Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И совершенно справедливо отметил журнал «За ру- 24 глава




Европы» на наших славных заводских «Москвичах»

делали погоду приглашенные со стороны «варяги»

С. Брундза и А. Карамышев, В. Спрукт и А. Кал-

найс. Нет у нас сейчас таких гонщиков, которые

по-настоящему доминировали бы на трассах, как это

положено представителям столичного автозавода.

Но есть зато очень способная, перспективная мо-

лодежь. Есть, например, молодые гонщики, такие,

как Е. Безногов, А. Григорьев, В. Гудков, которые

уже успели сказать веское слово в спорте; но значи-

 

======================== 338 ========================

тельно больше тех, кто еще только ждет своего часа.

Надо искать таланты среди них, бережно растить,

смелее выдвигать, всемерно помогать.

Возьму вот и скажу об этом Александру Василье-

вичу в первый же день. Если хочет вернуть заводу

былую спортивную славу, пусть пестует молодежь,

ориентируется на нее. А мы, «старая гвардия», будем

ему в таком деле верной опорой.

 

Запись

Шестьдесят

Седьмая

ПО ЗАКОНУ

РАБОЧЕЙ ЧЕСТИ

4 июня 1975 года.

 

Сегодня, на месяц раньше срока, наш завод завершил

план 4,5 лет по объему выпускаемой продукции.

Полгода осталось до конца пятилетки! Мы собираем

больше 620 автомобилей в сутки, приближаемся к

выходу на проектный рубеж. Но нельзя забывать:

к тому времени, как мы выйдем на него, выпускать

надо будет уже новую, очередную модель «Москви-

ча». А для того чтобы поставить ее на конвейер,

предстоит наладить производство сотен новых дета-

лей, разработать десятки тысяч технологических

операций, получить и смонтировать необходимое

оборудование, изготовить несколько тысяч единиц

инструмента, технологической оснастки, штампов,

пресс-форм и т. д. Уже сейчас в цехах можно увидеть

плакаты: «Заказам для нового автомобиля—зеленую

улицу!» Переход на производство новой модели по-

требует от всего заводского коллектива огромных

усилий.

Ну а пока не меньших усилий требует выполне-

ние плана и обеспечение высокого качества продук-

ции, выпускаемой сейчас. Прямо у проходной каждо-

го встречает огромный щит, вопрошающий: «Авто-

заводец! Что ты сделал для присвоения «Москвичу»

 

======================== 339 ========================

государственного Знака качества?» Попадаешь в цех,

и везде—графики, отображающие ход аттестации

разных деталей, узлов, агрегатов и операций. Борьба

за качество составляет сейчас главное содержание

социалистического соревнования.

У нас, в цехе сборки № 1, рядом с конвейером сто-

ит стенд, а на нем—таблица. Список работающих;

против каждой фамилии—красные или синие тре-

угольнички. Красные обозначают сдачу всех опера-

ций в течение дня с первого предъявления, синие—

со второго. Клеточек против каждой фамилии столь-

ко, сколько дней в рабочем месяце. Таблица запол-

няется ежедневно. Такая система предъявила новые

требования к техническим контролерам—они те-

перь не просто проверяют операцию, но и оценивают

работу сборщиков.

В пересменок рабочие толпятся у этого стенда.

Каждому хочется посмотреть, как дела идут. Еще бы!

Мне, например, очень приятно, что моя смена—поч-

ти сплошь в красной палитре. Только кое-где мель-

кают синие треугольнички.

Между тем темп конвейера сейчас уже очень вы-

сок. Почти вдвое превышает прежний. На каждую

операцию отпущено строго определенное время. Рит-

мичность—наша первая заповедь, но она же и род-

ная сестра качества, не терпит малейших ошибок,

требует от сборщиков полного взаимопонимания:

ведь все мы тесно связаны общим делом, единым

итогом нашего труда. Недаром в наших социалисти-

ческих обязательствах сказано: «Овладеть не менее

чем тремя-четырьмя операциями, всю продукцию

сдавать с первого предъявления».

Наша работа на главном конвейере — это что-то

вроде последнего штриха в картине, а простейшие

гайковерты, ключи да отвертки в наших руках—не

только монтажные инструменты, но и средства су-

перфиниша, которым завершается многогранная,

многоступенчатая деятельность очень многих людей,

начатая еще конструкторами на ватмане. Поэтому

 

======================== 340 ========================

нигде так не требуется чувство ответственности, по-

нимание каждым значения своего труда в общем

процессе, высокая коммунистическая сознательность,

как при работе на главном конвейере. И социалисти-

ческое соревнование тут, дух борьбы за качество,

план необходимы как воздух—они создают естест-

венную, привычную атмосферу творчества.

А пишу я все это сейчас потому, что вычитал не-

давно такую характеристику работы на конвейере:

«Монотонный характер операций и необходимость

соблюдения определенного ритма при их выполнении

превращают рабочих сборочной линии в роботов, тя-

готящихся своим трудом, изнывающих от скуки,

однообразия и тоскливого одиночества, хотя вокруг,

бок о бок с ними, работает множество таких же ра-

бочих. Для выражения их душевного состояния по-

явился даже специальный термин — «конвейерная

ипохондрия».

Так описывает главный конвейер концерна

«Форд» американский журнал, который никак не за-

подозришь в желании сгустить краски или опоро-

чить американский образ жизни.

Я уже довольно немало поездил по свету и всяче-

ских язв капитализма нагляделся достаточно. Но

описанная картина, по правде сказать, потрясла меня

своей мрачностью. Как-то трудно представить себе

все это. Ипохондрия... Скука... Роботы, тяготящиеся

своим трудом... Другой мир.

Нет уж, нам на конвейере, как я уже говорил,

скучать не приходится. И ипохондрии тоже не пре-

даемся. Конвейер, конечно, и у нас работает мерно,

ритмично, задает четкий и быстрый темп в работе.

Но это не означает нивелировки. Не исключает ини-

циативы. Не мешает трудиться творчески, радостно,

с любовью к делу.

Конвейер подвластен людям. И движется, образно

говоря, в том направлении, куда устремлены их по-

мыслы, их чаяния и высокие цели.

 

======================== 341 ========================

Запись

Шестьдесят

Восьмая

СТАВКА НА МОЛОДЕЖЬ

1 января 1976 года.

 

Все это время было не до записей — по горло был за-

нят работой на производстве и в нашем обновляю-

щемся и набирающем новую силу спортивном кол-

лективе. Не знаю даже, где больше; Ипатенко запряг

нас всех крепенько.

Что касается производственных дел, то достаточ-

но, мне кажется, записать одно: в конце декабря

1975 года автомобилестроители страны одержали

большую трудовую победу—досрочно выполнили

задание девятой пятилетки. Наш завод имени Ленин-

ского комсомола награжден орденом Октябрьской

Революции. Впечатляющий трудовой итог!..

Хочется, по традиции, о спортивных наших де-

лах при смене года поговорить.

Прежде всего ставка на молодежь постепенно

оправдывается. Начало этому было положено уже в

мае, на ралли «Москвич-75». Хозяева трассы, то есть

мы, спортсмены АЗЛК, после долгого перерыва заво-

евали Главный приз, молодой А. Григорьев вместе

с А. Печенкиным первенствовали в личном зачете,

стали чемпионами Москвы. В двух других «ипоста-

сях» этого крупного «трехликого» соревнования—

двухдневном ралли «Москвич»—смена» и одноднев-

ном «Москвич»—любитель»—тоже хорошо прояви-

ли себя заводские спортсмены. Перворазрядники

Е. Денисов и С. Колпаков весьма символически (не

без намека, как говорится) выиграли ралли «Моск-

вич» — смена». Евгений Безногов вместе с тем же То-

лей Печенкиным успешно выступили в финальном

ралли VI летней Спартакиады народов СССР, завое-

вав бронзовые медали. Чемпионом СССР по кольце-

вым гонкам на автомобилях 2-й группы стал в ре-

зультате четырех заездов на киевской и рижской

 

======================== 342 ========================

трассах наш заводской гонщик Ю. Теренецкий. Там

же неплохо показал себя и Е. Безногов, занявший

четвертое место. Дает себя знать начатая пере-

стройка!

И наконец, в составе сборной команды СССР на-

ши заводские гонщики упорно боролись за Кубок

дружбы социалистических стран, разыгрывавшийся

на шести этапах—в ралли «Волан» (Венгрия), «Зо-

лотые пески» (Болгария), «Рейд Польский» (Польша),

«Татры» (Чехословакия), «Вартбург» (ГДР) и «Рус-

ская зима» (СССР). После первых двух раундов наша

команда вышла на второе место в общем зачете,

«Рейд Польский» принес ей первую победу и вывел в

лидеры; это положение удалось сохранить и после

двух следующих этапов. (Любопытно, что ни одной

из национальных команд, кроме ГДР, не удалось вы-

играть ралли в родных стенах!) Таким образом, к

«Русской зиме», о которой у меня самые свежие впе-

чатления, — это ралли только что закончилось — мы

подошли с большими шансами на общую победу.

Здесь, однако, надо признать, что кое-кто из на-

ших молодых также и потрепал нам нервы. «Русская

зима» не трудна по режимам дорожного движения,

изюминку ее составляют кольцевые и ипподромные

гонки по льду, слаломы, а также другие скоростные

состязания, на которые и был перенесен акцент за-

ключительной спортивной борьбы. Вот тут-то неожи-

данно сплоховал Е. Безногов—он вылетел на ско-

ростном участке с трассы.

Казалось, дело плохо. Но если наш заводской гон-

щик чуть не подвел сборную, то уж определенно вы-

ручила ее... наша сервисная служба, Александр Пав-

лович Терехин, великий наш «Саша-помоги!», про-

явил исключительную оперативность и высшую ра-

бочую квалификацию, когда на ижевском «Москви-

че» Стасиса Брундзы неожиданно вышла из строя

коробка передач. В считанные минуты коробка была

заменена, и Брундза в свойственном ему стиле обо-

шел нескольких гонщиков, выступавших на таких

 

======================== 343 ========================

мощных раллийных машинах 4-й группы, как «Рено-

17-Гордини», «Фиат-124-спайдер-абарт» и др. Наря-

ду с блестящим финишным спуртом Каститиса Гир-

даускаса это решило судьбу Главного командного

приза. Впервые за всю историю Кубка дружбы соци-

алистических стран его выиграла сборная СССР.

И совершенно справедливо отметил журнал «За ру-

лем», что «этот большой успех советских спортсме-

нов с полным основанием разделяют АЗЛК, волж-

ский и ижевский автозаводы, их сервисная служба».

 

Запись

Шестьдесят

Девятая.

ДОРОГУ

НОВОМУ «МОСКВИЧУ»!

23 февраля 1976 года.

 

И вот последний, завершающий аккорд в многоголо-

сой трудовой симфонии, называемой подготовкой

производства. Сегодня, в канун открывающегося

XXV съезда КПСС, начато серийное производство

автомобилей «Москвич-2140» и «Москвич-2138». Мы

выполнили главный пункт своих предсъездовских

социалистических обязательств. Нашим представите-

лям, делегатам съезда генеральному директору

В. П. Коломникову и штамповщице второго прессо-

вого цеха А. С. Клыпиной не придется краснеть на

форуме советских коммунистов. У конвейера висит

огромный транспарант: «Новый «Москвич»—наш

подарок XXV съезду КПСС».

Замечательная это машина, красивая, элегантная.

От прежней модели она отличается не только более

стремительными линиями кузова, динамичным силу-

этом, черной облицовкой радиатора, стеклоочистите-

лями на фарах. Богато и «внутреннее содержание» —

мощный двигатель, усовершенствованная коробка

передач, телескопическая рулевая колонка с умень-

шенным рулевым колесом, высокоэффективная тор-

 

======================== 344 ========================

мозная система с дисковыми тормозами на передних

колесах и вакуумным усилителем. Еще больше из-

менений в интерьере кузова: салон стал более вмес-

тительным, на заднем сиденье теперь размещаются

три пассажира, удобные передние «анатомические»

сиденья снабжены подголовниками, приборная па-

нель изготовляется из мягких энергопрглощающих

материалов. Обращает на себя внимание новинка, не-

известная еще за рубежом, впервые на автомоби-

лях применена система двухрежимной световой сиг-

нализации. Раздельная система гидропривода тормо-

зов, трехслойное безопасное ветровое стекло, мягкий

кожух отопителя, травмобезопасные рукоятки стек-

лоподъемников и дверных замков, эластичные клы-

ки на буферах, утопленные наружные ручки дверей,

низкопрофильные шины, одним словом—вполне

современный, комфортабельный, стопроцентно оте-

чественный по конструкции и технологии, надежный

советский автомобиль!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...