обязательств. Нашим представите- лям, делегатам съезда генеральному директору В. П. Коломникову и штамповщице второго прессо-
вого цеха А. С. Клыпиной не придется краснеть на форуме советских коммунистов. У конвейера висит огромный транспарант: «Новый «Москвич»—наш подарок XXV съезду КПСС». Замечательная это машина, красивая, элегантная. От прежней модели она отличается не только более стремительными линиями кузова, динамичным силу- этом, черной облицовкой радиатора, стеклоочистите- лями на фарах. Богато и «внутреннее содержание» — мощный двигатель, усовершенствованная коробка передач, телескопическая рулевая колонка с умень- шенным рулевым колесом, высокоэффективная тор-
======================== 344 ======================== мозная система с дисковыми тормозами на передних колесах и вакуумным усилителем. Еще больше из- менений в интерьере кузова: салон стал более вмес- тительным, на заднем сиденье теперь размещаются три пассажира, удобные передние «анатомические» сиденья снабжены подголовниками, приборная па- нель изготовляется из мягких энергопрглощающих материалов. Обращает на себя внимание новинка, не- известная еще за рубежом, впервые на автомоби- лях применена система двухрежимной световой сиг- нализации. Раздельная система гидропривода тормо- зов, трехслойное безопасное ветровое стекло, мягкий кожух отопителя, травмобезопасные рукоятки стек- лоподъемников и дверных замков, эластичные клы- ки на буферах, утопленные наружные ручки дверей, низкопрофильные шины, одним словом—вполне современный, комфортабельный, стопроцентно оте- чественный по конструкции и технологии, надежный советский автомобиль!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|