И совершенно справедливо отметил журнал «За ру- 23 глава
мые свидетели прошлого (будь то скромные памят- ники или величественные обелиски), и живые штри- хи настоящего—лесок телевизионных антенн над селом, размах новостройки, преобразившаяся степь, в которой откуда ни возьмись появилось море. Действительно, отчего возникает у путешествую- щего автомобилиста чувство удовлетворения? Неуж- то только от своей шоферской доблести, от езды, ко- торая, как ее ни любить, все же не самоцель? При всех своих несомненных прелестях она остается лишь средством достижения других целей, будь то в спорте, на транспорте или в путешествии. И разве не ценнее, не глубже удовлетворенность тем, что вы- держал, например, составленную с умом схему-гра- фик движения, успев и посмотреть то, что хотел, и овладеть премудростями дорожной жизни? Автомобилисту в пути надо так много знать и уметь! Правильно, без излишеств (но и предусмотрев все мелочи) укомплектовать и оборудовать для по- ездки машину, разработать и соблюдать оптималь- ные режимы движения, обеспечить его безопасность, умело выбрать место для ночлега, разводить (как следует!) костер, ставить палатку и треногу—все это целая наука, требующая знания множества вырабо- танных общественным опытом норм поведения, пи- тания и гигиены, практических навыков и т. п. Если в итоге дня можешь сказать, что все шло «по науке», без существенных накладок, то и чувство удовлетво- рения более оправданно, и спится лучше, и вечер на привале многого стоит. Кстати сказать, настоящие гонщики, насколько я знаю, никогда не ездят быстро, если в этом нет не- обходимости. Можно с уверенностью сказать, что большинство из нас—самые дисциплинированные участники автомобильного движения как в городе,
так и на междугородных магистралях. Это входит в
======================== 324 ======================== неписаный кодекс поведения каждого, кто приобщил- ся по-настоящему к автомобильному спорту, а не просто воображет себя асом за рулем... Ничего такого я, конечно, редактору не сказал, а просто согласился на его предложение набросать не- сколько мыслей, которые редакция затем оформит надлежащим образом в статью или, как он говорит, «комментарий к факту». Так что эти мои строки— что-то вроде тренировки, прикидочного заезда по трассе темы, на которую мы выйдем вместе с выде- ленным мне в помощь опытным литсотрудником журнала. Надо будет, между прочим, ему также и расска- зать о сегодняшнем разговоре с Сашей Терехиным, которого я встретил, возвращаясь из редакции, во дворе нашего заводского жилого дома на Грайворо- новской улице. Поболтали о том о сем, и так уж по- лучилось, что коснулись темы о прошлых и предсто- ящих летних отпусках. Оказалось, что Александр Павлович в прошлом году как раз совершил автомо- бильное путешествие — ездил с женой и дочерью Майей во время очередного отпуска на Кавказ. Ту- рист он, прямо скажем, неопытный, в подобную по- ездку отправился впервые и, учитывая его незауряд- ное водительское мастерство (заслуженный мастер спорта все-таки!), можно было предположить, что ехал он чуть быстрее, чем простые смертные. Так вот—ничего подобного! Когда я такое предположе- ние высказал, он вскинул недоуменно брови: — А зачем? Не гонка же... Вот именно. Не гонка, а автомобильное путешест- вие. Которое имеет свои темпы. Свой режим. Свои законы. Подсказанные опытом и здравым смыслом. И всем тем, кто в преддверии лета готовит маши- ны к дальним поездкам или уже отправился в путь, чрезмерно нажимая на педаль акселератора и рискуя промчаться мимо своих подлинных автомобильных радостей, так и хочется крикнуть вслед:
— Шофер! Не гони лошадей...
======================== 325 ======================== Запись Шестьдесят Вторая ДВУХМИЛЛИОННЫЙ! 16 августа 1974 года.
Сегодня, ровно в 12 часов, с конвейера нашего завода сошел обычный серийный автомобиль «Москвич-412», в который вложено особенно много труда и любви. Соревнование на право участвовать в его выпуске шло в цехах не один месяц, на груди многих автоза- водцев можно увидеть сейчас алый памятный значок с двумя датами—1967 и 1974. Первая напоминает о выпуске миллионного «Москвича», а вторая—двух- миллионного. Да, сегодня мы выпустили двухмиллионный! Я говорю «мы» в данном случае с особой гордостью, потому что именно наш коллектив — старшего масте- ра Евгения Горбачева—завоевал право работать в этой почетной смене: мы собрали «юбилейный» авто- мобиль и мы же открыли счет третьему миллиону машин, собрав 2 000 001-й, 2 000 002-й и т. д. Это событие отодвигает на задний план многое из того, о чем я хотел рассказать, да откладывал: и то, что наш завод снова (в 31-й раз!) завоевал первен- ство во Всесоюзном социалистическом соревновании, получив по итогам второго квартала Красное знамя Министерства автомобильной промышленности и ЦК профсоюзов, и то, что уже в первой декаде, в марте, мы выпустили 400-тысячный с начала пяти- летки автомобиль (наша же смена Е. Горбачева!) и то, наконец, что я лично, продолжая активно тру- диться на производстве, вновь занялся автомобиль- ным спортом всерьез—участвовал (и небезуспешно!) в ралли «Москвич», систематически тренируюсь... Все это хорошо, но сейчас я весь во власти сего- дняшнего факта. Особенно заставляют задуматься сказанные сегодня, очень своевременно, по-моему, слова выступавшего на митинге секретаря парткома
======================== 326 ======================== завода Анатолия Константиновича Жидкова. «Откры- вая счет третьему миллиону, — сказал он, — мы дол- жны не упускать из виду того, что в массе своей это должны быть уже новые машины, более совершен- ные, более отвечающие требованиям времени: ка- чество и эффективность становятся для нас девизом на ближайшее будущее». Действительно, какими будут автомобили нашего третьего миллиона? Я знаю, что в отделе главного
конструктора, в экспериментальном цехе давно уже работают над новой моделью, которая придет на сме- ну «Москвичу-412». Видел ее, эту модель, щупал своими руками. Но какова она в деле, как скоро смо- жет приобрести «эксплуатационную форму»? Будет ли она лучше по существу или только внешне, как это нередко случается при модернизации автомоби- лей на Западе... Ответы на все эти вопросы мы частично получим уже очень скоро—на «Туре Европы», в котором я, вероятно, буду участвовать. Решено, что в стандарт- ных «Москвичах-412» ряд узлов трансмиссии, диско- вые тормоза и кое-что другое будет от будущей мо- дели 2140.
Запись Шестьдесят Третья СНОВА НА СТАРТЕ Эрбах.18 октября 1974 года.
Тихую, размеренную жизнь ведут бюргеры в про- винциальных городках Западной Германии. Три года я уже не был в Эрбахе, а впечатление такое, что ни- чего,—ну, ничегошеньки!—тут не изменилось. Ни одного, например, нового дома не построено, ни- каких новых штрихов во внешнем облике города. Зато организаторы соревнований оказались дале- ко не столь консервативными. Вопреки всем тради- циям, трасса «Тура Европы» нынешнего года прой-
======================== 327 ======================== дет еще и по странам Ближнего Востока—Турции, Ирану, Иордании, Сирии и Ливану. Причем по про- тяженности эта ближневосточная часть трассы пре- вышает европейскую. Не сомневаюсь, что такой выбор маршрута про- диктован отчасти стратегическими соображениями. Хозяевам «Тура», видно, совсем не по нутру стало то обстоятельство, что командные кубки за последние годы неизменно достаются «Советам», а в заводском зачете первенствуют поочередно то наш завод, то ВАЗ. Тринадцати ведущим командам, соревнующим- ся за кубки, европейская трасса уже не очень подхо- дит для борьбы. И потому-то организаторы ралли ре- шили ее как можно более растянуть, однако имея в виду, что в названных ближневосточных странах хо- рошо развиты фирменные службы сервиса, принад- лежащие крупнейшим автомобильным концернам, в то время как мы можем рассчитывать только на по-
мощь наших сопровождающих «техничек». Я невольно ухмыльнулся, сделав такое открытие. Давно ли разные завистники и толкователи наших успехов витийствовали по поводу того, что «русские сильны только на бездорожье», а вот на европейских автобанах, магистралях и автострадах им-де будет не так-то сподручно выигрывать! Оказалось, что вполне сподручно, и теперь конкуренты мечутся в поисках новых, неизведанных трасс... Ну, что ж, померяемся силами и на такой трассе. Тем более, что нам важно проверить новые узлы и агрегаты «Москвичей» в наиболее разнообразных условиях. Возглавляющий нашу команду замести- тель главного конструктора завода П. И. Тараненко, по-моему, даже доволен нынешним «Туром», марш- рут которого таков: Эрбах—Прага—Будапешт— Бухарест — Стамбул — Анкара — Тебриз — Теге- ран — Хорремабад — Газиантеп — Дамаск — Ам- ман — Бейрут — Измир — Стамбул — София — Белград — Больцано — Инсбрук — Ганновер — Тра- вемюнде. Всего 15 тысяч километров по территории
======================== 328 ======================== 13 стран. С перепадом температур от минус 20 в Альпах до плюс 40 в пустынях Иордании. Со всеми возможными неожиданностями. Пока что здесь, в Эрбахе, проливные дожди. Так же, как, судя по сводкам погоды, во всей стране, в соседней Чехословакии и вообще на всем протяже- нии европейской части трассы. Ничего, обсохнем в другой части света,
Запись Шестьдесят Четвертая АЗИАТСКИЕ ТРОПЫ «ТУРА ЕВРОПЫ» Бейрут. 25 октября 1974 года.
Позади четыре промежуточных финиша, через не- сколько часов — старт на пятый этап. Времени для записи мало, но главное хочется сказать. Что-то много аварий в этом марафоне. Счет их открыл, как ни странно, наш—в общем-то довольно устойчивый на дороге—«Москвич». Ночью на пер- вом же этапе после старта, пробиваясь сквозь густую пелену дождя, не вписался в крутой поворот В. Спрукт. Вместе со своим штурманом А. Калнайсом он оказался за пределами трассы. К счастью, все обошлось благополучно. Более то- го, неудача послужила для экипажа известным сти- мулом к спортивному подвигу. На автомобиле, остав- шемся без... переднего и заднего стекол, оба гонщика промчались еще более тысячи километров, обдувае- мые всеми ветрами и обмываемые всеми дождями Европы! Они, так же, как и те, кто помогал им выта- щить машину на дорогу, — это были С. Брундза и его штурман А. Карамышев — успели даже вовремя отметиться на очередном пункте КВ. Менее благоприятно закончилась авария на вто- ром этапе: по каменистой горной дороге между Стам- булом и Анкарой В. Кулюкин вел свой ВАЗ-2101, ви-
======================== 329 ======================== димо, на турецкий манер, то есть с неоправданно вы- сокой скоростью и, попав на S-образный дорожный серпантин, не смог уже с ним совладать. Автомобиль, пробив дорожное ограждение и перевернувшись не- сколько раз в воздухе, упал с 17-метровой высоты в обмелевшую реку. Благодаря ремням, дугам без- опасности и шлемам оба гонщика—В. Кулюкин и С. Яковлев—отделались легким испугом и могли после встряски продолжать гонку, но, увы, не на чем было. Для того чтобы вытащить автомобиль из реки на дорогу и привести его в порядок, сервисной службе пришлось поработать более суток. И, наконец, здесь уже, в 200 километрах от Бей- рута, даже такие опытные гонщики, как братья К. и А. Гирдаускасы наскочили в пустыне на камень и настолько повредили трансмиссию в своем «Жигу- ленке», что пришлось его тащить на буксире. С этой миссией отлично справился экипаж «Москвича» в со- ставе А. Шишкова и М. Титова. Добавлю, что «тан- дем» шел все 200 километров в сплошном пылевом тумане, причем пыль здесь еще более красного цвета и не менее зловредная, чем в Нигерии. Так или иначе, с треволнениями и огорчениями, но девять наших машин из десяти продолжают гон- ку. Между тем у соперников процент отсева куда выше. Уже после первых двух этапов они не досчи- тывались 17 машин. Что сказать о пройденном пути? Опять не очень лестное впечатление произвели дорожные правила Стамбула. Это какой-то автомобильно-сумасшедший дом! Водители носятся как оголтелые, не глядя на светофоры и дорожные знаки, пронзительно сигна- ля, оглушая друг друга, пешеходов и все на свете перебранкой клаксонов и непрерывно создавая ава- рийную обстановку. Какофония стамбульских звуков обогатилась за эти три года, что я там не был, еще одним новшеством: трамвайными звонками. Нет, не у вагоновожатых—эти тоже «музицируют» по-свое- му, а у водителей автомобилей и даже у велосипедис-
======================== 330 ======================== тов. Которых так прибавилось на улицах, что с пол- ным правом можно сказать: «Имя им—легион». Куда как тише в Тегеране. Здесь, хотя тоже все на аллаха надеются, но все же стараются и сами не плошать. Четко работают регулировщики, соблюда- ются правила движения. А впрочем, может быть, это мне после Турции все таким степенным и благооб- разным показалось? Тем более что мы ведь из Ирана еще раз возвратились в Турцию и прошли по южной, очень гористой части этой страны более 1500 кило- метров. Здесь был, между прочим, очень большой отсев участников, а кроме того, незабываемо мрач- ный по колориту финиш третьего этапа. Я не говорю об оторванных бамперах, израненных крыльях и сломанных, грохочущих подвесках. Такое тут в по- рядке вещей. Но машины к тому же, независимо от конструкций, моделей, технического состояния и первоначальной окраски—а на старте в Эрбахе от их яркого разноцветья прямо-таки рябило в гла- зах,—явились в Газиантеп... сплошь черного цвета. Дело в том, что один из участков трассы—как раз перед прохождением ралли! — дорожники любез- но залили свежим толстым слоем гудрона, который и перекочевал незамедлительно с дорожного полотна на борта, капоты, крышки багажников и даже кры- ши и стекла наших машин. Вот уж, действительно, турецкая «баня»! После подобных удовольствий следующий этап, пролегавший по Сирии, Иордании (с возвращением в Сирию), а затем по Ливану, показался нам, при всех своих трудностях, довольно сносным. А трудностей было немало. Начать с того, что на значительной части иорданской пустыни дорог во- обще нет. Маршрут обозначен вешками. Вверху, над головами, болтались два вертолета, они патрулирова- ли на случай, если кто заблудится. Перед стартом этапа у каждого экипажа по этому поводу проверя- ли наличие трехдневного запаса пищи и воды. Очень «вдохновившая» штурманов процедура...
======================== 331 ======================== Но все названное уже позади, а впереди снова Турция и промежуточный финиш в Измире. Ну и «Тур Европы»!.. Под знаком «перевернутого полумесяца».
Запись Шестъдесят Пятая ПОДАРОК К ЮБИЛЕЮ Москва. 7 ноября 1974 года.
Мы возвратились в Москву как раз в тот день, когда Центральный Комитет КПСС, Президиум Верховного Совета и Совет Министров СССР тепло поздравили работников автомобильной промышленности с 50-летием ее существования: первые десять автомо- билей отечественного производства — грузовики АМО-Ф-15—проехали по парадной, праздничной Красной площади в Москве 7 ноября 1924 года. Что ж, к полувековому юбилею мы привезли ра- ботникам автомобильной промышленности неплохие подарки. В «Тур Европы» мы отправились на десяти автомобилях—пяти «Москвичах» и пяти «Жигу- лях»,—а возвращаться надо было бы, пожалуй, на одиннадцати, так много всяческих наград и призов, золотых и серебряных кубков разных размеров и мастей — как командных, так и личных, выданных почти каждому гонщику, — было завоевано в напря- женной спортивной борьбе. Кроме шуток: когда фо- торепортеры в Ганновере попросили нас сняться воз- ле машин с полученными наградами, мы едва сумели их разместить на капотах. Когда-нибудь я опишу перипетии этой спортивной борьбы во всех подробностях. Сегодня же слишком уж много других впечатлений, нахлынувших сразу по приезде в Москву, одно за другим — и ноябрьские праздники, и 50-летие советского автомобилестрое- ния, и очень радостное сообщение о присуждении ря- ду работников нашего завода во главе с генеральным директором В. П. Коломниковым Государственной
======================== 332 ======================== премии СССР, и новые производственные успехи мо- их товарищей на конвейере и в цехах: только в те- чение октября появилось 12 новых трудовых дости- жений, занесенных в заводскую Книгу рекордов. По- этому я ограничусь пока короткой записью о том, как проходила посвященная «Туру Европы» пресс- конференция в «Автоэкспорте» и какие у меня мыс- ли возникали при этом. Ну, проходила она обычным образом. Щелкали затворы фотоаппаратов, стрекотали кинокамеры, сы- пались вопросы, на которые отвечали и мы, гонщики, и наш молодой тренер, заслуженный мастер спорта В. А. Щавелев. Его спокойные, лаконичные, но точ- ные ответы, разумеется, удовлетворили присутству- ющих. Но мне лично подумалось, что куда как инте- реснее было бы репортерам послушать его в другой, менее официальной обстановке. Потому что рамки пресс-конференции были слишком тесны для чувств, обуревавших в этот момент счастливого тренера. Я знаю Виктора Щавелева давно, мы с ним начи- нали почти в одно время. Плоть от плоти заводского коллектива, бывший рабочий, а ныне уже инженер, многократный чемпион СССР по гонкам и ралли, не- изменно выступавший только на «Москвичах», Вик- тор не мог не принять близко к сердцу того, самого главного, что произошло на «Туре Европы». И по праву старого товарища я позволю себе рассказать, о чем деликатно умолчал наш тренер, скованный своим официальным положением и некоторой тор- жественностью обстановки. Дело в том, что соревнование было не только три- умфом «Москвичей», но и явило собой своеобразный, очень важный для нас, их реванш. После того как в прошлом году основные трофеи тура достались но- веньким «Жигулям», о «Москвичах», чего греха та- ить, стали уже поговаривать, что они вроде бы в «преклонном возрасте», страдают «одышкой», чуть ли не «бесперспективны» для таких соревнований. Можно представить себе, как отзывались подобные
======================== 333 ======================== суждения в душе Щавелева, который как раз в ту пору возглавил в конструкторском отделе завода группу по подготовке спортивных машин! И какие чувства должны им владеть сейчас, когда «Москви- чи» завоевали все (!) главные награды соревнования: командный приз Золотой кубок, командный приз Серебряный кубок, первое место в национальном
======================== 334 ========================
зачете, первое место в заводском зачете и,наконец,— впервые за всю 38-летнюю историю «Тура Евро- пы»—первое место в абсолютном личном зачете и своем классе (экипаж в составе С. Брундзы и А. Ка- рамышева). Машины же Волжского автозавода заня- ли второе место. Разумеется, тот факт, что борьба за высшие на- грады в таком крупном и представительном между- народном соревновании, как «Тур Европы», стано- вится, по существу, внутренним делом советских раллистов, весьма отраден и многозначителен. Одна- ко каждый автомобиль—продукция определенного рабочего коллектива, которому дорога честь своей заводской марки. И итоги соревнования конечно же волнуют нас еще и тем, что именно «Москвичи» ока- зались лучшими машинами на огромной трассе, что именно на «Москвичах» были показаны наилучшие результаты, что именно им достались все наивысшие призы. За абсолютную победу в личном зачете был учрежден приз короля Иордании Хуссейна—огром- ный серебряный кубок, который на специальном длиннющем столе в «Автоэкспорте» возвышался даже над весьма внушительными по размерам командными кубками. Оцененная таким образом по- беда в личном зачете стоит того. Видавшие виды в марафонах Лондон — Сидней и Лондон — Мехико, на труднейших трассах Австралии и Южной Америки, Греции и Эфиопии, Финляндии и Нигерии, мы мо- жем вполне объективно оценить, сколь крепким орешком оказалась каменистая, пустынная дорога в Иордании. Причем средняя скорость здесь была за- дана без скидок, а именно — 93 километра в час. На асфальтовых же магистралях «Тура» она составляла ни более ни менее как 144 километра в час! Каким замечательным испытательным полиго- ном для «Москвичей» явилась и эта дистанция в Иор- дании, и горные грунтовые участки в южной части
======================== 335 ======================== Турции, и затопленные ливневыми дождями просел- ки Югославии, и автомобильные тропы в жарких пустынях Сирии и Ливана, и заснеженный серпантин в австралийских Альпах, да и вся 15000-километро- вая трасса «Тура Европы»! Ведь нам было на этот раз особенно важно проверить машины в самых разнообразных условиях, установить, как поведет себя новая трансмиссия (2140) с укороченными кар- данными валами, дисковыми тормозами и целым ря- дом конструктивных новшеств — та самая, что пред- назначается для будущей модели «Москвича». И сейчас, по убедительным итогам «Тура Европы», можно твердо сказать, что советские автолюбители получат хорошую машину, надежную и быстроход- ную, успешно выдержавшую конкуренцию с 51 авто- мобилем таких прославленных марок, как «форд», БМВ, «ауди», «фиат», «рено», «опель», СААБ, «альфа-ромео», «симка», «порше» и др. Разве не показательно, что среди 26 дошедших до финиша машин были все пять стартовавших «Моск- вичей», причем четыре из них заняли первое, вто- рое, пятое и шестое места в абсолютном зачете? Впрочем, не только добротность, надежность и ходовые качества автомобилей лежат в основе этого небывалого успеха. Без лишней скромности надо ска- зать, что и мы, советские гонщики, вновь подтверди- ли здесь свой высокий международный класс, при- чем особенно отрадно, что и молодые, не слишком опытные члены нашей раллистской дружины про- явили отличное водительское мастерство, прекрасное знание техники и, главное, настоящую волю к побе- де. Я лично уверен в том, что, как это ни странно на первый взгляд, особенно радуют тренера его питом- цы, занявшие всего лишь 17-е место в личном заче- те. Молодых заводских гонщиков А. Шишкова и М. Титова, постигло несчастье в Турции, на ремонт машины они затратили много времени, но тем не ме- нее им достало сил и мужества, чтобы продолжать гонку, не уподобиться тем 25 экипажам, которые со-
======================== 336 ======================== шли с дистанции. И, наконец, не сказал тренер на пресс-конферен- ции еще об одном: о нежном своем чувстве к двум старым товарищам, заслуженным мастерам спорта А. П. Терехину и Ю. И. Лесовскому, которые на этот раз сопровождали команду в качестве механиков. Огромную работу проделали они: тяжело груженные сервисные универсалы не отставали от боевых ма- шин, всегда поспевая на самые горячие точки трас- сы. Гонщикам еще порой удавалось отдохнуть ча- сок-другой, механики же использовали эти короткие передышки для осмотра и технической помощи. Чувствуя их локоть, работая вместе, В. А. Щавелев вдохновлялся, я думаю, примерами из общей прак- тики тех славных, теперь уже вошедших в историю, автомобильных баталий, что подготовили, по-су- ществу, и нынешний крупный успех.
Запись Шестьдесят Шестая СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ Таллин. 23 февраля 1975 года.
Только что здесь, в Прибалтике, закончилось зимнее командное ралли на Кубок СССР. Не могу сказать, что в хорошем я настроении. А еще точнее—в до- вольно мрачном. Проиграли мы начисто. Кое-кто "в сугроб залетел, другие просто плохо выступили, в итоге — шестое место. Это после того, как в прошлом году в таком же ралли «Прибалтика-74» мы были первыми, став чем- пионами СССР. И после того так же, как совсем не- давно, два месяца назад, почти на тех же прибалтий- ских трассах наши молодые гонщики Е. Безногов и В. Павлов, А. Зайцев и В. Дубинкин победили в рал- ли «Балтийское море—море мира». А здесь... Слов нет, конкуренция была сильная. Волжане и ижевцы вообще за последнее время очень выросли —
======================== 337 ======================== многое переняли у нас, укрепили свои спортивные коллективы, выступают на отличных, прекрасно под- готовленных к соревнованиям автомобилях. Так что гораздо труднее стало нам сейчас оспаривать любое первенство СССР—будь то ралли, гонки по кольцу или на ипподроме. И все же, все же... Не стоит вешать голову. Тем более, что у нас в коллективе большая новость: воз- вращается на завод Александр Васильевич Ипатен- ко. Он демобилизовался из армии и будет теперь ру- ководить Бюро спортивных испытаний автомобилей. Да, славненький «сюрприз» мы ему приготовили... Конечно, Александру Васильевичу не привыкать. Заслуженный мастер спорта СССР, много- опытный тренер, гонщик и организатор соревнова- ний, он конечно же прекрасно знает, что в спорте бы- вают не одни только победы. После 14 лет бессмен- ной работы в качестве начальника Центрального автомотоклуба СССР масштабы нашего коллектива и наши заботы, возможно, покажутся ему мелко- ватыми. Но я лично думаю, что нелегко ему будет, очень нелегко. И не только потому, что усилилась конкуренция, набрались сил основные и ныне мно- гочисленные соперники; сам наш спортивный кол- лектив переживает кризис. «Старая гвардия» уже в летах, сходит с арены, а следующее поколение что- то не очень активно ее замещает, не блещет, прямо скажем, успехами, которые хотя бы отдаленно на- поминали прежние. (Не секрет ведь, что и в «Туре
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|