Обработка результатов. Контрольные вопросы. §46 Метод опроса. Анкетирование как форма опроса
Обработка результатов Проводится количественный и качественный анализ результатов. Количественная обработка заключается в подсчете количества выделенных испытуемым в каждой паре черт сходства и различия. Высокий уровень развития операции сравнения отмечается в том случае, когда школьник назвал более 20 черт, средний — 10—15, низкий — менее 10 черт. В процессе обработки ответов важно учесть, какие черты отметил учащийся в большем количестве — черты сходства или различия, часто ли он употреблял родовые понятия. Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различения стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию. Таким образом, тот факт, что раньше созревает различение, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Поэтому для дошкольников особенно трудными будут задачи второй и третьей категорий. У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию; для них трудны задачи третьей категории. Этот метод имеет значение для диагностики умственного недоразвития или умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок не сможет выполнить задачу на отвлечение признака и введение объектов в иерархию одной категории и всегда будет замещать такой ответ либо указанием на различие, либо введением в какую-то наглядную
ситуацию. Для человека, больного шизофренией, характерно обратное — полный отрыв от наглядной ситуации и обобщение по несущественным признакам объектов. Контрольные вопросы 1. Для чего варьируется сложность сравниваемых понятий? 2. Как оценивается уровень развития операции сравнения? ПРИЛОЖЕНИЕ Материал к методике «сравнение понятий»
ЧАСТЬ IV МЕТОДИКИ ОПРОСА В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ *?
§46 Метод опроса Анкетирование как форма опроса История вопроса. К числу наиболее распространенных средств получения эмпирических данных относят метод опроса. Точнее было бы говорить о методиках опроса, имеющих разные цели и занимающих разное место при сборе данных в психологическом исследовании. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и (или) субъективных (мнения, настроения, оценки и т. д. ) фактах со слов опрашиваемых. Опрос следует отличать от использования опросников в качестве психодиагностических методик. Результаты опросов — это первичные данные. Применение же опросников — личностных, интеллектуальных и т. д. — позволяет получать вторичные данные (о местоположении индивидуальных показателей по отношению к нормативным).
В целях различения методик опроса и психодиагностики далее будет использоваться термин «анкетирование». Анкета — это письменный перечень вопросов, задаваемых опрашиваемому — испытуемому, респонденту. Основными формами опроса, применяемыми в психологических исследованиях, являются: 1) опрос «лицом к лицу» — интервью, проводимое специалистом (интервьюером) по определенному плану; 2) заочный опрос — анкеты, предназначенные для самостоятельного заполнения испытуемым (или опрашиваемым респондентом). Сбор первичной информации путем опросов стал практиковаться среди психологов еще в XIX в. В 1874 г. английский психолог Ф. Галь-тон впервые использовал анкету в своем исследовании с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. На вопрос его подробной анкеты ответили 100 крупнейших научных деятелей. Полученные данные были проанализированы и изложены Ф. Гальтоном в монографии «Английские люди науки: их природа и воспитание». Пионерами применения анкетного метода в психологии были А. Бине во Франции и С. Холл в США (конец XIX — начало XX в. ). В исследованиях А. Бине метод опроса был по существу переходным методом тестирования интеллекта. Тестами стали называть стандартизованные формы психодиагностики, в то время как за термином «опрос» остались все другие формы получения вербализованных (устно или письменно) ответов на перечень задаваемых вопросов. В XX в. анкетный опрос как метод педагогических и психологических исследований начал применяться и в России. Анкетный опрос стал преимущественно используемым средством в социально-психологических исследованиях. Преимущество этих методик заключается в возможности спросить о чем угодно, что представлено в сознании человека — его мнениях, мыслях, оценках и т. д. Опросам как методикам сбора первичной информации свойственна и известная ограниченность. Их данные во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых. Получение информации о мнениях, чувствах, мотивах, отношениях, интересах и т. д. чаще всего осуществляется посредством опросов в той или иной форме. Данные самонаблюдения представляют собой важный материал для исследователя, «Высказывания субъекта — показания его самонаблюдения должны быть взяты не как совокупность положений, заключающих в себе готовую истину о субъекте, а как более или менее симптоматические проявления, истинная природа которых должна быть выявлена исследователями в результате их сопоставления с соответствующими данными. Объективный анализ высказываний испытуемого приводит нередко к результатам, отличным или даже прямо противоположным их непосредственному содержанию», — подчеркивал С. Л. Рубинштейн [Рубинштейн, 1959, с. 171].
Формы устного опроса стали методиками, получившими широкое распространение в смежных с психологией дисциплинах, особенно в социологии. Общими являются ряд требований к составлению опросников [Методы..., 1977; Бутенко, 1989]. Имеющийся опыт проведения психологических исследований показывает, что опросы могут играть позитивную роль при условии сопоставления полученной информации с результатами анализа статистических данных, официальной и личной документации, материалов наблюдения. Необходимо только избегать абсолютизации методик опро-332 са, применения их там, где нужны другие методы сбора первичной информации. Место опроса (анкетирования) в структуре (на этапах) психологического исследования. Область применения опросов в психологических исследованиях довольно обширна. Социальная психология обращается к этому средству наиболее часто (в силу предмета изучения). 1. Опрос на ранних стадиях исследования. В процессе работы по разведывательному плану, т. е. в поисковых исследованиях, используется обычно интервьюирование. С помощью опроса как анкетирования также получают «срезовые» данные о мнениях людей, когда исследование еще находится на стадии выработки гипотез. С помощью данных интервью устанавливаются переменные, относящиеся к изучаемой проблеме, и выдвигаются рабочие гипотезы. Часто при этом опрашиваются лишь компетентные лица, которые могут дать обстоятельную информацию по интересующим исследователя вопросам. Если в качестве основного метода сбора данных выбрано анкетирование, то интервью обычно применяется для предварительного испытания анкеты, как перечня вопросов, из которых в последующем будут выбраны репрезентативные.
2. Опрос выступает как основное средство сбора первичной информации — для получения данных, позволяющих прояснить взаимосвязи изучаемых процессов. При этом особое значение приобретают стандартизация методик опроса и определение достоверности полученной информации. В отличие от задачи прояснения психологических переменных и гипотез здесь предлагается комплексный охват уже выделенных заранее проблем (и переменных). 3. Если в программе исследования предусматривается экспериментальная схема, методика опроса может использоваться с целью выявления основных признаков, отличающих экспериментальную и контрольную группу как до начала эксперимента, так и после его окончания. Не следует смешивать этот случай с установлением зависимой переменной при обращении исследователя к самонаблюдению испытуемых. 4. Опрос служит для уточнения, расширения и контроля данных, полученных как другими методами, так и путем применения других форм опроса. В последнем случае нередко материалы анкетирования допол-няютсясданными интервью. При этом часто повторно опрашивается некоторая часть лиц, входящих в исходную выборку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|