Обработка результатов. Контрольные вопросы. Тема задания
Обработка результатов Обработка результатов заключается в подсчете количества правильных и ошибочных нахождений аналогий между понятиями; анализируется характер установленных связей между понятиями — конкретные, логические, категориальные связи; фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у данного испытуемого — преобладания наглядных или логических форм. Кроме того, при обследовании данной методикой обнаруживаются нарушения последовательности суждений, когда испытуемый на время перестает следовать избранному им способу решения задачи. Аналогии в различных заданиях строятся по разным принципам, и наличие инертности может затруднить выполнение задания — в последующей задаче такие испытуемые пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи. Контрольные вопросы 1. Какие особенности мышления выявляются с помощью данной функциональной пробы? 2. Какие особенности выполнения задания можно ожидать при обследовании с помощью этой методики школьников? ПРИЛОЖЕНИЕ Бланк к методике «простые аналогии» Фамилия: __________________________ Дата: _______________ 1. Лошадь Корова_______________ Жеребенок Пастбище, рога, молоко, теленок, бык 2. Яйцо_____________________ Картофель_____________ Скорлупа Курица, огород, капуста, суп, шелуха
Ложка Каша Коньки Зима Ухо Слышать Собака
Стоять
____________ Вилка____________ Масло, нож, тарелка, мясо, посуда ____________ Лодка____________ Лед, каток, весло, лото, река Зубы - Видеть, лечить, рот, щетка, жевать _________________ Щука________________ Овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя ________________ Камень________________ Пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик _________________ Суп_________________ Вода, тарелка, курица, соль, ложка _________________ Рука_________________ Топор, перчатка, нога, работа, палец ________________ Мороз________________ Палка, холод, сани, зима, шуба _______________ Больница_______________ Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной _______________ Картина_______________ Хромой, слепой, художник, рисунок, больной ______________ Стол_________________ Вилка, дерево, стул, пища, скатерть Муха Решето, комар, комната, жужжать, паутина _____________ Человек________________ Люди, птенец, рабочий, зверь, дом ______________ Дом__________________ Вагон, город, жилище, строитель, дверь __________ Ботинок__________________ Портной, магазин, нога, шнурок, шляпа _____________ Бритва________________ Сено, волосы, острая, сталь, инструмент ______________ Рука_________________ Галоши, кулак, перчатка, палец, кисть ______________ Пища________________ Пить, голод, хлеб, рот, еда _______________ Пар_________________ Лампочка, ток, вода, трубы, кипение ______________ Конь_________________ Поезд, лошадь, овес, телега, конюшня \________________ Железо________________ Драгоценный, железный, твердый, сталь, обычный _____________ Кричать_______________ Молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
Птица
Воздух, клюв, соловей, яйцо, пение Птица Зерно, клюв, соловей, пение, яйцо __________ Библиотека____________ Актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель ____________ Дерево______________
Пень, пила, столяр, кора, листья
Галка, очки, слезы, зрение, нос
Мороз, день, январь, осень, сани
S 45 Задание 12. Методика «сравнение понятий» Тема задания
Студенты продолжают знакомиться с методиками, направленными на изучение мышления человека. С помощью этой методики анализируется развитие операции сравнения. Применение этой функциональной пробы, как и предыдущей, в ситуации клинического обследования хорошо представлено в учебных пособиях Б. В. Зей-гарник и С. Я. Рубинштейн. В тесте данного задания особое внимание обращено на применение методики для обследования школьников. ■ Ход выполнения задания В качестве испытуемого лучше выбрать того же, кто принимал участие в предыдущей функциональной пробе. Испытуемому называются два слова, обозначающие те или иные предметы или явления. Инструкция: «Вы должны сказать, что общего между этими двумя словами и чем они отличаются друг от друга». При этом экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поиске возможно большего количества черт сходства и различия между словами пары: «Чем еще они похожи? », «Еще чем? », «Чем они отличаются друг от друга? », «Еще чем? ». В Приложении дается примерный список слов для сравнения. Можно выделить три категории задач, которые применяются для сравнения и различения понятий (по А. Р. Лурии). Во-первых, испытуемым даются два слова, явно относящиеся к одной категории (например, «корова — лошадь»). Во-вторых, предлагаются два слова, у которых общее найти трудно и которые гораздо больше отличаются 328 друг от друга, чем в предыдущем случае (например, «ворона — рыба»). Третья группа задач еще сложнее — это задачи на сравнение и различение объектов в условиях конфликта, где различия выражены гораздо больше, чем сходство (например, «всадник — лошадь»). Различие уровней сложности этих категорий задач зависит от степени трудности абстрагирования признаков или наглядного взаимодействия объектов, от степени трудности включения этих объектов в определенную категорию.
Предъявление испытуемому задач этих трех уровней может быть нацелено на определение индивидуальной трудности, т. е. выполнение операций сравнения может отличаться для разных типов связей между понятиями. Это дает дополнительную характеристику индивидуальных особенностей мышления. У школьников выполнение операций сравнения будет различаться, если варьировать экспериментальный материал по фактору «житейские понятия» (владение ими складывается стихийно в индивидуальном опыте) и «научные понятия» (усваиваются в качестве учебного материала).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|